«Пресса сделала из меня монстра и чужака, странного и сумасшедшего. Но я не такой»
М.Джексон
Ситуация развивалась планетарно. Журнал Rolling Stones включил 4 песни Джексона (“Billie Jean”, “I Want You Back”, “Beat It”, “Rock With You”) в сотню лучших песен современности. Не говоря уже о статусе клипов певца на MTV, MTV 2 или VH 1. В составе The Jacksons голос Майкла разошёлся на более чем 100 миллионах пластинках – тоже впечатляюще. И продолжение совсем бы не помешало. Вплоть до 1986 года у исполнителя, честно говоря, было крайне мало времени, чтобы всерьёз заняться новыми песнями: практически каждую неделю он где-то выступал, в чём-то фигурировал или получал какие-то награды. Потом он продлил спонсорский контракт с Pepsi и снова занялся кино: в 1986 году на свет появляется 17-минутный 3-D фильм “Captain EO”, над которым он работал с Джорджем Лукасом и Френсисом Копполой. Этот революционный по тем временам фильм, насыщенный спецэффектами и стоимостью 30 миллионов долларов, до 1998 года показывался в диснеевских парках развлечений по всему миру на огромных экранах IMAX.
В ноябре 86 года пошла первая информация о подготовке нового альбома поп-короля. Куинси Джонс, снова ставший продюсером, даже утверждал, что, мол, Майкл приступил к его подготовке сразу после записи «Триллера». Первые записи начались в январе 87, и Майкл по привычке долго был недоволен результатами: перемикшировал и улучшал. Планировался дуэт с Принцем, но в итоге совместная работа ограничилась участием Стиви Уандера в треке “Just Good Friends” и неизвестной Siedah Garret, исполнившей женские партии в песне “I Just Can’t Stop Lovin’ You”. Номер “Another Part Of Me” был использован Майклом годом ранее для вышеозначенного фильма “Captain EO”. В конечном счете, на пластинку “Bad”(87) попало 9 собственных композиций Майкла. Поговаривают, что в процессе создания альбома между Джексоном и Джонсом постоянно возникали противоречия творческого характера, и поэтому в дальнейшем их пути разошлись. Но на успехе “Bad” это не сказалось. Релиз лидировал одновременно в 25 странах. Помимо общих продаж в 26 миллионов, начиная с первого сингла №1 “I Just Can’t Stop Lovin’ You”, в последующий год отдельными пластинками были выпущены ещё 4 песни, так же ставшие подряд хитами номер один. Снова рекорд! В 1988 году Джексон выпускает автобиографию “Moonwalk”, где впервые рассказывает о своём детстве и карьерных моментах. А на Рождество в кинотеатрах начали крутить фильм “Moonwalker”, где наряду с впечатляющими видео-клипами с “Bad” Майкл ещё представал в образе борца со Злом. Кассетная версия “Moonwalker” побила рекорд продаж “Making Of Thriller”. Мировое турне в поддержку альбома “Bad” состояло из 123 концертов и длилось до января 1989 года: пышно, танцевально, истерично, с большим размахом. После этого артист со скандалом расстаётся со своим верным менеджером Frank Dileo, – якобы из-за него про Майкла стали распространяться безумные слухи. Тут, мол, учреждают в честь божества целую “The Michael Jackson Awards” за масштабы в музыкальном клипмейкерстве, и кузнец нам не нужен. Туда же отправился и Куинси Джонс. Его место занял Teddy Riley, хотя Майкл и сам уже достаточно поднаторел в производстве собственных песен.
