«Британия не заслужила новых The Beatles. Она их и не получит»
М.Янг
Было решено играть дальше: «Бон бы захотел, чтобы мы продолжали!» Но абсолютно теми же «парнями из соседнего квартала» AC/DC не остались. Вернее, пролетарская концепция сохранилась, и она по прежнему работала на массовую популярность и доступность австралийских буги-рокеров широким слоям слушателей. Начался не только новый отчёт в истории коллектива. Существенно изменилось настроение в их музыке…
Бон скончался как раз в процессе подготовки нового материала, поэтому братья Янги, скрепя сердца, ускорили процесс поиска нового вокалиста. В списке кандидатов значился и вокалист The Easybeats Stevie Wright, и Alan Fryer (оказался слишком похож на Скотта), и Garry Holton, и Terry Schlester. А уже в начале апреля над новыми текстами AC/DC корпел и новый вокалист – Brian Johnson, уроженец шотландского Ньюкастла и бывший вокалист рок-группы Geordie. Он как раз пытался в ту пору реанимировать свою группу, но от аудиенции с братьями Янгами не отказался и спел им сходу “Whole Lotta Rosie” и кавер T.Turner “Nutbush City Limits”. Через пару дней звонок Малькольма известил Брайана, что у него есть работа. Новый альбом “Back In Black”(80) записывался в студии Compass Point на Багамах. Перед смертью Скотт успел сочинить 15 новых песен, но коллектив принял решение создавать всё с нуля с Джонсоном. Чтобы описать “Back In Black” достаточно сказать, что на сегодняшний день эта пластинка ушла с полок в количестве 42 миллиона штук, что делает её самой популярной рок-пластинкой всех времён. Это был монумент простой и в тоже время зрелой, торжественной рок-музыке. AC/DC взяли выжимку из всех своих прожитых творческих лет, преобразовали буги в хард-рок и metal и под флагом памяти Бону Скотту остепенились. Надо отдать должное Брайану, – он определённо по-своему и не самым худшим образом преобразил подачу группы, в его вокале замешивались и ранние Judas Priest и клёвая хардовая хрипотца и какая-то мощная взрослая мужицкость.
Он не стал пытаться затмить собой предыдущего фронтмена, остался самим собой. Вобщем, чувак всё сделал правильно, и его неизменная кепка со времён самого первого выступления в составе AC/DC в бельгийском Numur 1 июля 1980 года до сих пор кстати. Невозможно представить Брайана Джонсона на сцене без кепки, как невозможно представить Ангуса Янга в клёшах или «казаках». Альбом, который снова продюсировал Матт Ланге и сейчас звучит не пыльно, не говоря уже о составленном практически из одних хитов трек-листе: “Hells Bells”, “Shoot To Thrill”, “You Shook Me All Night Long”, “Back In Black”, “What Do You Do For Money Honey” и остальные. Через пару недель после выхода 31 июля “Back In Black” уже лидировал в британских чартах и провёл на первом месте 2 недели. В США альбому досталась 4-я строчка и место в лучшей альбомной десятке в течение 5 месяцев. Завершив год гастролями по Европе, группа распечатала 1981 год концертами в Японии и Австралии. В Америке с опозданием был издан “Dirty Deeds Done Dirt Cheap”, который в какой-то момент даже обошёл “Back In Black” (3-е место). А песня “Whole Lotta Rosie” была признана читателями журнала «Kerrang!» лучшей метал-песней современности. Группе досталась честь быть хэдлайнерами доннингтонского феста Monsters Of Rock. Так AC/DC докатились до статуса крутейшей рок-банды в мире.
Новый альбом шотландцы-австралийцы решили записывать в Париже, из-за чего Ланге пришлось тащить из Лондона мобильную студию, чтобы добиться нужного звучания. Об этом никто не пожалел, потому что изданный в ноябре 1981 года “For Those About To Rock (We Salute You)” стал на тот момент настоящим коммерческим успехом для AC/DC. Пластинка стала первой в дискографии группы, возглавившей штатовские чарты, в Англии альбом получил третье место, а песня “Let’s Get It Up” с 13 местом в хит-параде синглов стала являться крупнейшим хитом австралийцев. Хотя, по опросам журналов лучшим синглом всё-таки признавался почти эпик “For Those About To Rock”. На альбоме были и другие мощные песни, особенно “Inject The Venom” и “Breaking The Rules”. Было организовано великолепное стадионное турне “Cannon And Bell”, с массой пиротехники и пушками, пуляющими кочанами капусты. Всё шло отлично, и бэнд наживал капиталец. Но без пакостей не обошлось. Уже в процессе турне отношения между «серым кардиналом» Малькольмом и барабанщиком Филом стали ухудшаться, и вроде бы крепкая дружба очень быстро развалилась. Посреди записи очередной пластинки, которые в ту пору AC/DC лепили как пирожки, Фила Радда увольняют и по объявлению находят нового «стукача», 20-ти летнего Simon Wright. Начиная со следующего альбома тесто AC/DC стало закисать. Тому было много причин, начиная с пресытившейся публики и заканчивая тем, что “Flick Of The Switch”(83), не смотря на присутствие нескольких бравых песен (“Landslide”, “Deep In The Hole”, “Flick Of The Switch”), был несколько вымучен, и уж слишком напоминал звуком и песнями диск “For Those About To Rock”. «Новичок» поднялся было в Британии до 4 места, но в Америке был пятнадцатым. Только AC/DC не те ребята, чтобы заламывать себе по этому поводу руки и жаловаться на судьбину: группа продолжала давать концертного жару по всему миру, выступая лидерами на крупнейших фестивалях по всему миру. Первый фестиваль Rock In Rio в Бразилии тоже прошёл с участием именитого коллектива. После чего коллектив берёт перерыв.
