Антонио Страдивари, который в далёком 1710 году высчитал идеальную мензуру виолончели, плакал бы горючими слезами. То, что отдельные индивидуумы вытворяют с этим инструментом “классикой” назвать язык не поворачивается: натягивают струны от контрабаса, ставят звукосниматели, используют усиленные смычки и т.д. Да ещё как ведут себя! Беснуются, машут гривами, одеваются в кожу и сетку, постоянно рвут струны по 100 евро за штуку и вообще дают фору иной heavy metal-группе. В том-то весь и прецедент! Мало того, что группа Apocalyptica создала своё собственное ответвление в рок-музыке, условно cello-rock. У неё до сих пор не появилось сотен клонов, как это обычно бывает со столь успешными проектами. На то есть веские причины, в силу ощутимого различия миров, которые эти финские парни объединили таким новаторским способом.
Napalm Death на аккордеонах, Iron Maiden на домрах, Metallica на виолончелях…Трудно представить, что ни у кого в мире подобных идей не возникало раньше. Но ко двору пришлись именно виолончели. Первые участники Apocalyptica играли на них с малых лет: кто с шести, кто с девяти. Ходили в одни и те же музыкальные школы, дружили, ездили в одни и те же летние лагеря для музыкантов, хулиганили в одной и той же престижной Академии имени Сибелиуса в Хельсинки. И удовольствия ради с 1993 года вместе играли на акустических виолончелях всё – от Баха до Джимми Хендрикса на маленьких вечеринках и студенческих мероприятиях. Что-то где-то удачно резонировало, все были довольны, безумства приветствовались. Вот тогда в подвыпившую голову будущего босса Apocalyptica Eino “Rankka” Toppinen (сокр. Эйкка) и закралась мысль: “А почему бы не поиграть на виолончелях метал?” После нескольких локальных выступлений, включая стены родной альма-матер, коллектив преобразовался в квартет. Помимо Эйкки в нём фигурировали Max Lilja, Paavo Lotjonen и Antero Manninen. Все с классическим образованием, игравшие параллельно к симфонических/филармонических/городских оркестрах и, кроме Антеро, зависавшие на роке и более экстремальных музыкальных проявлениях. Антеро просто любил играть на виолончели. В плей-листе команды появилось пять вещей с ранних альбомов Metallica. В то время появилось название Apocalyptica: попытка скрестить слова “апокалипсис” и “Metallica” и выразить свою подростковую признательность за счастливое детство под звуки “Enter Sandman”. “Всё это оставалось для нас исключительно развлечением и саморазвитием. Мы никогда не планировали устраивать из этого альбом или что-то в этом роде. Кто бы захотел слушать подобное дерьмо на диске!?”
В декабре 1995 года Apocalyptica предлагают выступить в одном рок-клубе к Хельсинки, перед метал-аудиторией. “Мы порядком струхнули; реакция металхэдов на наше шоу была непредсказуема”. Но концерт прошёл успешно: через несколько дней группу разыскал представитель независимого финского лейбла Zen Garden Records и предложил записать целый альбом кавер-версий Metallica. Менеджмент Metallica терпимо отнёсся к этой идее, – всё остальное было делом техники и профессионализма финнов. Альбом “Apocalyptica Plays Metallica By Four Cellos”(96) записывался в студии при родной Академии по ночам и продюссировался тут же одним из звукотехников – так было дешевле, проще и веселее. Но когда грохнули продажи в 800 тысяч дисков, акценты сместились. Веселье стало вдруг хорошо оплачиваться, во-первых. А во-вторых, Apocalyptica без особых усилий приобщилась к пантеону лидеров. В 1996 году Metallica, выступая в Скандинавии, приглашает квартет к себе на разогрев. “Они были очень довольны нашим шоу. Эти выступления стали импульсом для создания их проекта “S&M”. Идея сыграть с оркестром у Metallica витала уже давно. Но только после прослушивания наших записей, это стало им действительно нравиться”. Два номера с дебютника оказываются на саундтреке к американскому фильму “Your Friends And Neighbours” с Настасьей Кински. Закручивалась необычная и достойная особого внимания история.
