rus eng fr pl lv dk de

Search for:
 

In Flames. part 2: Пламенный привет из Швеции


“Мы помним, откуда въётся ниточка!”

Андерс Фриден.

 

Вот ведь парадокс! Чем больше исполнитель инвестирует энергии и осмысленности в свои релизы, чем больше позволяет себе думать и контролировать процесс творения, тем больше миазмов на каждую опубликованную прогрессивную ноту вдыхает. А где пыльный гараж, “кастрюли” и зачем так много всего? Просто, грязно, потно, пафосно и якобы за идею – вот где, мать вашу, квинтэссенция рока! Не помнишь, что и как записал? Тем лучше! Последовательность? ПИЖОН!!! Так что шведской команде In Flames при всей чёткой ассоциации с “гётеборгской metal-школой” никогда не заработать приставку “прото”. Мешает избыток интеллекта.

Чтобы как-то рассортировать огромное количество групп, появившихся в Швеции в конце 80-х/начале 90-х и практикующих death-metal в разных версиях, их негласно разделили на лагеря по месту основной дислокации, и самое главное, по звуку: стокгольмский и гётеборгский. В шведской столице алтарём металлистов была Sunlight Studio, создавшая характерное “песочное” звучание целой грядке классических грязно-злобных death-metal групп уровня Grave и Dismember. В Гётеборге более мелодично и технично “рулила” Fredman Studio, где нашли пристанище At The Gates, Ceremonial Oath. На самом деле, и там и там шла речь о метал-комуннах, вместе тусующихся молодых людях, стремящихся играть что-то агрессивное, одинаково звучащих и постоянно кочующих из коллектива в коллектив. Клубные площадки и репетиционные точки делились по тому же принципу. По признанию некоторых активистов того времени, даже специфической аудитории как таковой не было, а ротация музыкантов была самой насущной проблемой. В 1992 году одну из таких проблем создал гитарист Jesper Stromblad, а именно покинул ряды Ceremonial Oath, чтобы самостоятельно реализовать несколько завалявшихся идей. Сама сборная солянка Ceremonial Oath существовала с 89 года, сначала под названием Desecrator. В её составе были помимо Джеспера замечены Oscar Dronjak (позже в Hammerfall), Anders Iwers (из Tiamat) и Anders Friden (из Dark Tranquillity). Свой дебютный диск “Book Of Truth” они записали в 92 году в тогда ещё никому неизвестной Fredman Studio. Но у Джеспера и Оскара в отдельности уже тогда было своё на уме.

