rus eng fr pl lv dk de

Search for:
 

Chris Isaak: большая жертва маленькой песни

 

 

Chris Isaak
Гордость Стоктона в молодости

На что в дальнейшей карьере может расчитывать полноценный, фонтанирующий идеями и вдохновением музыкант, чей обширный музыкальный багаж волею судьбы и всемогущих масс-медия был уменьшен до крохотной сумочки, пусть красивой и из крокодиловой кожи? Лить в бессилии крокодиловы слёзы и делать всё возможное, чтоб хотя бы сохраниться в коротенькой памяти потенциальных слушателей не только с помощью “этой идиотской” песни. Крису Айзеку сие удалось в виде создания и посильной многолетней поддержки творческого образа а ля Presley’n’Orbison. Подарком судьбы ещё стала внешность, действительно напоминающая Элвиса до того, как тот переехал в Лас Вегас и подсел на бутерброды с арахисовым маслом, будем так это называть. Кому как не Крису Айзеку – автору мега-хита “Wicked Game” знать подобные истории (всмысле, про одну песню). Если бы не чудо синематографа, быть бы ему как музыканту Presleylike в американской глубинке и растопыривать смешно ноги под любимые завсегдатаями окрестных прокуренных баров Orbisonlike-песенки. Жёстко, зато жизненно. Конечно, ещё имеют место заслуги Айзека в другой развлекательной сфере: как киноактёра, автора теле-шоу на кабельном телевидении и организатора детских утренников. И пламенные концерты перед американскими военнослужащими в Афганистане, Ираке и Корее тоже галочек добавляют. Можно поболтать о дешёвом популизме, чем Крис, на самом деле, не страдает. Но мы вроде как о музыке…

Будущий “стар” впервые открыл глазки 26 июня 1956 года в калифорнийском городке Stockton, и уже через 8 месяцев его мама Dorothy стала замечать, что малыш очень эмоционально реагирует на звучащие по радио печальные кантри-песни. Маленький Крис реагировал вхолостую, пока в 1971 году от брата своей подружки Carol Low не получил свою первую гитару. Успешно преодолевая все образовательные ступени, Айзек поступил в University Of Pasific и на год уехал учиться в Киото и Токио, где подрабатывал гидом, занимался любительским боксом и уже осознанно погружался в меланхоличный рокабилли марки Sun Studio и вообще в весь rock’n’roll 50-х и 60-х годов. По возвращении на родной континент Крис со свои старшим братцем Ником стал снимать по 50 баксов за вечер, играя в университетской группе слегка модернизированные олдисы. И купил за огромную сумму в 80 долларов свою первую электрическую гитару Silverstone. К этому названию мы ещё вернёмся; а пока в 1980 году Айзек – младший пытается в своём городке Стоктоне осчастливить всех своей учёной степенью по английскому языку и технике связи. Его ждало разочарование, как иначе? Достаточно сильное, чтобы заставить его перебраться в Сан-Франциско, с мечтой поиграть где-нибудь, с кем-нибудь, – лишь бы хоть кто-нибудь слушал. C горем пополам, в лице гитариста James Calvin Wilsey (матёрого панка из группы The Avenger), басиста Rowland Salley и барабанщика Kenney Dale (последние два персонажа окончательно присоединились к группе только после первого релиза) Крис организует некое подобие группы поддержки для своих первых самостоятельных песен и называет её… именем своей первой электрогитары Silverstone! Хорошо, что не именем своей первой собаки, например. “Когда люди меня спрашивают о том, кто на меня повлиял, я всегда впадаю в ступор, потому что слушаю много странной музыки. Если я начинаю перечислять такие имена, люди теряются. Короче, всё тянется и от Mack Wiseman с Connie Francis, и от Floyd Tillman с Dick Dale и ещё чёрт знает чего. И конечно же в конце говорю, типа, ну и Beatles с Elvis тоже”.

