Search for:
 

Soilwork

SPECIAL RADIO :: СПЕЦ ИНТЕРНЕТ РАДИО — Soilwork

Soilwork: шведское трудолюбие

 

Второй справа — самый известный фэн Soilwork

В наши дни, когда какой-нибудь залётный интервьюер спрашивает участников Soilwork об их принадлежности к гётеборгской школе melodic-death-metal или пресловутому «Gothenburg sound», это в лучшем случае вызывает у них раздражение. Как же, ведь они жили в двух часах езды от Гётеборга, в Helsingborg. Читай, на другом континенте! Что ж, Soilwork 2005 — не Fredman Studio 1998, здесь шведы правы. Тема эта, действительно, давно сошла на нет, ограничившись во второй половине 90-х десятком команд. С тех пор шведы стали быстрее соображать, что своё лицо есть гут. Да и сами хозяева именитых «тяжёлых» студий периодически халтурят с радиоформатными коллективами и оттого всё больше проникаются идеями создания новых звуковых сочетаний в рамках отдельно сколоченного экстремального альбома. Не верьте, если они говорят : «Никогда!».

Впрочем, в эпоху становления Soilwork на ещё худенькие дэз-металлические ножки, ярлык «гётеборгский саунд» удачно определял их в категорию уже успешно лабающих земляков In Flames и Dark Tranquillity и придавал уверенности. Так случилось, что в 1995 году молодые музыканты из разных подвальных бэндов организовали группу Inferior Breed с целью нарезать немного Machne Head и Pantera с примесью старого рока а ля Deep Purple и Rush. В первом составе были замечены гитаристы Peter Wichers и Ludvig Svartz, «стукач» Jimmy Persson, бас-гитарист Carl-Gustav Doos и конечно же лужённая глотка Bjorn «Speed» Strid, получивший своё прозвище в школе за то, что чрезмерно увлекался speed-metal. И, видимо, быстро бегал. Doos соскочил ещё перед записью первого демо «In Dreams We Fall Into The Eternal Lake». Кассетка была страшненькая, с пятью песнями полного андерграунда, но музыканты приложили много усилий по распространению первого материала, уже под именем Soilwork. «Кое-какой интерес был, например со стороны War Music и Listenable Records. Мы звонили им по пять раз в неделю и спрашивали, подпишут ли они с нами контракт, и что происходит. А ничего не происходило». Дело с мёртвой точки сдвинул известный персонаж на шведской death-metal сцене, бывший гитарист Carcass Майкл Эмотт (ныне Arch Enemy). Он тогда работал в магазине по продаже компакт-дисков в перерывах между турне и частенько общался с молодой порослью. Майкл взял у них демо, написал свои рекомендации и отправил заново. Неожиданно Laurent, хозяин французского Listenable Records воспылал нежными чувствами к Soilwork и предложил незамедлительно поставить под контрактом крестик. В группе появляются постоянный бассиcт, длиннющий Ola Flink и клавишник Carlos Holmberg. В таком составе на Fredman Studio в 1998 году был замешан дебютный альбом «Steelbath Suicide» — must have альбом для всех фэнов мелодичного дэз-метал. Не смотря на неважное качество записи, пластинка представляла собой коллекцию коротких, хлёстких, скоростных и цепляющих песен, с агрессивной подачей и заявкой на место по-теплее. Одним из «японских» бонусов к диску был записан кавер Deep Purple «Burn». Через месяц после его выхода гитариста Людвига и барабанщика Джимми заменяют соответственно Ole Frenning (дядя основателя коллектива Питера) и Henry Ranta. Отыграв несколько концертов локального характера, Soilwork в начале 99 года снова отправляются в пристанище продюссера Фредерика Нордстрёма Fredman Studio, чтобы записать свой второй и последний по контракту с Listenable альбом «The Chainheart Machine». Концептуально диск повествовал о том, как злые машины подчиняют себе человека и как всё становится плохо (фигурирует классическая строка из фильма «Hellraiser 2» — «Your suffering will be legendary, even in Hell»). Музыкально здесь было гораздо интереснее. Soilwork сделали шаг, подобный группе Arch Enemy, когда она после альбома «Black Earth» реализовала «Stigmata» — усложнились и стали массивными, только в отличие от земляков, Soilwork при этом прибавили газу и заметно удвоили гармонии. Бонусом к альбома пошёл трек «Shadowchild», где шведы решили поэкспериментировать с чистым пением. Удачная смесь Carcass, At The Gates и традиционного heavy в духе Judas Priest и MSG сделали группу заметным и быстро развивающимся музыкальным явлением на европейской метал-сцене. Soilwork гастролируют с Defleshed, Cannibal Corpse, Marduk и едут в страну бонус-треков Японию с Dark Tranquillity.

Underground pure!

