rus eng fr pl lv dk de

Search for:
 

The Cranberries. part 1


Ой, а кто это тут у нас? Кисленькие ирландские клюковки The Cranberries. Что ж, гитарный инди-рок-поп-квартет из Лимерика честно урвал в середине 90-х годов свой кусок аппетитной мега-славы в сумбурную эпоху преобразования (читай, усыхания) мозга потребителя звука и разрушений привычных схем функционирования музыкально-развлекательной индустрии. Можно только порадоваться тому, что музыканты, фактически на ходу научившись прилично играть, просочились таки сквозь мясорубку гигантской машины шоу-бизнеса, заработали при этом абсолютно заслуженно кучу бабла, отправили всех доброжелателей в одинокий эротический пеший поход и смогли зажить нормальными, недеструктивными жизнями. И пара приличных песен от The Cranberries в истории музыки задержалась. Надолго ли и что там с продолжением – это вопрос другой, но обсуждаемый.

The Cranberries
Скромное начало

В 1990 году в ирландском городе Лимерик кое-как громыхала группа “Cranberry Saw Us”. Заправляли всем братья Hogan – Noel (гитара) и Mike (бас) . В компании с ними барабанил Fergal Lawler, и пробовал петь некто Niall. Дело не клеилось, и первым отказался от этой затеи именно фронтмэн. Он, добрая душа, перед уходом предложил Хоганам попробовать на вокале девчонку по имени Долорес, подружку его подружки. Она, мол, ищет подходящий коллектив, чтобы попеть. Девушек, желающих играть рок-группе, в округе было немного, так что тут для начала просто совпало два желания о взаимном сотрудничестве. Dolores O’Riordan была девушкой что надо: в пять лет умела играть на свистульке, с детства коротко стриглась (неаккуратно жевала бублегумы), много бузила в школе, по её словам, доверяла не тем мужчинам и влюблялась в идиотов. И очень хотела и любила петь, так же открыто, естественно и не похоже на всех, как и уже известная землячка Шинейд О Коннор. Воспитанная на католических гимнах и ирландском фольклёре, сдобренном дуновениями гитарной музыки с Туманного Альбиона, на тот момент Долорес не знала вообще, чем будет заниматься в будущем, и без раздумий пришла к “Cranberry Saw Us” на репетицию. «Я была ещё в школе, терять было нечего, и никаких жизнеопределяющих решений делать пока не хотелось». Ноэль вспоминает: «У нас уже было кое-что записано на плёнку. Я попросил её написать к этому тексты. Через неделю она вернулась и запела “Linger”!» «Когда она запела, – вспоминает барабанщик Ферги, – мы сразу приторчали. В ней что-то было!» В сентябре 1990 года группа в новом составе для 60 человек дала в родном городе свой первый концерт в клубе “Ruby’s”. Вскоре подоспело и первое демо из 6 песен, названное “Nothing Left At All”. 300 кассет на удивление быстро разошлись на концертах и через музыкальные магазинчики. Вторая демо-запись, которая была отправлена в несколько ближайших звукозаписывающих контор, включала в себя помимо нового названия группы – Cranberries – и ранние версии песен “Linger” и “Dreams”. Они записывались в студии Xeric, владельцем которой был Pearse Gilmore, самый первый продюсер Cranberries.

