«Я всё ещё в поиске безупречной метал-песни»
E.Peterson
Что же всё-таки сложнее: привлечь к себе внимание, стать успешным или этот успех удержать и развить? Были разговоры о том, что Testament – одна из самых недооценённых групп в истории экстремальной музыки, мол, такие талантливые и заметные, c такими данными, но не повезло. Факт неоспорим, у них был шанс, при чём довольно существенный. А вот как им распорядиться – это, знаете ли, к разговору о соломке и падении на пятую точку. Либо к риторическому сетованию на судьбу-злодейку. Чтобы выжить в шоу-бизнесе, нужно быть хамелеоном full colour, да ещё иметь половые признаки с плавающим битрейдом. C этим, к счастью, не все могут смириться. Нет, это не сказка о потерянном времени. Как раз его участники Testament всегда старались заполнить с максимальной эффективностью, борясь с разгулом в составе и бедами во второй половине прочувствованной карьеры. Вернее, боролись с этим практически всё время два человека: бессменный гитарист Eric Peterson и почти первый вокалист Chuck Billy.
Вся история получила начало в 1983 году в городке Alameda (Сан Франциско, Калифорния). Барабанщик Louie Clemente скооперировался с гитаристом Derrick Ramirez с целью сколотить метал-группешник. У Деррика потом стало туго со временем, и он решил подключить к этому своего двоюродного братца Eric Peterson. Группу назвали The Legacy, доукомплектовали её вокалистом Steve “Zetro” Souza и басистом Greg Christian и стали усилено репетировать. «Мы были просто пацанами – фанатами рока, ходили в кожаных куртках с нашивками Motorhead. Ходили на концерты в клубы и мечтали о том, чтобы самим в них играть, – вспоминает Эрик. – Вокруг было столько групп, и все так серьёзно к этому относились. Мы не планировали становиться профессиональной группой, мы больше панковали, и от нас вертели носы. Типа «Чего это вы такое лабаете? Панк? Метал?» Все тогда в основном зависали на glam». Через несколько месяцев Деррика заменил гитарист-вундеркинд Alex Skolnick; с ним в 1985 году The Legacy записывают своё первое демо “First Strike Is Deadly”. На нём нарезалась коммерчески привлекательная разновидность thrash – Bay Area thrash-metal, с влиянием Metallica и ссылками на земляков Vio-Lence и Forbidden. Тогда же выяснилось, что имя The Legacy ранее уже принадлежало другой, уже благополучно почившей группе. Поскольку денег на выкуп имени у молодых людей не было, группа просто, пока не поздно, по рекомендации небезызвестного Billy Milano (S.O.D&M.O.D) переименовалась в Testament. К кратковременному огорчению участников коллектива, хозяин микрофона Стив тоже решил обновить обстановку и переметнулся в Exodus. Кратковременному – потому что вскоре ему нашлась замена в виде здоровенного индейца по имени Chuck Billy. В 82-83 годах он пробовал свои силы в разных глэмовых коллективах, но тяга к экстремальной музыке и мощному мужицкому рёву привела Билли, в конце концов, в ряды Testament. Он не только выгоднее смотрелся на сцене, но и вариабельно и впечатляюще голосил.
Записанное демо и его сырая, молодая и многообещающая энергетика помогла группе заключить контракт с конторой Megaforce Records. Под его крылышком в Ithaca (Нью-Йорк) Testament записывают свой первый «взрослый» альбом “The Legacy”(87). Релиз вышел удачным и был отлично принят металхэдами, взращенными на Judas Priest и успехах Metallica. Сейчас диск “The Legacy” можно смело рассматривать как классику thrash-metal. Присущая жанру монотонность, регулярная смена рифов, быстрая ритм-секция, ключевые брейки и паузы, умеренный мелодизм, темы глобального разрушения/ядерной войны/чертовщины. В треках “Burnt Offerings”, “Apocalyptic City” и “First Strike Is Deadly” уже отчётливо проступал присущий только Testament музыкальный почерк. Megaforce Rec. как раз недавно подписала дистрибутивный контракт с мэйджором Atlantic Records, что значительно облегчило продвижение как диска “The Legacy”, так и самих Testament в турне по США и Европе в поддержку Anthrax. Во время этих гастролей команда показательно выступила на голландском фестивале в Eindhoven; она быстро вошла в когорту лидеров американского треш-метал второй волны. Выступление в Голландии и приём европейской публики так впечатлили Megaforce, что они тут же запустили мини-альбом “Live At Eindhoven”. Помимо нескольких треков с дебютника, на EP попал один ауттейк “Reign Of Terror” в концертном исполнении.
