Швеция – родина Карлсона и Нильса с дикими гусями, здесь самые высокие налоги, самая крутая порнография, страшно дорогой алкоголь, непонятно какой строй и порядок: то ли социализм, то ли капитализм, то ли монархия. Территориально сравнимая с Московской областью, Швеция увековечена в русском языке рекордным количеством нарицательных имен: "шведский стол", "шведская семья", "шведская стенка" и "шведские спички", сами шведы считают национальным изобретением лишь спички.
Изобретатель Густав Эрик Паш является отцом тех самых спичечных коробков, что хранят в себе сотню тонких деревянных хранителей тепла и света в наших с вами карманах.
«Шведский музыкальный экспорт» – пожалуй, еще один ассоциативный термин, не уступающий по своей роли в жизни общества многотысячным заводам ИКЕЯ и ВОЛЬВО, в этой индустрии народу работает не меньше, на 9 миллионов жителей приходится несколько тысяч различных групп и творческих коллективов, жаждущих вцепиться в глотку мирового глобализма. Корни успехов музыкальной индустрии Швеции кроются не в отдельных ярких вспышках звезд, а в общем укладе музыкальной жизни в стране, в отношении к культуре со стороны государства и в культурных традициях наших северных соседей.
По всей стране создаются репетиционные базы для начинающих музыкантов, имеются экспертные группы, которые стараются находить молодежные коллективы, достойные поддержки.
Eсли молодой человек не может иметь доступа к альтернативной музыкальной культуре, то это дискриминация.
Шведская система музыкального образования доступна всем желающим, как результат — практически поголовное музыкальное образование страны. Как следствие — принципиально иная аудитория и качество музыкального продукта соответственно.
Культура — это не архитектурные сооружения (театры, залы и т.п.), а, прежде всего, сами события, творческие мероприятия, общение между людьми, и именно это надо поддерживать в первую очередь. Согласен на все 100.
Данный научно-познавательный экскурс подвел нас к еще одному «шведскому бриллианту», последний альбом «Living Things», вышедший на днях на британском лейбле Wichita – очередной пример успеха шведского инди-попа в лице коллектива «Peter Bjorn And John», в этом году им 10 лет. Участники – Питер Морен (вокал, гитара и гармоника), Бьорн Иттлинг (бас-гитара, вокал и клавишные) и Джон Эрикксон (ударные и вокал) встретились и познакомились в институте, на почве обоюдной любви к таким группам, как The Stone Roses и Ride, объединив свои имена в название, трио попробовали писать совместно музыку ради собственного удовольствия В ноябре 2002г. на шведском лейбле «Beat That!» выходит дебютный одноименный альбом тиражом 1000 шт., материал получился чрезмерно надуманным и экспериментальным, сформированным под влиянием мелодий классического направления 60-х барокко-поп, power-поп-музыки и новой волны. Шведы – народ стеснительный, и при понятной тяге к артистическому самовыражению многие стараются не выдавать себя, относиться к этому больше как к игре, – говорить о сильных чувствах, используя при этом всего лишь набор стандартных, но модно и драйвово звучащих фраз на формально знакомом, но всё равно чужом английском языке. Музыканты утверждают, что их музыка наполнит вас радостью, и вы будете чувствовать себя легким и счастливым.
Первые издания оказались коммерчески дефективными, выступления в студенческих клубах Скандинавии не приносили материальной выгоды.
«…интернет-общение – идеальный способ донести свою музыку до людей, благодаря сети наш очередной альбом «Writers Block», а заодно и все наше музло были оценены во всем мире…»
В результате упорного труда парни из Peter Bjorn And John создали уникальное звуковое пространство, глубоко личное и помпезное одновременно, и они не прогадали.
Первая половина очень попсова, акустические гитары создают простые бодрые мелодии, много танцевальности, groove выдержан для дальнейшего их использования на сельских дискотеках. В конце альбом наполнен футуристическим современным фольклором для туристического костра (“ The Chills”, “ Poor Cow” – bablle-gum-indie музыка)
«Young Folks» – ударный трек-хит для вселенских романтик-коллекшен, дуэт Виктории Бергсмэн и Питера Морена – душевные откровения и эмоции молодых любящих натур.
На церемонии MTV VMA 2007 года «Peter Bjorn and John» номинированы в категории «Лучший новый исполнитель», «Young Folks» используется как саунтрек к многочисленным сериалам и заставкам компьютерных игр, песня довольно долго находилась в топ-40 британского чарта, а журнал NME вовсе обозначил её, как лучшую песню 2006 года.
2008 г., четвертая студийная работа «Seaside Rock» – инструментальный альбом, посвященный тем временам детства, когда деревья были большими. Десять треков пластинки оставляют незабываемое ощущение прикосновения к сокровенным воспоминаниям, в которых есть место и печали, и радости. Кроме того, короткие монологи, позволяют слушателям познакомиться с диалектом тех мест, где родился каждый из участников, привнося в музыку большую долю национального колорита.
2009 г., «Living Things» – возможно, в названии альбома зашифровано отношение к измерению перспективы, будь это развитие человека, от детства к юности и взрослости, или изучение такой категории как время, от прошлого к настоящему в будущее, или исследование эмоционального фона от смеха, удовольствия до ненависти и злобы.
На «Living Things» обнаружите скандинавскую красоту, пейзажи, наполненные ритмами, фольклорными мелодиями, где-то поблизости смеется ребенок, автомобиль отъезжает, сумерки опускаются, бабы идут за водой, весь альбом – особенный, тягучий, кинематографический, непонятно, в каком звуковом спектре авторы работали над ним, все пропитано тайной, неизвестно каким программингом они манипулируют и как им удается наковырять такую пространственную красотищу. Музыка сделана явно для хорошей stereo-системы, она драматургична, апокалиптична и удивительно красива.