Певец заключает с Sony Music почти 900 миллионный контракт на выпуск 6 альбомов. Сначала должен был выйти сборник “Decade 1979-1989” с парой новых песен. Но Майкл, вдруг, передумывает и решает зарядить полностью новый альбом. Он сочинил для него 70 песен и выбрал в окончательной версии всего 14, включая будущий хит и сингл №1 “Black Or White” (на самом деле, перезаписанный ауутейк из “Bad”). Джексона в то время частенько видели с Мадонной, что подразумевало как минимум дуэт. Но все обломались. Записывался будущий очередной мегаселлер “Dangerous”(91) полтора года: ему было суждено стать самой быстрораскупаемой пластинкой тех лет. Массу критики вызвало дорогое видео (2,3 миллиона баксов), снятое на “Black Or White”, где в полной версии после утверждения, что все люди братья, и лучше жить в мире и согласии, следовала долгая танцевальная секвенция, во время которой Джексон разбивал стёкла машин и ваще, сукин сын, вёл себя агрессивно. Что ж, жизнь певца не стала спокойней. На поднебесном стуле сиделось нелегко: уже в начале 1992 года с первого места альбом “Dangerous” символично подвинул “Nevermind” Nirvana. Певец продолжал выжимать из происходящего максимальное качество и количество. Снимает великолепные постановочные клипы на последующие синглы “Remember The Time” (c киноактёром Эдди Мерфи, стоимостью в два с половиной миллиона долларов), “In The Closet” (c «чёрной пантерой», фотомоделью Наоми Кемпбэлл) , “Jam” (с баскетболистом Майклом Джорданом). В 1992 году по имени своей песни “Heal The World” музыкант организует фонд с целью улучшить условия жизни детей в мире. Трек “Gone Too Soon” был записан в память о Райане Уайте, жертве СПИДа, которого Майкл поддерживал, после того, как тот написал ему письмо. Песня “Will You Be There” позже вошла в саундтрек к фильму «Освободите Вилли», а в видео “Give In To Me” засветился гитарист Слэш из Guns’n’Roses. Короче, мощнейший паблисити. Смена продюсера сказалась и на содержании альбома. Отныне и в дальнейшем в музыке Джексона доминировали клубные биты, танцевальная поп-музыка как таковая, сильно трансформированный r’n’b, вокальные обработки, сэмплеры. Но к качеству придраться было невозможно: музыкант уверенно поспевал за временем. Летом того же года стартует новое грандиозное турне. Певец побывал в странах, где до этого такие именитые поп-звёзды никогда не появлялись. Его «живое» выступление в Бухаресте впервые транслировалось по всему миру с высочайшим рейтингом в 100 миллионов зрителей. В 1993 году состоялось первое телевизионное интервью, которое Майкл Джексон давал в своём ранчо. “MJ Talks To Oprah Winfrey” только в США смотрело 85 миллионов человек, что сделало эту развлекательную передачу самой успешной в истории BBC.
Но журналисты были крайне редкими гостями в Neverland. Куда охотнее поп-звезда общалась там с детьми и подростками, которые не только развлекались в зоопарке и на аттракционах, но и оставались ночевать в имении певца. С кем-то он даже делил свою спальню, но, как сам утверждает, не кровать. Типа сам спал на полу. Так или иначе, в 93 громыхнул скандал, когда 13-ти летний Jordy Chandler (по большей части его родители) обвинил Джексона в сексуальных домогательствах. Мол, и алкоголем поили его, и трогали везде. «Дело» оказалось мыльным пузырём; все допросы, обыски и прочие мероприятия только лишний раз демонстрировали, что Майкла просто хотят поюзать. Как рассказывал сам «обвиняемый», на самом деле папаша этого подростка, зубной врач, хотел стать сценаристом каких-то видео-работ Джексона, но после отказа подговорил сына на этот недостойный поступок. Да кому какое дело было до того, кто прав? Джексон – ПЕДОФИЛ!!! Вот что самое интересное, даже сама возможность! Из-за постоянных депрессий певец отменил часть своих выступлений в рамках продолжавшегося тем временем “Dangerous-Tour” и ложится в клинику, где заодно лечится от пристрастия к обезболивающим препаратам. А потом делает большую ошибку. Не смотря на то, что был оправдан, выплатил семье пацана отступных средств порядка 18 миллионов долларов. А лучше бы накормил детей в Чаде или Мали. Эта история долго ещё долго муссировалась, а позитивная во всех отношениях Pepsi расторгла с певцом контракт. Нечего щупать маленьких мальчиков, даже в фантазиях! Чтобы реабилитировать себя в глазах общественности (у общественности ведь другого повода и быть не могло), названный чуть ли не гермафродитом и асексуалом певец в марте 94 тайно женится в Доминиканской Республике на дочери Элвиса Пресли Лизе Марии. И берётся за новый музыкальный проект. Монструозный, никак не меньше; если сам себя не возвеличишь, то кто же? Двойной CD (один с 15 новыми, один с 15 лучшими песнями) под названием “History: Past, Present and Future, Book 1” (95) со статуей самого Джексона на обложке и в качестве тур-реквизита.