На первых порах к In Flames примкнули бассист Johan Larsson и гитарист Glenn Ljungstrom. Втроём они заложили основные элементы музыки новой формации, которые в течение последующих лет и вплоть до сегодняшнего дня постоянно трансформируются. Но сохраняют при этом высокую энергетическую ценность и достойную внимания мелодическую вкусность: мощная комбинация экспрессии death, лучших элементов традиционного heavy и ажурности progressive. Начали с трёхпесенной демо-ленты “In Flames”(93 год, песни “In Flames”, “Clad In Shadows” и “Upon The Oaken Throne”) и попытали счастья среди своих скандинавских лейблов, – терять пока всё равно было нечего. Материалом заинтересовался независимый, но тогда ещё уверенно стоявший на ногах “Wrong Again Records”. Музыканты наплели позвонившему с предложением хозяину лейбла о том, что у них, якобы, уже готово 14 песен для полноформатного издания. Тот развесил уши и погнал Джеспера с остальными во Fredman Studio, записывать эти мифические песни, пока не забыли! На этом этапе In Flames укомплектовались вокалистом Michael Stanne и вторым гитаристом Carl Naslund. Потомки викингов гикали и улюлюкали всю зиму 93-94 и записали альбом “Lunar Strain”, куда втиснули все песни с демо, кое-какие живые струнные элементы и пару подпевающих трофеев женского пола. Акустические интерлюдии и лёгкий фольклорный налёт положительно сказались на общей звуковой картинке “Lunar Strain”. Свежая модель мелодичного death-metal появилась вовремя – в августе 94, – эту фишку начали ловить и другие соратники по цеху. Начальный успех пластинки группа поддержала хорошими техничными концертами в рамках клубных выступлений по Скандинавии, а в декабре 94 снова загружается во Fredman Studio к Фредерику Нордстрёму, – записывать 5 треков для нового миньона. В команде уже барабанили по очереди Daniel Erlandsson (Eucharist, Arch Enemy) и Anders Jivarp (Dark Tranquillity). Основные вокальные партии на новых песнях исполнил приглашённый Henke Forss (Dawn), поскольку Michael Stanne решил сконцентрироваться на группе Dark Tranquility и взял на основу туже музыкальную концепцию, что и In Flames. За это ему до конца своей карьеры отвечать на вопросы о сходстве и различии между этими очень близкими по духу гётеборгскими коллективами. Мини-альбом “Subterranean” снова был издан на Wrong Again в августе 1995 года, и параллельно вошёл в японское переиздание “Lunar Strain” вместе с кавер-версией Metallica “Eye Of The Beholder”. Далее последовало очередное перетряхивание состава. К In Flames на правах барабанщика присоединяется Bjorn Gelotte. Гитара для него была первым инструментом, но его вторичные навыки на текущий момент были более востребованы (позже он стал таки гитаристом In Flames). Один из кандидатов на пост вокалиста, Jocke Gothberg (ex-Marduk) не прижился и ограничился участием на паре промо-записей “пламенных”. Постоянным “крикуном” шведских дэтстеров становится знакомый нам Anders Friden, уже успевший в 93 году записать с Dark Tranquillity их дебют “Skydancer”. Вот такая забавная чехарда. Свежий состав значительно цементирует тот факт, что композиторские усилия In Flames заинтересовали солидный немецкий метал-лейбл Nuclear Blast. Запахло коммерческим интересом. Но давайте определимся сразу. Денег, которые участники In Flames получали и получают на руки, хватает только на поддержание штанов и оплату коммунальных услуг. Андерс вспоминает о том времени: “У меня в карманах водилась только мелочь, я не мог ни оплатить квартиру, ни купить себе что-нибудь приличное поесть. Я был близок к отчаянию, потому что не знал, что делать дальше”. Знаешь ли, шведский товарищ, всё познаётся в сравнении! Тем не менее, 100 тысяч дисков на релиз плюс-минус – не повод покупать частные самолёты и летать на другой континент, чтобы поменять пластик на малом барабане. Но для того сегмента музыки, который представляют In Flames, показатели вполне успешные. Бюргеры правильно оценили потенциал шведов и рассчитали фидбэк от вложения в группу средств: группа делала, в конце концов, интересные для разной аудитории песни, быстрые, мелодичные и острые как бритва. Это должно было хорошо продаваться. Подписав новые бумажки, In Flames погружаются в работу над очередным творением “The Jester Race”(96). И хотя лейбл немного затянул с релизом, альбом произвёл на публику революционное впечатление: чуть облегчённый, но агрессивный саунд, красивые мелодии, очень техничный и скоростной материал и узнаваемые, придушенно-каркающие вокализы Фридена. Диск становится отправной точкой всех последующих альбомов гётеборжцев и новым словом на метал-сцене того времени. Планка качества замерла достаточно высоко. Но In Flames её старательно задирают с каждым новым альбомом, и это всё, что стоит о качестве сказать. Помимо Европы, группу с распростёртыми объятиями принимает Япония и становится для шведов очень дружелюбным, благодарным рынком сбыта своих пластинок и желанной сценой. Дизайном обложки “The Jester Race” занимался художник Andreas Marshall, работавший с Blind Guardian, Sodom и многими другими европейскими metal-командами. Он и создал группе кочующую с альбом на альбом рогато-треугольную маску Джестера. In Flames с огоньком отыгрывают все важнейшие летние фесты в 1996 году, разогревают в турне Atrocity, выступают с Samael, Grip Inc. и Kreator. Nuclear Blast продлевают контракт и озадачивают своих подопечных новой записью.

