В наши дни, когда какой-нибудь залётный интервьюер спрашивает участников Soilwork об их принадлежности к гётеборгской школе melodic-death-metal или пресловутому “Gothenburg sound”, это в лучшем случае вызывает у них раздражение. Как же, ведь они жили в двух часах езды от Гётеборга, в Helsingborg. Читай, на другом континенте! Что ж, Soilwork 2005 – не Fredman Studio 1998, здесь шведы правы. Тема эта, действительно, давно сошла на нет, ограничившись во второй половине 90-х десятком команд. С тех пор шведы стали быстрее соображать, что своё лицо есть гут. Да и сами хозяева именитых “тяжёлых” студий периодически халтурят с радиоформатными коллективами и оттого всё больше проникаются идеями создания новых звуковых сочетаний в рамках отдельно сколоченного экстремального альбома. Не верьте, если они говорят : “Никогда!”.
Впрочем, в эпоху становления Soilwork на ещё худенькие дэз-металлические ножки, ярлык “гётеборгский саунд” удачно определял их в категорию уже успешно лабающих земляков In Flames и Dark Tranquillity и придавал уверенности. Так случилось, что в 1995 году молодые музыканты из разных подвальных бэндов организовали группу Inferior Breed с целью нарезать немного Machne Head и Pantera с примесью старого рока а ля Deep Purple и Rush. В первом составе были замечены гитаристы Peter Wichers и Ludvig Svartz, “стукач” Jimmy Persson, бас-гитарист Carl-Gustav Doos и конечно же лужённая глотка Bjorn “Speed” Strid, получивший своё прозвище в школе за то, что чрезмерно увлекался speed-metal. И, видимо, быстро бегал. Doos соскочил ещё перед записью первого демо “In Dreams We Fall Into The Eternal Lake”. Кассетка была страшненькая, с пятью песнями полного андерграунда, но музыканты приложили много усилий по распространению первого материала, уже под именем Soilwork. “Кое-какой интерес был, например со стороны War Music и Listenable Records. Мы звонили им по пять раз в неделю и спрашивали, подпишут ли они с нами контракт, и что происходит. А ничего не происходило”. Дело с мёртвой точки сдвинул известный персонаж на шведской death-metal сцене, бывший гитарист Carcass Майкл Эмотт (ныне Arch Enemy). Он тогда работал в магазине по продаже компакт-дисков в перерывах между турне и частенько общался с молодой порослью. Майкл взял у них демо, написал свои рекомендации и отправил заново. Неожиданно Laurent, хозяин французского Listenable Records воспылал нежными чувствами к Soilwork и предложил незамедлительно поставить под контрактом крестик. В группе появляются постоянный бассиcт, длиннющий Ola Flink и клавишник Carlos Holmberg. В таком составе на Fredman Studio в 1998 году был замешан дебютный альбом “Steelbath Suicide” – must have альбом для всех фэнов мелодичного дэз-метал. Не смотря на неважное качество записи, пластинка представляла собой коллекцию коротких, хлёстких, скоростных и цепляющих песен, с агрессивной подачей и заявкой на место по-теплее. Одним из “японских” бонусов к диску был записан кавер Deep Purple “Burn”. Через месяц после его выхода гитариста Людвига и барабанщика Джимми заменяют соответственно Ole Frenning (дядя основателя коллектива Питера) и Henry Ranta. Отыграв несколько концертов локального характера, Soilwork в начале 99 года снова отправляются в пристанище продюссера Фредерика Нордстрёма Fredman Studio, чтобы записать свой второй и последний по контракту с Listenable альбом “The Chainheart Machine”. Концептуально диск повествовал о том, как злые машины подчиняют себе человека и как всё становится плохо (фигурирует классическая строка из фильма “Hellraiser 2” – “Your suffering will be legendary, even in Hell”). Музыкально здесь было гораздо интереснее. Soilwork сделали шаг, подобный группе Arch Enemy, когда она после альбома “Black Earth” реализовала “Stigmata” – усложнились и стали массивными, только в отличие от земляков, Soilwork при этом прибавили газу и заметно удвоили гармонии. Бонусом к альбома пошёл трек “Shadowchild”, где шведы решили поэкспериментировать с чистым пением. Удачная смесь Carcass, At The Gates и традиционного heavy в духе Judas Priest и MSG сделали группу заметным и быстро развивающимся музыкальным явлением на европейской метал-сцене. Soilwork гастролируют с Defleshed, Cannibal Corpse, Marduk и едут в страну бонус-треков Японию с Dark Tranquillity.
