Расторопные парни из Национального Бюро Расследований Финляндии заявили, что практически раскрыли загадочное, 45-ти летней давности убийство трёх подростков на озере Бодом. Местная прокуратура подозревает в убийствах единственного выжившего в той резне. В июне 1960 года он был найден окровавленным и потерянным возле палатки, в которой лежало трое его заколотых товарищей. Анализ ДНК и прочие высокие технологии появились не так давно. И этот гражданин, наговоривший тогда полиции всяких небылиц, скорее всего, остаток жизни, проведёт в не столь отдалённых от (Хел)ьсинки местах. Лучше поздно, чем никогда.
Не эта новость, однако, интересует музыкальную рок-общественность. Падкий на свежий “металл” народ интересуется, каким будет осенью 2005 новый альбом Children Of Bodom “Are You Dead Yet?” (релиз 19 сентября, сингл – 17 августа). Название группы – тот ещё образец полёта фантазии. Но об этом не здесь и в другом месте. Ни Алекси Лайхо, ни Яски Раатикайнена, двух основателей группы Children Of Bodom в момент совершения того жуткого преступления даже ещё и в планах не было. Тем не менее место их появления на свет – город Espoo в 20 км от финской столицы. Рядом с ним и расположено то самое мрачно-легендарное озеро; поросшая мистическими страшилками история про маньяка была известна всем местным жителям, включая грудничков и не говорящих по-фински поздних переселенцев. Алекси и Яска знали друг друга со школьной скамьи, каждый музицировал в школьных бэндах и закачивал в себя тонны музыки: от W.A.S.P., Manowar, Twisted Sister до Death, Slayer и Hypocrisy. Конечно, у подростков были эксклюзивные предпочтения. Яска в 12 лет зафанател от игры на барабанах и поддался тлетворному влиянию мастерства Скотта Тревиса из Judas Priest и Мики Ди из Motorhead, а Алекси свой кратковременный флирт со скрипкой быстро поменял на петтинг с электро-гитарой и позирование перед зеркалом подобно Рэнди Роадсу, Ингви или Стиву Ваю. Были и свои, местные образцы для подражания. Культовые Leningrad Cowboys не подходили по причине излишней щеголеватости и “народности”; играть финский рокабилли пацанам тем более не хотелось. Имелись в наличие ещё “Zero Nine”, “Tarot” и “Oz”…Но определённую власть над умами и желаниями начинающих “металлистов” побеситься и поиграть быстро имела speed/trash формация Stone. Она выпустила в 88-92 годах несколько успешных релизов и даже кратковременно прорвалась в Америку, разогревая Testament.
Алекси и Яска организуют death-metal проект Inearthed в компании с бассистом Самули Миеттиненом и в 94 году за два дня записывают на 24-канальной демо-студии своё первое демо “Implosion Of Heaven” из 4 треков. Авторство музыки принадлежало Алекси, он же голосил в микрофон и запиливал на гитаре. Басист ещё сочинял тексты, а Яска колотил в барабаны. Вот и все важности того периода. Последующие два демо (“Ubiguitous Absence Of Remission”в 95 и “Shining” в 96) Inearthed записывали на студии Astia в городе Лаппеенранта недалеко от границы с Россией. Так началось их плодотворное сотрудничество с одним из самых известных финских метал-продюссеров, перфекционистом и креативщиком Ансси Киппо. Именно он явился в дальнейшем создателем фирменного саунда группы и приложил максимум усилий к их повышенной техничности. На тех ранних демо было впервые решено интегрировать в скоростной death-metal Лайхо клавишные инструменты и бэк-вокалистку. В группе на постоянной основе появляются второй гитарист Александр Куоппала и басист Хенка Блэксмит.
