rus eng fr pl lv dk de

Search for:
 

РЕДКАЯ ПТИЦА ДОЛЕТИТ ДО… ИЛИ СМОЛЕНСКИЙ АНДЕРГРАУНД. Рок и экспериментальная музыка в Смоленске


ПРЕДУВЕДОМЛЕНИЕ

Редкая птица долетит до середины Днепра, говаривал когда-то бытопоэт Мыкола Гоголь. Во Смоленской губернии всяка птица, включая курицу, может перепрыгнуть наш Днипро запросто, так как он в губернии получил исток, а, следовательно, и сермяжную исконность. Тем не менее, что касаемо, редких птиц, то их у нас предостаточно. К чему это мы тут так? А потому, что не только высокий полёт свойственен нашим жителям, но и подземно-подпольные поползновения, проще говоря, по-народному – креативность андерграундовово поприща. С начала двадцатого века тут были отмечены деяния всяческих авангардистов – группы захвата Казимира Малевича и его супрематических отпрысков УНОВИСа, т.е. «Утвердители нового искусства». Они креативили здесь всяческие черно-красные квадраты в массы, но народ их не понял, и лет на пятьдесят дело это заглохло.

В конце 70-годов прошлого 20 века стали прорастать ростки авангардизма, несмотря на недопонимание социума и начальства. Эмигрант из бывшего Польско-Литовского княжества, города Полоцка некий художник Всеволод Лисинов привёз в Ключ-город Смоленск идеи абстракционизмов, формализмов и прочих супрематизмов. Он стал подпольно, андерграундово рисовать запрещённые квадратики и прочие непонятности. Вскоре, он обрёл поддержку местного авангардиста абстракциониста Влада Макарова, который, к тому же, исповедовал ещё более страшную ересь, как атональная музыка на виолончели! Почва была подготовлена всякими длинноволосыми рок-музыкантами и бородатыми инакомыслящими, и дело стало быстро развиваться.

Настоящий андерграунд. 1985г. Всеволод Лисинов – первый авангардист работает в подвале смотрителем котельного оборудования. Владислав Макаров – художником оформителем

Чтобы дело не стало неподконтрольным, власти разрешают создавать дискотеки и даже Рок-клуб. В центре города напротив Облисполкома и памятника Ленина на главной площади, в Доме молодёжи начал функционировать Рок-клуб. Очень быстро там обосновались все городские рок команды всех направлений от рокабилли до хэви металла.

Год 1987. Андерграунд вышел из подполья!

***


ФАКТЫ, ДЕЯНИЯ и ФАНТАЗИИ

Уже к середине 60-х годов, или скорее ближе к концу, в Смоленске стали появляться первые рок, тогда скорее, бит-группы. Одной из первых была группа “Атланты” игравшая инструментальные пьесы Венчерз и Шедоуз, точнее кальки с них. Параллельно стали возникать и официальные ВИА – “Колокола”, “Славяне”, что-то подобное модным тогда “Песнярам”. Альтернативой было студенческое движение, более-менее аутентичных рок групп. Лучшей в конце 60х – начале 70-х была группа из мединститута “ПОТОК” с их лидером Дмитрием Басилия, который привозил в Смоленск фирменные диски, а также ими нелегально торговал. Он был харизматической личностью. В мединституте существовал почти целый неформальный рок-клуб из нескольких групп. Лидирующая там группа “Поток” играла каверы довольно радикальных на тот момент западных групп The Who, поздних Beatles, и даже хиты Джими Хендрикса. В пединституте лидировала группа “Цветы”, (The Flowers) что играла каверы Битлз и Роллингов в собственной упрощённой аранжировке. К середине 70-х рок движение начало спадать количеством и качеством, и некоторые группы осели в ресторанах.

Всеволод Лисинов и Владислав Макаров

К 80-м вновь начало набирать силу рок движение, а на базе Дома молодёжи возник даже рок-клуб с репетиционной базой. Стали приезжать на гастроли группы из Москвы, Питера. Особо популярными были тогда группы “Ночной проспект”, “Центр”, “Пикник”. Из смоленских групп выделялись панк группа «Нянечка» и группа тяжёлого рока «Магма». Наиболее оригинальной считалась группа из Энергоинститута “ЭШ” с харизматичным лидером гитаристом Вадимом Петренко. Активно работал в рок-клубе авангардист музыкант и художник Владислав Макаров, который негласно оказывал влияние на некоторых, особо продвинутых рокеров. В середине 80-х Макаров был уже известен в столичных кругах как импровизатор-экспериментатор и имел коллег из круга столичного андерграунда, участвуя в проектах Сергея Курёхина, Сергея Летова и многих других. В Смоленске сложилась в некотором смысле школа новой импровизационной музыки Влада Макарова, куда привлекались рок-музыканты, такие как Михаил Юденич, Вадим Петренко, будущие участники легендарной авант-нойз-группы “ЗГА”.