Тем временем, Century Media лицензирует «The Chainheart Machine» и «Steelbath Suicide» в США и получает в ответ на хорошую промо-работу вполне положительную отдачу. Тут бы и подсуетиться, но Soilwork с потрохами перехватывает лейбл Nuclear Blast и организует им новый бюджет. Диск «A Predator’s Portrait» (2001) означал для Soilwork окончательный прорыв в элиту европейского death-metal. Прорыв по всем статьям: как в звуке, так и в музыке. Новый Soilwork представлял собой крутой прогрессивный замес скоростного death-metal с самыми интеллигентными элементами hard-rock, неожиданными композиторскими находками, красивыми соло, великолепной техникой барабанщика и постоянным грувом. «Bastard Chain», «Needlefast» и «Neurotica Rampage» разгоняли пластинку до предельной скорости, а треки «The Analyst» и «Structure Divine», благодаря простым уместным клавишным партиям, создавали нужную хмурь. Появился привкус несравнимости: мелодические решения Soilwork вполне можно было считать заслугой только этого коллектива. Вокалист Speed начал раскрывать свои вокальные возможности и создавать интересный баланс между чистым голосом, пафосным многоголосьем в припевах и типичным придушенным вокалом. Тексты, по собственному признанию, писал на основе прочитанных книг по психологии. Бьёрн вспоминает: «Перед загрузкой в студию, в наших головах всё выглядело по другому. Но как только началась запись, выяснилось, что все наши идеи в отдельности и предполагаемый звук звучат просто дерьмово. Вот она где работа музыканта — суметь составить идеи вместе, чтобы это представляло хоть какую-то ценность для слушателя. Это во многом очень личный альбом». Новой пластинкой проникся даже вокалист Judas Priest Rob Halford. Он устроил музыкантам спонтанную, но очень эффективную рекламу своими положительными высказываниями в адрес группы и её будущего. Тур в поддержку Annihilator и Nevermore обеспечил шведской команде ещё больший круг фэнов. Незабываемой была и первая поездка в США на Milwaukee Metalfest; группу там уже знали и встречали достойно. На этом этапе в Soilwork сменяется клавишник — новым участником становится Sven Karlsson (ex-Embraced, Evergrey). Он поддержал команду во время их гастролей по Японии. К октябрю 2001 у «землекопов» была уже готова новая охапка песен, лишний раз подтвердив креативные возможности коллектива. Питер: «Лично я не вижу ничего плохого в том, чтобы выпускать каждый год новую пластинку. Мы легко и быстро сочиняем во время турне; креатив или есть — или его нет, и всё». Nuclear Blast не подивились плодовитости шведов: контракт был вполне благополучный. При этом лейбл, по заверениям музыкантов, никогда не вмешивается в процесс создания, только встаёт перед фактом, что новый альбом готов и его бы пора записать. Прямо, Алиса в стране чудес шоу-бизнеса! Разбавить косвенное влияние Нордстрёма было решено участием в продюссировании и сведении нового материала эксцентричного канадского музыканта и продюссера Devin Townsend (Straping Young Lad, Devin Townsend Band). Именно он вписал крупными буквами в общую звуковую концепцию Soilwork «прогрессивность» и заставил поверить музыкантов в то, что они нашли собственный звук. «Он простой в обращении чувак. Но когда дело доходит до записи — сконцентрирован невероятно!» Группа с его помощью достигла того уровня, когда попытки её клонирования не представлялись возможным; копирайт был застрахован головами самих авторов музыки. Подобно своим коллегам In Flames, создавших в этом же году неоднозначный для метал-аудитории опус «Rerout To Remain», Soilwork создали в своей дискографии совершенно новую точку отсчёта. Стилистическая этикетка никак не приклеивалась: простое название «modern metal» до сих пор не прижилось. Пластинка «Natural Born Chaos» не заколачивала, но качала и накрывала слушателя плотнейшим ковром progressiv-rock клавишных, богатым набором мелодий, вокальных идей и просчитанных эффектных риффов. Сложно было выбрать доминанту и не-показательную песню: «Follow The Hollow», «As We Speak», «The Bringer»…Никто не гнался за наследием спринтеров At The Gates; в конечном счёте не только скорость определяет интенсивность альбома. Speed повторно после «A Predator’s Portrait» нанял учителя по вокалу и, судя о всему, достиг вершины своих вокальных возможностей,-на запись одних вокалов ушло 13 дней студийного времени. На песню «As We Speak» был снят клип, коллектив откатал насыщенное турне с Children Of Bodom, Hypocrisy и Killswitch Engage.

