Они сыграли один раз и сказали, что больше играть не будут: безумной сложности вещь, страшно интересная не каждый западный оркестр сыграет. От таких может отказаться “Оркестр де Пари”, например, или Филармонический оркестр Радио Франс. “Отпечатки” Цинсстага тоже исполнялись, как ни парадоксально, лишь один раз – в Германии. Играл оркестр, который считается в Европе ведущим коллективом по современной музыке. Они сыграли один раз и сказали, что больше играть не будут: безумной сложности вещь, страшно интересная. Шесть флейт, шесть кларнетов, восемь валторн, четыре пианиста, три синтезатора, живая электроника, – а если я начну перечислять ударные, то даже не все музыканты поймут, что я говорю, потому что многие названия ударных инструментов в России просто неизвестны. Что-то мы достали, что-то пришлось привезти сюда.
Кроме Жерара Цинсстага, мы включили в программу “Стелу” Дьердя Куртага. Куртаг – один из наиболее известных старейших европейских композиторов, последний из могикан, живет во Франции; тоже дружил с Денисовым. Когда Денисов скончался и мы делали концерт его памяти, Куртаг откликнулся первый. Он прислал нам пьесу под названием “…Вы развейтесь, ветры буйны, раскатитесь, белы камушки”. Причем написано было по-русски: Куртаг – полиглот, он знает около 15 языков.
И четвертая партитура, которую мы вставили в концерт, – это “Цвет рассвета” Франсуа Париса, одного из наиболее интересных французских композиторов своего поколения. Он был еще совсем мальчишкой, но уже подавал огромные надежды. Парис вырос в большого мастера. Он относится к так называемой “спектральной школе”, неоднократно был на мастер-курсах Денисова, – и сам мне говорил о том, что Денисов на него очень сильно повлиял. Таким образом, у нас представлены композиторы разных стран и разных поколений – и все они, конечно, так или иначе связаны с творчеством Денисова и с личностью Денисова…