The Cranberries
Уже можно не работать

Подросткам, коими тогда ещё являлись участники Cranberries, конечно польстило, что их плёнкой заинтересовался крупный «значок» Island Records. Налёт кельтики на простые поп-роковые структуры и закос под ранний Smith и Cure приглянулся «фирмачам», тем более о кошмарном брит-попе разговор тогда ещё только начинался. Но переговоры затянулись на пол-года: они закончились подписанием бумажки на выпуск Cranberries 6 альбомов и отправкой группы зарабатывать себе имя в Британии, на самых невыгодных условиях разогревая по маленьким клубам “The Verve”, “Top”, “Moose”. Осенью 1991 года под руководством вышеозначенного Гилмора Cranberries записывают 4-х песенный миньон “Uncertain”, который чуть не обломал группе всю малину своим незрелым звуком и неудачным продюсингом. Молодым музыкантом не оставалось ничего другого, как разругаться с Пирсом и читать разгромные рецензии. Гилмор вдобавок тайно заключил с Island договор о том, чтобы и дебютный лонгплэй Cranberries записывался в его студии. Это окончательно обострило обстановку, и после небольшого скандала новым менеджером группы стал Geoff Travis, а новым продюсером – Stephen Street, ранее работавший с The Smiths. Процесс начался в Дублине и закончился записью альбома “Everybody Else Is Doing It, So Why Can’t We?”(93). Музыка на дебюте была простенькой, с лёгкими струнными арранжировками, бесхитростными гитарными и вокальными решениями и примечательной, чуть фольклёрной манерой пения Долорес, то дерзкой, то нежной, то умоляющей. Но, забегая вперёд скажу, что музыкальная концепция группы с годами мало чем изменилась и варьировалась только в пределах качества игры, удачных мелодий, зрелости текстов, звукового насыщения и уровня продюсирования. Наивный романтизм первых песен иногда, и не всегда на пользу забивался дисторшеном modern-rock и политическими месседжами. Впринципе, в дальнейшем восхищали только песни как таковые. В сентябре 92 в народ пошёл первый альбомный сингл “Dreams”, который с трудом, но дотянул до Top 100. «Клюквы» продолжали безостановочно выступать и даже уже засветились в качестве группы-поддержки на сцене лондонского Royal Albert Hall. «Мы были новичками, ничего не знали. Вписались в большое приключение». 1993 начинается с очередного сингла “Linger”, который в британских чартах продвинулся только до 74 места. Продажи самого “Everybody Else…” оставляли желать лучшего, и чтобы альбом стал №1 в Англии, группе предстояло покорить сначала Америку. Лето и осень группа проводит в Штатах, разогревая Suede и The The. В перерывах успевает выступить в Ирландии на крупном местном фестивале Feile. Благодаря активной гастрольной деятельности, MTV берёт в жёсткую ротацию клип на “Linger”, после чего дебютник Cranberries пополз в Биллборде вверх до Top 10 (+ двойная платина), а песня “Linger” достигла в Америке 8 места. Ну как же тут было не подмахнуть теперь и Великобритании!? Там же в Америке, во время концертов с Duran Duran, их менеджер сцены Don Burton стал уделять больше времени Cranberries, что для Долорес закончилось замужеством, и как показала история, вполне счастливым. «Давление на нас стало усиливаться. Но нам было тогда хорошо: мы писали песни, мы знали, что с ними происходит. И мы были в состоянии написать ещё больше».

The Cranberries
С траурными мыслями

Новые «клюквенные» песни, сочинённые группой в турне, снова приводил в порядок в своей лондонской студии Stephen Street. Долорес в плане написания песен стала потягивать одеяло гитариста Ноэля на себя, что частично «нахмурило» новый материал. В перерывах между студийными сессиями, вокалистка отправилась покататься на лыжах во Французские Альпы, где сломала себе за этим плебейским занятием ногу. На качестве песен это не отразилось, разве что отложило запись вокалов, пока ей скрепляли штифтами ногу. Долорес со смехом так же вспоминает, как, записывая по привычке свои партии в темноте, теряла равновесие и пару раз грохалась на пол. «Жаль, что эти забавные звуки были вырезаны». Зажило. Второй альбом “No Need To Argue” с помощью №1–сингла “Zombie” и №11-сингла “Ode To My Family” дебютировал в США сразу на 6 месте, в два раза переплюнул продажи первой пластинки (около 16 миллионов единиц) и для разгона сразу заработал три «платины». Рок-ориентированный “Zombie” некайфово утяжелял общую воздушность аранжировок, поднявшихся на ступеньку выше, но хотя бы стал самым ярким дополнением в звуковую картинку Cranberries. Ноэль вспоминает: «Эта песня была написана о маленьком мальчике, убитом при взрыве в центре Лондона. И мы посвятили её британским и ирландским детям, погибшим во время североирландского конфликта». Тема совсем не мечтательная, и получившая позже продолжение. Впрочем, на альбоме хватало и других удовольствий – мягких нежных песен “Twenty One”, “Dreaming My Dreams”, “Empty” или “Disappointment”. «Нам определённо известно, когда нужно попробовать что-нибудь новенькое в плане сочинительства. Но, честно говоря, мы никогда не приходили в студию с желанием поэкспериментировать». Группа отправляется в массированное европейское и северо-американское турне с заездом в Мексику, и далее – в Японию, Австралию и Новую Зеландию. Но известное дело – коврижки просто так не даются. Участники Cranberries стали понемногу съезжать с катушек от непрерывных разъездов и сотен концертов. Долорес: «После успеха первого альбома это перестало быть забавой и стало напрягать. Мне в какой-то момент действительно разонравилась группа. Каждый день был расписан, ты не понимал, ни того, что происходит вокруг, ни того что происходит с твоей жизнью». Фергал: «Мы перестали быть счастливы на сцене. После концерта нам просто хотелось посидеть за сценой и напиться. Мы всё меньше и меньше с друг другом общались. После второго альбома всё стало таким большим, и стало так мало возможности дышать». Ноэль: «Это становилось безумием. Всё чем бы мы ни занимались касалось только группы. У нас не было никакой другой жизни, казалось, всё проходит мимо. Всякий раз, когда мы хотели сделать паузу, люди тыкали нам в нос подписанный контракт. К счастью мы никогда не ссорились между собой». Но это были ещё цветочки.