Следующий альбом “The New Order” (88) опять записывался с продюсером Alex Perialas и привлёк к Testament ещё больше внимания. Продукция стала чище, вокал причесали, добавили акцентирования, песни в целом стали более запоминающимися: “Trial By Fire”, “Into The Pit”, “The New Order”. Алекс Скольник стал добавлять в песни больше сольных интро; технический уровень группы заметно повысился. В новой серии концертов Testament выступали с Megadeth, Voivod и Judas Priest и впервые приняли участие в фестивале Monsters Of Rock. Усердие музыкантов быстро привело к записи нового лонгплея, в который Testament постарались вложить всю душу. Не потеряв ни грамма тяжести, новый альбом “Practice What You Preach”(89) демонстрировал приличный мелодичный материал, окончательно вокально окрепшего Чака, великолепную гитарную работу, массу интересных структурных решений и мощный по тем временам звук. Трудно выбрать какую-то более или менее эффектную песню, практически в каждой была зашита привлекательная идея. Преобразования коснулись и тем песен: политическая коррупция, свобода выбора, жестокость, жадность…. Не удивительно, что пластинка разошлась тиражом в 400 тысяч экземпляров. О таком недавние подростки и мечтать не могли. Testament определённо дышали в затылок сильным трешерам мира сего, и не только. Они разогревали Savatage в турне по США; их видео-клипы даже стало крутить MTV, уделявшее тогда достаточное внимание року.
Группа много гастролировала, и когда, наконец, добралась до студии, то собрала за месяц под руководством Michel Rosen из накопившихся идей и фрагментов альбом “Souls Of Black”(90). Его обильно промотировали, но к сожалению материал оказался слабеньким, и коммерческие показатели были скромными. Не помог и выход первого homevideo “Seen Between The Lines” и участие в грандиозном туре “Clash Of The Titans” вместе со Slayer, Megadeth и Suicidal Tendencies. На “Souls Of Black” вроде всё было на месте, но он отдавал монотонностью и явными самоповторами. Пара клёвых риффов и сыгранность пластинки не сделала. Скольник стал зависать на джазе и free-стилях, всё чаще жаловался, что, мол, рамки Testament не дают ему развернуться в полную мощь. В 1991 году он отправляется гастролировать с джазовым бассистом Stuart Hamm, но по его возвращении группа, тем не менее, снова садится за сочинение нового материала. Руководить процессом был призван Tony Platt; откровенно говоря, запись “The Ritual”(92) была первой попыткой Testament внести в свою музыку элемент происходящих вокруг стремительных изменений в рок-музыке. Компромисс чистой воды, пусть идеально сыгранный и безупречно записанный. Тем более, что Metallica уже выпустила «Чёрный альбом», грандж наседал. На “The Ritual” отсутствовал thrash-metal как таковой, здесь доминировали почти паверовые мошеры “Electric Crown”, “So Many Lies” и “Deadline”. Вспыхивающие тут и там искры интеллекта тут же подавлялись массивным звуком и бесцветным примитивным риффингом. Самая нехарактерная для Testament песня на альбоме – баллада “Return To Serenity” оказалась самым ярким пятном.