В городе и не только, а в хипповой российской среде особенно, известностью пользовался хиппи-музыкант, лидер тяжёлой группы “Магма”, Валерий Павлов, известный в хипповой системе как Паша-рыжий. Блистал в конце 80-начала 90-х главный панк Кэлла – Сергей Колобаев. В это время появилась команда в стилистике рок-оппозиции, группа “ДИСЦИПЛИНА”, на тот момент это были: Вадим Петренко, Михаил Юденич и Владимир Мосейкин – все, прошедшие тренинги радикального импровера Влада Макарова и его коллег в Риге, Питере и Москве – Николая Судника, Валерия Дудкина, Алексея Борисова и др.

Бит-группа «The Flowers» («Цветы») справа В. Макаров. Смоленский педагогический институт, 1973

В середине 90-х в Смоленске появляется уникальная группа “С Коленями Как У Птицы” – “СККУП” с фронтменом и идейным лидером Михаилом Давыдовым. Группа отличалась крайним радикализмом в духе Дэвида Томаса, Капитана Бифхарта, Тома Уэйтса, и даже английского импровера Фила Минтона. Давыдов сотрудничал с Владом Макаровым, Николаем Рубановым из «Аукциона», Николаем Судником из «Зги» и Алексеем Борисовым из «Ночного проспекта».

На сегодняшний день рок-музыка в Смоленске вошла в обычный мейнстрим и клубный формат, в художественном отношении ничего особенно интересного или экспериментального не появляется. Видимо, сказывается симптом свободы, которая, как выясняется, не способствует творческому порыву. Нынешние музыканты ищут признания больше в коммерческом плане. В Смоленске существует достаточное количество вполне профессиональных рок-групп разных направлений.

***


ЛИЧНОЕ

Я, конечно, вышел из шинельки рок-музыки, в юности играл в институтской рок-группе, потом осваивал джаз-роковую гитару и даже джазовые прогрессии учил, слушал, торчал от Махавишну оркестра. Позже нашёл более утончённую музыку музыкантов ЕСМ Кита Джаррета, Ральфа Таунера и группы Орегон, Прогноз Погоды. Душа продолжала лежать в сфере арт-рока. Прокол Харум, Джетро Талл, Йес, Генезис, Кримсон и т.д. Но постепенно осваивая виолончель, я захотел новой невиданной музыки, что привело меня к авангарду, к Новой импровизационной музыке.

Смоленский рок-клуб 1987г. Панк Кэлла, гитарист Вадим Петренко

В Смоленске я пытался найти единомышленников, так сложился небольшой круг радикальных музыкантов, в основном, от рок-музыки. В самом рок-клубе я был своим человеком и пользовался авторитетом. Но, обстановка пьющего беспредела и раздолбайства, сопутствующая, как обычно, этой публике, была, по большому, счёту мне чужда, поэтому я постепенно терял интерес к рок-музыке. В рок-клубе были свои яркие личности, например, панк Кэлла со своей группой «Нянечка». Ребята беспредельничали неподецки, как и полагалось по жанру. Хэви-металлическую группу «Магма» возглавлял главный хиппи города Паша-рыжий, он же Валерий Павлов известный в Системе всей страны. Пашка очень тянулся ко всему новому и постоянно тёрся в моём поле, частенько приходил в мою штаб-квартиру для общения и пополнения знаний от современного искусства и музыки. Он был крайне интересной личностью и одновременно типичным таким представителем хиппианского мироощущения того времени. Иногда я привлекал его в свои музыкальные проекты как гитариста. К сожалению, в нулевые он был таинственно убит кем-то из его же тусовки. Судьба панка Кэллы также сложилась трагически: пройдя разные этапы своей жизни с попытками поиска истины и просветления, он не справился с вызовами жизни, и не так давно он таинственно погиб.

Музыкальный марафон. 1988г. Группа Макаров-Петренко-Дудкин

Нулевые для нашего смоленского рока прошли серовато и были отмечены мейнстримом. Существовал так называемый фестиваль «Смоленский проект», где можно было услышать рок-музыку, но весьма вторичного характера. Многое в рок-музыке Смоленска изменилось с появлением частного Клуба альтернативной независимой музыки «А-Клуба», созданного рок музыкантами, и это дало толчок развития. Здесь проводятся даже мини-фестивали разных жанров. Здесь выступают часто и гости, ну, например, наши общие друзья и коллеги группа «Ночной проспект», «Зга», «Ива Нова», «Фигс», Сергей Летов, Николай Рубанов, Илья Белоруков и другие. Я, как правило участвую в этих совместных проектах.

