«Я был рождён, чтобы стать музыкантом»
F.Neviani
Где-то же лежат до сих пор эти записи. Золотые голоса Сан-Ремо и другие вокальные таланты Апенинского «сапога». Сколько их разных в начале восьмидесятых прокрутила через свою головку старенькая «Весна 211-1», украшенная наклейками с «гонками». Как сейчас помню. И нет ничьей вины в том, что повальное обожание итальянских певцов с подачи партийной благосклонности резко сошло на нет уже в период первых перестроечных псевдо-оргазмов. Когда югославские и болгарские винилы Kiss и AC/DC стали доставаться уже старшеклассникам и доходить до Магадана и Петропавловска-Камчатского, это был знак – что-то происходило. Пупо, Кутуньо, Кара, Риккардо Фольи, Аль Бано и Рамина Пауэр и многие другие (особняком, отчасти за свои кинематографические выходки, стоял незыблемый Челентано) – все они быстро схлынули до границ собственной страны, честно говоря, не сильно пытаясь оттуда выбраться. И за редким исключением продолжали существовать только в доброй памяти россиян. А жаль. Будь итальянские музыканты по-настрынее, не тошнило бы сейчас от интернациональной поп-музыки, настоянной на «читках», американских штампах, мелодическом примитивизме и безжизненной, по сути, и не долговечной мифической хитовости. Не оставляющей в душе НИЧЕГО. Исключения были и даже есть…
Nek в то время только-только начинал музицировать. Известный своим родителям Vittoria (домохозяйке) и Cesar (офисному работнику) с 1972 года под именем Filippo Neviani, он появился на свет в маленькой деревушке Montegibbio недалеко от города Sassuolo в итальянской провинции Modena. Ребёнка родители баловали, покупали ему странные игрушки: в 6 лет он получил в подарок собственную ударную установку. После того как с 4-х лет уже юзал барабаны старшего брата Gaetano. А через два года получает басс-гитару. Парень определённо тянулся к музыке; талант ему достался, скорее всего, от бабушки с дедушкой, которые были скрипачами. С девяти лет его заинтересовала гитара, и с помощью своего дядюшки Филиппо пару лет брал уроки игры на этом инструменте, параллельно осваивая музыкальную коллекцию брата. Там водилось много всякой всячины: от танцевальной музыки до John Denver и Simon&Garfunkel. В 1983 году Pippo (прозвище) подружился с таким же пионером Gianluca Vacarri и организовал вместе с ним дуэт Winchester.
Поиграв таким образом пару лет кавера Джона Дэнвера, дуэт в 1985 впервые выступил на Рождество перед членами семей и даже заработал 50 баксов. Затем ребят стали приглашать выступать на местных вечеринках всех мастей, а в 1987 году они приняли участие в исполнительском конкурсе “Students Festival” в родном городе. Winchester взял тогда первый приз за исполнение песни Дэнвера “Take Me Home Country Road”. Эту песню Нек часто исполнял и позднее.
Летом 88 года дружба между Филиппо и Жанлукой закончилась, и первый организует новую группу White Lady; парнише вместо американского кантри захотелось посочинять софт-рок. Но репертуар коллектива по-прежнему состоял в основном из кавер-версий, только на этот раз Police, U-2, The Doors. Группа помимо концертов успевает записать в 1990 году плёнку “White Lady – the Demo tape” из 6 песен, которая бесплатно распространялась по друзьям и знакомым. Люди уже тогда стали обращать внимание на вокал Филиппо и песни его сочинения. Так что после скорого распада группы White Lady молодой музыкант берёт себе псевдоним Nek и решает заняться сольной карьерой.
Нека по дружбе знакомят с одним независимым продюсером, который, в свою очередь, свёл его с подающим большие надежды гитаристом Massimo Varini. Из этого знакомства выросла многолетняя творческая и человеческая дружба. В 1991 году Nek прошёл в финал песенного конкурса “Castrocaro”, и в том же году стал вторым, исполнив свою песню “Io Ti Vorei” в конкурсе певцов на национальном телевидении.
https://youtu.be/sVKxuj8gP2U
Важнейшей наградой для Нека стал контракт на запись трёх альбомов с небольшим итальянским «значком» Fonit Cetra. Первый из них, по имени “Nek” вышел уже в 1992 году и включил в себя помимо прочего одну из самых первых песен Нека “Amami”, сочинённую ещё во времена White Lady. В музыкальном плане певец пробовал экспериментировать на почве поп-музыки и кантри, с южными оттенками и твёрдой мелодической составляющей. Пластинку, ясное дело, никто особо не раскручивал, хотя местные радиостанции песни транслировали с удовольствием. «Впервые в своей жизни я оказался в профессиональной студии. Это стало событием, определившим мой переход от увлечения музыкой к профессиональному занятию ей, как композитора, певца и музыканта. Ночью перед записью я остался в студии и прогонял снова и снова аккорды и тексты песен. За одну ночь я пытался сделать то, на что сейчас у меня уходят месяцы».