Тем временем, Century Media лицензирует “The Chainheart Machine” и “Steelbath Suicide” в США и получает в ответ на хорошую промо-работу вполне положительную отдачу. Тут бы и подсуетиться, но Soilwork с потрохами перехватывает лейбл Nuclear Blast и организует им новый бюджет. Диск “A Predator’s Portrait” (2001) означал для Soilwork окончательный прорыв в элиту европейского death-metal. Прорыв по всем статьям: как в звуке, так и в музыке. Новый Soilwork представлял собой крутой прогрессивный замес скоростного death-metal с самыми интеллигентными элементами hard-rock, неожиданными композиторскими находками, красивыми соло, великолепной техникой барабанщика и постоянным грувом. “Bastard Chain”, “Needlefast” и “Neurotica Rampage” разгоняли пластинку до предельной скорости, а треки “The Analyst” и “Structure Divine”, благодаря простым уместным клавишным партиям, создавали нужную хмурь. Появился привкус несравнимости: мелодические решения Soilwork вполне можно было считать заслугой только этого коллектива. Вокалист Speed начал раскрывать свои вокальные возможности и создавать интересный баланс между чистым голосом, пафосным многоголосьем в припевах и типичным придушенным вокалом. Тексты, по собственному признанию, писал на основе прочитанных книг по психологии. Бьёрн вспоминает: “Перед загрузкой в студию, в наших головах всё выглядело по другому. Но как только началась запись, выяснилось, что все наши идеи в отдельности и предполагаемый звук звучат просто дерьмово. Вот она где работа музыканта – суметь составить идеи вместе, чтобы это представляло хоть какую-то ценность для слушателя. Это во многом очень личный альбом”. Новой пластинкой проникся даже вокалист Judas Priest Rob Halford. Он устроил музыкантам спонтанную, но очень эффективную рекламу своими положительными высказываниями в адрес группы и её будущего. Тур в поддержку Annihilator и Nevermore обеспечил шведской команде ещё больший круг фэнов. Незабываемой была и первая поездка в США на Milwaukee Metalfest; группу там уже знали и встречали достойно. На этом этапе в Soilwork сменяется клавишник – новым участником становится Sven Karlsson (ex-Embraced, Evergrey). Он поддержал команду во время их гастролей по Японии. К октябрю 2001 у “землекопов” была уже готова новая охапка песен, лишний раз подтвердив креативные возможности коллектива. Питер: “Лично я не вижу ничего плохого в том, чтобы выпускать каждый год новую пластинку. Мы легко и быстро сочиняем во время турне; креатив или есть – или его нет, и всё”. Nuclear Blast не подивились плодовитости шведов: контракт был вполне благополучный. При этом лейбл, по заверениям музыкантов, никогда не вмешивается в процесс создания, только встаёт перед фактом, что новый альбом готов и его бы пора записать. Прямо, Алиса в стране чудес шоу-бизнеса! Разбавить косвенное влияние Нордстрёма было решено участием в продюссировании и сведении нового материала эксцентричного канадского музыканта и продюссера Devin Townsend (Straping Young Lad, Devin Townsend Band). Именно он вписал крупными буквами в общую звуковую концепцию Soilwork “прогрессивность” и заставил поверить музыкантов в то, что они нашли собственный звук. “Он простой в обращении чувак. Но когда дело доходит до записи – сконцентрирован невероятно!” Группа с его помощью достигла того уровня, когда попытки её клонирования не представлялись возможным; копирайт был застрахован головами самих авторов музыки. Подобно своим коллегам In Flames, создавших в этом же году неоднозначный для метал-аудитории опус “Rerout To Remain”, Soilwork создали в своей дискографии совершенно новую точку отсчёта. Стилистическая этикетка никак не приклеивалась: простое название “modern metal” до сих пор не прижилось. Пластинка “Natural Born Chaos” не заколачивала, но качала и накрывала слушателя плотнейшим ковром progressiv-rock клавишных, богатым набором мелодий, вокальных идей и просчитанных эффектных риффов. Сложно было выбрать доминанту и не-показательную песню: “Follow The Hollow”, “As We Speak”, “The Bringer”…Никто не гнался за наследием спринтеров At The Gates; в конечном счёте не только скорость определяет интенсивность альбома. Speed повторно после “A Predator’s Portrait” нанял учителя по вокалу и, судя о всему, достиг вершины своих вокальных возможностей,-на запись одних вокалов ушло 13 дней студийного времени. На песню “As We Speak” был снят клип, коллектив откатал насыщенное турне с Children Of Bodom, Hypocrisy и Killswitch Engage.