The Cranberries
Жизнь наладилась

Когда турне 94-95 наконец закончилось, Долорес ещё отпела “Ave Maria” в Италии с Лучано Паваротти и “Linger” с Саймоном Ле Боном из Duran Duran. А контрактик уже призывал Cranberries под знамёна третьего альбома. Благо Ноэль и Долорес снова в турне во время саунд-чеков успели насочинять новую пачку песен. Всё было вроде по плану, если не считать полного отсутствия энтузиазма у участников коллектива. Поползли слухи об уходе из группы Долорес; в октябре 95 года, тем не менее, Cranberries в полном составе загружаются в студию с новым продюсером. Денег хватило на Bruce Fairbrain, который раньше трудился с Aerosmith и Bon Jovi и делал из них звуковые блокбастеры. А вот с Cranberries мало что получилось. Их третий альбом “To The Faithful Departed”(96) приобрёл грязно-гитарное звучание и олдовую солидность, хорошо прокатывающие на стадионах и на пафосных гала-концертах, но совсем не вяжущиеся с ажурностью и ребячей непосредственностью первых работ группы и уж тем более с щуплой оптикой коллектива. Первым синглом пошла немного припанкованная “Salvation” со стёбной духовой секцией. Открывающая альбом “Hollywood” была до боли похожа на “Zombie”, Риордан как автор песен стала практически доминировать; судя по текстам и названиям ей определённо стала нравиться роль спикера поколения (“War Child”, “I Just Shot John Lennon”, “Bosnia”). Только в паре треков «клюквенно» угадывалась лёгкая рука Ноэля (“When You’re Gone” и “Electric Blue”). При отсутствии чёткой мотивации, при излишней нацеленности продюсера на коммерческий успех, при внутреннем дисбалансе пластинки, она, однако, разошлась тиражом в 6 «лимонов» и снова выставила ирландский квартет под сценические софиты и фотокамеры. Долорес: «Наша третья пластинка стала отражением того, что мы чувствовали на тот момент и что переживали. Это был самый депрессивный и негативный альбом Cranberries. Мы осознавали, что нам нужна пауза, но боялись её, думая, что фэны отвернутся, и история на этом закончится». Уставшие музыканты, собрав, как говорится жопу в кулачёк, отправляются в новое мировое турне на 100 дат. Ничем хорошим это не заканчивается. В процессе турне Долорес доходит до нервного и физического истощения. На концерте в Австралии она снова повредила ранее сломанную ногу. После вынужденной паузы Cranberries отыграли вторую серию концертов – в Северной Америке, но до третьего, уже анонсированного раунда не дотянули. Было принято коллективное решение приостановить любую деятельность группы и отдохнуть друг от друга. По признанию Риордан, планы собраться снова даже не обсуждались. «Если бы мы отыграли турне полностью, то Cranberries перестали бы существовать вообще». Каждый участник отправился кто в путешествие, кто к семье. Продолжалось это практически до конца 1996 года. Ноэль: «Долорес проводила много времени в Канаде с мужем. Майк уехал в Англию смотреть футбол. Феррел отправился в Австралию, а я остался дома». После того, как Долорес сольно записала песню “God Be With You” для фильма “Devils Own” с Брэдом Питтом, снова усилились слухи о её уходе из коллектива. Единственно, для чего в 1997 году группа оторвалась от своих маленьких удовольствий и женитьб и собралась вместе, – это на запись кавер-версии Fleetwood Mac “Go Your Own Way”, да и то по просьбе самого Мика Флитвуда.

The Cranberries
Зомби!!!