Не смотря на приличный технический потенциал игры и энтузиазм, группа периодически находилась на грани роспуска. Концертная деятельность Inearthed ограничивалась скромными молодёжными клубами в родном Эспу и фестивалем в Лаппеенранте. Звукозаписывающие компании не реагировали на присылаемый Inearthed мелодичный death-metal; поводов для оптимизма было не очень много. “Я был готов раз двадцать разогнать команду и уже не верил в то, что что-нибудь вообще произойдёт. Но что-то меня заставляло продолжать” – вспоминает Лайхо. В августе 97 года Алекси присоединяется в качестве лидер-гитариста к финской блэк-метал группе Thy Serpent, не теряя при этом активности в исходном проекте. Более того, участники Inearthed без контракта решаются самостоятельно финансировать полноценный дебютный альбом. За 3 с половиной тысячи евро в том же году в Astia Studio Inearthed записывают ” Something Wild” – семь треков вкусного коктейля из speed-, black-, death-и heavy-элементов с неоклассическими настроениями. Текстовик из Лайхо был никудышный: он смог написать только один более-менее толковый текст, всё остальное – гневная галиматья на английском языке. Ансси Киппо выжал из музыкантов максимум качества, уровень игры на альбоме просто вызывал сомнения в дебютности. Предыдущий клавишник группы Яни Пирисьёоки отправился куда-то по своим финским делам и не вернулся, его на этой записи заменил юный выпускник Консерватории в Хельсинки Янне Вирман. Парнишка был не особенно в восторге от хэви, и вообще не собирался никуда ввязываться. Но студия уже была забукирована, и дело не терпело отлагательств. Яска сумел его уговорить сыграть на альбоме. Способности начинающего виртуоза настолько пришлись ко двору, что Янне безоговорочно приняли в группу, даже с такой причёской.
Предварительно сведённый материал заинтересовал сначала единственный лейбл из Бельгии. Предложенный контракт отличался “щедростью”, – не покрывались студийные расходы, не выделялись средства на нормальную промо-кампанию, и при этом группа сама должна была продать 1000 экземпляров. Но чтобы хоть как-то сдвинуть дело с мёртвой точки, музыканты подписывают его. В это время гитарист Александр работал вместе с Сами Тенетцом из Thy Seprent. Он дал ему послушать новый материал, а тот по цепочке передал его Эво Риткёнену из финского лейбла Spinefarm Records. Эво был растроган до глубины своей суровой ингерманландской души и через пару дней предложил Inearthed более приличные условия. Тогда музыканты “наплели” бельгийскому лейблу о роспуске Inearthed и освободили себя таким образом от старого контракта. Новый был подписан именно со Spinefarm и сразу на три альбома. На этой стадии у группы появляется новая вывеска “Children Of Bodom” c напоминанием о самом известном финском преступлении. “У нас поначалу были сомнения в правильности выбора. Мы уже представляли заголовки в газетах, что, мол, это жестоко и так не шутят. Но мы не имели ничего общего с black-metal сценой. И очень хорошо, что именно это и заметили”. Земляки из Spinefarm запускают в оборот сплит-сингл с одноимённой песней “Children Of Bodom” и новыми треками Cryhavoc и Wizzard в нагрузку. В сингл-чартах Финляндии через два месяца появляется новый №1.
Первым серьёзным концертом в таком составе и с таким названием для Children Of Bodom стал разогрев Dimmu Borgir. За этим безобразием наблюдал представитель крупнейшего немецкого метал-лейбла Nuclear Blast, который сходу предложил лицензировать группу в Европе. Ещё одни дубовые двери были открыты. Песня “Deadnight Warrior” осенью 97 появляется на финском сборнике “Metallilitto” и производит группу в ранг лучших новичков местного андерграунда. Интернациональный релиз (включая лицензирование в Японии) дебютного альбома “Something Wild” случается в 1998 году, и с этого момента развитие тяжёлого рока в Финляндии приобретает совершенно иные качественные и количественные формы. Скромный парень Алекси вспоминает: “Конечно, это было шоком для нас. Честно говоря, мы думали, что для многих фэн-групп материал окажется слишком разноплановым. Но я абсолютно счастлив продажами в 20 тысяч альбомов. Был бы рад и тысяче”. Концертные выступления Children Of Bodom заслуживали отдельного внимания: максимально энергетически заряженные, подвижные и техничные. Всё действо фокусировалось на позирующего с эксклюзивными “Джэксонами” и плюющегося во все стороны Лайхо “Wildchild”. Первые европейские гастроли 98 года в спайке с Disbelief, Night In Gales, Agathodaimon, Covenant и Hypocrisy укрепляют статус группы в Германии и подготавливают почву для последующих нашествий. Это происходит на летнем фестивале Wacken Open Air и осенью в новом туре под эгидой Nuclear Blast. Клавишник Янне в ту пору ещё учился в школе, сдавал экзамены и периодически обламывал остальную группу своим отсутствием. Его заменяли разной степени соблазнительности Эрна Сиикавирта и Кимберли Госс (тогда клавишница Dimmu Borgir, в последствие на некоторое время спутница жизни Лайхо). Алекси забывает про Thy Serpent и целиком посвящает себя сочинению новых песен для следующего альбома Children Of Bodom.
