Прекрасно помню эту разгромную рецензию в солидном немецком журнале “Metal Hammer”. Как раз тогда вышел дебютный альбом наших героев – “Eaten Back To Life”, и рецензент от пояса поливал грязью эту пластинку со средней тошнотности обложкой и названием Б-категории. Мол, хуже и бездарнее пластинки и быть не может, и руки бы всем им пооборвал, и что они там, на Metal Blade, сумапосходиликретиныуправынеткудакатитсямир. А ведь произошло рождение культа. Пусть кто-то и скрипит зубами. Культа постоянной цензуры, кошмарных больных обложек с объеденными зомби и разрывающими человеческую плоть тварями, текстов с основным лейтмотивом убийства в той или иной форме, с извращением и без такового. Культа чистейшей death-metal перверсии, жесточайшего, ультрабыстрого нарезалова и утробного людоедского голоса Культа, в неизменной энергетической форме бескомпромиссно существующий уже почти 20 лет. Настолько вызывающих и дискуссионных по содержанию, анти-родительских, некрозно-кровавых релизов история рок-музыки на начало 90-х знала считанные единицы. FUCKIN’ EXTREME METAL!!! И оставим в покое грайндовую кухню с шеф-поварами в лице Napalm Death и Carcass. У них свои ингредиенты для «фарша». А в лице Cannibal Corpse brutal-death-metal вселенная обрела путеводную звезду.
Начало было обычным. Собралась сея антигуманная ячейка музыкального общества в нью-йоркском Buffalo и там же на местной студии “Niagara Falls” смонтировала первое одноимённое демо из 5-ти песен. Участники нового коллектива до этого уже нарезали в группах Tirant Sun и Beyond Death: вокалист Крис Барнс, гитаристы Боб Расэй и Джек Оуэн, басист Алекс Вебстер и ударник Пол Мазуркевич. Так что качество и агрессивность игры быстро привлекли внимание рекорд-компании Metal Blade. Тем более что музыка Cannibal Corpse во многом базировалась на достижениях известных американских death-metal групп Slayer и Death, пусть и в самой примитивной и сырой форме. Контракт на семь альбомов благополучно подписывается, и коллектив с пылу с жару отправляется во Флориду: сначала на студию Morrisound в руки к продюсеру Scott Burns, а за тем и на постоянное проживание. Результат той первой профессиональной студийной сессии и явился миру в форме дебютного альбома “Eaten Back To Life” в 1990 году. Повышенное внимание к пластинке привлекли не столько агрессия, напор и быстрая игра, и даже не обложка с прыгающим посреди кладбища и раскидывающим внутренности ожившим мертвецом. Волосы вставали дыбом от «высокохудожественных», просто омерзительных текстов Барнса и таких же шокирующих названий песен, типа “Skull Full Of Maggots”, “Addicted To Vaginal Skin” или “Edible Autopsy”. Добавить сюда нереально низкий, нечленораздельный глоточный рёв, часто не попадающий в такт. Создавалось впечатление чётких death-metal структур, преходящих в нойзовую кашу и рифовую какофонию. Экстремальная коммуна была в восторге, а начавшиеся наезды на Cannibal Corpse со стороны цензуры только усилии интерес к заокеанскому запретному плоду в Европе. Знаете же сами, что именно выложено благими намерениями.
