rus eng fr pl lv dk de

Search for:
 

Ace Of Base

Эта группа и её музыка сильно напоминают позитивный, всегда красивый в рекламе, якобы сытный и дарящий заряд бодрости гамбургер. Из того самого «Макдональдса», в котором обе шведские красавишны-вокалистки Ace Of Base и трудились до того, как мир потребителей музыки в очередной проявил себя с самой непредсказуемой стороны. Наверняка наплевав изрядно в душу тому, кто действительно старается наполнить своё творчество каким-то смыслом и осознанным движением в сторону посильного самовыражения. Отдавая себе отчёт, чем всё это пахнет, и чем может закончиться.

И дело даже не в пользе или вреде фаст-фуда. Скорее в том, насколько безмозгло и беспомощно порой выглядят все эти «старз», прикрытые глянцем сортирного чтива и космическими продажами пластинок. Раз покупают – значит, людям нравится!!! Против этого довода трудно переть. Люди, они такие, кушают здоровую пищу, плохого себе никогда не пожелают. А деньги – это бумага. Мы же бесспорно офигительные творческие самодостаточные личности, это ж всё происходит естественно и небезобразно. Так же устроена вселенная, Вы разве не знали?

Ace Of Base
«Почти Abba»

Ладно. Дело было в Готенбурге. Типа, Питер спорит с Москвой в России, а Готенбург со Стокгольмом в Швеции. В одной биологической шведской семье Berggren росло трое симпатичных детей: пацан Jonas (Йонас Петер «Джокер») и двое девчонок Jenny (брюнетка Дженни Сесилия) и Linn (блондинка Малин София Катарина). К музыке тянулись с самого детства: Дженни и Линн пели в различных хорах в школе и церкви, Йонас со старших классов интересовался танцевальной музыкой. О своих детских музыкальных пристрастиях дают противоречивые данные. Линн, например, рассказывала, что в 14 лет была большим фэном Майкла Джексона. Хотя потом клялась, что жить не может без панк-рока и The Clash. Разумеется, все слушали Abba и много местной эстрады. Четвёртое действующее лицо нашей истории – Ulf Egberg (Ульф Гунар Эгберг «Будда»). Ранее, до того как стать примерным мальчиком и лицом на фотообоях, руководил бандой скинхэдов в 150 человек и по собственному признанию крайне агрессивно и тупо избивал всех подряд, бил стёкла и поджигал машины.

Конечно, в историю группы этот факт добавил немного перчинки, благодаря печатной «желтизне», обычно такие факты старательно обсасывающей. Хотя случилось это не сразу. Но сдвиги в сознании привели его к электронной музыке, и репетиционное помещение, в котором Ульф делал первые шаги по клубной дорожке, размещалось по соседству с конурой, где Йонас с сестричками тыкал в синтезаторы толстыми пальчиками. Так, после недолгих разговоров возникла идея замутить совместный техно-дэнс проект Tech Noir. И в качестве вокалисток взять тех же Линн и Дженни с их типичными тинейджерскими, чуть плоскими скандинавскими голосами. Сёстры, однако, совсем не хотели голосить под минималистское техно, предпочитая исполнять что-нибудь более медленное, популярное и счастливое. Репертуар стал понемногу оформляться, появились первые демо-записи, и с лета 1990 года коллектив, уже под вывеской Ace Of Base стал выступать по готенбургским танцевальным клубам. Музыкально крутилось всё вокруг простейших куплетно-припевных форм, happy-euro-disco битов с раскачивающей растаманской энергетикой и одинаковым размером, простеньких текстов о невзгодах и причудах разнополой любви и сыгранных вторым пальцем левой ноги любимой бабушки клавишных «свистулек». Некоторым кажется, что тем самым Ace Of Base изобрели поп-реггей. Возможно…. Одной из первых записанных Ace Of Base песней оказалась “Wheel Of Fortune”, с которой участники квартета безуспешно пытались достучаться до умов и сердец шведских звукозаписывающих компаний. Как вспоминает Йонас, везде их тыкали носом в примитивность, предсказуемость и неактуальность материала.

