«Если на Землю явятся злые пришельцы, – нам всем хана!»
П.Тагдгрен
Бывший некогда оплотом музыкального экстремизма и средством пыток “неврубающихся предков”, death-metal с середины 90-х годов постепенно стал преобразовываться во вполне причёсанное явление. Были высчитаны частоты при записи гитар, при сведении и мастеринге, которые при субъективно невыносимой “тяжести” на самом деле не раздражают слух и позволяют расслышать среди компрессии и разогнанных ламп что-то ещё помимо стены искажений. Death-metal разобрали по национальным признакам – американский, шведский, немецкий, голландский, южно-европейский, сосредоточили в “модных” студиях, раздали таким же продюсерам. А те, в свою очередь, каждый по своему по мере развития технических возможностей и многочисленных проб и ошибок стали пичкать в основе своей атональную агрессивную музыку вполне “мыльными” мелодиями, подкладывать для жирности клавишные пэды, использовать миди-контроллеры при записи барабанов и набивать картинку эффектами и многоголосьем. Именно поэтому большинство некогда бескомпромиссных коллективов, перешедших в категорию death-mainstream, вживую слушаются пусто и беспомощно. Так возникло несколько потоков развития death-metal. Не дробления на подвиды, а именно потоков, основанных на продюсерских заслугах конкретных людей и характерном для каждой студии звуке (Sunlight, Fredman, Morrisound, Astia, Stage One, Woodhouse и многие других). Кому-то в разное время всё же удавалось сохранять первоначальную идею при вживлении чужеродных “органов”. Единственно что всё таки осталось для всех неизменным – общее негативное настроение, страшилки на обложках/в текстах и серьёзные лица. На стыке нового тысячелетия экспериментальной кашей все наелись, и в такую музыку стало интегрироваться заметно больше элементов simpho-black и grindcore, чтобы хоть как-то смыть сладковатый привкус. Но дозированно, чтобы псевдо-эпатажностью не разогнать прикормленных определённой звуковой накачкой покупателей. Шведская группа Hypocrisy в этой истории положительный пример. И если имя её создателя, музыканта-трудоголика Петера Тагдгрена никому ни о чём не говорит, то последние 10 лет в истории экстремальной музыки прошли где-то в параллельном пространстве.
Подданный Шведского Королевства Петер Тагдгрен в 1987 году взял, да и рванул во Флориду (Ft.Lauderdale). Не от родного холодного климата подальше, – поближе к более злобной разновидности trash-metal, которая созрела во Флориде к концу 80-х вместе с появлением Obituary, Deicide, Death, Monstorsity и Malevolent Creation. Звучало всё сыро, грубо и милитаристски, – шведская перекомпрессия и триггерная драм-секция в те годы им была неведома. С шефом Malevolent Creation Филом у Петера после 3-х лет зависания в местной тусовке состоялся один памятный разговор. Петер как раз засобирался домой и пообещал своему американскому другу вернуться уже в составе своей собственной death-metal группы и с контрактом в кармане. Ну чего “на посошок” не ляпнешь! Но швед оказался упрямым малым. В 1990 году на родине он создаёт практически one-man-проект Seditious и начинает приспосабливать свой талант мульти-инструменталиста и флоридские воспоминания к местным музыкальным условиям. Первое время после возвращения музыкант жил у своего приятеля, тогда владельца звукозаписывающей студии, и изучал заодно все студийные технологии. Записав в одиночку первое демо, Петер кооперируется с вокалистом Magnus “Masse” Broberg (ex-Votary) и бассистом Mikael Hedlund. Массе предложил назваться Hypocrisy (англ. “лицемерие”), и всем показалось это отличной идеей. В 1991 году уже с новыми музыкантами пишется ещё одно демо; одна из разосланных кассет удачно попадает в руки Nuclear Blast. Теперь Тагдгрен мог хвастаться долгосрочным контрактом (по сей день он вполне доволен работой с немецким лейблом)! Состав комплектуется бывшими участниками группы Epitaph – барабанщиком Lars Szoke и гитаристом Jonas Osterberg. 