Музыкант снял дом в горах Модены и стал сочинять новые песни, одновременно с этим готовясь принять участие в 43 по счёту фестивале Сан-Ремо. Для этого конкурса он вместе с композитором из Рима Antonello De Sanctis сочинил песню “In Te”.
C ней же Нек завоевал третье место, а ещё одну его песню “Figli di Chi” тогда исполнила певица Metta.
Трек “In Te” стал заглавным во второй пластинке итальянского музыканта; альбом вышел спустя всего пару недель после завершения конкурса в Сан Ремо, а потому продавался чуть лучше первенца и поддерживался локальными гастролями. Этого было достаточно, чтобы сделать Филиппо одним из популярнейших молодых исполнителей в родной стране. Карьера певца продолжала наполняться новыми событиями, которые, впрочем, дальше границ Италии не сильно распространялись.
В 1994 году он выпускает третий альбом “Calore Umano”, продемонстрировав на нём свои быстро развивающиеся способности композитора и аранжировщика. Тексты стали описывать события повседневной жизни, музыка больше удалялась от типичных итальянских эстрадных песен в сторону поп-рока и лёгких рок-баллад. Треки “Calore Umano” и “Cuori in Tempesta”(о девушке и её первом сексуальном опыте) до сих пор с удовольствием крутят частные итальянские радиостанции.
Представьте себе, есть и такие, которые крутят то, что им нравится. Без брызгов слюнями в циничном продажном восхищении. Просто создающие настроение, а не навязывающие чужеродные культуры. «Это было моё первое знакомство с электроникой и бесконечными возможностями создать необходимую атмосферу, – вспоминает музыкант. – В звук баса подмешивались басовые синты, акустические барабаны дополнялись электронным грувом, что заставляло всё остальное звучать более полно». Нек становится вторым на фестивале в Cantagiro с песней “Angeli nel ghetto” и получает европейскую награду “Best young Italian singer”.
Вскоре после этого Эрос Рамазотти приглашает Нека вступить в благотворительную футбольную команду «Итальянские певцы». Однако полученная травма заставляет его пересмотреть дальнейшее участие в команде и сконцентрироваться больше на творчестве. Таким образом, завершился первый большой карьерный этап Филиппо Невиани: никакого футбола, скромный коммерческий успех, расставание с продюсером Guiseppe Isgro и завершение контракта с банкротом Fonit Cetra.
Оставив рядом с собой в качестве соавторов только Варини и Де Санктис, Нек набирает новую группу и почти «живьём» записывает новую, чисто инспиративную и автобиографичную пластинку “Lei, gli amici e tutto il resto”(96): «Мы записали бас, барабаны и ритм-гитару одновременно, чтобы сохранить сухую неразбавленную энергетику и ощущение свободы, которую может дать песне только живой звук. Только потом мы добавили клавишные и вокал». Качество альбома позволило Неку подписать эксклюзивный контракт с лейблом Don’t Worry Records, дистрибьютором которого являлся могущественный Warner.
Самые популярные треки “Dimmi Cos’e” и “Tu Sei Tu Sai” были навеяны поэмой Jaques Prevert, а припанкованная “Vivere Senza Te” – музыкой Vasco и Green Day. А ещё мир из песни “Laura non c’e” узнал о юношеской любви Нека к девушке по имени Лаура. Произошло это после того, как артист, вдохновлённый продажами в 120 тысяч дисков и успешными результатами турне по Италии, принял решение снова поучаствовать в фестивале Сан Ремо и исполнил там песню “Laura non c’e”. Она имела оглушительный успех: счётчик продаж закрутился так, что вскоре диск “Lei, gli amici e tutto il resto” заработал уже 6 платин только на родине (600 тысяч дисков).
