“Наши 15 минут славы длились довольно долго. Я рад, что это позади”
Geoff Tate
Конечно, ход рок-истории изменить чрезвычайно трудно. Либо гениально просто. C “гранжем” и Кобейном примерно так и вышло. Может, если бы не Nirvana, то город Сиэттл запомнился мировой музыкальной общественности именно этим блестящим прогрессив-рок коллективом, никогда не искавшем лёгких путей и не причитавшем о тяготах и последствиях рок-славы.
В 1981 году в Сиэттле гитаристы Chris DeGarmo и Michael Wilton, наигравшись хеви-метал кавер-версий в клубной группе The Mob, решили организовать новый проект и реализовать в нём, наконец, собственные идеи. К группе, чуть позже названной Queensryche, присоединились их приятели по колледжу бассист Eddie Jackson, барабанщик Scott Rockenfield и вокалист Geoff Tate (ex-Myth). Последний обладал великолепными данными, изучал оперный вокал и бросил это дело, почувствовав в хард-роке больше творческой свободы. Молодая группа не спешила на сцену и предпочитала больше времени проводить на репетициях, оттачивая идеологию. Все продолжали при этом работать, кто на складе, кто в сборочном цеху и понемногу доводили до совершенства несколько первых песен. ДеГармо вспоминает: “Мы хотели отличаться. Хотели создать некое таинство и возбуждение вокруг нас, чтобы люди ХОТЕЛИ нас увидеть”. В местечке Bellevue (Вашингтон) существовал музыкальный магазинчик Easy Street Records, которым владели Kim и Diana Harris. И вот как-то старший брат барабанщика Скотта Тодд рассказал Киму, что есть такой бэнд – Queensryche, и что они записали 4-х песенное демо. Послушав плёнку, Ким так расчувствовался, что решил организовать свой независимый лейбл 206 Records и выпустить таким образом миньон “Queen Of The Reich”. Собственный музыкальный почерк группы только-только начинал оформляться, в нём ещё доминировала Новая Британская Волна Heavy Metal. Но уровень песен (“Queen Of The Reich” или “The Lady Wore Black”) и столь интересное сочетание классического хэви, яркого запоминающегося вокала, прогрессивных и арт-элементов свидетельствовали, что британцы не одни во вселенной. Ким не сидел без дела и пиарил группу изо всех сил. Все, начиная с британского журнала Kerrang и заканчивая приличными радиостанциями в своём штате, наперебой говорили о многообещающей и самобытной хеви-метал группе Queensryche с монструозным потенциалом. После продаж в 60 тысяч копий, группу перехватил EMI и переиздал дебютный EP под названием “Queensryche” с одной дополнительной песней (+ ещё 350 тысяч пластинок). Он тут же попадает в UK Top 75. Коллектив, до тех пор не имеющий опыта выступления на маленьких сценах, тут же начинает выступать на больших площадках на разогреве Kiss, Quiet Riot, Dio, Twisted Sister. Причём музыка сиэттльцев оказалась универсальной для этой весовой категории и гармонично сочеталась со всеми командами. Последовало подписание контракта сразу на 7 альбомов (чего мелочиться!) и отправка будущих лидеров прогресcив-метал в Лондон на запись дебютной пластинки “The Warning”(84). Продюсировавший новичков James Guthrie (работал с Pink Floyd и Judas Priest) с задачей справился слабо, и своим жиденьким, про-британским миксом а ля Iron Priest разочаровал компанию и группу. Только пара треков “Road To Madness” и “Take Hold Of The Flame” звучали подобающе оригинально и тут же стали концертными фаворитами публики. Группу с распростёртыми объятьями приняли в Японии, где та отыграла полностью распроданный тур, после чего взялась за другие страны осенью 1984 года. Ситуацию с продюсированием выровнял великолепный альбом 86 года “Rage For Order” (47 место в американском альбомном чарте). Тема социальной безнадёги и поиска личности в хаотичном мире развернулась здесь ещё шире. Влияние прогрессив-рока в музыке группы заметно усилилось и стало неотъемлемым критерием Queensryche, наряду с кристаллизацией собственного характерного звука (на стыке heavy, hard-, glam-, progressive rock), отличным чувством мелодии, сложными структурами, более качественной интеграцией клавишных и первоклассным вокальным перформансом с высокой степенью театрализации. Тэйт: “”Rage For Order” более зрелый, мы старались добавить в него больше текстуры и динамики. Queensryche – очень модерновая группа, и технически тоже. Своеобразный хай-тек в искусстве. Машины движутся с высокой точностью, – так я представляю себе то, чем мы сейчас занимаемся. Но со злостью, природным бунтарством”.