За дело снова берётся Нордстрём во Fredman Studio. Под его руководством проходит производство сразу двух релизов, вышедших в 1997 году: мини-альбома “Black-Ash Inheritance” и полновесного “Whoracle”. Весь материал сочинил Jesper, a текстами Андерсу приятель Niclas Sundin из Dark Tranquillity. В музыке In Flames прибавилось солидности, “песенности” и плотных аранжировок, Джеспер определённо ориентировался на концертный эффект. Скорость не так бросалась в глаза, о залихватской энергии предыдущего диска “The Jester Race” напоминали треки “Foods For The Gods” и “Morphin Into Primal”. Будущее угадывалось в “Jotun”, “Episode 666” и “Worlds Within The Margin”, а новой кавер-версией была выбрана “Everything Counts” Depeche Mode. Все эти реверансы и вашим и нашим позволили “Whoracle” в конце 97 попасть на 78 место в немецких чартах, не говоря уже о лидирующих позициях в собственном Королевстве. Но не спасло In Flames от новых перестановок в составе. Под конец записи “Whoracle” из In Flames неожиданно отчаливают Johan и Glenn. Чтобы удержаться на плаву, группа вписывает в текущую работу старых приятелей Peter Iwers (брат того Андерса из Tiamat) и Niklas Engelin. С ними коллектив откатывает мини-турне с Dimmu Borgir, европейский тур с Night In Gales, Borknagar и Defleshed и впервые на 2 шоу загремел в Страну Восходящего Солнца. По возвращению домой, о решении заняться своим делом заявил гитарист Никлас и посвящает себя группе Gardenian. Вот тогда Bjorn Gelotte становится, наконец, штатным гитаристом In Flames, а на его место был приглашёна бывшая драм-секция группы Sacrilege Daniel Svensson. Тема с кардинальными переменами в line-up закрыта до сих пор… Предпринятую паузу до следующей студийной сессии Джеспер занял работой по подготовке стартового альбома Hammerfall “Glory To The Brave” и помощую Кимберли Госс в создании группы Synergy. Но и о своём детище не забывал. “Новый альбом хотелось сделать более мрачным и тяжёлым. Было желание добавить в бэкграунд драм-лупов и звуковых эффектов для создания новой атмосферы”. К счастью, альбом “Colony”(99) не стал индустриальным, а оформился в динамичный power-death; мера была соблюдена. Мрачность усилилась только в текстах, а гитарные мелодии остались лёгкими (“Embody The Invisible”, “Ordinary Story”), с эффектными риффами (“Behid Space’99”), классными соло (“Zombie Inc.”) и движением вперёд. В свою очередь, дополнительный программинг и использование чистого голоса действительно добавили в расширившийся гитарный саунд In Flames каплю техногенности и интересных ньюансов (“Insipid 2000”). Для японской версии пластинки шведы перезаписывают трек “Clad In Shadows” с их первого демо и дополняют всю красоту инструменталом “Man Made God”. Выход “Colony” двинул группу в разряд одних из самых активноразвивающихся и прогрессирующих европейских актов. Их статус позволил им снова посетить Японию и выехать в турне по Северной Америке с заездом Канаду. Коллегами в турах по раскрутке нового альбома стали Arch Enemy, Dark Tranquillity, Moonspell и Children Of Bodom. На песню “Ordinary Story” снимается приличного качества клип. История успеха продолжалась.

На большом творческом и финансовом подъёме группа сочиняет песни для следующей пластинки, и, проведя три месяца в Studio Fredman, выдают в июле 2000 года хитовый альбом “Clayman”с идеей о навязывании человеку с момента рождения всего, от чего у него сносит “крышу”. Самые яркие звуковые моменты “Colony” здесь преумножились и стали точнее в своём выражении. Стало нормой практически в каждой песне применять хоровой распевочный припев на фоне мужественно-патетической мелодии. Серьёзная работа была проведена над вокальными аранжировками: с этих пор их стало на каждом новом релизе In Flames просто огромное количество, на любой вкус. Всё бы ничего, но на этих порах основные композиторы группы Бьёрн и Джеспер почему-то отказались от столь любимых фэнами “классических” двухчетвертных trash/death-боевиков. Энергию добирали среднетемповым качем с периодическими double-bass срывами. Новый релиз Nuclear Blast подали по всем правилам коммерции, с двумя клипами (“Only For The Week, “Pinball Map”), скрытым треком “World Of Promises”, японским бонусом “Strong And Smart”, с охапкой отличных драйвовых песен (“Bullet Ride”, “Suburban Me”, “Swim”), протяжной прогрессивной “Satellites And Astronauts”. И первым глобальным турне In Flames “Clayman World Tour”, – надо было отрабатывать 17 место в шведском и 43 – в немецком чартах. Турне стартовало в Японии, прокатилось через оба американских континента и накрыло всю Европу, включая концерты со Slipknot. В 2000 шведы отыграли более 150 концертов, Jesper признаётся японским журналом Burrn! рок-композитором года. Горячий приём японских фэнов так впечатлил участников In Flames, что в 2001 году они инициируют выпуск концертного альбома “Tokyo Showdown”, с хорошо сохранившейся живой атмосферой, энергетикой группы и безумствующих поклонников. За макетирование обложек In Flames теперь берётся Niclas Sundin, писавший до этого In Flames тексты и поднаторевший за в дизайнерских делах.