Отыграв первую пачку успешных концертов, Apocalyptica продолжила демонизировать всё то священное, что закладывали в них седовласые преподаватели Академии. Первые две виолончели гнали басовые риффы и создавали привычный distortion-кач. Особому богохульству подверглась техника игры: из-за форсированной интенсивности при звукоизвлечении смычок держался не кончиками пальцев, а всей ладонью. Другие два инструмента заменяли вокал с солирующей гитарой и создавали классическую тягучую высокопарность, особенно в медленных, холодных и красивых пассажах. Второй альбом “Inquisition Symphony” появился в 1998 году, полностью инструментальный, не менее специфический и необычный по инерции. Аналогов Apocalyptica не было и впомине, по крайней мере, проплаченной истории музыки таковые оставались неизвестны. Эйкко вспоминает: “Мы вложили много времени и средств, чтобы быть принятыми классической прессой. Но ничего не случилось, нас для них не существовало. Для того мира мы не являемся классическими музыкантами. Я был разочарован таким неприятием и непониманием”. Зато рок н ролльная пресса вместе с публикой были в восторге. Группа сделала небольшой, но важный шаг вперёд. Ассортимент кавер-версий помимо наследия Metallica значительно обогатился каверами Sepultura, Pantera и Faith No More. И самое главное, – музыканты решились поместить на альбом три трека собственного сочинения. “В классической музыке считается нормальным играть произведения других композиторов. Понятие “кавер-версия” не означает для нас ничего негативного”. Apocalyptica докатилась с концертами через всю Европу до Мексики и отыграла в 99 году на голландском мега-фестивале Dynamo Open Air. Музыканты знакомятся с барабанщиком Slayer Дэйвом Ломбардо. В сете Apocalyptica как раз присутствовали два кавера Slayer, не попавшие в окончательную редакцию “Inquisition Symphony” – South Of Heaven и Mandatory Suicide. Порепетировав пять минут, Ломбардо впервые в истории Apocalyptica устроил им drum-секцию и удвоенный восторг хэдбэнгеров. Эффект от воздействия скоростной игры Ломбардо и виолончельных запилов по-хорошему ненормальных финнов был непередаваемым! Потом Дэйв великодушно оставил им номер своего мобильника: “Если вам нужен будет барабанщик – звоните”. Позвонили! Но не сразу.
В 99 году коллектив покидает Антеро (ждал родной оркестр), ему на смену приходит самый молодой и талантливый Perttu Kivilaakso (имеет исключительный пожизненный контракт с Филармоническим Оркестром Хельсинки). C ним группа записывает альбом “Cult” (2000), цементируя и без того устойчивую репутацию прогрессивной и самобытной команды. Apocalyptica больше и дальше избавлялась от этикетки “кавер-банда Metallica”. Но делала это изящно и честно. “Мы до сих пор гордимся подобными сравнениями. Это до сих пор является большой частью наших жизней и историей группы. Без Metallica нас бы не существовало”. Каверов на новом альбоме было всего три: “Until It Sleeps” и “Fight Fire With Fire” принадлежали перу монстров из Сан-Франциско. И первый hommage классике, – было переиграно произведение композитора Эдварда Грига “Hall Of The Mountain” (“Мы никогда не стащим что-нибудь из Баха. Он не безумный. А Григ…Кто его знает…Норвежца”). Все остальные треки полноправно принадлежали Apocalyptica; основным композитором и аранжировщиком оставался Эйкка. Для усиления звука на свежем релизе было использовано многократное наложение записанных виолончельных партий, в некоторых номерах до 64 инструментов одновременно! “Мы можем продолжать годами играть чужие песни, но это определённо со временем разонравилось бы публике. Настоящему музыканту всегда нужно сочинять что-то новое”. Это новое, в виде трека “Hope”, становится звуковой дорожкой французского фильма “Видок” с неподражаемым Жераром Депардье. А потом фэны Apocalyptica впервые услышали в их треках голоса! Sandra Nasic из Guano Apes в переиздании “Path” и Mathias Sayer из Farmer Boys в сингл-версии “Hope”. “Это было интересной, но неполной кооперацией. Они просто придумали текст и вокальную линию на уже готовый материал”. Но идея с гостевыми вокалистами в будущем получила весьма позитивное и интересное продолжение. “Cult” был очень контрастным, от грубого и жёсткого до мягкого и романтично-печального. “Если песни всегда одинаково агрессивны, то они перестают быть таковыми, – не с чем сравнивать. Мы научились этому в классической музыке: получать мощные ощущения путём эмоциональных различий. Когда красиво и жёстко – это ещё жестче”.
После первых трёх альбомов группа осознала, что виолончель – не основа всего. Основа всего – музыка, а виолончель – только инструмент, чтобы её представлять. Разумеется, важный и не совсем обычный. Понятие “песня” стало важнее того, на чём она сыграна. Количество выступлений росло в арифметической прогрессии. Даже Россия никуда не делись: И в Питере, и в Москве в 2000 году финский квартет принимался как родной.