Бесценный опыт общения с Таунсендом заставил группу понервничать перед записью продолжения “Natural Born Chaos” в 2003 году. Влияние канадского гуру продюссинга оказалось настолько сильным, что Soilwork без его помощи не знали с какого края браться за работу. Самым простым и самым сложным решением оказалось взять процесс продюссирования в свои руки. В результате альбом записывался в трёх разных студиях, но сводился всё тем же Фредериком Нордстрёмом. По воспоминаниям гитариста Питера, чёткого представления о том, что же в итоге получится у музыкантов не было вплоть до начала самого сведения. Но опасения Soilwork были напрасными – опыт не пропьёшь. Новый альбом “Figure Number Five”, посвященный людям мешающим правительству, но контролируемые им, оказался не менее хитовым, чем предшественник. При всей жесткости подачи материала, песни содержали больше рока, а мелодии не казались такими хаотичными. Где-то нажали на педаль (“Rejection Role”, “Figure Number Five”, “The Mindmaker”), где-то добавили красоты (“Departure Plan”). Получилось гладко, взросло-модно и энергоёмко. За стильный art-work отвечал бывший клавишник Soilwork Карлос, он же ранее приложился и к оформлению “A Predator’s Portrait”. Питер: “Сейчас я счастлив результатом. Но когда это хозяйство записывалось одновременно в разных студиях, я был далёк от этого ощущения. Чтобы успеть к предстоящему турне, мы пахали потора месяца по максимуму, при этом старались избежать стерильности. Когда я записывал гитары, мне было кайфово ощущать, что остальные тусуются рядом, играют в Playstation и всё такое”. О значительных коммерческих надеждах Nuclear Blast по поводу “Figure Number Five” свидетельствовал выпуск сразу двух синглов (“Rejection Role” и “Light The Torch”), что для группы такого формата было большой честью. Даже бывшие дружки из Listenable Records подсуетились и выпустили в 2003 5-ти песенный EP “The Early Chapter”, на который просто тупо запихнули все японские бонус-треки первых двух альбомов, кавер Mercyful Fate “Egypt” и единственный, ранее не изданный концертный трек. Надо же было как-то разбавить череду своих второсортных death-metal релизов!
Выдержать двухгодичный перерыв между студийными сессиями шведам помогли разные обстоятельства. Во-первых, свои последние барабанные палочки для Soilwork сломал Генри Ранта, и его с трудом не на долго заменили французским барабанщиком Dirk Verbeuren (постоянно играет в Scarve). Участники коллектива таким образом стали жить довольно удалённо друг от друга: гитарист в США, барабанщик во Франции, а остальные – в разных городах Швеции. Так что лишнего повода порепетировать и сбацать пару альбомов за вечер без закуски не было. И куда же без боковых проектов! Тут самым шустрым оказался вокалист Бьёрн: гостевые вокалы на альбоме итальянцев Disharmonia Mundi, собственный проект Terror 2000 (с Клаусом из Darkane). И вот совсем недавно в паре с покинувшим ряды Blind Guardian барабанщиком Томеном он организует проект Coldseed: “Это что-то среднее между Rammstein и Alice In Chains! Ни о троллях и ни о гномиках”. Но свежий гибрид появился уже после того, как в 2005 году под присмотром нового крутильщика ручек и креативщика Дэниэля Бергстрана Soilwork за 6 недель закатали очередной альбом “Stabbing The Drama”. “Мы специально выбрали студию, где обычно не работают метал-банды. Ближайшей задачей по звуку было создать более грубое, менее отполированное звучание, задвинуть назад эффекты и ближе обозначить гитары. Получилось более честно, в каждый инструмент добавилось свежести”. В этом Бьёрн абсолютно прав. Но его мощнейшая вокальная подача на этот раз не тянула альбом по энергетике и привычно содержала обилие обработок. Крест на пузе, – живьём без использования “консервов” это звучит бесцветно. Стоячая динамика и не всегда обоснованная комбинация melodic-angry с неизменными братскими патетическими припевами уже к середине новой программы полностью размазывали эффектный старт и не обещали ничего нового. Украсили этот праздник эксплуатации прежних идей, как ни странно, треки, сделанные в более примитивной манере ранних Soilwork, особенно “Blind Eye Halo”. Качество игры безупречно, полно идей, а искры не оказалось. Так что о прогрессе можно было в данном случа говорить весьма осторожно…
Лучшее, конечно, впереди. Радостно, что есть такие команды с маниакальным стремлением не стоять на месте и производить новые песни. Но в ближайших планах излишне трудолюбивых Soilwork – большая пауза после завершения всех промо-мероприятий “Stabbing The Drama” (в том числе первое турне в качестве хэдлайнера при поддержке Hypocrisy, Dark Tranquillity и Mnemic). И это было бы верным решением. Титул одной из самых интересных и качественных шведских тяжёлых команд у “землекопов” уже никто не отберёт. 6 лонгплеев за 8 лет рекордом не являются, просто монотонность последнего релиза и отсутствие на нём острых, прогрызающих мозг идей не лечится скорейшим походом в студию. А с загнанными лошадьми во все времена поступали некрасиво.
Ян Федяев
www.soilwork.net – официальный сайт