Однако музыканты не утратили энтузиазма, переключили поиск на лейблы окрестных стран и, в конечном счёте, подписали контракт с датским лейблом Mega Records. Эта копенгагенская контора издала в 1992 году “Wheel Of Fortune”, причём только третья его версия смогла вызвать интерес к песне за территорией Скандинавии. В самой Дании песня добралась до 2-й строчки в хит-параде. Квартет начинает сотрудничество с John Ballard, – он позже становится соавтором и сопродюсером части песен Ace Of Base. Немецкий лейбл Metronome подписывает с группой дистрибутивный контракт и начинает представлять интересы Ace Of Base в остальной Европе с помощью второго сингла “All That She Wants”. На стадии создания первого полноценного альбома, демо-записью песни “All That She Wants” живо заинтересовался ещё один персонаж – бывший ди-джей Denniz Pop, который ранее сочинял песни для Dr.Alban и продюсировал его работы в студии Cherion. Там же он предложил записываться и Ace Of Base.

Ace Of Base
«Ответственный момент»

Трек “All That She Wants” и соответствующий клип, бесхитростные, со скромными вокальными и визуальными заслугами, однако, пришлись ко двору на MTV, благодаря которому зазомбированная Европа вскоре напоминала замедленный танец шагающих утят. Думаю, что после такой жёсткой ротации народ бы полюбил даже полные драматизма и экспрессии треки группы Anal Cunt…. И конечно, всех покорила история одинокой девушки, приглашающей мужчину скоротать вечер только с целью забеременеть. Песня лидировала в хит-парадах 17 стран, пока весной 1993 года не подтянулся альбом “Happy Nation”. Ещё два сингла – “The Sign” и “Don’t Turn Around” активно пошли в народ, захватывая азиатский и российский рынки. “Мы гордимся тем, что популярной стала не только “All That She Wants”, в успехе которой мы были верены как только посмотрели на первую реакцию людей, – говорит Линн. Не только. Хотя на пластинке присутствовали и откровенно провальные песни, типа корявой “Dancer In A Daydream” с зачатками dream-house.

Да и общий вокальный уровень был притянут за уши. Насчёт текстов всё было просто: «Мы не пытаемся своими текстами изменить мир. Мы просто хотим передать миролюбивое, оптимистичное, полное надежды настроение, – говорит Линн. – Мне кажется, люди устали от провокационной и агрессивной музыки». У группы начинается активная гастрольная пора. По слухам, шеф мэйджора Arista Клив Дэйвис, отдыхая в Европе, обратил внимание на то, что везде по радио упорно крутят одну и ту же песню. Так осенью 93 года сингл “All That She Wants” издаётся в Северной Америке (быстро становится платиновым и попадает в американский Top Ten), а вслед за ним альбом под названием “The Sign”. Это был тот же самый “Happy Nation”, но с другой обложкой и четырьмя новыми песнями. “Pop-ragga-groove” Ace Of Base начинает завоёвывать самую капризную аудиторию. В одной Канаде было продано более 500 тысяч пластинок, в США за год – 8 «лимонов».

Этот процесс не остановили и усилия некоторых изданий по обсуждению нацистского прошлого Ульфа Эгберга; рано или поздно это должно было случиться. «Мы руководствуемся христианскими принципами, стараясь понимать людей. Мы не станем поворачиваться спиной и замалчивать проблему. Да, такой период в жизни Ульфа был 7 лет назад. Он изменился с тех пор к лучшему, и надеемся, что это искренне. Мы ему доверяем». Что ж, именно «Будде» на дебютном альбоме принадлежит, по уверениям группы, антифашистская песня “Happy Nation”. И эта тема, в конце концов, сошла на нет.

Ace Of Base
«Что ты смотришь на меня?»

Весь 1994 год шведы доминируют на радиостанциях в обоих земных полушариях, забивая простыми мелодичными мотивчиками обреченные мозговые полушария их жителей. От этих песен просто было некуда деться. В результате дебютная спайка “Happy Nation/The Sign” стала весить по продажам 23 миллиона экземпляров. Это стало причиной попадания Ace Of Base в Книгу Рекордов Гиннеса, в качестве группы, записавшей самый продаваемый дебютный альбом всех времён и народов. Шведский квартет заимел одних только наград World Music Awards 6 штук. Не считая номинаций Grammy в разных странах, 3 наград Billboard Awards и многих других. Тот же самый Биллборд подсчитал, что Ace Of Base в 20 столетии стали самой популярной не-американской группой. Номерами адын и два стали Whitney Houston с “I Will Always Love You” и Boyz To Men с “End Of The Road” (это чтобы Вы размах осознавали). Вспоминает Ульф: «Что было уникальным, так это то, что по радио везде играли те же самые версии песен, что мы исполняли в клубах и на дискотеках. Никаких ремиксов или специальных промо-версий». Парень лукавил немного, поскольку ремиксы на “All That She Wants” и “Happy Nation” в небольшом количестве, но всё-таки курсировали. Ок. Из Ace Of Base получились мега-старс. Это притом, что в родной Швеции альбом “The Sign” был признан худшим альбомом года. А постоянные глумливые сравнения с Abba и Roxette подразумеваются сами собой. Глухие, завистливые пацаки!