Последующие два релиза “Butchered At Birth”(91) и “Tomb Of The Mutilated”(92) били в ту же точку. Художник Vincent Locke рисовал такие картинки, что им либо сразу же рисовали альтернативную версию (для всех, типа), либо их тут же помещали в непроницаемые конверты, чтобы какой-нибудь неподготовленный психически гражданин не увидел, как полуразложившийся зомби делает своей полусъеденной подруженции куннилингус. Качественно альбомы мало чем друг от друга отличались, разве что на “Tomb Of The Mutilated” стало заметно больше «булькающего» баса. Те же извращённые разложения, расчленения, умерщвления (в основном, женских тел) и оживления (тел мужских) во всех красках бордовых и трупных оттенков. Одно название трека “Entrails Ripped From A Virgin’s Cunt” чего стоит! Объедение…На этой стадии у группы стали появляться узнаваемая манера игры и «узнаваемые песни»: “Meet Hook Sodomy”, “I Cum Blood”, “Addicted To Vaginal Skin” и, разумеется, “Hammer Smashed Face”. География выступлений «каннибалов» стала понемногу накрывать Европу (большое турне с Unleashed) и зацепила Россию. После того как Cannibal Corpse в качестве отшибленной группы сыграли самих себя, зарубающих “Hammer Smashed Face” в первой части фильма «Эйс Вентура – Розыск домашних животных» с таким же отшибленным Джимом Керри, к группе просто пришла любовь. Алекс вспоминает: «Я когда пришёл в кино посмотреть этот фильм, то подумал: «Ни хрена себе! Death-metal группа в фильме, да ещё и в таком клёвом, это действительно была победа для всего жанра!» Metal Blade на радостях организовал EP “Hammer Smashed Face”, на котором публикуются ранее made for Japan кавер-версии Black Sabbath (“Zero The Hero”) и Possessed (“The Exorcist”). Материал Cannibal Corpse по андерграундным меркам расходился неплохо. Хотя в некоторых странах продукция с изображениями всего касающегося Cannibal Corpse была временно запрещена к распространению: в Австралии, Новой Зеландии, Корее. В Германии до сих пор существует запрет на продажу первых трёх альбомов американских «мясников», и группа вынуждена во время европейских турне корректировать свои плей-листы в соответствии с б(з)дительной немецкой цензурой. От сходящих с ума в благополучном западном обществе школьников, шмаляющих по своим одноклассникам, это ещё ни разу не уберегло, увы.
По мнению фэнов и критиков, самым успешным во всех отношениях альбомом группы стал записанный всё в той же Morrisound Recording “The Bleeding”(94), посвящённый маньякам, некрофилам и прочим извратам. Его, не скромничая, можно назвать и одной из самых «коммерческих» пластинок death-metal. Гитариста Расэя по техническим причинам заменил Роб Баррет, игравший до этого в Dark Deception, Solstice и Malevolent Creation. “The Bleeding” отличался от своих предшественников более качественным производством, более качественными риффами, читаемым гитарным и барабанным саундом, и о чудо! Местами можно было даже разобрать мелодии и то, о чём Крис Барнс поёт, причём в такт и с чуть изменённой техникой! Всё это в целом на слух ещё больше ускоряло и без того спринтерскую скорость игры «Каннибалов». Треки “Staring Through The Eyes Of The Dead”, “Fucked With A Knife”, “Pulverized” или “The Pick-Axe Murders” отлично презентовали новые достижения коллектива. Последовали успешные гастроли с планами на будущее. Но кое-что протухло. Когда Барнс во время работы над новой пластинкой с названием “Created To Kill” записал пару своих партий, то недовольство его отношением к общему делу остального коллектива, накопившееся, как выяснилось, ещё во время записи “The Bleeding” достигло предела. It’s time to go, как говорится…Так что Крис покинул своих безбашенных дружков и поставил на ноги проект Six Feet Under, вполне успешный в определённых границах. Для Cannibal Corpse, заслуженно постоянными гастролями заработавших к тому времени признание и популярность у метал-аудитории, это означало «шанс» начинать заново с новым вокалистом. Таким, чтобы мог так же орать, воплощал энергетику группы и продолжал сочинять извращённые, с некро-сексуальным подтекстом стишки. «Тексты Криса были мрачными и отвратительными, это отлично подходило нашей музыке. Важно, чтобы люди осознавали: мы не защищаем насилие и прочие вещи в наших песнях. Это просто жуткие истории для развлечения. Вряд ли Крис был разочарован в сексе, девушкам он нравился».
