Продолжаем подводить итоги ушедшего года – еще одно свершившееся открытие 2008г. определяющее направление развития европейской рок-музыки на год вперед…
Продолжаем подводить итоги ушедшего года, дебютный альбом группы The Foals «Antidotes», выпущенный на «Transgressive Records» по признанию авторитетнейшего музыкального издания NME – «еще одно свершившееся открытие 2008г. определяющее направление развития европейской рок-музыки на год вперед…», их произведения ремикшируют немецкие техно-гуру с Компакта, целый год они выступают в туре с Блок Пати, группу называют реинкарнаторами стиля «math», когда-то модного в мире.
Фронтмэн группы Яннис Филиппакис родом с греческого острова Карпатос, с детства был втянут родней в национальные массовые деревенские гульбища с песнями и плясками до утра. Отрастив пышные усы он отправился в английский Оксфорд набираться знаний, хотя может нет, дав денег сыну родители планировали таким образом через сына «окультуриться» на туманном альбионе. Проучившись год в колледже при Оксфордском университете на факультете английского языка, отчислен за неуспеваемость и постоянные пропуски занятий.
Вместе с другом Джеком Бивеном создают группу «The Edmund Fitzgerald», сконцентрировав свои усилия на экспериментальной рок-музыке, взяв за основу математик-рок. Стиль, возникший в конце 80-ых на американском Западе, характеризуется сложной, нетипичной ритмической структурой с множеством внезапных остановок и постоянно изменяющимся тактом, манипулирование с ритмом, поиск наиболее атипичного синкопирующего шага – главная задача математик-рокеров, вокальное мастерство в данном случае отходит на второй план и служит лишь вспомогательным саунскейпом.
В 2005г. коллектив распался по причине авторской хронической усталости от собственного заумного процесса творчества, «…мы слишком серьезно относились к делу, теперь хотим праздника…»
В этом же году работая в кофейне на побегушках Яннис знакомится с клавишником группы «Foals» Эдвином, парней приглашают на прослушку, основатель проекта Эндрю Мерс привлек их для студийной записи первого релиза «Try This on Your Piano/Look at My Furrows of Worry», после чего сам покинул коллектив, почувствовав свою ненужность.
Первые выступления проходили на домашних вечеринках в Оксфорде, сцена в большинстве случаев отсутствовала, группа играла непосредственно в толпе людей. «Мы могли притащить свое оборудование и услышать от хозяина что-нибудь типа "не заденьте дверную раму", – вспоминает гитарист. – А во время концерта мы видели, как он сам прыгает и крушит собственное барахло».
Вероятно, совсем скоро Foals станут играть на куда более серьезных площадках, но музыканты не намерены отказываться и от таких вот демократичных концертов. «Мы не говорим зрителям: заткнитесь и смотрите. Мы всего лишь часть вечеринки», – объясняет Филиппакис.
Комбинируя немецкое минимал-техно, краут-рок от Can и Harmonia, арт-рок от Talking Heads и даже творчество композитора-минималиста 80-ых Стива Рейча, которое музыканты оценивают как "the best musical act of all time" слушателю представляется возможность ощутить идеальное соединение радостных мелодий и тонко организованного напряжения ритма, циркулирующего по их поверхности, пряный вокальный туман на фоне чудачества гитар и нервных накатов духовых, музыка слишком причудлива и эксцентрична, проста и откровенна.
Засветившись в небольшом эпизоде в тин-сериале «Skins» в августе 2007г. Foals заинтересовали местный МэТэВэ, в программе «Spanking New Sessions в начале 2008г. группа представляет пятитрековый концерт, песни "Balloons", "Red Sox Pugie", "Cassius", "Olympic Airways" и "The French Open" в одночасье стали хитами студенческих радиостанций, телевизионные каналы E4, Канал 4, БиБиСи дают парням необходимую рекламу.
«…мы пытаемся делать прогрессивную музыку, хотя и не умеем играть на гитаре аккордами, возможно, это и отличает нас от многочисленных групп, отсутствие заумности и минимизации средств выражения заставляет нас быть изобретательными и непохожими на других, мы хотим, чтобы нас называли поп-группой…»
24 марта 2008г. на Transgressive Records выпущен дебютный альбом «Antidotes». Длинные звуковые петли, разматывающиеся по спирали, музыка меланхолии, сердечности, эйфории, иногда мимолетно звучит гитара, а то и медные трубы, джазовые рефрены, свингующий бас, тембры, звуки прозрачны и чисты, представлены традиции народной музыки, музыка путешествующего по венам ветра, звуковой пульс современного мира, зависимости и несвободы.
«…истошные выкрики на французском, с которых стартует альбом группы Foals, провоцируют — равно как и доминирующие на пластинке интонации рыночного зазывалы — употребление термина «ню-рейв». Эластичная ритм-секция и гитарные щипки (вместо того чтобы бить пятерней по струнам, Foals предпочитают щекотать их медиатором) заставляют припомнить о раннем — равно как и реанимированном — панк-фанке, будь то Gang of Four или происки лейбла DFA. Способы обращения с мелодиями явно имеют в виду минимализм — и верно, лучшим музыкантом всех времен участники Foals почитают композитора Стива Райха. Неизбежно приходит в голову и мат-рок с его усердной песенной стереометрией, и афробит с его ухающей поступью; да что там — группа «Аукцыон» времен альбома «В Багдаде все спокойно» (и конкретно песни «Жертвоприношение») тоже приходит в голову…
…половиной «Antidotes» можно смело взрывать танцполы, другая — чуть менее задорная — половина тоже претендует на светлое шлягерное будущее. Единственное, чего Foals недостает, — минимальной сознательности. Синкопы и сложные ритмические сетки заменяют песням собственно смысл, слова складываются в малозначительные намеки: к чему здесь рекламный слоган Lacoste и что подразумевает текст лучшей на пластинке песни «Cassius», гибель Римской империи или обычную плясовую гомоэротику, — бог весть. Это, впрочем, единственный (и к тому же общий) негативный симптом; в головах у Foals пустота — зато сердце работает, как новый мотор… (Александр Горбачев)
Компетентней и не скажешь.