Search for:
 

Patricia Kaas

SPECIAL RADIO :: СПЕЦ ИНТЕРНЕТ РАДИО — Патрисиа Каас — Patricia Kaas

Femme fatale

«Одиночество отнюдь не так негативно, как кажется».
П.Каас

 

Patricia Kaas
Пат

Радость чаще всего бывает искренней. В нашей родной глубинке, на сибирских просторах неизбалованная простодушная публика искренне ломится на концерты усталых, тусклых забугорных «звёзд». Звёздам этим в последнее время только и остаётся, что пополнять концертные разделы на своих сайтах за счёт набегов в страны бывшего соцлагеря и «чёса» по периферийным россиийским городам. Не стала исключением и известная фронтвумэн французского эстрадного дивертисмента Патрисиа Каас, обладательница примечательной хрипотцы и заурядной по французским меркам внешности. Ясное дело: моложе мы не становимся. Голос и здоровье не те, житейский шлак и горечь одиночества, прущее отовсюду, на пользу дела не идут. Вот и хватаемся за приглашения в Юрмалу и Красноярск с Иркутском. Нечего гадать, что было бы, если бы не её периодическое поведение злой капризной сучки с колючими глазами, с трудом избавившейся от комплекса «маменькиной дочки», и её демарши против мужиков. Возможно, счастливая обстановка в отсутствующей собственной семье смягчила бы её взгляд наждачной бумаги и обречённое ожидание типа «невиновата я». Уж как только не оправдывали её холодный неприступный имидж и в расцвете сил лелеяли сравнениями с Эдит Пиаф, чего только она сама по этому поводу не пела и не говорила. Да только с годами вся эта демонстративная жертвенность во славу карьеры и застарелое перебирание харчами совсем не добавили Патрисии необходимого для поддержания статуса лоска. Ещё не сшил Тьери Мюглер такой наряд. 15 миллионов проданных альбомов и жизнь с мальтийской болонкой в пресном швейцарском Цюрихе — симптоматично…

А когда-то шустрая Пат, младшая среди семерых детей французского горняка Йозефа и немецкой домохозяйки Ирмгард была злостной нарушительницей суверенной франко-германской границы. Местом проживания семьи Каас был французский горняцкий городок Форбах на самой границе Лотарингии и германской земли Саарланд; от дома Патрисии до немецкого леса за высоким забором было всего каких-то несколько домов. И детворе было за счастье лазить через дырку в заборе на саарскую землю. Пат конечно француженка, но в её жизни с детства было столько немецкого, что национальность при ближайшем рассмотрении для неё не принципиальна. Важнее то, насколько широко ей удалось популяризировать далеко не самую универсальную смесь блюза, поп-джаза и голимого франкоязычного кабарэ, настоянную на терпком хриплом голосе. «Тогда мы не могли ездить в отпуск, но и не бедствовали. Мы были счастливой семьёй, где ценилась любовь и честность». Лет в 8 обычное детство у девочки закончилось: с подачи мамы юная Каас стала голосить в местных клубах и варьете, радовать гостей своими версиями Sylvie Vartan, Claude Francois и Mireille Mathieu и удивлять не по-детски низким голосом. В 10 лет она стала победительницей общегородского конкурса юных талантов, а чуть позже дивный голосок малютки открыла для себя заехавшая в Форбах подхалтурить немецкая блюзовая группа. Впечатлённые ТАКИМ исполнением стандартов а ля Марлен Дитрих и Далиды, музыканты срочно организовали ей встречу с хозяином клуба «Rumpelkammer»(Чулан) в соседнем Саарбрюкене. Тот сразу предложил 13-ти летней девчушке контракт, — такой вокальный колор не каждый день встретишь! Патрисия в течение последующих семи лет каждый уикенд стала появляться на сцене «Чулана»: нужно было помогать деньгами еле тянувшему семью отцу. Более того, это ей всё больше и больше нравилось: петь и играть в совершенно новую жизнь. Певица до сих пор не скрывает, что без духовной поддержки матери она бы ничего осуществить не смогла; батя тогда только рукой махнул: «Пусть делает, что ей нравится!»