Этот live релиз обозначил в биографии группы новый этап: неожиданную кристаллизацию некоего death-metal-mainstream. Подобные попытки делались и раньше (Gorefest, Carcass), но водоворот в полную силу замутили In Flames, втянув в него земляков Soilwork и Dark Tranquillity и породив новую melodic-death волну в США (Killswitch Engage, Chimaira, Lamb Of God, Poison The Well). Модный прикид, много мультимедии, мега-площадки, хэдлайн, необычные стильные обложки, трансатлантические клипы и гастроли с заездами в Австралию, короче, масс-культ. К чести вышеуказанных коллективов это зарабатывалось не на диванчике и не за один день. Всю мишуру по большей части создают сами метальные рекорд-компании, ранее независимые, но скупленные на корню мэйджорами и использующие их промо-ресурсы. У музыкантов In Flames остались скромные доходы (они подрабатывают, кто программистом, кто ухаживает за немощными, кто продаёт инструменты), достаточно тяжёлая, хоть и максимально мелодичная гитарная музыка, вокальный экстрим и выматывающие промо-туры. Барабанщик Даниэль мудро заметил: “Безумие – не сами турне, безумие – жить в этих турне”. Следующий альбом шведов “Reroute To Remain”(2002) преподносит фэнам немало сюрпризов, особенно тем, кто ждал нового витка музыкального развития от своих любимцев. Работы над его созданием велись в новом месте, в Dug Out Studio у Daniel Bergstarnd. “Мы ещё “Clayman” хотели у него делать, но тогда было некогда что-то точно планировать. Прежний продюсер Фредрик – человек семейный, постоянно смотрит на часы и у него никогда нет времени. А у Даниэля можно спать до обеда, зато работать именно тогда, когда это по кайфу, хоть глубокой ночью”. Чтобы полностью сочинить альбом, группа воспользовалась приморским домиком сестры Бьёрна в городке Варберг. “Мы на две недели организовали там переносную студию. Просиживали на берегу моря или в доме, попивая пиво и релаксируя. И считалось нормальным, когда то один, то другой музыкант вдруг подрывался и садился за компьютер запечатлеть ту или иную арранжировку. На этот раз у группы был стопроцентно готовый материал, чтобы идти в нормальную студию”. Дэниэль накрутил “пламенным” новый звук и придал альбому ещё большую экспериментальность. Много аккустики, много чистого пения, много электроники, сэмплов…Но вместе с тем много динамики, жирнющих риффов и парных гитарных дуэлей, многослойного скриминга и дополнительных гармоний. На радость одлскульным фэнам на диске появилась пара скоростных треков. Фриден: “Когда мы создавали этот альбом, надеялись,что его полюбят и старые и новые фэны. В нём есть всё:прошлое,настоящее и будущее”. Насчёт последнего он был прав: новаторства на “Reroute To Remain” было достаточно. Первый же сингл “Cloud Connected” ориентировал народ на новые клубные веяния в рамках музыки In Flames, да и видеоряд в клипе заметно подорожал. Шведы двинули моду выступать в белых одеяниях, что сразу же бессовестно было содрано земляками из Darkane. Поклонникам death-музыки было от чего морщить нос и обречённо переслушивать старые альбомы шведов: In Flames не погнушались откровенно мягкими песнями. Вопрос, который музыкантам стали часто задавать касался того, как все студийные технологии и красоты воспроизводить на сцене. Но In Flames достойно выкрутились, и очередное мировое турне отыграли с большой помпой. Хит сезона – концерт с Metallica. Номинации в качестве лучшей шведской группы, лучшего альбома, лучшего концертного коллектива и массивная поддержка слушателей на летних фестивалях были заслужены и приятны. Чтобы поддержать затянувшееся турне до ближайшей студийной сессии, был выпущен мини-альбом “Trigger”(2003) с забойным b-side “Watch Them Feed”, кавером Genesis “Land Of Confusion”, ремиксом и новым модным клипом на песню “Trigger”. Публика готовилась к тому, что In Flames окончательно подадутся в не-экстремальные формы. Но “пламенные” снова пошли дальше примитивных предположений. Новый альбом “Soundtrack To Your Escape”(2004) совместил модную прогрессивность предшественника с подзабытой злобной подачей. “Мы никогда не были поп-группой, и никогда её не станем. In Flames – metal банда”. С первого трека “F(r)iend” группа напоминала из какого она прекрасного далёка. Много нареканий вызвал помертвевший звук шведов, слишком техногенная ритм-секция и черезчур активная электроника. Но сами In Flames были довольны как удавы. В их биографии ещё не было такого душевного, братского процесса записи. Вместе с Дэниэлем Бергстрандом и всей его техникой группа арендовала в Дании уединённую усадьбу и записывалась прямо там практически на лоне природы, прерываемая только мычанием окрестных коров, ржанием лошадей и криками “Жрать!” и “Пиво!”. Долгожданный сингл “Quiet Place” где-то повторил судьбу “Cloud Connected”, став жертвой последних разработок клипмейкерства. Рядом с сингл-версией отлично уживался мощный клубный ремикс на “My Sweet Shadow”. Второй оригинальный клип к альбому, на песню “Touch In Red” был позже снят в США (тёлки, тачки, криминал). Хитовая подача песенного материала (“Quiet Place”, “Bottled”, “Like You Better Dead”), немного традиций (“Dial 595-Escape”), удачный концепт и постоянный драйв, – новая работа “пламенных” расставляла новые акценты в метал-музыке. Свою лепту внёс и активно поработавший над программингом Orjan Ornkloo (ex-Misery Loves Co.). По словам Андерса, “Soundtrack To Your Escape” может помочь слушателю на 50 минут сбежать от суеты и паршивой реальности. “Альбом копирует мой ритуал расслабления. Я сажусь, слушаю музыку и на время отключаюсь от всего”. А этот диск можно было слушать десяток раз и всякий раз обнаруживать что-то новое.