Когда в 1997 году Nek закончил своё первое всеевропейское турне, счётчик показывал уже миллион семьсот тысяч единиц. Синглы “Laura non c’e” и “Sei Grande” стали номерами один во многих европейских странах; вкусив ранее всё того же Эроса Рамазотти и успев от него устать, европейцы вдруг снова заинтересовались романтическими итальянскими минорами, навевающими искреннюю грусть. В 1997 году Нек стал «Интернациональным открытием года» на церемонии Los Amigos Awards в Испании, вместе со Spice Girls и Eros Ramasotti. А в 1998 году ему в Бельгии вручили платиновый сертификат за полтора миллиона проданных альбомов только в Европе. Патриотичные итальянцы даже сняли фильм под названием “Laura non c’e” с Gigliola Aragozzini в главной роли. Пластинка “Lei, gli amici e tutto il resto” была переиздана на испанском языке под названием “Nek” и после турне по Южной Америке получила «золото» в Мексике и Аргентине. С тех пор все альбомы певца, включая компиляции, стали дублироваться на испанском языке.
Всё. Nek был признан, пора было двигаться дальше. В начале 98 года музыкант с той же командой комплектует новый альбом “In Due”, который сразу вышел на двух языках и распространялся мажорными масштабами от Америки до Японии. Само собой, количество отдельно взятых синглов тоже выросло. Первым пошёл типичный нековский поп-боевик “Se io non avessi te”, за ним мягкая “Sto con te”, лихая “Se una regola c’e” (особенно популярная в Германии и России, благодаря танцевальным ремиксам) и “Con un ma e con un se”.
Постоянные путешествия музыканта и масса новых впечатлений стали заметно обогащать привычную «кухню» Нека, вытягивая его неискоренимые южные мелодизмы до уровня world-pop music. «Пожалуй, это мой самый сырой альбом, я записал его всего за 28 дней». В Италии диск с нулевой позиции сразу попал на второе место, получив в итоге ещё 4 «платины». В 32 странах разошлось ещё полтора миллиона пластинок. Год спустя “In Due” был номинирован Echo Awards (немецкий аналог Grammy) в категории “Best International Newcomer”.
Последовавшее турне включало в себя уже 120 концертов по всему миру; самым памятным для певца оказалось выступление с испаноязычными версиями своих песен в Santo Domingo на стадионе Presidente перед 60 тысячной аудиторией. По завершению гастролей, неутомимый, вечно грустно-позитивный и не по-итальянски голубоглазый Nek возвращается в студию, чтобы записать совсем уже интернациональный по качеству, но всё такой же двуязычный альбом “La vita e”(2000). Пластинку продюсировал гитарист Massimo Varini, а Nek сыграл на барабанах и басс-гитаре. Помимо любовных терзаний в песнях Нека стали проявляться социальные темы: «Я поделил проект пополам. В одной части сентиментальные песни, например “Sul Treno” и “Ci sei tu”, а в другой есть “Con la terra sotto dime” – песня об Африке, равнодушии и бессмысленных войнах. И “Meglio esserci” – о моём друге-наркомане, который одновременно боролся с собой и с остальным миром». Новое гастрольное расписание впервые приводит Нека в Россию, в Кремль, где он за песню “La vita e” получает Grammy и отыгрывает концерт в поддержку нового альбома, впервые официально изданного на территории нашей страны. В России, кстати, “La vita e” больше известна в виде ремикса Eiffel 65.
Но Нека наверняка у нас помнят только по рекламе колготок “Golden Lady”, в которой использовался фрагмент песни “La vita e”. Музыкально же певец продолжал гнуть свою electro-pop линию с примесями латино, софт-рока и italo-disco, оглядываясь назад и осторожно ступая вперёд.
Новые песни Nek создавал при поддержке уже других людей. De Sanctis пошёл своей дорогой, а Филиппо благодаря близкому знакомству с Лаурой Паузини получил в свою команду её текстовика Cheope и продюсеров Dado Parisini и Alfredo Cerruti, которые работают с певцом и по сей день. «Новый альбом “Le cose da difendere”(2002) стал результатом моего страстного желания создать что-то более глубокое и важное, что докажет людям, что я вырос и возмужал, даже если это подвергнет риску мою карьеру».
Но стремался Нек зря: “Le cose da difendere” вышел вполне достойным продолжением попыток рафинировать итальянскую поп-музыку и насадить её на гитарный стержень. Чтоб южный колорит с флюидами любви никуда не утёк. Самая щедрая ставка не без основания была сделана на возвышенную песню “Sei solo tu” – дуэт с Лаурой Паузини.