Хорош б…блюз

Цепь судьбоносных случайностей на этом не закончилась. В 1985 году по какой-то мужской надобности в «Чулан» заглянул земляк Патрисии, лотарингский архитектор Bernard Schwartz. Искренне очарованный харизмой уже оформившейся девушки, он привёз в Париж на Phonogram Records демо-запись шершавых рулад Пат и смог всучить кассету продюсеру Francois Bernheim. «Шарман!» — сказал Бернхайм, но знаменитой Каас этим не сделал. Сначала требовались немалые вложения, чтобы привести безродную рабоче-крестьянскую самопальщину в надлежащий столичный вид. Да и песня приличная вроде как отсутствовала…Погоняв в голове пару мыслей, Бернхайм уговорил своего близкого друга, знаменитого актёра Жерара Депардье проспонсировать дебютный сингл госпожи Каас. Важнейшим аргументом служило то обстоятельство, что в соавторах выбранной песни «Jalouse» значилась помимо самого Бернхайма жена Депардье — Элизабет. На этом соавторство с супругой актёра закончилось, — записанная во французской столице песня была не фонтан, реакция общественности на сингл колебалась от кислой до умеренно вежливой. Девушка была разочарована, и только тяжёлая болезнь матери удержала её от возращения домой. «Её последним желанием было увидеть мой большой успех. И я делала для этого всё, кроме «интима»: раздавала интервью, ходила по радиостанциям и уговаривала программных редакторов прокрутить трек в эфире. Мать всё-таки увидела меня по телевизору и даже дожила до пары моих первых хитов». Да, хиты в жизни Каас всё-таки появились. В первую очередь благодаря Didier Barbelivien, написавшему для неё песню «Mademoiselle chante le blues». Сингл появился в апреле 87 года и стал откровением года; когда французская публика прознала, что эта худенькая остроносая провинциалка уже лет 10 как распевает недетские песенки, то быстро вознесла её на вершину продаж и повышенного внимания. Это звучало так свежо и бесхитростно: приджазованный франкоязычный шансон с претенциозным блеющим вокалом и красивой историей о мечтающей о славе дочке горняка. Продюсеру Бернхайму оставалось только на 21-летие певицы организовать ей выступление в престижном парижском мюзик-холле «Олимпия» в поддержку Julie Petri, — и лёд тронулся. Весной 88 следует новый франко-германский сингл Каас «D’Allemagne»(«Прощай Лили Марлен, героиня моих детских песен!»), — его ждёт оглушительный успех в Европе, саму певицу ожидает выступление на фестивале La Rochelle и целый ворох приятных наград. Шок после смерти матери совпал у Патрисии с выходом дебютного альбома «Mademoiselle chante le blues», ставшего платиновым. Пластинка стрельнула в казалось бы проигрышных для такой музыки регионах, как Америка и Япония. Франкоговорящее население Канады вручило песне «Mon mec a moi» трофей RFI. Количество поклонников репертуара певицы выросло достаточно быстро; в 1989 году Пат зарабатывает внушительную «Grand Prix du Disque de l’Academie Charles Cros» и отмечает награду интенсивным европейским турне. 1990 год тоже был не обделён вниманием: помимо очередных наград «Victoires de la Musique», Каас выбирают «Певицей года», а «Mademoiselle chante le blues» становится самым продаваемым французским альбомом заграницей. Это далось певице изнурительным кругосветным турне с 200 концертами. Его разбавил выход нового альбома «Scene de vie». Авторы всех песен Didier Barbelivien и Francois Bernheim определённо вошли во вкус и предоставили голосу Каас гораздо более интересное поле для деятельности. О «ресторане» на новом релизе напоминала все пара моментов («L’enterrement de Sidney», «Coeurs Brises»), всё больше интернациональный поп-джаз с лёгким французским колоритом («Bessie», «Tropic Blues Bar» и конечно же «Les Hommes Qui Passent»). Изменилось и настроение в голосе Каас, — переживания, стресс и срочное взросление набросали новые штрихи на хрипотцу Патрисии. После смерти матери она заявила: «Я больше не верю в Бога. Верю только в любовь, объединяющую двух людей!». Пат много чего такого заявляла в будущем, и про любовь-злодейку тоже. «Scene de vie» висел во французских чартах 3 месяца на первом месте, не говоря уже о многотысячном обожании во многих странах. В 1991 певица с титулом «Лучшая французская певица года», полученном в Монте-Карло, промотирует второй альбом в Америке: много выступает, участвует в известном шоу «Доброе утро, Америка» и появляется на обложках Time и Vanity Fair. Этот же год был отмечен появлением первой концертной пластинки и видео «Carnets de scene». Запечатлённый триуф Каас в Европе разлетелся в количестве 300 тысяч штук. Русским тоже кое-что перепало. После разового участия именитой француженки в одной из московских телепрограмм, её попросили дать «концертик». После чего Патрисия пела 4 концерта подряд в набитом подзавязку стадионе, где её принимали как королевскую особу. Радость зрителей была таки искренней; мягкие, приятные песни, сексуально-холодный имидж и визуальная хрупкость происходящего на сцене пришлись по душе нашим соотечественникам. А далее как в анекдоте: «И так шесть раз…». Масла в огонь популярности Пат подливает её непродолжительный роман с Аленом Делоном и благосклонность в гей-среде. «Это так возбуждает. Им не так просто угодить, у них специфический извращённый вкус. Вы должны это понимать. У меня среди них много друзей». Ну как не понять! Натуралы давно не в моде.