Chris Isaak
Айзек с любимой …

Процесс окучивания местных площадок и пивнушек на правах заштатной рокабилли-группёшки затягивался. Знакомство с Erik Jacobsen, продюсером хиппи-группы Lovin’ Spoonful в 1981 году не сильно изменило ситуацию, и звукоиздающие компании вплоть до 84 года старательно отмахивались от демо-лент Silversone. А потом Warner Brosers закос под молодого Роя Орбисона с внешностью такого же Элвиса показался интересным, и Silverstone наконец получают долгожданный контракт на издание одноимённого дебютного альбома. Что ж, с течением лет пластинка “Silverstone” заработала таки “золотой” сертификат, но сначала это были жалкие 12 тысяч экземпляров и вполне лестные рецензии в американской музыкальной прессе. Группа отправляется колесить по маленьким клубам Bay Area и окрестностей Лос-Анжелеса, разнося средней эмоциональности, позитивный (“Livin’ For Your Lover”, “Back On Your Side”) и отстранённый (“Dancin'”, “Voodoo”) и мелодраматичный (“Funeral In The Rain”, “Another Idea”), стилизованный кантри и рокнролл. Второй альбом “Chris Isaak” тоже не стал прорывом, хотя звучал гораздо лучше: особенно хорошо стали сочетаться плачущий вокал Айзека (от интимного баритона до примечательного фальцета) с гитарными зарисовками Уилси в стиле western и дорожной романтики с угрожающим привкусом. Не смотря на небодрящий коммерческий успех, поле деятельности группы и Айзека в отдельности расширилось. “Silversone” получают 2 небольшие премии “Bay Area Music Awards” (или “Bammie”) как лучшая клубная группа и разогревают концерт Roy Orbison.. Хорошее впечатление на тот момент произвели и вполне аппетитные песни “Heart Full Of Soul”, “Blue Hotel” (стала хитом во Франции) и “Lie To Me”. Крис впервые появляется в “Tonight Show” и в ночном шоу Давида Леттермана. В 1988 Айзеку достаётся роль в фильме Jonathan Demme “Married To The Mob” (до это было ещё его гостевое участие в документальном фильме о джазмэне Chet Baker). Песня Айзека “Suspicion Of Love” попадает на его саундтрек, став первым звеном в цепочке из 16 саундтреков и компиляций с использованием произведений пост-кантри-американца. Канадская певица K.d.Lang перепевает песню Айзека “Western Stars” на своём альбоме “Shadowland”. Так что Криса и его бэнд стали замечать. Warner Bros. со скрипом, но продлевают контракт с Silverstone, но перепоручают их своей дочерней конторе Reprise.

Chris Isaak
Лайф в кайф

Под этой маркой Айзек и Silverstone в 1989 году записывают альбом “Heart Shaped World”, сразу же лёгший свинцовым грузом на полки. Публика – знаете ли, сука капризная. Isaak предложил лейблу в качестве первого сингла интимную балладу “Wicked Game” с атмосферой только что утраченной невинности, но особого энтузиазма у Reprise это не вызвало. Весь этот старомодный пре-рокнролльный звук со слайдовой гитарой и пытающимся не то соблазнить, не то разжалобить своим голосом Криса абсолютно не подходил под текущий формат ключевых музыкальных радиостанций. Пусть и звучали Silversone уже гораздо чище и богачем, чем лучшие образцы студии Sun. И очарования и классных песен на “Heart Shaped World” было достаточно, взять хотя бы “Nothing’s Changed”, “Blue Spanish Sky” или “Kings Of The Highway”. Только альбому они поначалу мало помогали. Всё шло к тому, что текущий контракт на этом и закончится. Айзеку помогла, как ни странно, именно эта фанатичная преданность романтической балладности с таким ассоциативным звуком 60-х и безошибочной вокальной стилизацией. В 1990 году маститый ныне David Linch использует инструментальную версию “Wicked Game” в качестве завершающей темы его фильма “Wild At Heart”. В 1991 – один радио-DJ в Атланте раздобыл где-то полную версию песни и поставил её в эфир. И тут вдруг Айзек становится важной частью американской культуры. Песня пробивает в американский Top Ten, а сингл становится “золотым”. Раз такое дело, надо снять видеоклип. И его сняли подстать самой песне: чёрно-белый, мечтательно-сексуальный, с обворожительной Helena Christensen и похотливыми движениями обоих героев клипа. В результате видео-ролик заработал 3 награды MTV и прибавил калорий к славе Криса Айзека. Диск на сегодняшний день имеет уже двойной платиновый статус, сам Крис появился на обложках Rolling Stone, People и Details. Его группа теперь открывает американские концерты Bonnie Raitt. Масть пошла и в кинематографе: в том же 91 году Айзек играет небольшую роль в фильме “Молчание Ягнят”, а в 92 – роль агента ФБР в киноверсии “Твин Пикс”.