Результат никого не порадовал. Эрик и Чак обломались, что вообще поддались на такую коммерческую heavy-metal провокацию, категорически отказавшись далее двигаться в таком направлении. Алекс и Луи после небольшого промо-турне, в котором группа впервые отыграла в Мехико, вообще покидают Testament. Алекс организовал сначала собственную банду Exhibit-A, потом присоединился к Savatage. На первых порах в Testament его заменил бывший гитарист Forbidden Glen Alvelais, а за барабанную установку сел Paul Bostaph. В таком составе выпускается сомнительной необходимости концертный EP “Return To The Apocalyptic City”, после чего Бостаф отчаливает в направлении Slayer, а его заменяет John Tempesta (ex-Exodus). Следует большой тур в поддержку всё того же “The Ritual”; в его финале уходит гитарист Грег. Освободившимся местом воспользовался известный в death-metal кругах музыкант James Murphy, который до этого играл в Death, Obituary, Cancer, Agent Steel и в своём проекте Disincarnate. Кое-как стабилизировав состав, Testament с главным сочинителем Эриком записывают свой шестой альбом “Low”(94). Пора было открывать вторую главу в дискографии группы, потому что в музыке произошли существенные изменения. Со времён “Practice…” коллектив снова записывает вразумительную и разнообразную пластинку. На это повлиял и новый продюсер GGGarth Richardson, работавший ранее с Rage Against The Machine и Melvins. Атмосфера в музыке группы стала на порядок мрачнее, местами стал просматриваться death-metal (“Dog Faced Gods”). Темпеста отлично проявил себя в треке “Legions In Hiding”. Power-баллада “Trial Of Tears” заставляла задуматься о том, что в Эрике пропадает талант рок-мелодиста. “Low” был для нас рождением заново, потому что Алекс и Луи ушли, и у нас появился классный барабанщик. Кто-то, кто всё дерьмо сыграет как надо! И гитарист, который играет все соло Алекса и при этом любит метал». Testament чуть-чуть опоздали с “Low”. Народившееся к тому моменту nu-metal движение в лице Korn в том же году свело к нулю все инновационные усилия Bay Area трешеров. «После этого Atlantic Records с нами покончили. Они просто на нас забили. Это был хороший альбом, хорошая запись, – говорит Петерсон. – Мы знали это. Но время было странным: случился грандж и «метал» стало грязным словом». Вдобавок карусель с переменами в составе всё никак не могла остановиться. Темпеста предпочёл продолжить карьеру в White Zombie и его заменяет John Dette (ex-Evil Dead), с которым уже на собственном лейбле группы Burnt Offerings Inc. на свои деньги издаётся концертный альбом “Live At The Filmore”. После этого «сваливают» и Мёрфи (в погоне за соло-счастьем) и бассист Грег (основал группу Flangue) и барабанщик Джон (чтобы временно заменить ушедшего из Slayer Бостафа).
На излёте контракта с Atlantic издаётся совершенно непримечательный “The Best Ot Testament” (в 1997 году ещё один – “Signs Of Chaos” с добавлением каверов Scorpions и Aerosmith); в середине 96 года в лагере коллектива царили неразбериха и уныние. Джона заменил бывший ударник Machine Head Chris Kontos. Однако в процессе препродакшена очередного альбома в 1997 году наступил полный дисконнект; каждый занимался чем угодно, но не работал над основной идеей. По словам музыкантов, на тот момент группы Testament просто не существовало. «Короче, мы решили распуститься, хотя официального заявления не было. Но долго это не продлилось. Мы стали “Dog Faced Gods” всего на пару недель». В новую группу помимо Эрика и Чака должны были войти мега-драммер Gene Hoglan (Death, Dark Angel) и старый приятель Derrick Ramirez. Для нового проекта уже был сочинены первые песни, когда сотоварищи одумались и решили вершить дела как и прежде под именем Testament. Песни эти пригодились, и стали основой нового альбома “Demonic”(97), самого злобного, сердитого, действительно демонического за всю карьеру. Те же Деррик и Джин приняли участие в его записи; результатом стала одна из самых тяжёлых и агрессивных пластинок 1997 года. Чак перешёл на brutal-metal гроулинг, альбом заколачивал по самую шляпку с самой первой песни “Demonic Refusal”. Материал выдался по большей части среднетемповым, сохранив трешовый минимализм и такой же мелодизм; рифы и смены размеров по большей части нагнетали мрачняк, Локомотив максимально разогнался только в “Murky Waters”, хотя Хоглан на технику не скупился. Жаль, но вскоре после релиза “Demonic” он решил сконцентрировать на работе в Strapping Young Lad, и Testament снова понадобился «стукач» в турне. Им стал беглый John Dette. Его тоже надолго не хватило. Джон во второй раз покинул коллектив, когда Эрик и Чак в конце 1998 года начали комплектовать запланированный к выпуску в 1999 очередной студийник.