Но талант участников Cranberries снова потребовал выхода. Ноэль постоянно что-то сочинял в домашней студии и отправил как-то Долорес наброски новых песен. Та спьяну позвонила ему ночью и призналась, что по всем соскучилась, и было бы здорово снова собраться и попробовать новые песни. В ноябре 97 года у Риордан появляется первый ребёнок, а в январе Cranberries уже приступили к записи новых демо. Запись окончательных версий песен для нового альбома проходила во французской студии Miraval с со-продюсером Benedict Fenner (работал с Brian Eno, Elvis Costello). По воспоминанию музыкантов, они все находились в прекрасном расположении духа, работа проходила легко и непринуждённо. Они были счастливы. Уже в процессе записи демо-лент стало ясно, что группе снова хочется на сцену. Поэтому параллельно с записью шла активная работа по возвращению Cranberries в хорошую концертную форму. Первым лайвом и одновременно презентацией новой песни “Promises” стало выступление ирландцев на церемонии вручения Нобелевской премии в Норвегии в декабре 1998 года. Cranberries возвращались не только в физическую форму: материал нового альбома “Bury The Hatchet”, вышедшего в апреле 99 года, был снова чист, лиричен и позитивен, про любовь-морковь и прочие отношения. Сказывалась налаженная семейная жизнь «клюковок». Особым шармом обладали “Animal Instinct”, “Just My Imagination”, “You And Me”, “Shattered”. Смягчился и голос Риордан; она как и прежде ненавидела вибрато и тренированных певцов, звучала просто, но искренне, без драматичной сиплости. Включая стартовую песню “Promises”, ещё два сингла с нового альбома пробились в Топ 10. «Для нас это было фактически новым, освежающим началом после двух лет отсутствия. Мы как бы забыли, что третий альбом был. Каждая песня на альбоме – какое-то наше воспоминание, но ни одно не было слишком плохим». Песни “Animal Instinct” обкатывались в 2000 году в 90 городах в 23 странах в большом турне под названием “Loud And Clear”. На этот раз гастроли проходили согласно пожеланиям самой группы, все были сыты и довольны. Релиз в конце концов разошёлся в количестве 3 миллиона копий и был достаточно перспективен для Cranberries, чтобы по завершению промо-турне они снова занялись сочинением новых песен. «Продажи не отражают того, насколько хорош альбом в действительности. Когда мы заканчиваем запись, мы сами знаем, каков он». Между делом в виде бокс-сета переиздаются полные сессии всех альбомов группы, с ремиксами, неизданным материалом и B-sides. Стоило обратить так же внимание на первый DVD ирландцев “Beneath The Skin – Live In Paris”.

The Cranberries
Исключительно в своё удовольствие

В 2001 году появляется пятый студийный альбом “Wake Up And Smell The Coffee”, не менее жизнелюбивый, чем предшественник, но ещё хуже продаваемый. С хитовостью там было слабенько – просто набор средних добротных песен добротной группы выше среднего: “Analyze”, “Never Grow Old”, “Every Morning”. В 2002 отметить 12 лет совместной творческой жизни квартет решил выпуском компиляции “Stars”, на которую вошли все официальные синглы и две новых песни – мэйнстримовые “Stars” и “New New York”. Так же с бонус-диском был переиздан “Wake Up And Smell The Coffee”. А потом диаграмма энтузиазма снова поползла вниз. Сначала квартет распространялся о возможности релиза шестого студийника в 2003 году, но по ряду личных причин было решено продолжить каждому одиночное плавание. Ноэль стал много экспериментировать с гитарными настройками, Ферги вдруг взялся за программинг и сочинение песен… Не считая релиза альбома новой группы Ноэля “Mono” в 2005 году и сольной пластинки Долорес, информация о новых песнях продолжает держаться на уровне расплывчатых обещаний, что, мол, всё будет. Долорес записала с Zuccero песню “Pure Love” для альбома дуэтов этого итальянского певца. Были мысли о создании собственного лейбла, поскольку контракт с Universal продлён не был. Год назад группа записала 4-х трековое демо, пару вещей с которого уже играла живьём: “Astral Projection” и “In It Together”. Ноэль: «Было время, когда я клялся, что ни за что не буду сочинять с помощью компьютера. Но потом стал прислушиваться к тому, что творят другие люди, и мне стало интересно. По крайней мере, есть столько интересных звуков. Надеемся, опыт, которым мы обзаводимся, делая что-то по отдельности, поможет нам в будущем создать отличную пластинку Cranberries».

Ян Федяев


The Cranberries. part 2: реинкарнация в Dolores O’Riordan и The Mono Band


Официальный сайт группы : www.cranberries.com

Вы должны войти на сайт чтобы комментировать.