Шансон — это вся жизнь за 3 минуты

В 1992 году, засветившись с классическим кавером Эдит Пиаф «La vie en Rose» на сборнике «Urgences» в поддержку больных СПИДом, девушка демонстрирует свои лучшие джазовые стороны на серии акустических концертов в Америке и ещё больше располагает к себе капризную заокеанскую публику. И она в том числе стала скупать новую пластинку певицы, расслабленно-ностальгический «Je te dis vous»(93). Отчасти благодаря удачно выбранному стартовому синглу «Entrer dans la lumier», появлению в репертуаре песен на английском языке и опыту Robin Millar (продюсировал Sade), продажи третьей работы французской поп-шансоньетки превысили 2 миллиона экземпляров! Напрасно поклонники искали в её песнях личные мотивы и скрытые послания: певица оставалась просто певицей, ни текстов, ни музыки она не писала и не собиралась — только выбирала предлагаемый для исполнения материал. Одним из авторов новых песен был бельгийский композитор Филипп Бергман. Как-то пересёкшись с Каас на одной площадке, он слегка сошёл с ума, бросил всю свою бельгийскую жизнь с друзьями и прочим, переехал с двумя сумками в Париж и стал Пат надёжной опорой, имиджмейкером и объектом для женских истерик и капризов. Но через шесть лет его преданности и любви, она променяла Филиппа и предложение жить настоящей семьёй на карьеру и желание петь, даже когда уже не будет голоса. Женские журналы с удовольствием причмокивали, мол, какая сильная женщина! После издания «Je te dis vous» последовало впечатляющее 150-ти концертное турне по 19 странам, включая экзотические тогда Вьетнам, Ливан, Камбоджу и Южную Корею. Во Вьетнаме так она вообще оказалась первой западной певицей, и по слухам вызвала в этой стране интерес к изучению французского языка. С лёгкой руки министра иностранных дел Франции Патрисию Каас определили в культурные послы. После такого не выпустить новую концертную пластинку было грех. Появился альбом «Tour de charm»(94), кто-то убедил француженку, что «живых» альбомов должно быть чем больше, тем лучше. В 95 30-ти летняя Каас пытается сменить свой мальчишеский имидж на женственный прикид и получает в четвёртый раз «Викторию» за самую продаваемую французскую пластинку в мире, за лучшего французского артиста бла-бла-бла..Всё было стабильно до противного.

У трагедий своё расписание. Новую пластинку «Dans ma chair»(97) звезде пришлось доделывать в скорби по умершему родителю. Рудники…Что касается новых песен, то у Каас не было отбоя в желающих: тут и проверенные Барбеливьен с Бернхаймом, и тогдашний бойфренд Бергман, и Лайл Ловетт с Джеймсом Тейлором и ещё пара персонажей. С чутьём на музыку у певицы и сейчас всё в порядке, так что для «Dans ma chair» она сняла все сливки. Отголоски шансона («Chanson simple») уживались здесь с поп-роком («Les lignes de nos mains»), кантри («Je sais») и ни к чему не обязывающим блюзом («Fais-moi l’amitie»). После чего отправилась топить боль от потери близкого человека в продолжительном турне — 110 концертов, включая три подряд на крупнейшей парижской площадке — стадионе Bercy. Летом навещаются Европа, Россия и Египет. Без нового концертного альбома было не обойтись, — в августе 1998 певица с горечью и триумфом в сердце отмечает десятилетний юбилей общения со сценой двойником «Rendez-Vous». И вроде ничто не нарушило привычный ход налаженного механизма. Даже отличная, взросло-дерзкая и зрело-чувственная пластинка «Mot de passe»(99)! Смене музыкальных декораций поспособствовал новый автор певицы Pascal Obispo, сочинивший (за исключением пары треков от Жан-Жака Гольдмана) вкусный, модерновый, достаточно навороченный по аранжировкам материал, с нетипичным для предыдущих дисков дивы мелодизмом и долей клубных битов. Первый же сингл «Ma liberte contre la tienne» вернул ей потускневшую свежесть и место во французских чартах. За песни «Le mot de passe», «Mon chercheur d’or» и особенно «Les eternelles» можно и сейчас голосовать обеими руками; от песен Каас не всегда просыпаются чувства. 4-ая концертная кругосветка снова цепляет Россию, Скандинавию, пышно празднуется в парижском Le Zenith и отеле «Le Paris» в Лас Вегасе и в итоге заканчивается в 2000 выпуском сразу двух live-альбомов — с акустическими (Les chansons commencent) и «обычными» (Сe sera nous) версиями самых ярких моментов дискографии певицы.