Основные песни взрывались хитовыми роковыми припевами: “Parilamo an singolar”, “Quando non ci se”, “Cielo&Terra”(дуэт с Dante Thomas). Музыкант свою задумку осуществил – зрелый альбом, грамотные воздушные мелодии, никакой суеты и излишества, гармоничное сочетание живых инструментов и программинга и, не в последнюю очередь, реально добротные, небезынтересные песни. Послушайте хотя бы просто простреливающую сердце своей обречённостью “Tutto di te”. В немецких хит-парадах диск добрался до 34 места; неплохо для диска на итальянском языке и для перенасыщенного немецкого рынка, уже хлебавшего вовсю прогрессирующий r’- извините -n’b. Не говоря уже про итальянские радиостанции, где Нек всегда желанный гость с очень толковым форматом. Нек и его группа тем же летом отлично проявили себя на европейских open airs, выступив, например, в Германии «на толпу « в 25 тысяч человек. Дописав 3 новых трека, Нек отстреливается в 2003 году компиляцией “The best…L’anno Zero”; 250 тысяч пластинок было продано в Италии. Через год выходит такая же, но на испанском языке “El Ano Cero. Lo Mejor de Nek”.
Но стремался Нек зря: “Le cose da difendere” вышел вполне достойным продолжением попыток рафинировать итальянскую поп-музыку и насадить её на гитарный стержень. Чтоб южный колорит с флюидами любви никуда не утёк. Самая щедрая ставка не без основания была сделана на возвышенную песню ” – дуэт с Лаурой Паузини. Основные песни взрывались хитовыми роковыми припевами: “Parilamo an singolar”, “Quando non ci se”, “Cielo&Terra”(дуэт с Dante Thomas).
Музыкант свою задумку осуществил – зрелый альбом, грамотные воздушные мелодии, никакой суеты и излишества, гармоничное сочетание живых инструментов и программинга и, не в последнюю очередь, реально добротные, небезынтересные песни. Послушайте хотя бы просто простреливающую сердце своей обречённостью “Tutto di te”. В немецких хит-парадах диск добрался до 34 места; неплохо для диска на итальянском языке и для перенасыщенного немецкого рынка, уже хлебавшего вовсю прогрессирующий r’извините n’b. Не говоря уже про итальянские радиостанции, где Нек всегда желанный гость с очень толковым форматом. Нек и его группа тем же летом отлично проявили себя на европейских open airs, выступив, например, в Германии «на толпу « в 25 тысяч человек. Дописав 3 новых трека, Нек отстреливается в 2003 году компиляцией “The best…L’anno Zero”; 250 тысяч пластинок было продано в Италии. Через год выходит такая же, но на испанском языке “El Ano Cero. Lo Mejor de Nek”.
Эмоциональный курс, взятый на “Le cose da difendere” привёл певца к созданию на сегодняшний день своей самой гармоничной пластинки “Una parte di me” (2005). Давно на европейском музыкальном пространстве не делалось такого качественного поп-рока, открытого, чистого, романтичного и трогательного. Почти брит-поп песня “Lascia che io sia” занимает первое место у певца на родине и влечёт за собой серию солидных концертов по Италии. В новом материале Филиппо двинул вперёд акустическую гитару, уменьшил общее число аранжировочных красот, и оставил самое необходимое – мелодию. Проще сказать, какие песни выдались без изюминки: как ни странно, заглавная “Una parte di me” и предсказуемая “Darei Di Piu Di Tutto Quel Che Ho”. Зато “Linquietudine”, “Abbracciami”, “Va Bene Cosi”, “Non Vale Un Addio” и “Io Sono Qui” – залог того, что пластинку купят не зря, и долго не будут вытаскивать из автомагнитолы. «Когда я был молод, никто не верил, что я добьюсь успеха. Когда это случилось, появилось две проблемы. Первая, когда люди говорят: «Ну, Нек. Посветится годик, и потом его все забудут. Вторая заключается в том, что когда ты пробиваешься наверх, то заводятся сразу люди, которые хотят стать твоими друзьями. А как только ты спускаешься на ступеньку вниз, они от тебя сразу отворачиваются. Это ужасно». Наверное, не ужаснее, чем принимать дружбу этих людей. И не ужаснее 5 миллионов проданных за последние шесть лет дисков. Ладно, всё это – риторическая банальщина. Кто будет стричь купоны дальше? Warner Brosers Latina! Контора быстро соорудила 12-ти песенный сборник испаноязычных треков Нека “Esencial”, включая три песни с “Una parte di me”. Он уже на полках, с таким же голубоглазым и щетинистым Филиппо Невиани на обложке, так и живущим в горах родной провинции.
Ян Федяев
Официальный сайт: www.nek.net