Те, кто верил в уникальность прогрессивного квинтета из Сиэтла не разочаровались. Его легендарный концептуальный альбом “Operation: Mindcrime”(88) стал одним из лучших в своём роде в 20 веке. Нетривиальность и идейный диапазон Queensryche вкупе с завидными вокальными данными Тейта, объединённые ещё и сильным содержательным социально-политическим началом всё таки “пробили” публику и задержали альбом в американских чартах на целый год. Группа предстала во всей своей инновационной и амбициозной красе, оценённой номинацией Grammy и трёхмиллионными продажами. Концептуально “Operation: Mindcrime” был навеян футуристическими произведениями Джорджа Оруэлла и рассказывал трагическую историю доведённого до отчаяния революционера Никки, ставшего жертвой политических интриг, наломавшего дров и угодившего за решётку. Отличный, хорошо читаемый и мощный звук накрутил Peter Collins, за масштабные оркестровые арранжировки отвечал Michael Kamen. Имея в багаже такую мощную пластинку, восторженный приём музыкальной критики и плейлист высококачественных песен (c новыми боевиками “I Don’t Believe In Love” и “Eyes Of A Stranger”), сиэтльцы сначала едут разогревом Def Leppard по Америке и Metallica по Европе, а потом и сами становятся хэдлайнерами турне по Японии и back in the USA. Десятилетие Queensryche заканчивают в первом девизионе рок-музыки.
После “Operation: Mindcrime” песни Queensryche стали принимать вид небольших драматических произведений, часто трагичных,- настолько удачно музыканты передавали мелодией и оркестровыми аранжировками серьёзность текстов Тэйта. Успех той концептуальной работы был вдвойне перекрыт в 1990 году, когда Queensryche выпустили свой помпезный и пышный “Empire”. Этот аудио-бестселлер прославил группу во всём мире, восновном благодаря мега-балладе “Silent Lucidity” и активной ротацией MTV клипа на неё. Тейт вспоминает: “Это случилось, правда, не за одну секунду, всё шло медленно. Хотя и много мыслей по этому поводу тоже не было. Никто из рекорд-компании не пришёл к нам и не сказал, что этот сингл попал в Топ 10 в большинстве стран мира”. Но альбом и так был блестящим от начала до конца: от стартовой “Best I Can”, минуя хитовые “Jet City Woman”, “Another Rainy Night”, “Hand On Heart”, утончённую “Della Brown”, трибунную “Empire” и заканчивая рок-эпиком “Anybody Listening?”. Каждый пассаж на альбоме, каждая аранжировка была на своём месте и служили созданию одной из самых мелодически интересных прогрессивных рок-пластинок прошлого века. ДеГармо: “Мы гордимся тем, что сделали в прошлом, но “Empire” – определённо наша следующая ступень. В музыкальном и лирическом плане он у нас самый разнообразный. Последняя вещь, которую сделает Queensryche – навяжет кому-то свой мессэдж. Но мы акцентируем внимание – пишем только о том, что важно для нас”. Этого релиза ушло более 4 миллионов штук…
Не смотря на то, что группа решила сделать студийный перерыв (у Queensryche просто не было на это время из-за непрерывных разъездов), баксы продолжали стричься. Один неизданный трек американцев – “Last Time In Paris” – вошёл в саундтрек “The Adventures Of Ford Fairlane”. В 1991 году, пока коллектив гастролировал в поддержку “Empire”, EMI выпустили концертный диск и видео “Operation: Livecrime” – часовое напоминание о столь хвалёном “Mindcrime” и его расширеную театрализованную видео-версию. После чего не постеснялись выпустить год спустя новое видео “Building Empires”. Queensryche были как никогда востребованы. Они отыграли MTV-Unplugged и в 1992 году выступили на церемонии вручения наград Grammy. В 1993 принимается приглашение на участие в саундтреке к фильму “Последний герой кинобоевиков” с с Арнольдом Шварцнеггером и записывается трек “Real World”. Только в 1994 году поклонники дождались полноценного свидетельства творческой боеспособности своих любимцев. Queensryche после длительного отсутствия не стали изобретать велосипед и втискиваться в новые рамки быстро меняющегося общественного вкуса – они просто остались прежними и записали в своём лучшем, менее