Масс-медии сначала снова раструбили, что поп-король готовит сборник с несколькими новыми треками. Весной 1994 года Джексон приступил к записи нового материала, но смог сконцентрироваться на этом только после оправдательного вердикта в сентябре. На этот раз мега-стар приобщил к записи James Harry III и Terry Lewis, которые до этого продюсировали альбомы его сестры Janet. Новый материал “History…” однозначно стал наиболее «личным» из всего, что Джексон записывал до этого, уж сколько дивных вещей с ним случилось за последние годы. Не обошлось и без финансовых «подвигов». Лидирующий сингл “Scream” (c Janet Jackson) обзавёлся самым дорогостоящим видео-клипом по тем временам; сам же двойной альбом получил 7 платиновых наград и стал самым продаваемым двойным альбомом в истории музыки (18 миллионов штук). Романтическая баллада “You Are Not Alone” вообще стала первым синглом, попавшим в горячую сотню Billboard сразу на первое место. Конечно, многие показатели уже не шли в сравнение с продолжительностью и объёмами прежней оккупации Майклом чартов и эфиров. Интересные синглы “Stranger In Moscow”, “They Don’t Care About Us” и “Earth Song” с обилием танцевальных ремиксов были вполне успешны и презентабельны, но уже ограниченно. Многое изменилось и в самой музыкальной индустрии: многие процессы многократно ускорились, артист «выжимался» гораздо быстрее и безжалостней. И быстрее сдавался в утиль, – публика теперь больше признавала «свежак», каждый упущенный год сказывался на продажах и популярности. Стоило признать, что “Thriller” – явление уникальное и самим его создателем вряд ли затмевающееся. Но при всех грязных инсинуациях виновником этого явления остаётся Майкл Джексон, и никто другой. Лиза Мария Пресли, кстати, развелась с ним в 1996 году, упрекнув бывшего супруга, что тот загубил себя во имя работы и карьеры. В подтверждение её слов, Джексон во время подготовки очередного шоу из-за истощения опять попадает в больницу. А ещё в этом году на церемонии Brit Awards, где Майкл выступал облачённый как Мессия, окруженный детьми и раввином, почитавшими его, вокалист Pulp Джарвис Кокер посреди песни рванулся на сцену с протестами. Джексон продолжал, не смотря ни на что, держать себя в форме, и его новое мега-турне с массой сценических спецэффектов, подтанцовок и прочих красивостей посмотрело 4.5 миллионов человек на 82 шоу.
В ноябре 1996 года Джексон женится повторно, на этот раз на медицинской сестре Debbie Rowe. В последующие два года у пары появляется на свет двое детей: сын Принц Майкл Джексон младший и дочь Пэрис Майкл Катерина Джексон. По словам певца, осуществилась его самая заветная мечта. Но и это брак уже в 1999 году себя исчерпал. В 1997 году у певца появилась идея издать в виде мини-альбома несколько песен, не вошедших в прежние альбомы, но Sony, заботясь о будущих продажах, предложило идею дополнить новый материал ремиксами песен с “History…”. Так появился альбом “Blood On The Dancefloor – History in Mix”(97), самый продаваемый альбом с ремиксами. Диск содержал только один заглавный сингл. Зато этот релиз удачно поддержал текущее турне и обновил некоторые песни двухлетней давности. Потом Джексон стал инициатором 40-минутного фильма “Ghosts”, в который вошло ещё две песни “Ghosts” и “2 Bad”. После чего певец решает немного придержать коней и отдохнуть после утомительных гастролей.
Только летом 1999 года он собирает 32 известных исполнителя на два грандиозных благотворительных концерта “MJ + Friends” в Сеуле и Мюнхене. В конце 99 у него было готово уже 75 песен для будущей пластинки, но Майкл оставался в студии, постоянно динамя издающий лейбл со сроками. Работы полностью завершились только к октябрю 2001 года. Ещё до выхода диска, в биографии певца был ряд важных памятных событий, включая вручение на World Music Awards награды «Исполнитель Столетия» и празднование 30-ти летнего юбилея творческой жизни. Майкл тогда в Мэдисон Сквер Гарден впервые с 1984 года выступил в составе Jackson 5. Итак, Джексон выдал 16-ти трековый, супер-качественный альбом “Invincible” на 77 минут. Фактически это был технический предел качества в поп-музыке. Альбом шлифовала масса приглашённых музыкантов и программистов, на его производство, по слухам, ушло более 30 миллионов долларов. В Америке, однако, пластинку купило 2 миллиона человек – полный провал по джексоновским меркам. В остальном мире – ещё 6. В другой бы ситуации и огромное количество! Вот только проблема была в том, что производство “Invincible” было безумно дорогим, и такими продажами отбиться не могло. Диск хоть и стартовал с первого места в 25 странах мира, критика разодрала альбом как Тузик грелку, обвинив исполнителя в откровенно коммерческом выборе материала. Если так, то остаётся гадать, куда это коммерческий успех делся. Зажигательный трек “You Rock My World” с 14-минутным мини-фильмом в придачу рванулся, было вверх, но в американской десятке провёл всего неделю. Второй сингл “Butterflies” добрался до общей двадцатки и второго места в чартах r’n’b; какое-то время крутился на радио, благодаря популярному ремиксу с участием рэппера Eve. После запуска третьего, не самого удачного сингла “Cry” (только в Европе), Sony фактически перестало раскручивать альбом. До шикарной песни “Whatever Happens” с Карлосом Сантаной вообще дело не дошло.