6 июня 1992 года Hypocrisy отыграли первый live, – огромный энтузиазм Петера приносил свои плоды. В октябре того же года появляется и первый альбом “Penetralia” – опустошающие спринтерские треки всей флоридской школы вместе взятые чередовались с вязкими фрагментами в духе Morbid Angel; сырые барабаны, режущие гитары, соло и рифы в эстетике Slayer, одномерный брутальный вокал. Хотя никакого открытия дебютник в себе не нёс, для начала вышло очень даже атмосферно и местами с блэк-оттягом; флоридские знакомые Тагдгрена были впечатлены. А Остапа уже несло дальше. Петер быстро увольняет из состава Магнуса (он присоединился к Dark Funeral под именем Ahriman) и Ёнаса и принимает обязанности вокалиста на себя. Так же быстро трио нарезает новую порцию death-metal “Osculum Obscenum”(93) с кавером Venom “Black Metal”. Материал звучал более солидно, с богатым басом и не так монотонно, как предшественник. Это был чистейший death с гавкающим гроулингом, переходящим в блэковый скриминг, с атмосферой страха и чего-то необъяснимо враждебного. Диск вызвал немало энтузиазма среди людей, начавших к тому времени зависать на Suffocation и Sinister. Тагдгрен, однако, не стал останавливаться на подобном достижении и свои исследования в области экстремального звука запечатлел в том же 93 году на миньоне “Inferior Devoties”. Заодно и засвидетельствовал на обложке относительно долгоиграющий состав. C более стадионным и трешевым звуком Hypocrisy перезаписывают заново две песни с “Osculum Obscenum”, добавляют пару новых и кавер Slayer “Black Magic”(кое-где с фантазией у парня не очень). Петер не только сочинял практически весь материал и одержимо работал в студии, он так же держал под контролем все интервью и организационные моменты, что позже чуть не закончилось для группы крахом. Набивать себе цену в Европе коллектив поехал с коллегами по лейблу – техно-дэтстерами Brutality. А по возвращении садится в шведскую Park Studio за запись своего эпохального лонгплея “A Fourth Dimension”(94). Все работы над ним шеф Тагдгрен продюсировал самостоятельно, по ходу выполнял и функции клавишника. А эпохальным этот альбом стал хотя бы потому, что все последующие релизы Hypocrisy в большей или меньшей музыкальной степени отражаются в многобразии, которое “A Fourth Dimension” вдруг предложил метал-аудитории. Бестолковая брутальность и технарство приобрели струящийся мелодизм, рОковую гитарную удаль с кое-где нечётко проигранными рифами, атмосферные клавишные пассажи и мрачный готический налёт. Разумеется не всё сразу и не в одну кучу, динамически пластинка была удачно сбалансирована. Бескомпромиссность осталась в скоростных треках “Reborn”, “Orgy In Blood”, “T.E.M.P.T” и “Mind Corruption”, хотя в целом примитивная манера рифинга на “A Fourth Dimension” больше соответствовала angry-trash-музыке и иногда оставляла много “воздуха”. Cредний скоростной режим на альбоме был подобен течению могучей грубоководной реки за счёт жёсткой басовой линии и масштабного “живого” звучания барабанов. Виной всему ещё стали с тех пор обязательно имеющиеся на каждом альбоме шведов медленные эпические песни с очень плотным программингом, тягучими соло, с гимновыми припевами или усиленной драматургией, как в классической “Apocalypse” или в бонус-треке “The Abyss” со стилизованным григорианским хором. Музыка Hypocrisy стала для жанра новационной, утратила хаотичность, при всём этом сохранила большинство аттрибутов death-metal, долю панкизма и быстро расположила к себе хэдбэнгеров. Тагдгрен смог в короткий срок создать себе торговую марку и на этой основе экспериментировать дальше. Но для начала шустрый швед обзавёлся таки своей студией, сооружённой вдали от шума цивилизации в шведском лесу, назвал её “The Abyss” и вплотную занялся продюсерской деятельностью, с трудом увязывая её с резко участившейся гастрольной деятельностью Hypocrisy. На ближайшие несколько лет эта