А далее в прежнем ключе, но без ярких всплесков и потрясений общественности. Четвёртый альбом Криса Айзека “San Francisco Days” появляется в 1993 году. К этому времени в Штатах буйным чёрным цветом расцвёл рэп и все его как-бы музыкальные составляющие, так что, положа руку на сердце, признаю, что альбом был как-никогда несвоевременным. Пластинку продюсировал всё тот же бессменный Erik Jakobsen, он инициировал создание на этот раз более экспериментальной звуковой картинки, хотя сила Айзека оставалась по прежнему в балладах и грустных глазах. В песнях появились женские подпевки, обычное кабацкое пианино, Hammond и прочее. Помимо пары собственных приличных песен (“Two Hearts”, “Beautiful Homes”, “Except The New Girl”) Айзек поместил на пластинку отличный кавер Neil Diamond “Solitary Man”. Затем гитарист Wilsey покидает коллектив. Его заменяет Hershel Yatovitz, и Silverstone едут в американское турне с Tina Turner. Только это помогло коллективу привлечь внимание к будущей пластинке и удержать размер своей аудитории, которая потом всё равно сузилась до размеров Калифорнии. Через год коллектив зарабатывает сразу три награды Bammie, а маэстро исполняет роль сиэтльского яппи в фильме Бернардо Бертолуччи “Little Buddha”. Этот год в карьере музыканта был отмечен ещё записью пеcни “Blue Moon” для пластинки перепевок Элвиса Пресли “It’s Now Or Never” и представлением её в специальной телепередаче вместе с музыкантами из группы Пресли. Альбом 1995 года назывался “Forever Blue” и был полон печальных и горьких песен (“There She Goes”, “Don’t Leave Me And My Own”, “Go Walking Down There”), – результат переживаний музыканта из-за разрыва со своей спутницей, менеджером Sonya Chang. Утешением Айзеку стало лишь то, что и этот альбом стал платиновым и послужил причиной “MTV Unplugged”, а национальное турне Silverstone закончилось двумя sold-out концертами в Warfield. Трек “Baby Did A Bad Bad Thing” стала главной темой в фильме Stanley Kubrick “Eyed Wide Shut”. Культовый кинематограф и тут выручил американского рокабилльщика по-жизни.

Chris Isaak
Вылитый Джим Керри!

В 1996 году Аланис Мориссетт и Том Петти обломали Айзека с Grammy. Именно они получили статуэтки в номинациях, в которые попал Крис со своей группой. Конечно не повод совать гитару в печь. Лучше взять и записать живой, почти пляжный диск “Baja Sessions”(96). Его акустическая основа была навеяна музыканту каникулами, которые он как-то провёл в Мексике. На “Baja Sessions” (диск стал “золотым”) присутствует и первая самостоятельно спродюсированная Крисом песня “Think Of Tomorrow”. Silverstone опять получают охапку Bammie, а Айзек – титул второго музыканта года. Наверное почётно…Остальной год у виновника торжества него прошёл в съёмках (сериал “Friends”, фильм Тома Хэнкса “That Thing You Do!” и картина Мэтью Льюиса “Grace Of My Heart”). Очередной диск Криса “Speak Of The Devil”(98) вышел более эмоциональным и прямолинейным: мэйнстримовый кантри-рок с более мощной ритм-секцией (“Please”, “Walk Slow”, “Wanderin'”), неизменный зажигательный рокабилли (“I’m Not Sleepy”, “Like The Way She Moves”), кое-что в пьяных традициях Тома Уэйтса (“Talkin’Bout Home”). Вобщем, получилась крепкая добротная пластинка с сочным звуком. Но ничего подобного “Wicked Game” миру и на этот раз представлено не было. Образ Айзека настолько прочно закрепился за ТОЙ САМОЙ песней, растиражированной на сотнях романтических сборниках и до сих пор по праву считающейся одной из самых красивых и образных песен о любви, что весь остальной материал “не шёл” так как хотелось бы. Финские лав-рокеры HIM в 1998 году сделали себе карьеру, записав удачную love-metal кавер-версию “Wicked Game” на своём дебютном альбоме. Но это частности.