Ace Of Base
«Ульф плывёт на Родину»

«Звёздная» канитель быстро утомляет благополучных шведов. По следам успеха к Дженни в дом вламывается вооружённый ножом «фэн», что заставляет девушек обзавестись телохранителями. Ульф чувствует себя как в тюрьме из-за бесконечной череды интервью, фотосессий и появлений на публике. Йонас жалуется, что постоянные турне заставляют их чувствовать себя не родственниками, а коллегами по работе. «Раньше сестры мне были сёстрами, а Ульф – другом. Сейчас мы работники одной компании. Когда мы, например, приезжаем домой после очередных гастролей, то на следующий вечер я сёстрам не звоню домой». Однако работа над вторым альбомом уже шла; он записывался на 4 разных студиях. Инноваций от Ace Of Base никто не ожидал, но спрос на первые новые синглы “Lucky Love” и “Beautiful Life” был высок. Скорее всего, песни с дебютника за два года были так заезжены, что люди просто жаждали смены пластинки.

 

Смены музыкального курса не состоялось, разве что сестрички стали уверенней дрожать голосами. Общественность ждал всё тот же ладно скроенный евро-диско-поп, напоминающий всех и вся. Ровно половина трек-листа на слух практически ничем от предшественника не отличалась. И кошмаров хватало, особенно тупое третьесортное нео-диско “You And I” с нестройно подпевающей мужской частью квартета. Но были на диске приличные поп-баллады “Edge Of Heaven” и “Experience Pearls”, и при подробном рассмотрении заметно, что музыканты обратили внимание на другие электронные звуки. По результатам обширных промо-поездок (включая Китай и страны Южной Америки) и повторного насилия над радиокушателями, “The Bridge”, появившийся осенью 1995 года был продан 5-ти миллионным тиражом. Как и водится в таких случаях – кому-то мечта, а кому-то разочарование. Шведам многого уже и не хотелось, – они и так получили так, что еле унесли. «Мы достигли такого уровня, на котором нам очень комфортно. Мы поп-группа, а не индустрия, – утверждает Дженни. – После экстремального успеха в начале, у нас теперь есть время просто наслаждаться происходящим». Вот такой блин серьёзный слог у шведской гражданки.

Группа решила сделать перерыв, и следующий альбом Ace Of Base “Flowers” увидел свет в 1998 году. Годом ранее шведская королева Виктория пригласила группу украсить свой день рождения на летнем курорте Оланд, что немного добавило коллективу снисходительности среди своих земляков. Линн: «Нами бы больше гордились, если мы играли фолк и пели на шведском языке». «Нас игнорировали СМИ, и молодые люди, покупавшие в Швеции наши альбомы, предпочитали об этом помалкивать. Это вопрос менталитета. В нашей стране очень высокий уровень жизни, практически нет нищеты, – дополняет сестру Дженни. – Поэтому к людям, ставшими богатыми и успешными, относятся гораздо хуже, чем к жалким и беспомощным». Гламур, твою мать.… Ну и как не вспомнить монакского Принца Альберта, расцеловавшего сестёр Берггрен на церемонии вручения наград World Music Awards! Любит он это дело. Новым синглом стала песня “Life Is A Flower”, получившая награду за наиболее частую прокрутку на европейских радиостанциях в 1998 году. В Америке новая пластинка шведов вышла под названием “Cruel Summer”, по названию помещённого на альбом кавера диско-кумиров прошлого Bananarama. Ход был удачный, – песня попала в топовую десятку.