студия стала меккой для многих black/death-metal-коллективов; Тагдгрен успевал за год обрабатывать до 25 проектов и действительно “набил руку” на продюсировании таких “монстров” как Immortal, Dimmu Borgir, Edge Of Sanity, Marduk, Amon Amarth, Old Man’s Child. Но выкраивал время и для собственного детища. В 95 году в дискографии бэнда появляется ЕР “Maximum Abduction” в формате shape-CD с 4 песнями, включая кавер Kiss “Strange Ways” с пробой чистого голоса (Тагдгрен до сих пор славится знатным фэном Kiss и собирателем их подробной дискографии). Миньон демонстрировал новый концертный хит “Roswell 47”, массивный среднетемповый double-bass рок-боевик, который годом позже перекочевал на новый альбом “Abducted” о похищениях коварными инопланетянами бедных землян для опытов. Hypocrisy немного эволюционировали в плане звука – прежде всего гитарного. Гитар стало больше и в них появилась панковская грязь. При этом повысилась общая удобоваримость песен за счёт гладкого продюсинга, некоторых вокальных эффектов и увеличения мелодических линий. Хотя некоторые треки при всём рифовом богатстве не отличались логичностью; по динамике “Abducted” повторял уже использованные схемы чередования скоростных треков с бластбитовыми вставками (“Killing Art”, “Abducted”, “Point Of No Return”) с не слишком замороченными, прихардованными середнячками (“Burried”, “Paradox”) и ползущими как тяжёлые танки медляками (“The Arrival Of The Demons (Part 2)” или “When The Candle Laves”). Отдельного внимания заслуживал отважный эксперимент, – швед поместил в конце альбома подряд сразу две, не побоюсь этого слова, рок-баллады “Slippin’Away” и “Drained”, с вытягивающими душу тоскливыми припевами, отличными соло и усталым, мелодичным (!) хриплым голосом. Эх, знали бы флоридские “мясники”, кого они воспитали в своих тёплых краях! Фэнов первых двух альбомов это безусловно оттолкнуло, но те, кто уже вкусил особого death-мелодизма Тагдгрена, легко выложили тугрики за модный диги-пак. Благодаря нашему шведу, один из самых экстремальных стилей в современной музыке прямо на глазах переживал своё new-age-состояние. Чтобы реабилитироваться за свои заслуги мелодиста, продуктивный Петер с участниками Hypocrisy создаёт побочный проект Abyss, для нарезания агрессивнейшего black-death-metal. “У нас хватало рифов, которые не подходили ни к одной песне Hypocrisy. Впридачу мы решили для прикола поменяться инструментами”. Петер изначально был барабанщиком, а Ларс играл на гитаре гораздо лучше, чем бил в бубны. Майклу досталась роль вокалиста. “С этим проектом записано два альбома, включая “Summon The Beast”, и продолжение вряд ли возможно. Это лучший альбом Abyss, и я даже не хочу пытаться превзойти его по брутальности”.
Времени Петеру стало катастрофически не хватать, – Abyss Studio разрослась до трёх студий под одной крышей и пожирала всё больше и больше времени. Его коллеги по группе явно не уделяли Hypocrisy должного внимания, как в сочинительстве новых песен, так и в промо-деятельности. Тагдгрена стало бесить то обстоятельство, что лейблы слишком часто использовали его имя как продюсера на обложках альбомов, пуская его эксклюзив в тираж. То, что начиналось как необходимое приложением к Hypocrisy с целью полного контроля над качеством творчества, переросло в тяжкое бремя и тупой заработок. Вдобавок завёлись ребёнок и проект Pain, где музыкант для разнообразия стал смешивать классические trash/death-элементы с индустриальными звуками. Тут бы и радоваться из-за обилия работы и известности. Но Тагдгрен – скромный душевный парень, который просто хочет играть в ГРУППЕ. И он заявляет, что следующий альбом Hypocrisy “The Final Chapter”(97) станет последним в её истории. Никаких баллад, всё достаточно жёстко и компактно, с хардкоровым забоем в “Through The Window Of Time”, “Dominion” и “Last Vanguard”. Имелся даже развесёлый шведский melodic-death в “Adjusting The Sun” и “Evil Invaders”, самых