Новым фронтмэном стал George “Corpsegrinder” Fisher (ex-Monstrosity). «Мы никогда не хотели играть такую простую музыку, как у Six Feet Under. Всегда хотели быть быстрой и техничной командой. С Джорджем это стало отлично получаться». Со здоровяком Джорджем сначала получился “Vile”(96), жестокий, с бласт-битами, с эффектными ныряниями из ультрабыстрого brutal в среднетемповый trash. «Мы сменили названия альбома и некоторых песен, потому что не хотели, чтобы на альбоме оставалось что-либо сочинённое Крисом. К тому же “Vile” даёт воображению больше свободного места». По той же причине сменился и логотип группы: его когда-то нарисовал Барнс. Коммерческие послабления на “The Bleeding” были признаны неактуальными. Приход нового человека в команду определённо придал Cannibal Corpse новое ускорение. Фэны какое-то время морщились и привыкали к новым вокальным приёмам, но Джордж по крайней мере делал все усилия чтобы при такой быстрой езде вписываться в ритмические повороты. Треки “Devoured By Vermin” и “Mummified In Barbed Wire” очень даже рекомендуются. После “Vile” уходит по своим делам Роб Барретт, его сменяет Pat O’Brien, до этого мучавший инструмент в Nevermore и Monstrosity. В таком составе американский квинтет спустя год активных турне (включая Японию, не пропуская ни одного серьёзного метал-фестиваля) записывают диск “Gallery Of Suicide”(98). Песни на нём имели более индивидуальный и сдержанный характер. Здесь уже не было студийных проблем “Vile”, когда за три недели нужно было рекрутировать нового вокалиста. Поэтому продакшн получился ровнее, с некоторыми новыми элементами в гитарной игре (“Sentenced To Burn”, “Every Bone Broken”). Снова в дорогу – следуют гастроли в прежнем режиме, даже с заездом в Беларусь. И без особых промедлений, за пять недель состряпан новый альбом “Bloodthirst”(99). Продюсером нового «каннибальского» творения выступил Colin Richardson, что сказалось и на интересном звуке, и на взвешенных аранжировках. Хотя, откровенно говоря, удачные треки “Pounded Into Dust”, “Hacksaw Decapitation” или “Dead Human Collection” вполне могли оказаться и на диске 98 года, – блюз-рок Cannibal Corpse не заиграли и свои горизонты не расширили.
Появившийся по следам американских гастролей “Live Cannibalism” 2000 года в какой-то мере обозначил творческий и технический предел «Каннибалов». Альбом – один из лучших концертных brutal death-metal релизов вообще – действительно круто звучит, очень смачно сыгран и представляет вроде уже известные песни в более выгодном свете. Особенно это касается треков с последних альбомов, где техника стала заметно превалировать над идеей. Примерно как любительская, но всем доступная физкультура переходит в разряд недосягаемого профессионального спорта. Только часто никому кроме самих спортсменов это не нужно. А бизнес так не делается, хе-хе. Есть гайка, должен быть и болт, и всё с крупной резьбой. Похвалим упорство Cannibal Corpse и веру в когда-то начатое. Чего стоят их авантюрные поездки по странам Восточной Европы/бывшего СССР и чертыхания в адрес пограничных служб и местных организаторов. Многое им довелось увидеть, Да чего уж там. Не только им. Дальше биография заслуженных людоедов рок-музыки больше стала напоминать вести с полей, с рутинной и обязательной посевной и уборкой урожая, сменами состава, записями и турне. Дело вполне рокнролльное, но без капли удивления или восхищения безумством. Изданный в 2002 году “Gore Obsessed” (продюсировал Neil Kernon) уже не метал искры и при наличие пары приличных песен (“Hatchet To The Head”, ”Savage Butchery”) создавал ощущения уставших дядек, которых заставили посуетиться. Они, конечно, безукоризненно сыграли свой скоростной и замороченный всякими гаденькими флажолетами и сбивками материал. Но хотелось бы, чтоб что-то ещё помимо громкости и рези в ушах привлекало внимание. Куда интереснее (даже в коллекционном смысле) был выход в том же году миньона “Worm Infested”: и картинка была, как положено, червиво-вагинальная, и коллекция японских бонус-треков возникла к месту, и две новые песни “Systematic Elimination” и “Warm Infested” прокатывали хорошо. Поклонникам коллектива ещё пришлось раскошелиться на DVD-переиздание видео 97 года “Monolith Of Death”.