В 2002 году Макс Лилья путём ухода из группы разрешает накопившиеся разногласия с шефом Эйккой. Apocalyptica остаётся трио при дальнейшей концертной поддержке сессионного барабанщика Mikko Siren и проверенного товарища Антеро. В таком виде создаёт лонг-плэй “Reflections” (2003), представляющий скандинавов в совсем ином свете. Кавер-версии на нём отсутствовали, зато собственное творчество раскрывалось максимально. Музыканты в очередной раз сделали шаг вперёд. Не считая незначительных перкуссий на альбоме “Cult”, новый опус содержал полноценную барабанную “кухню”. Дэйв Ломбардо сдержал обещание и откликнулся на просьбу Apocalyptica поучаствовать в создании “Reflections”. В своей домашней студии в Калифорнии он записал барабанные треки к пяти композициям, которые и составили скелет первоклассного альбома. Сочетание классических оркестровок, реминисценций Шостаковича, музыкально выраженной красоты Лапландии, трэшевого забоя и более натурального виолончельного звука вкупе поспособствовало созданию современного монументального альбома. “Reflections” был успешно переиздан с жирнейшим DVD-приложением с клипами и “живыми” выступлениями. Пертту во всей красе демонстрировал свои способности в концертном угаре бегать с громоздким инструментом по сцене и исполнять сложнейшие сольные пассажи! Становится понятно, почему музыканты во время турне стараются использовать самые дешёвые китайские виолончели. “Конечно не обходится без всяких пьяных выходок и обильных возлияний, хотя мы и стараемся не наживать себе неприятностей. Иногда ломаем виолончели прямо на сцене, а потом носимся как потерпевшие по всяким незнакомым местам в поисках новых инструментов”. 2003 год был урожайным и на другие альбомы финских виолончелистов. Среди них сингл “Faraway, vol 2” с певицей Linda Sundblad и, конечно, сингл “Seeman” с перепевкой хита Rammstein 95 года. В и без того тоскливую красивую песню классические инструменты добавили бездонной глубины и камерности. Свой голос на пластинке запечатлела немецкая панк-дива Нина Хаген. Так что известие о том, что Rammstein предложили Apocalyptica составить им компанию в новом турне, никого не удивили.
На очередную ступеньку своего развития музыканты Apocalyptica взобрались с ещё большей основательностью. Завершив промо-кампанию “Reflections” они решили не ввязываться в очередное утомительное турне, а сконцентрировались в 2004 году на новом материале. К тому же Пертту гастролировал по Южной Америке в составе Хельсингского филармонического оркестра, Пааво был занят преподавательской деятельностью, а Эйкка организовал интернет-проект “Harmageddon-music.com”. Было решено обойтись без услуг продюссеров и многочисленной свиты. ” Мы не смогли найти продюссера, который бы выполнил работу лучше нас самих. Так что мы сделали и записали альбом целиком самостоятельно”. В большом доме Эйкки, посреди леса была оборудована “Tutti Studio” (Tutti по-фински “волк”, итальянцы пусть остаются дома). “В лесу действительно постоянно слышен вой волков, – говорит хозяин дома. – Но прежде всего здесь отличная аккустика для живой виолончели”. Продакшн альбома растянулся на 4 месяца. Из 80 демо было отобрано 20 идей и ужато до 11. Овчинка выделки стоила: в композиторских и аранжировочных талантах Apocalyptica сложно упрекнуть. Микшировал новое творение финнов Штефан Гауфманн, недавно до этого закончивший колдовать над альбомои Rammstein “Reise, Reise”.
Пятый диск гениально назвали “Apocalyptica”. В ноябре 2004 подоспел апперитив, приторно сладкий и невыносимо печальный сингл “Bittersweet”. Ещё бы! По-приятельски, в записи песни приняли участие сразу два топовых финских вокалиста: Ville Valo из H.I.M и Lauri Ylonen из The Rasmus. Хитовая музыка со свежей идеей: любовь двух мужчин к одной женщине (один не может расстаться, а второй не может добиться), – и новый релиз в феврале 2005 расхватывался как горячие пирожки. Общие продажи группы перевалили за 2-х миллионную отметку. Лаури спел ещё на треке “Life Burns!”, французская певица Manue украсила “Quutamo”. Не обошлось и без старого знакомого Ломбардо. Между выступлениями Slayer в Хельсинки для нового альбома он в студии быстро записал партии ударных к песне-дилогии “Betrayal/Forgiveness”. Баллада “Bittersweet” становится ведущей темой видео-игры “The Settlers:Heritage Of The Kings”. Но достаточное вокальное присутствие не испортило плотное инструментальное полотно; финны сделали пластинку, в которой объединили все свои наработки за 10 лет, повторили свои подвиги и остались у всех в друзьях.
А в планах на вторую половину года снова Россия, Мексика и Штаты. В коллекции Apocalyptica выступления уже в 20 странах и клубный “чёс” по 150 выступлений за турне. Эйкка и Пааво как люди семейные, в свободное время ведут себя прилично: Эйкка помимо Apocalyptica сочиняет музыку для Финского Национального Театра, Пааво обучает дюжину студентов тому, каким способом ещё можно сыграть на виолончели. А Пертту, как самый молодой, решает амурные вопросы, иногда играет в своём пожизненном оркестре и зависает в рок-барах в Хельсинки. Но прохлаждаться особо некогда: турне, турне, турне. Помимо лонг-плэя, в 2005 Apocalyptica издали уже два новых сингла “Life Burns!” и “How Far” с Marta Jandova. Какого гибрида классики и рока от них можно ожидать на следующем альбоме, – трудно сказать. Финны, знаете ли… Внутри своего собственного стиля они могут делать всё что угодно.
Ян Федяев.
Читать также: http://specialradio.ru/i/apocalyptica