цепляющих треках на диске. “Похоронок” было больше обычного, но ничуть не худшего качества, с неожиданными арранжировочными элементами: “Lies”, “Shamateur”, “Inquire Within”, “Request Denied”. Петер постарался разнообразить вокалы: от утробного рёва, через его любимое верещание до многоголосых хорусов. Диск в рамках прошлых творений Hypocrisy вышел родовЫм, на твёрдую прощальную “4”. Однако во время прощального турне интерес публики к Hypocrisy был настолько высок, особенно во время фестиваля в Милуоки, что Петер передумал бросать своё детище. “Глядя на восторженную реакцию людей в Америке, мне показалось, что мы ещё не до конца себя реализовали в Европе. Некоторые даже плакали, узнав, что это последнее турне. Это было странно, я о таком и не мечтал даже”. После серьёзной беседы, коллеги Тагдгрена по группе заверяют его, что исправятся и начинают ему помогать, давая интервью и подкидывая заготовки из своих домашних порто-студий, особенно Хедлунд. Петер: “Одна из причин, почему я всё продюсирую сам, – потому что мы никогда не приходим в студию 100%-но готовыми. Мы ещё пару недель сидим и сочиняем материал, переделываем уже готовое и т.д. Ни один продюсер не выдержал бы такого безобразия! А во-вторых, я видимо просто упрямый мазафакер, который всякий раз себе что-то доказывает”. В 1998 году фэны получают концертную пластинку “Hypocrisy Destroys Wacken” со старым лого, с вполне адекватным качеством, гостевым гитаристом Mathias Kamijo и четырьмя завалявшимися студийными треками впридачу. “Она была записана быстро и просто. Мы использовали на сцене тот же бэклайн, что и в студии. Все усилители и прочее притащили с собой, так что мне легко было накрутить нужный звук”. А в 1999 году выходит превосходная пластинка “Hypocrisy”. В ней чувствовались внутренняя реорганизация, новый приток энергии и интересных идей. Песни для больших арен, – так можно описать содержание “Hypocrisy”, такие как неподражаемые “Fractured Millenium”, “Paranormal Mysteria” или “Elastic Inverted Vision” с абсолютной хитовой live-накачкой. То, что Hypocrisy обязательно выдадут несколько зубодробильный треков с занятными рифами уже никого не удивляло, люди просто были уверены в их безупречном звуке и техническом качестве: “Apocalyptic Hybrid”, “Time Warp”(punk-rock, господа). Сказалась и новая волна шведского melodic-death в “Reversed Reflections”, “Fusion Programmed Minds” и в бонус-треке “Selfinflicted Overload”- парные гитарные расклады а-ля Judas Priest и Iron Maiden и минимум брутала в голосе. А перу барабанщика Ларса принадлежит воздушная и безнадёжно-депрессивная “Disconnected Magnetic Corridors”. Помимо постоянных разъездов по турам (с Destruсtion, Morbid Angel и многими другими), группа практически каждый год была желанным гостем на всех крупнейших метал-фестивалях в мире. Между тем Петер участвует в грайндовом проекте Lock Up с участниками Napalm Death. Это общение с абсолютными хардкор-маньяками повлияло на содержание очередного лонгплея Hypocrisy “Into The Abyss”, появившегося в 2000 году. Половину альбома составляли бескомпромиссные двухчетвертные куски “мяса” с синхронным trash-рифингом, атональными соло и блэковой тошнотой: “Legion Descend”, “Blinded”, “Sodomized”, “Total Eclipse”. Только треки “Deathrow (No Regrets)” и оркестровая “Fire In The Sky” напоминали о возможностях коллектива создавать привлекательную музыку для широкого круга любителей рока. Другие пристрастия Петера, включая goa и trance, в том же 2000 году нашли место на втором альбоме проекта Pain “Rebirth”. Там было место и mainstream, и электронике. Для ретроспективного релиза Hypocrisy “10 Years Of Chaos And Confusion”(2001) трио перезаписывает в нынешнем звуке несколько прошлых творений и ремастирует первые два демо сурового качества. Короче, лимитированный 2-х дисковый бокс, с буклетом, полным редкими фотографиями, получился интересным подарком фэнам по цене обычной пластинки.
