Музыкальный мир Ростова чрезвычайно богат и разнообразен. Чего здесь только нет, разве что самого Шоу-бизнеса. Впрочем, и в столице он ещё как несмышлёный подросток-хулиган, мечется, ищет.
Музыкальный мир Ростова чрезвычайно богат и разнообразен. Чего здесь только нет, разве что самого Шоу-бизнеса. Впрочем, и в столице он ещё как несмышлёный подросток – хулиган, мечется, ищет. На юге, можно гением родиться, но карьеры не сделать. Если уж вспомнить, то в Ростове были Юрии Башмет и Ирина Алегрова… Какой контраст! А уж чего говорить о легендарном скрипаче дяде Моне. Отсюда «Каста», «Запрещённые барабанщики» Пименов и ППК.
Огромное количество поп-артистов созревали здесь, но состоялись в Москве. Юг – очень сильная джазовая школа. Здесь жил и творил Ким Назаретов. Но мы остановимся на рок-музыке, или, по крайней мере, том, что всегда авангардно, и мало признано официозом.
Точкой отсчёта здесь вряд ли можно считать 60-е и 70-е годы. Было много ансамблей, но они преимущественно пели песни советской эстрады в рок-обработках, или исполняли западные рок-иты. В те времена на танцплощадках гремела группа «Дилижанс», о ней даже Сева Новгородцев говорил по радио, что где-то между Темзой и Доном русские парни поют песни «Лед Зеппелин» и «Дип Пёрпл».
Вспышка русскоязычного рока произошла в 1980 году, когда на одном из смотров комсомольской песни появились четверо парней в белых рубашках, но при этом в рваных джинсах и кедах, и нагло запели свои слова на свою дерзкую музыку. Это была группа «День и Вечер».
Она существовала 8 лет, записала кучу альбомов. Объехала с гастролями пол страны, и в самый разгар перестройки распалась. За эти 8 лет они намутили в Ростове много чего. Создали рок-клуб, по подобию питерского. Издавали свой журнал, пиарили себя и друзей как могли, через самиздат и рассылку кассет.
С ними же параллельно появились: группа «Геликоптер Блюз Бэнд», «Элен» (в последствии переименованные в «Спутник восток»), «Зазеркалье», «Абонент О9», «Театр Менестрелей», «Чистая Вода», «Торо Торо Ос!», – из которой произошла уже московская «Матросская тишина»; «12 вольт», «Люди красного дерева», и многие другие. Обо всех подробно писал журнал «Ура! Бум Бум», – как редактор, его делала жена лидера «Дня и Вечера» Посиделова – Галина Пилипенко. Позже она станет редактором и телеведущей, и вместе с режиссёром Кириллом Серебренниковым будет делать музыкальную программу «Труба».
«ДиВ» катался по рок-фестивалям, и был в гуще событий. К концу жизни они стали играть сложную, психоделическую музыку и заумные тексты. Меняли стилистику, от арт – рока до панка. Именно «День и Вечер» породил первый рок-клуб и притащил в город много нездешних артистов, но – это не было шоу бизнесом.
Группа «12 Вольт» практически не выступали публично, но записали пару гениальных альбомов, и выступили на второй «Авроре» у Житинского и Тропилло. Сегодня, автор всех текстов «12 Вольт» Сергей Медведев – редактор одной из городских газет, драматург, недавно получивший престижную премию. Лидер группы Дмитрий Катханов – композитор, гражданин Германии, но живёт в Москве.
«Театр Менестрелей» стал особенно популярен с перестроечной тематикой, красными флагами, чёрными одеждами, шоу, и отчаянным криком развесёлого парня, играющего злого панка, Лёшу Золотухина. Своей простотой и энергетикой «ТМ» доводил любые залы до экстаза. Но это тоже был финальный период группы, которая начала с пения средневековых баллад.
Однако кооперативная эпоха брала своё. Местные рок-герои уставали жить в нищете, и уходили – кто в бандиты, кто в бизнесмены.
«Девяностые» были весьма сдержанными. Осколки «Дня и Вечера» продолжали движение. Клавишник «ДиВа» Константин Мацанов, стал крупным авто бизнесменом, и с басистом «Абонента 09» Сергеем Галкиным создал группу «Амурские Волны». Со своей финансовой подпиткой, они делали дорогостоящие концерты, фестивали с участием звёзд, записывали альбомы, и снимали клипы. Однако проект долго не прожил.
В группе играли многие отличные музыканты города, на разогреве у них можно было даже увидеть едва ли не симфонический оркестр. «Амурские Волны» выпустили несколько альбомов.
Посиделов создал группу «Там! Нет Ничего», в ней постоянно менялись составы, продолжались гастроли, записывались альбомы, музыка для театра (к спектаклям Кирилла Серебренникова) и кино. Однако, широкого успеха его музыка не сыскала, так и оставшись в андеграунде. Гитарист «ДиВа» Владимир Хоружий – уехал в Америку, потом вернулся. Играл в «Зверях», в «Буч», теперь создал свою рокабилли группу «Бинго».
«Спутник Восток» устремился в Москву, а позже и вообще растворился. Остальные затихли. Лидер Спутников Олег Межировский теперь играет в «Запрещённых барабанщиках».
Особым явлением была группа «Пекин Роу Роу» созданная, художником Сергеем Тимофеевым и Димой Келишьяном. Вокруг неё было целое столпотворение отличных музыкантов и шоуменов. Группа записала всего два альбома, Но они резко отличались от подражательского русского рока. Это скорее был «шансон, балаган, джаз крейзи оркестр».