Все важнейшие фазы последних мировых турне, включая пятую поездку в США, In Flames запечатлели в актуальном 2DVD+2CD “Used & Abused – In Live We Trust” с массой видео-и аудиосвидетельств высочайшего уровня скандинавского квинтета. Этот релиз сразу попадает на 1 место в DVD-чартах Швеции и Финляндии и на 56 место в германском German Media Control Chart. Участие в Ozzfest в этом году и долгоиграющее турне до ноября прилагаются. Появление этого солидного DVD-документа на пол-года отложило выход новой студийной работы In Flames, уже записанного и анонсированного на февраль 2006 года 13-ти трекового альбома “Come Clarity”. Nuclear Blast ведь надо запарить весь тираж DVD! Люди те же, продюсер – стабильный Daniel Bergstrand (Soilwork, Meshuggah, Strapping Young Lad, Darkane, The Duskfall), ожидания – обоснованы. Вряд ли ТАКИЕ новые песни к тому времени устареют. Может кто-нибудь, наконец, скрестит free-jazz и gringcore? Забавно будет наблюдать, как СМИ сделают это “нормальным”!

Ян Федяев


In Flames. part 1


www.inflames.com – официальный сайт

Читать другие очерки >>>

 

 

 

 

 


Warning: Undefined variable $user_ID in /home/p508851/www/specialradio.ru/wp-content/themes/sr/comments.php on line 40

Вы должны войти на сайт чтобы комментировать.