К весне 1985 года Янги и остальные сошлись на том, что новый альбом будут продюсировать сами, чем и занимались много месяцев в cкучнейшем швейцарском Montreux, в студии Mountain. Диск “Fly On The Wall” вызвал смешанные реакции публики и критики, и такое же расположение в чартах: от провального 48 места за сингл “Danger” до 7 места в частично родном UK. Второй сингл “Shake Your Fondation” был более успешен, а в дополнение к альбому было ещё снято 28-ми минутное видео “Fly On The Wall”. Количество «проходняков» по отношению к потенциальным «боевикам» оставалось на прежнем уровне, но сколько в материале аккумулировалось движения, – вот это был недостижимый никем результат. С такими достижениями трудолюбивые AC/DC отправляются в новое турне.
Пока они колесили по Америце в 1985 году, большой поклонник АЦДЦ Стивен Кинг уговорил группу использовать кое-какой старый материал для саундтрека фильма “Maximum Overdrive” о сбесившихся механизмах, снятого по его книге. Дело дошло даже до записи трёх новых треков: песни “Who Made Who”, ставшей ещё одной нетленкой коллектива, и двух инструменталов “D.T.” и “Chase The Ace”. C этой записи к работе с группой снова подключились продюсеры первых пластинок AC/DC Джордж Янг и Генри Ванда. Всё музыкальное хозяйство к “Maximum Overdrive” было выпущено под названием “Who Made Who” и позитивно прокатило восновном в Европе. Снова череда гастролей; рон-н-рольный грошек становился тяжелее. Далее долгий выбор студии и работа над кучей новых песен. Есть данные, что в студии Miraval на юге Франции было записано 19 песен, но в итоге сведено в Нью-Йорке только 10. Альбом назвали “Blow Up Your Video” (88); после выхода первого сингла “Heetseeker” он стал отлично продаваться, и не смотря на присутствие нескольких слабых песен, быстро вернул в строй разочаровавшихся последними работами AC/DC поклонников. Что ж, зато были супер-песни “Two’s Up”, “This Means War” и “That’s The Way I Wanna Rock’n’Roll”. “Blow Up Your Video” достиг в Британии второго места, – лучший показатель со времён “Back In Black”! Но в концертной деятельности группа по прежнему держала очень высокую планку.
Новое мировое турне AC/DC открывается серией австралийских концертов (после 8-ми летнего перерыва), поставивших на уши все крупные города континента. Самый первый концерт этой серии группа играла 1 февраля 1989 года в городе Перт, в присутствии родителей Бона – Изы и Чика Скоттов. И тут после двух последующих за австралийской серией концертов в Англии, в том числе на сталионе Уэмбли, Малькольма Янга клинит, и он отказывается участвовать в предстоящем американском турне. Официальная версия – истощение – была почти верна: Малькольм конкретно устал от постоянных гастролей. К тому же зашла в тупик борьба с зелёным змием, который чаще и чаще давал о себе знать долгими ночами между бесконечными выступлениями. С этим нужно было что-то делать. А пока братца Янга заменил племянник Стиви Янг, который не только знал наизусть весь репертуар, но и был очень похож на Малькольма внешне. С ним, как ни в чём ни бывало AC/DC откатывают практически полностью распроданные американские даты, и шарманка заводится снова. 1989 год увековечил в истории группы ещё один эпизод. Чтобы выкурить из панамской резиденции неугодного генерала Мануэля Норьегу, деспота и притеснителя свободолюбивого панамского народа, американские военные мыслители решили взять его на измор музыкой AC/DC, а именно сутками крутить на всю катушку их песни. Норьега продержался всего два дня.