Следующий эксперимент Тагдгрена по скрещиванию death-metal с актуальными тогда nu-metal и industrial-веяниями фэны почему-то оценили не так высоко. Он вобщем-то никогда не скрывал свою всеядность и стремление к творческой свободе, но ничего сверхестественного на альбоме “Catch 22” не было. Да, он выпячивался из всего ряда релизов Hypocrisy индустриальным звуком с большим количеством “железа” в гитарах, задвинутыми назад барабанами, не совсем типичными гармониями и отсутствием утробных криков. Да, в нём слышались отголоски Slipknot, и часть идей больше подходила для Pain, но во “вторсырье” музыканта никак не уличить. Пара заводных панковских вещей “Don’t Judge Me” и “Another Dead End”, пара шикарных среднетемповых “Destroyed” и “Seeds Of The Chosen One”, гимновая “All Turns Black”, – чего ещё надо? Петер: “Эта пластинка не о пришельцах. Она обо мне, когда меня достанут и когда мне от этого фигово. Мне она до сих пор очень нравится. Мы возможно пошли чуть дальше с вокалами и количеством рифов и гармоний, но это было наше естественное развитие”. Ладно, дело житейское. Всё равно на альбоме “Arrival”(2004) всё вернулось на свои места: и пришельцы, и узнаваемый панорамный звук, и знакомая драматургия с trash-скачками, и даже десятилетней давности трек “Abyss”, перезаписанный по просьбам трудящихся как большой раритет. Альбом дважды перемикшировался, – шеф Тагдгрен был не доволен результатом, и даже пожертвовал предрождественской суматохой 2003, чтобы придать песням нужное звучание. Фестивальные “Erased”, “Slave To The Parasites” и “War Within”, heavy-metal-вещицы “Stillborn” и “Dead Sky Dawning”, лирический тяжеляк “The Departure” – в пределах разумного; на педаль газа нажали только один раз – в “New World”. Пару текстов по дружбе соорудил Dan Swano, один написан в соавторстве с Silenoz из Dimmu Borgir. Первый тираж “Arrival” вышел с limited DVD (всего 1000 штук), где было заснято выступление группы на фестивале Summer Breeze в Германии. По признанию самого Петера, больше всего в это время его раздражал успех проекта Pain (с участием бывшего барабанщика Immortal Хорга и прежнего концертного гитариста Hypocrisy Матиаса). Третий альбом Pain “Nothing Remains The Same” с активной видео- и радиоподдержкой попал на 6 место в шведских чартах, а первый сингл “Shut Your Mouth” 12 недель был в Топ-30. “В Швеции Hypocrisy считают боковым проектом Pain. Поначалу мне трудно было смириться с тем, что по продажам Pain любят больше”. Последовавшие промо-туры по Европе и США стали последними для барабанщика Ларса. Его пофигизм и вечное нытьё в конце концов встали Петеру поперёк горла. “Он практически не репетировал и не развивался как музыкант. У него уже 10 лет нет собственной барабанной установки. У нас сохранились приятельские отношения, но заниматься с ним творчеством я больше не мог”. Hypocrisy мутируют в квартет. Барабанщик Pain и автор проекта Grimfist Хорг теперь стал культивировать в Hypocrisy свою блэковую drum-школу, а вторым гитаристом становится Andreas Holma (сессионник во время тура “Catch 22”). Записанный таким составом диск “Virus” просто сдувал своей экспрессией, мощью и симфонизмом с первых же песен “Warpath” и “Scrutinized” и далее в “Carving For Another Killing” и “Blooddrenched”- такой профессиональной ритм-секции в Hypocrisy ещё не было. Красота тоже присутствовала, особенно в “A Thousand Lies” и в закосе под Оззи “Living To Die”. “Virus в отличие от Arrival звучит более суше, с меньшим ревером, не так полированно. Что касается состава, то я впервые за 13 лет увидел Hypocrisy в новом свете, хотя я и пишу до сих пор все тексты и 60% всей музыки”.
Проектов, в которые Петер по доброте душевной и по внутренним потребностям вписывается, хватает: Bloodbath, Lock Up, War, участие в трибьюте Dio, гостевые появления в Kataklysm, Therion, Algaion, Marduk…Не говоря уже о безостановочной гастрольной жизни самих Hypocrisy. В январе 2006 вместе с Nile, Raging Speedhorn и другими именитый квартет отправляется в североамериканский тур “Annihilation Of The Wicked”. Как всегда, пленных брать не будут. Контракт с Nuclear Blast продлён, можно спокойно творить дальше. “Я зарёкся делать плохо. Это стало бы для меня кошмаром; я весьма осторожно обращаюсь с тем, чем я занят. Больше не делаю тяп-ляп-записей и продюсирую только то, что доставляет удовольствие и не требует компромиссов в ущерб качеству”. Хорошая мысль.
Ян Федяев.
Официальный сайт – www.hypocrisy.tv