Он снова записывался в Astia Studio под руководством Ансси Киппо и стал для группы довольно нервным мероприятием: кому-то нужно было ходить в школу, постоянно что-то менялось в текстах, переделывалось в уже готовых песнях и по нескольку раз доводилось до совершенства помешанным на качестве Киппо. Приманкой для публики послужил трек “Downfall” и перепевка Stone “No Commands”, выпущенные отдельным, ставшим “золотым” синглом. В итоге для нового релиза “Hatebreeder” было записано 9 песен и две кавер-версии: группы Stone и “Hellion” W.A.S.P. Последний трек всплыл только через пару лет. Кавера – отдельная история в дискографии Children Of Bodom. Практически в каждую студийную сессию Алекси склонял остальных к записи одного – двух классических треков (Sepultura, Ozzy Osbourne, Scorpions, Ramones, Alice Cooper, Iron Maiden и т.д.). Потом они издавались в виде бонусов к японским изданиям и европейским “лимиткам” или b-sides к синглам, являясь объектом спекуляций среди коллекционеров.
Материал на “Hatebreeder”(99) звучал агрессивнее и осмысленней; филигранная техника и упор на песенную форму производили впечатление органичной, зрелой работы с очевидным самобытным оттенком. Children Of Bodom определённо обзаводились своим собственным, легко узнаваемым лицом. На обложке “Hatebreeder” снова появляется персонаж Grim Reaper, – мрачный дядя в накидке с капюшоном, с косой и обломанными ногтями. На красного цвета обложке дебюта он стоял на фоне бесконечной пустыни, а сейчас переселился в зелёные заросли озера Бодом. “Это просто символ, который очень хорошо подходит к названию группы и к музыке, как Eddie у Iron Maiden. Мы должны были его как-то назвать. У многих групп есть такие персонажи, и это клёво!”
В 1999 году Алекси Лайхо решил параллельно с Children Of Bodom применить свои таланты гитариста и композитора в группе Sinergy, которая была организована всё той же клавишницей Кимберли Госс. Это сотрудничество имело далеко идущие последствия в личной и творческой жизни лидера Чилдренов, о которых Алекси сейчас высказывается без особого энтузиазма. Но колёсики шоу-бизнеса крутились дальше. Вслед за выходом “Hatebreeder” последовали новое европейское турне и предложение отыграть несколько концертов в Японии вместе с In Flames и Sinergy. Children Of Bodom получили там фантастический приём Лейбл Spinefarm даже решил по следам этих выступлений выпустить в октябре 99 года ограниченным тиражом концертный альбом “Tokyo Warhearts” (Grim Reaper на обложке на этот раз заигрывал с Годзиллой). Он хоть и содержал достаточное количество ошибок, как музыкантов, так и мудрых японских звукотехников, но сохранил энергетику “живых” выступлений Children Of Bodom, продемонстрировал прекрасную сыгранность коллектива и честный звук, без overdubs и прочих модных штук. Последующие европейские гастроли с Dark Tranquillity и Arch Enemy Алексии Лайхо заканчивает в студии Astia, помогая приятелям Impaled Nazarene в записи альбома “Nihil”. Children Of Bodom в полном составе тоже наведывались к Ансси Киппо в конце 99-начале 2000: сначала для записи каверов Scorpions и King Diamond для ближайших трибьют изданий, а потом для записи новой песни “Hate Me” с намёком на будущий альбом. Этот сингл представлял собой единственную готовую на тот момент новую песню, вышел в 2000 году и докатился в Финляндии до платинового статуса. К написанию материала подключается клавишник Янне. Но его сочинения не совсем подходили под общую канву Children Of Bodom, и Янне, чтобы иногда спускать пар, организует свой боковой проект Warmen. В конце 2000 года выходит его первый сольный альбом “Unknown Soldier” – преимущественно инструментальный скоростной хэви с обилием клавишных инструментов и псевдоклассических ходов.