Patricia Kaas
А ещё я могу вот так!

Вроде и отдохнуть можно. Так нет! Уже через год засвербила потребность перемен. А каких перемен можно ожидать от особы такого уровня достатка и общественного признания? Новую линию идиотской одежды или роли в кино. Патрисии уже предлагали ранее сняться в роли Марлен Дитрих, но в проект никто не стал вкладывать денег: и режиссёр Stanley Donen был староват, и актриса из госпожи Каас сомнительная. С кино в итоге получилось лучше, чем с одеждой. Ещё в 95 году Пат спела заглавную тему к фильму Клода Лелюша «Les Miserables». И снова Лелюш! Уговорил певицу в 2001 году приступить к съёмкам в своём новом фильме. Надо отдать ему должное — романтическая комедия «And now…Ladies And Gentlemen» (в нём напарником Каас является Джереми Айронс) хоть и не стала шедевром кинематографа, но удачно отразила одинокую жизнь уставшей от житейской и сценической мишуры певицы кабаре в поисках мифического счастья. Сама певица скептически относится к своей актёрской игре и каким-либо перспективам в этом направлении, отдавая предпочтение эстраде. Внимания однако заслуживал спродюсированный Робином Милларом саундтрек к этому фильму — диск «Piano Bar». «Классики» французского шансона (Азнавур, Пиаф, Монтан и др.), с любовью исполненные Патрисией на английском языке, стали уместной данью уважения мэтрам. «Лирика на английском придаёт этим песням совершенно другой вид. Теперь они более чувственные и эротичные, более лаунджевые. В оригиналах больше драматизма». Deep Forest даже предоставили для «Piano Bar» эксклюзивный ремикс. В ожидании премьеры фильма, лейбл певицы запускает ещё и бэст с неизданной песней «Rien ne s’arrete», — только раскошеливайся!

Альбом «Sexe Fort»(2003) является на данный момент последней франкоязычной работой дивы. И самой эмансипированной по содержанию. Может многолетняя дружба с геями повлияла? А может тот факт, что нормальные мужики на русских и украинских просторах всё никак не находятся? Вот и спаривает безжалостная молва Пат то со своим барабанщиком, то с менеджером, то с Джереми Айронсом. Добротные ностальгические песни для богатых вечеринок с блюз-роковым оттенком на «Sexe Fort» были не лишены шарма и печати профессиональных композиторов, а «Sexe Fort Tour» в 2004 году прошёл по привычке без сучка-без задоринки, с демонстрацией обширного гардероба «от кутюр» и отличной игры группы сопровождения. В декабре 2003 за укрепление немецко-французской дружбы Каас вручают медальку…

Муси-пуси

Год 2005. В феврале Sony Music запускает ещё один концертник «Toute la musique que j’aime» с неизданной песней «Herz Eines Kampfers» и DVD-прибамбасами. Явное злоупотребление кредитоспособностью своих поклонников и отсутствие интересных решений вызывает только скуку, увы. Зато в концертной географии Каас во время нового обширного мирового турне (продолжение «Sexe Fort Tour», закончилось только в конце августа) появились Китай и 12 дат в России. Здесь Пат казалась хрупкой, ранимой и грустной. Что еще…Да, пожалуй, добавилась пара новых морщин, не более того. Привычка — хуже неволи.

Ян Федяев.

www.patriciakaas.net — официальный сайт

Читать другие очерки >>>

 

 

 

 

Вы должны войти на сайт чтобы комментировать.