Зато “The Gathering”(99) был записан в чумовейшем, действительно звёздном составе. Чака и Эрика поддержали вернувшийся Мёрфи, басист Steve DiGiorgio (Death, Sadus) и ещё одна культовая drum-личность Dave Lombardo. И вот он, альбом, который поднял всю треш-сцену на несколько ступенек вверх. Он мощной энергетики пластинки мурашки не просто пробирали от пяток до ушей. Они просто бегали стадами по всему телу, когда на полную громкость врубались треки “D.N.R.”, “Down For Life”, “Fall Of Sipledome” или “Legions Of The Dead”. Плотнейшая звуковая картинка, блестящий Ломбардо, напомнивший в тот год фэнам Slayer, что он не забыл, чем занимался раньше, проносящиеся на бешеной скорости мошевые рифы, сопровождаемые фактурным рёвом Чака Билли. Мош высшего качества! Диск, который Testament давно была пора сделать. Эрик: «Я думаю, “Demonic” больше воспринимается как одна большая песня с различными частями. “The Gathering” – коллекция различных метал-стилей. И всё это brutal-metal, твою мать!». Никогда ещё thrash-metal родом из Сан-Франциско не звучал там интеллигентно. Дэйв и Стив в составе Testament откатали успешное турне “Riding The Snake” и разошлись по своим углам, их быстро заменили Steve Jacobs (drums) и Steve Smyth (bass). К сожалению, всю позитивную волну, связанную с релизом “The Gathering” сбило банкротство тогдашнего лейбла USG Records. Снова шаг назад…. «Как только альбом вышел на рынок, лейбл обанкротился, – рассказывает Чак. – Я не понимаю, как такое случилось, потому что ребята сделали для нас отличную работу. Мы даже попали в немецкие чарты». Группе пришлось искать новый значок (им стал Spitfire) В 2001 году увидели свет сразу две компиляции, из которых только одна представляла реальный интерес – “First Strike Still Deadly”. Группа получила права на первые два альбома и решила перезаписать самые яркие композиции. Запись оказалась тёплым семейным проектом, в его реализации приняли участие многие бывшие музыканты Testament, включая Алекса Скольника и самого первого вокалиста Стива Саузу.
В то же время у фронтмена Чака врачи обнаруживают редкую форму рака “germ cell seminoma”, и он начинает бороться за свою жизнь. Рок-общественность, памятуя об ушедшем в 2001 году из жизни по этой же причине молодого, жанрообразующего Чака Шульдинера, помрачнела. Что за напасть? Однако, облысевший после химиотерапии, музыкант выкарабкался и вернулся в строй в 2002 году, и Testament с тех пор постепенно наращивают концертную деятельность, поддерживая себя продажами многочисленных DVD с live-бутлегами разных лет через свой интерент-магазин. Эрик Петерсон не терял времени даром и замутил боковой проект Dragonlord, где спускает black-death-metal пар. «Идея была у меня уже давно, – говорит Эрик, – Но время появилось только сейчас, из-за вынужденного простоя Testament. Это мне здорово помогло, мне был необходим личный вентиль». Основная же группа появляется на летних фестивалях, вписывается в европейские гастроли, заезжает и дальше (Корея, Канада). В 2005 году прошёл Testament Reunion Tour 2005 в оригинальном составе (Chuck Billy, Eric Peterson, Alex Skolnick, Greg Christian и Louie Clemente со специальным гостем John Tempesta). Всё в составе группы как-то забавно возвращается на круги своя. В этом году квинтет сменил менеджмент, и разговор о новых студийных записях, хоть и не ведётся сейчас вообще, но возникнет определённо.
Ян Федяев