Доверчивый он…. Хотя по его собственным словам, в шоу-бизнесе никому доверять нельзя. Новую песню “Xscape”, которую Майкл записал после выхода “Invincible”, у него стащили прямо из студии. Для музыканта, готовящего к каждому альбому песни с большим запасом – потеря небольшая. Единственной новой песней Джексона, которую официально удалось услышать в 2003 году, стала сочинённая R Kelly “One More Chance”, вошедшая в сборник “Number Ones”; съёмки клипа на неё были с трудом закончены, – над певцом начался планетарно известный суд по обвинению в педофилии. Ролик по решению руководства Sony так и не увидел официальный свет, дабы не бросать на себя лишний раз тень. Такая же история случилась и с клипом на новую песню “What More Can I Give”, записанную Майклом по принципу знаменитой “We Are The World”. Режиссёром клипа по несчастливому стечению обстоятельств стал Marc Schaffel, промышлявший, как вдруг стало известно, заодно работой в порноиндустрии. Это ещё больше сгустило краски в складывающемся положении дел. Разочарованный распространением диска “Invincible” и последующими действиями своей звукозаписывающей компании, Майкл Джексон обвинил руководство Sony в предвзятости и назвал Короля американского шоу-бизнеса и босса корпорации Sony Tommy Mottola «сатаной». В знак притеснения чернокожих музыкантов. «Я считаю его расистом. Он дьявольски ужасен». Там было не всё так просто; есть источники, утверждавшие, что в дружеской переписке жадный барыга Томми грозился разрушить всю карьеру Джексона. Майкл сам красавец: транжирил миллионы денег Sony на совершенно лишний мастеринг старых треков. Некоторые из них ремастировались по 20 раз, чтобы капризный Джексон выбрал один. В 90-х годах певец неоднократно брал займы в банках, и, судя по всему, слишком в этом преуспел. По другой версии, Майкл обвинил Sony в том, что те трясут с него 200 миллионов долларов за маркетинговые расходы. А Sony, хотя и вложило в провалившуюся промо-компанию “Invincible” 55 миллионов гринов заявило, что ничего подобного не было. Короче, где тонко – там и рвётся: в самый неподходящий для Майкла момент все его долги и натянутые отношения с серьёзными людьми всплыли. А тут ещё проявил себя ушлый журналист Martin Bashir, которого Майкл по дурости к себе подпустил и которому рассказал много лишнего про свои отношения с детьми. Все его слова были так негативно переиначены, что Джексону пришлось публиковать собственные записи, с в корне отличающимся смыслом разговоров и видеосъёмок. В общем, новые обвинения и новый «педофильский» процесс, начавшийся в 2003 году, по поводу любви экстравагантного исполнителя спать в одной спальне с несовершеннолетними раздулся грандиозный – уж очень многим хотелось поиметь с Джексона денег и окончательно смешать его с грязью. Ему ещё припомнили идиотский эпизод в Берлине в 2002 году, когда Майкл остановившись в гостинице «Адлон», вышел на балкон с прикрытым платочком ребёнком поприветствовать поклонников и неожиданно перевесил его через перила, чем напугал собравшуюся внизу толпу и вызвал бурную реакция в СМИ. Майклу даже извиняться пришлось, сказал, что держал его крепко и просто хотел его всем показать. Что у него там иногда в голове происходит? И до песен ли в таком состоянии бывает? Что касается суда, то певец ни по одному пункту не признал себя виновным, пообещал бороться до конца и никому не платить отступных. Информация о рождении у Майкла второго сына от секретной суррогатной матери прошла на этом фоне незаметно. Интересная деталь: в 2004 году социальный работник Geraldine Hughes, которая была секретаршей прокурора Barry Rothmans в суде над Джексоном в 1993 году, смогла таки опубликовать книгу “Redemption: The Truth Behind The MJ Child Molestation Allegations” с доказательствами невиновности исполнителя. Книга была анонсирована ещё в середине 90-х, но так и не смогла найти своего издателя почему-то. Судебный процесс и на этот раз оказался дутым; обвиняющей стороне так и не удалось найти ни одного свидетеля, которому бы можно было верить.