Тимофеев, не будучи музыкантом, угадал настроение народа. Все уже устали от серьёзных рок-песен, исследующих собственный алкогольный психоз и критику на всё вокруг. «Прожектор перестройки» – он же «советский рок» – стал хереть, и искать новые формы. Это было не просто, имея скудные выразительные средства: гитары, синтезаторы, и барабаны. «Пекин» же сговорился с оркестром, с какими-то псевдо оперными певицами. Словом, «Пекин» уже тогда делал, то, что позже Брегович с Кустурицей – внёс в рок-музыку здоровую цыганщину. Смерть Тимофея порушила все планы. Без него группа смысла и продолжения, иметь не могла.
Рокенрольный народ потихоньку потянулся в Москву, в Европу, в Америку. Лишь в новом веке в городе стали появляться частные студии. У бывших музыкантов появились деньги, но с деньгами пришли новые правила игры. Это были уже не группы любящих друг друга людей, а проекты, где есть хозяин фабрики, и есть его подчинённые. Тем не менее, андеграундная молодёжь продолжала развитие.
Новое поколение музыкантов уже не воспитывалось на папиных бабинах, самиздате, и подпольных рок-фестивалях. Оно уже не делало самопальных гитар и примочек. Теперь всё можно купить в магазинах. С одной стороны, это были воспитанники МТV, всего западного, и нашего, но раскрученного, популярного. С другой, продолжал развиваться своеобразный российский андеграунд, запутанный, и замешанный на прежних рок-кумирах, и даже бардах. Групп стало в сотню раз больше, но выхода на большие площадки они не имели. Началась клубная эпоха.
Уехавшие в Москву «Запрещённые барабанщики» добились успеха с одной песней «Убили негра». При этом, имея массу отличных вещей, их воспринимали только по «негру». Когда общественный психоз прошёл, группа стала клубной.
То же произошло с песней ростовской группы «Чебоза». Сделав оригинальный, русскоязычный римейк на Эминема, они были замечены Михаилом Козыревым, и раскручены прикола ради, на «Нашем радио». Но всё прошло очень быстро, а их собственные песни успеха не получили.
Сегодняшний ростовский «рок-подвал» – это либо попугаи русскоязычных звёзд типа «Сплин», либо рычащие, англоязычные металюги. И среди тех, и среди вторых, есть, без сомнения, оригинальные особи. Так, например «Перун» со своей харизмой и мощной игрой. Собственно, они и организовывают все последние, тяжёлые фестивали.
Совершенно замечательная по звуку и по подаче – группа «Психо Фэмели».
Особняком стоят уж совсем оригиналы. Так, например группа «Урблюд Драмодер». Это чистый поток сознания, иногда даже тексты на ходу сочинялись. Басист «Урблюдов» Эдик Срапионов имеет ещё и свой, на сегодняшний день, более успешный проект «Папа Срапа». Человек играет на электронных приборах – биосинтезаторах собственного изобретения. Аналогов в природе им нет. Это «техно, хауз, психоделик и чёрти что».
Выделяется из обшей рок-попугайщины и группа «Церковь Детства», где лидер весьма пацаньячьим, щемящим голосом, поёт песни про какие-то тёмные силы, Чикотилу, Сатану, гипертрофированную любовь. Всё это безумно драйвово подпитывается суицидальной скрипкой и панковым ритмом. В последнее время, лидер «Церкви» Денис Третьяков всё чаще выступает один, при этом популярен по всей стране.
Сегодняшние рокеры чаще выступают в Московских клубах, поскольку в Ростове они мало востребованы. В наши мажорные клубы их просто не берут, а форматных подвалов – раз два и обчёлся. Поэтому представить объективную картину очень трудно.
Иногда наши группы играют на всевозможных пивных фестивалях рядом с «Аквариумом», «Алисой», «Сплином». Как правило, это посиделовский «Т! НН» – живущий до сих пор, уж и не понятно в какой ипостаси. Музыканты используют современные технологии, но не утрачивают старинного бунтарского духа. Там же выступает и «Муравейник» – группа молодёжная и популярная в пивных ресторанах.
Есть у нас еще такая группа, как «Рашен дисторшен». Это бравые хард-рокеры, с кондовыми, но заводными, байкерскими песнями.
Огромный пласт тяжёлой музыки, в основном, осел в клубе «Подземка». Здесь можно увидеть кучу экспериментаторов. Почти у всех у них англоязычные названия. Здесь люди синтезируют дет-метал с хип хопом, техно хаусом и с чем угодно, хоть с Эдитой Пьехой.
В последнее время в рок-музыку активно потянулись девушки. Интересна музыка Эли Найминовой и группы «Я Буду Ждать с Цветком в Руке». Иногда в Ростове происходят яркие события в стиле хэви-металл, и даже в филармонии. «Перун» притащили легендарных металюг из Польши «Неолит» и «Бегемот». Было весело, и под сценой, как всегда, кого-то дико лупили… Или старые рокеры соберутся, и устроят театральное представление с мотоциклами, и попойкой прямо на сцене. С волынками, шотландскими песнями, и с рокенрольными ужимками, и суетой, вокруг стакана и юбки.
Жизнь продолжается, хотя ярких явлений нет. Может быть оттого, что, слишком всего много? Во времена Пушкина поэтов можно было по пальцам пересчитать. А сегодня их, увы, больше чем полезных микробов.
Для SpecialRadio.ru
Октябрь 2008
РОСТОВ-ПАПА И ЕГО НЕПУТЕВЫЕ ДЕТИ. ЧАСТЬ 2: ИРЛАНДСКО-КАЗАЧИЙ ПАНК-ГОПАК