Малькольм смог справиться со своими проблемами, и на пару с Ангусом друг у друга дома (то в Англии, то в Голландии) они начинают сочинять новый материал. Брайану Джонсону в этот момент пришлось в США решать вопросы, связанные с разводом и другие бюрократические заморочки, так что Янгам впервые пришлось сочинять для нового альбома тексты. Всвязи с этим поползли неоправдавшиеся слухи, что мол Брайан решил пойти своим путём. Союз с барабанщиком Саймоном Райтом внезапно дал трещину. Небезызвестный Дио вовлёк его в сессионную работу над своим альбомом “Lock Up The Wolves”. Да так, видать хорошо вовлёк, что Райт перебежал в другой лагерь, а в AC/DC с ноября 1989 года на барабанной «кухне» стал заправлять Chris Slade. C ним группа записывает свой новый бестселлер и, без сарказма, мощный альбом “Razor’s Edge”(90). Синглы “Thunderstruck”, “Are You Ready” и “Moneytalks” звучали на ступень серьёзнее предшественника. Виной всему продюсерские потуги Bruce Fairbairn, который после сотрудничества с Kiss, Aerosmith и Bon Jovi прекрасно знал, какой звук потребуется AC/DC в 90-х. “Razor’s Edge” вышел на новом лейбле группы Atco и оказался на 2-м месте в Америке и на 4-м в Британии. С его выходом планка продаж AC/DC перевалила за 60 миллионов альбомов и продолжала неуклонно задираться. Весьма удачно выпускается сразу два больших видео “Who Made Who” (съёмки с 1980 по 1986 гг.) и “Clipped” (все промо-клипы последних лет). В четырёхступенчатое мировое турне вошло и выступление AC/DC 28 сентября 1991 года на мега-фестивале «Монстры рока в СССР» в Тушино под Москвой, вместе с Metallica, Pantera, Black Crows. А ведь концерт презентовался как «празднование демократии и свободы». Нормально там власти поглумились. Не всё шло гладко во время этого турне. Самым печальным инцидентом стала смерть трёх подростков на концерте в американском городе Солт Лейк Сити в штате Юта. Их просто задавила толпа, бросившаяся занимать места поближе к сцене.
Причём сами музыканты узнали об этом уже после концерта. Результаты туровой кутерьмы, “The Razor’s Edge” (позитивные эпизоды) были запечатлены в 1992 году на релизе, по-простецки озаглавленном “Live”. Звук был на высоте: всё тот же Bruce Fairbairn накрутил впечатляющее звуковое полотно, с мясисто заколачивающим Слейдом, продуманным балансом и сохранившимся драйвом. Всё просто и искренне; по крайней мере, братья Янги до сих пор не используют на концертах никаких гитарных эффектов, предпочитая, чтобы единственной примочкой между гитаристом и «комбиком» оставался сам музыкант. «Чем больше у тебя на сцене игрушек, тем больше вероятность того, что что-то пойдёт не так» – считает Ангус. В специальное двух-дисковое издание “Live” попало 23 песни, + было смонтировано видео, снимавшееся в течение всех гастролей. Выступление на фесте в Донингтоне дополнительно снималось 22 камерами на 35-ти миллиметровую киноплёнку для пущей солидности и вышло отдельно в конце 1992 года. А съёмки выступления в России вошли в 84-х минутный документальный фильм “Fot Those About To Rock”.
Летом 1993 года AC/DC записывают новый хит “Big Gun” для фильма “Last Action Hero” с австрийским качком Арни. Сам фильм оказался пустышкой, но саундтрек, спродюсированный Rick Rubin и включавший в себя треки Antrax, Megadeth, Queensryche и других, произвёл благоприятное впечатление на метал-общественность. Эта запись в составе Янгов и Компании становится последней для барабанщика Криса Слейда. В 1995 году Малькольм и Ангус встретились в Новой Зеландии со своим бывшим коллегой Филом Раддом, который продавал там вертолёты и в музыкальной сфере практически не вращался.
И тут вроде взыграли старые дружеские чувства, и Фил попросился в группу. Его приняли и сразу же включили в производство новых песен. Вдохновлённые качеством работы Рика Рубина на “Big Gun”, AC/DC решили поработать с ним в рамках целого альбома. Сменив пару студий, коллектив в Российский День Знаний 1995 года выпустил первый сингл “Hard As A Rock”, а вслед за ним и полновесный “Ballbreaker”. Австралийцы не стали налегать на излишнюю экспрессию, а сколотили сдержанный, среднетемповый, но вполне качающий буги-метал альбом со студийной атмосферой времён “Back In Black”, с обязательными сложными соляками и юморными текстами, с находками в виде “The Furor”, “Boogie Man”, “Hail Caesar”, “Whiskey On The Rocks” и заглавного трека. Фил Рад, конечно, немного размазал своей игрой песенную сетку, в отличие от прямолинейного Слэйда, но так уж Янгам было лучше. AC/DC ни на грамм не стали другими, что и требовалось; “Ballbreaker” стал очередным миллионником в их дискографии. Турне началось по привычной схеме и было ненадолго прервано, когда Брайан Джонсон улетел в Британию всвязи со смертью своего отца.