оркестровом, нынче чуть динамически сдержанном ключе диск “Promise Land”(94). По крайней мере, идейный уровень сохранился на высоком уровне. Его продюсировал James Barton, который на предыдущих альбомах группы только инженерил. Пластинка записывалась на домашней студии группы и на уединённом острове в составе San Juan Islands и презентовала богатую палитру тёмных настроений, отражала негативные жизненные ситуации. Помимо трёх удачных прогрессив-рок синглов “I Am I”, “Bridge” и “Disconnected” на альбоме присутствовала безумно тоскливая рок-баллада “Lady Jane”, печальная и созерцательная акустическая “Someone Else” и ещё одна эпическая павер-метал картинка “One More Time”. Всё украшенно и соткано неподражаемым мощным вокалом Тейта. “Практически полностью этот альбом является отражением жизни. Мы никогда точно не знаем, чем всё закончится на этот раз. Мы только видим свет в конце тоннеля и строим этот тоннель пока по нему идём. Когда альбом был готов, мы посмотрели друг на друга и сказали: “Зашибись!”. Статус новаторов подтвердило и одно из первых тогда CD-ROM приложений – “Promised Land – An Interactive Adventure”. У фэнов появлялась возможность стать Джоном Малковичем – побывать в разуме каждого участника Queensryche и проанализировать различные экологические и моральные ситуации с их точки зрения. Сначала квинтет отправляется в турне вообще без разогрева и играет двухчасовые сеты. Только в середине 95 года Queensryche отправляются в новый тур, на этот раз с ещё одними фаворитами американской публики Type O’Negative.
А далее нюх сиэтлльцев подвёл, как пить дать. Мало того, что снова получился трёхлетний перерыв между релизами. На диске “Hear In The Now Frontier”(97) группа вдруг решила обойтись без изысков. Простые схемы, грязно-роковые риффы, “гранжевый” звук и как-то вяленько в целом. Единственными песнями, соответствующими высоким стандартам Queensryche оказались “Anytime/Anywhere” и “spOOl”. А в остальном никакой эволюции. Хотя её можно рассматривать, но со знаком “минус”. “Hear In The Now Frontier” ожидала не самая лучшая судьба. Мало того, что гранжевый крен и примитивность после таких прогрессивных опусов как “Empire” и “Promise Land” откровенно разочаровала большинство поклонников. Вскоре после выхода пластинки EMI в США прикрыли лавочку и оставили все свои релизы без должной поддержки. После этого Queensryche покидает один из основателей и автор музыки Крис ДеГармо. Тейт вспоминает: “Честно говоря, я был опустошён, потому что мы постоянно работали вместе. Каждый день говориле о группе, о текущей записи и планах. Его уход был в некотором роде личным вызовом. Что он, мол, больше не хотел с нами работать. Мне потребовалось время, чтобы оклематься от этого шока. К счастью, моя жена помогла мне найти в себе силы продолжать работать”. А новый контракт с Atlantic помог с новой пластинкой. “EMI был постоянно меняющимся, нестабильным лейблом. Всякий раз, когда у нас был готов новый альбом, там всегда был новый президент, и не было никакого ощущения коллективности”.
Ушедшего ДеГармо заменил новый гитарист Kelly Gray (бывший коллега Геоффа по группе Myth). По мнению фронтмэна, этот альбом стал отличным примером ещё одного эксперимента группы. “Мало кто знает, что как только Келли пришёл к нам, он стал основным композитором. Его стиль, его влияние и его видение музыки – это и есть “Q2K”(99). И то верно – ньюансов на альбоме стало побольше по сравнению с “Hear In The Now Frontier”, что-то неуловимое и приятное, помимо новой гитарной манеры игры, добавилось и в мелодический ряд. Песни типа “Falling Down”, “When The Rain Comes…”, “Beside You” или “Liquid Sky” вполне вписывались в звуковые ландшафты Queensryche. По крайней мере в музыку вернулась глобальность. Следуют совместные гастроли с Rob Halford и Iron Maiden. Но к сожалению в коммерческом отношении группа упустила много времени. Понятно, что коллектив уже мог довольствоваться более скромными продажами с таким запасом “платиновых” дисков. Но достойные пластинки иногда так бездарно пролетают.