 

В 1999 году с Айзеком и его группой сопровождения происходило достаточно приятных вещей, вплоть до вручения Крису церемониальных ключей от родного города Stockton. Прославил славный парень, понимаешь, глубинку! Трек “Baby Did A Bad Bad Thing” используется в рекламе автомобилей Lexus. Айзек получает премию как лучший певец в Калифорнии и поёт с семейством Клинтонов “White Christmas”. Канал VH-1 помещает клип на песню “Wicked Game” на 9 место лучших видео 90-х. У нашего многостаночника была ещё пара мелких киноролей и самое большое количество народу на концерте Silversone в истории группы – около 6 тысяч человек. И в 2002 году, когда вышел новый студийник “Always Got Tonight”, ничего не изменилось, по крайней мере в худшую сторону; таланты музыканта не увяли. Айзек уже не мальчик в свои почти 50, но в музыке воспринимался по прежнему всё тем же страдающим от безнадёжной любви романтиком со своими ретро- и кантри-заморочками. У пластинки было спокойное ровное настроение, с модной компрессией и парой интересных идей, как в “Worked It Out Wrong”, “Courthouse” или “Life Will Go On”. Да, и на этот раз обошлось без излишей старомодности. На Рождество 2004 Айзек подарил себе и поклонникам новый альбом, программно названый “Chris Isaak Christmas”, и устроил в поддержку CD серию рождественских концертов. На диске можно было найти перепевки классических американских песен под индейку и 5 новых треков на ту же тему. Нетленок не получилось, но слушалось очень душевно, особенно “Washington Square”.

Chris Isaak
Со старыми друзьями

Время на новые песни находится. Опять немного, но находится, в перерывах между занятиями серфингом, лёгкими гастрольными набегами и съёмками. Его телевизионное шоу Showtime после трёх сезонов прекратило существование, так для Айзека нашлась роль в фильме “A Dirty Shame”. На весну 2006 певец пообещал выход “Best of Chris Isaak” с двумя новыми и двумя ранее неизданными треками в качестве сливок к своему калифорнийскому фруктовому салату. “У меня лучшая в мире работа. Половину времени я делаю теле-шоу или снимаюсь в кино. Другую половину делаю записи и играю музыку. И всё время я это делаю с теми же парнями, что и 20 лет назад. То, что меня заставляет творить дальше – это хорошие люди вокруг меня”. Жаль, что таких хороших людей на всех не хватает. Не все достойные так долго тянут, не каждого исполнителя считают клёвым Бивис и Батхэд! “Знаете, что я вам скажу. У меня есть много чем заниматься, но часть меня всегда старается наслаждаться жизнью сейчас. Я не так часто бываю дома в Сан Франциско, но всякий раз когда я здесь, говорю себе: “Я счастлив, что снова сюда приехал!” Смотрю на океан, радуюсь солнечному дню, как волны накатываются на берег, тому что у меня в багажнике машины есть доска для сёрфинга…чёрт, мне нравится. Я сочиняю песни, пою их. Жизнь удалась”.

Официальный сайт: www.chrisisaak.com

Ян Федяев

Читать другие очерки >>>

 

 

 

 

 


Warning: Undefined variable $user_ID in /home/p508851/www/specialradio.ru/wp-content/themes/sr/comments.php on line 40

Вы должны войти на сайт чтобы комментировать.