Но чего требовать от лидеров brutal-death-metal, сделавших всё, чтобы этот стиль именно так воспринимался? В какой-то момент засилие клише в музыке Cannibal Corpse просто начинает отдавать сатирой на самих себя, физиологию человеческого тела, нагнетание в воздух насилия и страшилки СМИ. Можно не слушать песню “When Death Replace Life”, а открыть любую СМИ-бумажку: та, что с картинками это обязательно покажет, а без картинки – расскажет, как всё безнадёжно. Про ТВ можно вообще не говорить. Только в отличие от тех же Cannibal Corpse, в газетах и новостях всё по-серьёзке. На ТВ, кстати, так же как и на коммерческом радио, Cannibal Corpse практически ничего не перепало. Редкие клипы, которые снимались, носили исключительно промоутерский характер. В 2003 году флоридские металлисты выпустили новый, по привычке заляпанный кровью и трупными пятнами альбом “The Wretched Spawn”. Этот диск стал последним альбомом с участием гитариста Джека Оуэна. Ему осточертело играть death-metal и он занялся своим рок-проектом Adrift. Алекс Вебстер рассказывает: «Он написал для “The Wretched Spawn” пачку песен, нам казалось, он вполне мотивирован. Но оказалось, что это не так. Он вообще-то тихий парень». По завершении почти годичного тура 2003-2004 (Южная Америка, Восточная Европа) с сессионным гитаристом Джереми, музыкантам позвонил бывший участник коллектива Роб Барретт и снова напросился в компанию. В 2003 году появился и не очень распространённый 4-х дисковый бокс-сет «15 Year Killing Spree». Помимо двух CD с лучшими аудио-поделками, коробка содержала целый диск неизданных демо-записей и кавер-версий и DVD с набором видео-съёмок из разных мест и времён, включая московское шоу “Cannibal Corpse Eats Moscow Alive 1993”. И снова турне и разные дорожные запахи. Было что праздновать! В том году общее число проданных пластинок Cannibal Corpse официально перевалило за миллион. Потом группа год провела дома; Вебстер и Фишер возились с маленькими дочерьми и вместе с остальными готовили новый, уже десятый альбом.
Упорство кровожадных америкосов было во второй раз за 17-ти летнюю историю вознаграждено, – новый альбом “Kill”(2006) дебютировал на 170 месте в Billboard Top 200, ставший вторым по активным продажам после “Bleeding” 94 года. Диск записывался с Эриком Рутаном (Hate Eternal/ex-Morbid Angel) на его студии Mana во флоридском городе Санкт-Петербург. Новый материал заколачивает по самую шляпку и размазывает до последней капли с первых же песен “Time To Kill Is Now” и “Make Them Suffer”. А есть ещё “Brain Removal Police” и “Maniacal” – тоже бодрят. Пару лет студийного перерыва пошли группе на пользу: в музыке снова появилась тяга вперёд. Отличные скоростные данные, ни одной светлой ноты и много белка. Качайте шейные мышцы, господа! Весь апрель группа разъезжала по Европе. А в июле-августе Cannibal Corpse вписаны в мега-тур “Sounds Of The Underground” по США при поддержке As I Lay Dying, In Flames, Trivium, Behemot и многих других. «Нам не нравится играть старые песни. Конечно, нужно сыграть одну – две, для разогрева, вот и всё». Кто хочет приобщиться к культу?
Официальный сайт: www.cannibalcorpse.net
Ян Федяев