К тому же обе версии отличались трек-листами и даже текстами. “Life Is A Flower” в американском варианте стала “Whenever You Need Me”. Нафига американцам такие философии? Лучше сразу к телу. В Европе не были изданы песни “Everytime It Rains” и “Donnie”. В США, в свою очередь, не услышали песен “Dr.Sin”, “I Pray” и “Captain Nemo”. Но от перемены мест ничего не изменилось, – сумма продаж альбомов Ace Of Base неуклонно ползла вниз? На этот раз «всего» 2 миллиона. Продукция квартета была стерильной и предсказуемой, чем всегда страдали шведские поп-коллективы. Внимание публики, вкусившей свежатины ещё пять лет назад, теперь не надолго задерживалось. Честно говоря, у группы был шанс сделать повторный коммерческий прорыв на американский рынок, когда их песня “Hear Me Calling” чуть не попала в качестве основных тем к фильму о Джеймсе Бонде “Golden Eye” и картине Paul Shrader “Pret-a-porter”. В конце концов, американский лейбл Arista – владелец прав на труды Ace Of Base в США – завернул эту идею из-за авторских разногласий с инициаторами этих кинопроектов. На “Golden Eye” попала одноимённая песня в исполнении Тины Тёрнер, человека вполне достойного. Хотя поговаривают, что трек Ace Of Base тоже для этих целей подходил – нечто среднее между старыми оркестровками John Barry в лучшем «бондиадовской» манере и тремоло на гитаре с ревером а-ля “Twin Peaks”. Прости дорогая, так получилось.

Ace Of Base
«Ловись рыбка, большая и маленькая»

В 1999 году группа записала несколько новых песен (“C’est La Vie”, “Love In December”, “Hallo, Hallo”), которые стали приманкой для коллекции синглов и вышли отдельными треками только в Европе. Остальной новый материал шлифовался до 2002 года и был опубликован в виде альбома “Da Capo”. Это в случае с Ace Of Base стало продолжением сказки о потерянном времени. В 2002 году про Ace Of Base, конечно, забыли не все. Однако интерес вызвали только песни, напоминавшие исключительно о прошлых годах, особенно “Unspeakable”, “Beautiful Morning” и “Show Me Love”. Классический кавер группы Black “Wonderful Life” сделан вообще без намёка на душу. А к дополнительным заслугам так вымученного диска можно отнести только качественный звук и актуальные club-music фенечки. Из 200 набранных для альбома идей, получилось только 11 собственных сочинений.

«У меня нет каких-то конкретных целей только с Ace Of Base, признаётся белокурая Линн. – Я чувствую, что могу петь в ванной комнате, потому что это естественная вещь. Ты делаешь это, чтобы стало лучше. И я люблю встречаться с журналистами. Но выступать, находясь в реальном большом турне, будучи на выезде месяцами….Не думаю, что мы ещё когда-нибудь это осуществим. Это стоит слишком много энергии». Да, Ace Of Base этого уже никогда не осуществить. Всё-таки это не Abba, которым предлагали миллиард за то, чтобы они собрались вместе. История на стороне тех, кто первый съел, как её не перекраивай. Всё-таки это не те альбомы, которые и через десять лет целиком будут разбирать на песни. Последний, третий сингл с альбома “Da Capo” – “Unspeakable” был издан сначала в Скандинавии.

Спустя 10 месяцев со времени выпуска последнего сингла “The Juvenile”, на который никто внимания особого не обратил. С целью «прозондировать почву для дальнейшей раскрутки песни в Европе». С чего начали, к тому и вернулись. Старая память не очень хорошая помощница. “Unspeakable” таки был издан в Германии и Испании, – и адьос, амигос. Клип с уставшими (от чего только?), холёными и с якобы скрытой житейской мудростью лицами участников Ace Of Base, смотрящих из окна колесящего по городу авто, – что может быть скучнее. В том же 2003 году Jonas выпустил сингл “Summertime” со своей новой протеже Hannah K. (до этого, и вы наверняка это помните, были Yaki Da с таким же клонированным хитом “I Saw You Dancing”). Песня стала первым релизом на его собственном лейбле “Join The Music”. «Эйсерсы», как называют себя фэны шведского поп-квартета, закипятились, мол, лучше бы Йонас не распылялся, а делал бы что-нибудь для Ace Of Base. Кроме того, что работа над продолжением “Da Capo” ведётся ещё с позапрошлого года, всё тихо в Готенбурге. «Я не хочу быть в этом бизнесе долго. Я видела много замученных людей. Поп-звёзды часто страдают, потому что у всех жёсткие контракты с рекорд-компаниями, и те могут загнать их под пресс; вообще их за людей не считают». Линн сказала это ещё после выхода альбома “The Bridge”. Прошло с тех пор уже десять лет. А что изменилось?

Ян Федяев

Читать другие очерки >>>


Warning: Undefined variable $user_ID in /home/p508851/www/specialradio.ru/wp-content/themes/sr/comments.php on line 40

Вы должны войти на сайт чтобы комментировать.