Максимум серьёзности

Бесценный опыт общения с Таунсендом заставил группу понервничать перед записью продолжения «Natural Born Chaos» в 2003 году. Влияние канадского гуру продюссинга оказалось настолько сильным, что Soilwork без его помощи не знали с какого края браться за работу. Самым простым и самым сложным решением оказалось взять процесс продюссирования в свои руки. В результате альбом записывался в трёх разных студиях, но сводился всё тем же Фредериком Нордстрёмом. По воспоминаниям гитариста Питера, чёткого представления о том, что же в итоге получится у музыкантов не было вплоть до начала самого сведения. Но опасения Soilwork были напрасными — опыт не пропьёшь. Новый альбом «Figure Number Five», посвященный людям мешающим правительству, но контролируемые им, оказался не менее хитовым, чем предшественник. При всей жесткости подачи материала, песни содержали больше рока, а мелодии не казались такими хаотичными. Где-то нажали на педаль («Rejection Role», «Figure Number Five», «The Mindmaker»), где-то добавили красоты («Departure Plan»). Получилось гладко, взросло-модно и энергоёмко. За стильный art-work отвечал бывший клавишник Soilwork Карлос, он же ранее приложился и к оформлению «A Predator’s Portrait». Питер: «Сейчас я счастлив результатом. Но когда это хозяйство записывалось одновременно в разных студиях, я был далёк от этого ощущения. Чтобы успеть к предстоящему турне, мы пахали потора месяца по максимуму, при этом старались избежать стерильности. Когда я записывал гитары, мне было кайфово ощущать, что остальные тусуются рядом, играют в Playstation и всё такое». О значительных коммерческих надеждах Nuclear Blast по поводу «Figure Number Five» свидетельствовал выпуск сразу двух синглов («Rejection Role» и «Light The Torch»), что для группы такого формата было большой честью. Даже бывшие дружки из Listenable Records подсуетились и выпустили в 2003 5-ти песенный EP «The Early Chapter», на который просто тупо запихнули все японские бонус-треки первых двух альбомов, кавер Mercyful Fate «Egypt» и единственный, ранее не изданный концертный трек. Надо же было как-то разбавить череду своих второсортных death-metal релизов!

Нет, это не Билли Корган!

Выдержать двухгодичный перерыв между студийными сессиями шведам помогли разные обстоятельства. Во-первых, свои последние барабанные палочки для Soilwork сломал Генри Ранта, и его с трудом не на долго заменили французским барабанщиком Dirk Verbeuren (постоянно играет в Scarve). Участники коллектива таким образом стали жить довольно удалённо друг от друга: гитарист в США, барабанщик во Франции, а остальные — в разных городах Швеции. Так что лишнего повода порепетировать и сбацать пару альбомов за вечер без закуски не было. И куда же без боковых проектов! Тут самым шустрым оказался вокалист Бьёрн: гостевые вокалы на альбоме итальянцев Disharmonia Mundi, собственный проект Terror 2000 (с Клаусом из Darkane). И вот совсем недавно в паре с покинувшим ряды Blind Guardian барабанщиком Томеном он организует проект Coldseed: «Это что-то среднее между Rammstein и Alice In Chains! Ни о троллях и ни о гномиках». Но свежий гибрид появился уже после того, как в 2005 году под присмотром нового крутильщика ручек и креативщика Дэниэля Бергстрана Soilwork за 6 недель закатали очередной альбом «Stabbing The Drama». «Мы специально выбрали студию, где обычно не работают метал-банды. Ближайшей задачей по звуку было создать более грубое, менее отполированное звучание, задвинуть назад эффекты и ближе обозначить гитары. Получилось более честно, в каждый инструмент добавилось свежести». В этом Бьёрн абсолютно прав. Но его мощнейшая вокальная подача на этот раз не тянула альбом по энергетике и привычно содержала обилие обработок. Крест на пузе, — живьём без использования «консервов» это звучит бесцветно. Стоячая динамика и не всегда обоснованная комбинация melodic-angry с неизменными братскими патетическими припевами уже к середине новой программы полностью размазывали эффектный старт и не обещали ничего нового. Украсили этот праздник эксплуатации прежних идей, как ни странно, треки, сделанные в более примитивной манере ранних Soilwork, особенно «Blind Eye Halo». Качество игры безупречно, полно идей, а искры не оказалось. Так что о прогрессе можно было в данном случа говорить весьма осторожно…

вахта «Фигуры Номер Пять

Лучшее, конечно, впереди. Радостно, что есть такие команды с маниакальным стремлением не стоять на месте и производить новые песни. Но в ближайших планах излишне трудолюбивых Soilwork — большая пауза после завершения всех промо-мероприятий «Stabbing The Drama» (в том числе первое турне в качестве хэдлайнера при поддержке Hypocrisy, Dark Tranquillity и Mnemic). И это было бы верным решением. Титул одной из самых интересных и качественных шведских тяжёлых команд у «землекопов» уже никто не отберёт. 6 лонгплеев за 8 лет рекордом не являются, просто монотонность последнего релиза и отсутствие на нём острых, прогрызающих мозг идей не лечится скорейшим походом в студию. А с загнанными лошадьми во все времена поступали некрасиво.

Ян Федяев.

www.soilwork.net — официальный сайт

Читать другие очерки >>>

 

 

 

 

Вы должны войти на сайт чтобы комментировать.