В августе 2000 “Детишки” решаются начать работу над новой пластинкой и в качестве продюссера выбирают Питера Тагдгрена со своей Abyss Studio в шведском лесу. До этого Children Of Bodom успели отыграть в Монреале, где гитарист Александр эффектно грохнулся со сцены. И не лишним будет напомнить о первом выступлении Бодомов в Штатах на металлическом фестивале Milwaukee, где им пришлось больше бороться с техническими неполадками, чем играть. На новом творении, названном “Follow The Reaper” группе захотелось избежать типичного кристально чистого финского звука. При этом Тагдгрен предоставил группе максимум творческой свободы, нарулил новый звук клавишных и надавал массу свежих советов по вокалу. Была заново перезаписана “Hate Me”, перепета “Shot In The Dark” Озборна, снят клип на “Everytime I Die”; всё закончилось релизом альбома “Follow The Reaper” в конце 2000 в стране Суоми и в январе 2001 в остальном цивилизованном мире. Этот диск существенно не изменил представлений о профессиональном уровне музыкантов, а гитарные и клавишные соло и heavy-metal стали заметно доминировать. Мужик с косой на обложке стал синим и разгуливал по кладбищу. Следуют турне с Primal Fear и Sacred Steel и успешные выступления в Японии, Корее, Польше, Южной Америке. Однажды в Италии Children Of Bodom удостоились чести разогревать Slayer. Божественно.… Между делом были записаны кавера Slayer и Iron Maiden. Алекси ещё расхлёбывал своё участие в Sinergy и Impaled Nazarene, Янне записывал очередной альбом Warmen и партии для сольного альбома вокалиста Stratovarius Тимо Котипелто. Яска барабанил на записи прог-метал группы Virtuosity. В общем, душа разворачивалась, плечо зудело. И так до весны 2002. Из-за улаживания вопросов с новым контрактом группа до самой осени откладывала издание нового сингла “You’re Better Off Dead”. В конце концов, Бодомы снова решаются в пользу Spinefarm, а вместо Nuclear Blast Европу и остальной мир продукцией Children Of Bodom стал снабжать лоснящийся Universal. Новый альбом снова доверили записывать Ансси Киппо. Правда он был весьма недоволен сведением, которое группа по привычке делала с известным Микой Кармила в Finnvox Studio. Но, видимо, запись испортили не до конца, – альбом “Hate Crew Deathroll” по сравнению с остальными звучит тяжелее, мрачнее и совсем неажурно. При записи гитар дублировались партии ритм-гитары, кое-где строй заметно ниже. “Засада” вышла с клипом на песню “Needled 24/7”, – было тошно смотреть на этот цирк-шапито с балеринами…Мнения самих музыкантов, как водится, никто не спрашивал. Родная страна оценила заслуги Children Of Bodom: “Hate Crew Deathroll”(2003) на три недели возглавляет финский чарт. Впервые за альбом группа получает “золото”. И это с таким вокальным экстримом! То, что издавал Алекси пением определённо не являлось. “Связующая идея новых песен глубока и содержательна – “Fuck You!”. И конечно нам не избавиться от Бодом-истории. Это уже неотъемлемая часть имиджа группы”. А Grim Reaper с обложки теперь в оранжевом цвете размахивал косой и забрызгивал кровью улицы мегаполиса.
Снова стартует череда гастролей по всему миру с заездами в Штаты (Лайхо братается с Заком Уайлдом), Японию (Роб Хэлфорд братается со всеми) и Россию (никто ни с кем не братается, все “бухают”), а так же все крупнейшие европейские фестивали. Грустной историей посреди этой концертной вакханалии стал уход Александра в июне 2003 года. Ему просто захотелось пожить спокойно. Попрощавшись с фэнами на финском фестивале Tuska, Ali устраивает группе неслабый кризис. Были какие-то пионерские обещания: или никто или все… Но дело зашло достаточно далеко, и Алекси заявил: “Чилдрены не готовы умирать”. Все дальнейшие концерты теперь проходили при техническом содействии кумира Лайхо – бывшего гитариста Stone Рупе Латвала. Вот такая случается приемственность поколений. Латвала после долгих разговоров прижился в группе и принял участие в записи промежуточного EP “Trashed, Lost&Strungout”(2004) с 2 новыми песнями, каверами AnrewW.K./Alice Cooper и богатым DVD приложением. Алекси параллельно записывал уже четвёртый альбом с Sinergy и организовал шутки ради панк-проект. Но основной упор по-прежнему делался на концертные выступления. Музыкальная универсальность позволяла Children Of Bodom одинаково успешно выступать и с Iced Earth, и с Fear Factory, и с Hypocrisy, и с Soilwork. Мало кто мог вынести, например, три американских турне подряд в течение 10 месяцев, раскручивая один единственный альбом. По крайней мере, на сегодняшний день такая активность финнов помогла продать по всему миру уже полмиллиона их пластинок. Количество подражателей никто не подсчитывал, но такая простая звуковая формула Children Of Bodom используется начинающими метал-бэндами охотно.
А что новый альбом? Бодомы – не потомки Сибелиуса, конечно. Всё будет очень быстро, виртуозно и качественно, гитарные и клавишные соло никуда не денутся. Намёки Алекси на появления в музыке индустриальных элементов пугают не очень. Ведь есть люди, которые борщ карамельками закусывают!
Ян Федяев