https://youtu.be/xi5BKTLU2bQ
В 1997 году Малькольм покопался в архивах и скомпилировал 4-х дисковый бокс-сет по имени так и не увидевшего свет сольного альбома Бона Скотта “Bonfire”. Разумеется, релиз был посвящён знаменитому фронтмену и включал в себя аудио-версию видео-концерта в Париже в 1978 году, синглы с участием Бона, выпущенные в Австралии, демо-записи и студийные ауттейки, а так же 48-страничный буклет с редкими фотографиями. А следующий альбом с участием Брайана Джонсона фэны AC/DC дождались только к февралю 2000 года, пока группа отдыхала после турне “Ballbreaker”, а потом старательно записывала новую пластинку в канадской студии Warehouse. Диск “Stiff Upper Lip” не поразил своей неординарностью, но представлял собой чуть модернизированный по звуку и более целостный и интересный вариант “Ballbreaker” с привычными примесями блюз-рока и рок-н-ролла. «Не было никакого давления при его создании. На самом деле, было очень весело; всё что мы делали, вызывало у нас улыбку. Иначе какой смысл вообще что-либо делать? Нас не заботит, как всё обернётся, и какой получится приём. Мы просто продолжаем делать то, что нам нравится» – говорит Янг младший. Солидный набор песен: боевики “Stiff Upper Lip”, “Safe In New York City”, “Can’t Stand Still” и зазывающие толпу “Come And Get It”, “House Of Jazz”, “Hold Me Back” и конечно же “Can’t Stop Rock’n’Roll”. Специально к национальному австралийскому турне “Stiff Upper Lip” вышел в виде “Tour edition” с non-album треком “Cyberspace” и 5 концертными версиями и тремя новыми видео-клипами. Последовало промо-турне, растянувшееся на пару лет, во время которого в 2003 году честные рок-н-ролл-работяги даже не застремались быть разогревом Rolling Stones в германских разъездах.
После этого коллектив снова решил выдержать паузу, и его деятельность ограничивалась только нечастыми выступлениями и массой различных юбилейных и праздничных переизданий, в том числе неавторизованных. В 2002 году знаменитая группа подписывает долгосрочный контракт с Epic Records, по которому в ремастированном виде с бонус-материалом были переиздан весь бэк-каталог AC/DC. Хотелось бы особенно отметить двойной DVD “Family Jewels” (по слухам, группа заработала на этом сете 25 миллионов бакинских) и переиздание “Back In Black” в формате DualDisc. В честь AC/DC два прогрессивных градоначальника назвали улицы во вверенных им городах: в Мадриде и Мельбурне. В 2003 году Ангуса Янга насмешил слух о его смерти, а Брайан Джонсон осуществил свою давнюю мечту и закончил в сотрудничестве с вокалисткой The Cranberries Долорес музыкальное сопровождение к мюзиклу “Helen Of Troy”. В наши дни он ещё эпизодически мелькает в локальных кинокартинах. В 2005 году появилось видео “AC/DC – And Then There Was Rock – Life Before Brian”- харизма Бона Скотта привлекает людей до сих пор. А этим летом группа получила новую платиновую награду. Но не за один из своих альбомов, а за новое сумасшествие человечества – рингтон.
По подсчётам RIAA мелодию “Back In Black” в виде телефонного звонка официально скачало более миллиона человек, что поставило AC/DC по популярности в этой новой категории «недомузыки» в ряд с Beyonce Knowles, Mariah и Kanye West. Сорри. По последней информации, группа уже с прошлого года репетирует массу нового материала, порядка 50 песен, но никаких конкретных дат студийных сессий и, тем более, будущего релиза нет и в помине. Поклонники шепчутся о двойном альбоме; Янги, впринципе, эту идею и сами уже озвучивали. Мол, такой вкусный материал, что не могут лучшие песни выбрать. Было бы здорово, скрывать не буду. Да и времени у AC/DC впереди полно, – такой музон годам не подвержен. «В молодости мы хотели быть богатыми и иметь высокий уровень жизни. Было бы хорошо купить себе мотоцикл или что там ещё, только это всё не про нас, – говорит Малькольм Янг. – Моей машине уже 35 лет и если я её потеряю, – это как будто сгорит мой дом или ещё хуже. Хорошо купить себе парочку других гитар или что-то наподобие, но в основе своей мы не рок-звёзды». Группа никогда не была на обложке пресловутого “Rolling Stone”, – только на груди Шании Твэйн (Она нацепила майку AC/DC, когда снималась для этого музыкального издания). Зато в Зал Cлавы Rock’n’Roll они попали и исполнили на награждении “Highway To Hell”. Отличное начало…
Ян Федяев