Лейбл Sony певец покинул с огромными долгами, оставив по контракту ещё один The Best. К тому же физическое состояние певца из-за стрессов, старых травм, слишком активной сценической жизни, последствий пластических вмешательств и прочих болячек оставляло желать лучшего. Пресса смачно описывала, насколько суперстар раздавлена и подавлена. Будущее Майкла Джексона на фоне космических долгов и ухудшившегося здоровья на тот момент действительно представлялось грустным. Не говоря уже об имиджевой стороне. Старик, конечно, сам во многом виноват. Привык жить на широкую ногу; после того, как 80 полицейских перевернули вверх дном его ранчо, Neverland перестал быть для него родным домом, и Джексон стал снимать домик в Беверли Хиллз за 70 тысяч в месяц. «Они выгнали работников ранчо и стали всё обшаривать. У них даже не было ордера, чтобы обыскивать ВСЁ. Теперь это просто здание, я там себя не чувствую как дома». Но чаще всего возникла мысль, что его банкротство, постоянно всплывающие сомнительные финансовые обязательства и прочие скандалы – спланированная акция, чтобы избавить Джексона от владения каталогом песен Beatles (его стоимость за 20 лет выросла с 45 миллионов многократно). Что ему, в результате, практически и пришлось сделать, чтобы расплатиться с гигантскими долгами. Всё заложить и передоговориться. В обиженном состоянии, вскоре после полностью оправдательного приговора 47-летний Майкл уехал с детьми из ставшей недружелюбной Америки на постоянное проживание в Бахрейн, к своему корешу, шейху Abdulla bin Hamad Khalifa. Их давняя и крепкая дружба привела к тому, что шейх решил серьёзно поддержать покусанного «поп-короля» и основал для его новых музыкальных проектов собственный лейбл 2 Seas Records. Именно под этим значком выйдет будущий альбом Джексона, анонсированный на 2007 год. Впрочем, на сколько это может затянуться, поклонники уже знают. В начале 2006 года активно муссировалась новость о том, что Джако в Лондоне записал песню “I Have This Dream” (другое название “From The Bottom Of My Heart”, возможно, неизданный трек с альбома “Invincible”) в поддержку пострадавших от урагана Катрин. В вокальной части были дополнительно задействованы Keisha Cole, Ciara, Snoop Dogg, Babyface и R Kelly. Но этот проект пока так и остаётся закрытым. Закрытым Майкл объявил и своё знаменитое калифорнийское ранчо Neverland: распустил 60 человек персонала и с трудом выплатил им зарплату с задержкой в 4 месяца. Что ж, дворцы в Бахрейне тоже неплохо. Sony BMG тем временем продолжает масштабную акцию по внедрению в массы с помощью бэк-каталога Джексона нового цифрового формата с DualDisc технологией. Начиная с февраля и по 26 июня этого лета включительно, под общим названием “Visionary – The Video Singles” каждую неделю на дуал-диске (аудио и DVD на одном двустороннем носителе) переиздаётся один из многочисленных синглов певца, c одним ремиксом или родственной версией. Вот такой бесконечный must have. Ранее в 2004 году таким же необходимым приобретением для фэнов стал 4-х дисковый бокс “Ultimate Collection”, – вещь действительно интересная. Помимо известнейших треков певца с 1969, сет включает в себя 13 неизданных песен и демо-версий разных лет. Уже ради них стоит это хозяйство потрогать. Демо-песни “Cheater”, “Fall Again” или завершённые треки “We’ve Enough”, “The Way You Love Me” воспринимаются просто отлично, мило напоминают о временах поп-шедевров “Bad” и “Dangerous”. Поклонники певца просили просто выпустить отдельным диском неизданный материал, чтобы не переплачивать за многократно опубликованные хиты. Но какой бы мэйджор на это пошёл? Бокс был дополнен концертным DVD, снятым в 1992 году в Бухаресте во время масштабного “Dangerous –Tour”. И платите денежки.
«Я бы хотел, чтобы меня оставили в покое, хотел бы пожить в мире. Я всего-навсего тот, кто пытается быть честным и хорошо делать своё дело. Пытаюсь делать счастливыми других, и давать им возможность на несколько секунд покинуть реальность». Ох уж эти сказочники…. Поближе к народу надо быть! А дружбан-шимпанзе Бабблз, говорят, так и умер в забвении.
Ян Федяев