Самая креативная смоленская группа на сегодняшний день, это, бесспорно, «С Коленями Как У Птицы» (СККУП) которой руководит изначально Михаил Давыдов. Он крайне неординарная личность и музыкант. Оттолкнувшись от западного рок-андерграундового поля Капитана Бифхарта, Тома Уэйтса, Дэвида Томаса, он расширил свой горизонт радикальным импровом и конкретно голосовым английским чудесником Филом Минтоном.

Главный хиппи Смоленска Паша –рыжий и лучший рок барабанщик Смоленска Миша Юденич. 1988

«С Коленями Как У Птицы» – это необъяснимое порождение густого, вязкого чернозёма Смоленщины, та степень естественности и лютой мощи, к которой стремятся очень много команд по всему свету, от фрик-фолкеров до авант-рокеров. Вот такое иногда можно услышать на их счёт.

Я с удовольствием регулярно участвовал в судьбе этой группы, а Миша участвовал в моих импров-проектах и записях музыки. Лучшую нашу общую запись издал в Питере Колик Рубанов, саксофонист «Аукцыона», сделанную в 2000-ом году в Арт центре «Пушкинская 10», а точнее в легендарной Студии ГЭЗ и, записанную самим Николаем Судником, с которым мы все дружим. Музыка там дикий сплав фриджазового сакса Рубанова, радикально-нечеловеческих звуков моёй виолончели, мульти-сонористических стонов и криков Давыдова и даже шаманских подпевок Полины Руновской.

Вадим Петренко. Лидер групп «ЭШ», « Дисциплина», проектов импрова Влада Макарова, участник группы «Зга»

Сегодня, мы уже ветераны того самого подполья-андерграунда давних времён, но стараемся быть в курсе событий. Например, Вадим Петренко – гитарист многих легендарных давних проектов, после длительного молчания стал выдавать необычайно мощный новаторский музыкальный продукт, створяемый им в компьютере, и представляющий интересный синтез рока, импрова, этнической, мировой и амбиентовой электронной музыки, причём это делается им мультимедийным образом в планшете. Ваш покорный слуга, также мастерит в компьютере мультидорожечные миксы из своих свободных импровизаций, доводя их до композиций.

Что касается вообще современного или актуального искусства, то оно расцвело в начале 90-х, когда в Смоленске были проведены два мощных международных фестиваля современного искусства <Арт. бдения>, куда съезжалась вся российская культурная элита авангардного искусства, музыки, литературы. После них ещё долгое время шлейфом проходили всякие мероприятия с приездом иностранных гостей, например, звёзды западного андерграунда швед Дрор Файлер, американка ЛаДонна Смит, немец Эрхард Хирт, швейцарец Маркукс Айхенбергер, англичане Алекс Колковски и Владимир Миллер – эти с русскими корнями. Были задействованы важные площадки города, такие как филармония, центральный выставочный зал, драматический театр, танцевальный зал, дом художника и актёра, разные дк.

Алексей Борисов, «Ночной проспект» (Москва), Влад Макаров, Михаил Давыдов. Проект в Смоленском А-Клубе. 2010

Инициативу взяли поэты-концептуалисты Александр Голубев, Эдуард Кулемин. Была проведена масса мероприятий совместно с музыкантами моёй импровизационной секты. Мои друзья и коллеги Сергей Летов, Алексей Айги, Эдуард Сивков, Алексей Борисов, Юрий Яремчук, Александр Нестеров, Валерий Дудкин и другие приезжали и выступали в Смоленске. Но, к сожалению, в новые капиталистические времена, то есть сейчас, такой активности уже не наблюдается, интерес к авангардному искусству поугас, да и коммерциализация всего сказалась на возможностях отрицательно, проще говоря, теперь за всё надо платить, тогда как в те давние времена, всё делалось почти безвозмездно и на голом энтузиазме.

Михаил Давыдов, лидер группы «С Коленями Как У Птицы»

В городе, конечно, есть клубы, где время от времени молодёжь затевает что-то новое и интересное, но это носит другой характер, развлекательной и расслабленный. Новое поколение пепси и постпепси, хипстерской ориентации хотя и завсегдатаи мероприятий, но всё же не имеют сущностного интереса. Возможно, это моё или наше ветеранское видение, но, тем не менее, оно имеет почву. Что грядёт дальше, трудно предсказать, жизнь круто меняется на наших глазах и бешено преобразовывается. Хотя, само понятие андерграунда давно потеряло смысл, для истории рассказ о нём важен, и для этого и были написаны эти строки.

ДЛЯ SPECIALRADIO.RU


Вы должны войти на сайт чтобы комментировать.