2001 год. Смена лейбла на Sanctuary и выход удачного двойного концертного альбома “Live Evolution” с 29 песнями и хронологическим делением. После чего участники Queensryche посвящают себя сольным проектам: Тэйт записывает более электронно и вокально ориентированный сольный альбом имени себя, Скотт Рокенфильд занялся проектом “The X-Chapters” с Полом Спиром, гитарист Майкл собрал группу Soulbender. Но новые идеи для коллективного творчества варились. Чтобы собрать темы для очередных текстов и концепций, вокалист вместе с женой отправился в мотоциклетное путешествие по своей стране. И что-то его в пути натолкнуло на то, чтобы посвятить альбом людскому племени как таковому, клану двуногих, нетерпимых друг к другу и фатально мозговитых. Подготовка к записи пластинки “Tribe”(2003) привлека внимание ещё и тем, что бывший гитарист Крис ДеГармо, посвятивший себя после ухода из Queensryche лётному делу, предложил бывшим коллегам несколько своих новых песен. А те не отказались. Но это была разовая процедура. “Его не интересовали турне и новые перемены в жизни. Он знал, что для нас всех значит быть в группе, насколько это серьёзно, и не хотел быть помехой”. Наверняка фэны ждали нового “Empire” – не вышло. Те три песни – вклад ДеГармо – не стали шедеврами и не разбавили досадную вязкую тяжеловесность, которую приобрела музыка команды за последние пять лет. Гораздо охотнее покупались переиздания всех предыдущих опусов группы, содержавшие приятное количество жирнейшего студийного материала. Впрочем, звук Queensryche на “Tribe” обновился в лучшую сторону, и несколько песен действительно были достойны внимания: “Open”, “Blood”, “Art Of Life”. “Наш подход при записи существенно не изменился с 1981 года – мы записываем только то, во что верим. Это же касается развития и исследования новых музыкальных направлений”. Раскручивать “Tribe” (турне с Dream Theatre и Fates Warning) на пару с гитаристом Уилтоном поехал новый человек – Mike Stone.
Концертный альбом “Art Of Live”(2004, результат турне с Symphony X) не нёс в себе ничего нового и вызвал только сомнение в его необходимости, учитывая недавнее переиздание “Live Evolution”. Незадолго до его появления Queensryche отыграли интереснейший концерт на фестивале Bang Your Head – сет-лист состоял целиком из песен “Operation:Mindcrime” с участием гостевой вокалистки. На вышедшем в том же году DVD бонусом шли кавера Pink Floyd “Comfortably Num” и The Who “Won’t Get Fooled Again”, который группа исполнила с участием музыкантов Dream Theater – это уже было интересно. Но гораздо большей привлекательностью в то время обладали слухи о подготовке сиквела знаменитой пластинки “Operation: Mindcrime”. Тут уж можно было спекулировать на чём угодно! И они всё таки отважились на это, пусть и без соавтора первой части Криса. “Operation: Mindcrime II” – о мести, и о том, что она делает с людьми, -рассказывает Тейт. – Персонаж Никки провёл в тюрьме 18 лет. Я подумал: “А чтобы я сделал? Наверняка размышления сначала привели бы меня к неверному выводу – завалить того, кто тебя в тюрьму засадил”. Роль подлеца и интригана Доктора Х на альбоме исполнил Ронни Джеймс Дио (“The Chase”), роль трагической любви Никки ещё из первой части Сестры Мэри спела Pamela Moor (в волнующей и тревожной “All The Promises” – определённо одна из лучших баллад группы за всю её историю). Треки “Hostage”, “The Hands”, и, конечно, первый альбомный драйвовый сингл “I’m American” звучат своевременно, вся электронная и гитарная накачка отлично друг с другом сочетаются. И концептуальная целостность хорошо выдержана. Теперь у фэнов концептуальной музыки в целом и сиэтлльского прог-рок коллектива с мировым именем в частности появится много поводов посудачить о том, насколько всё далеко зашло, и когда эта жевательная хрень с одноразовой современной музыкой закончится.
Ян Федяев
Официальный сайт: www.queensryche.com