Швейцария, хоть и центровая европейская страна с высоким уровнем жизни, но известных экстремальных групп там, даже по сравнению с восточно-европейскими странами не очень много. Krokus – не в счёт; Celtic Frost, Gurd, Misery, Excruciation, Danmatory, Alastis, культовые Missiah, и, конечно же, оккультные Samael. Одна из самых влиятельных в своё время европейских black-metal команд, быстро прогрессировавшая в сторону industrial-звучания, но до сих пор привлекаюшая слушателей мистической холодной атмосферой своих песен.
“Имя Samael (Высший дух Зла, “Яд Бога”) – говорит один из основателей коллектива Vorphalack (сокр. Vorph), – это была любовь с первого взгляда. Оно тогда мне ни о чём не говорило в религиозном смысле. Просто оно так мрачно и одновременно широко звучало, и во многом предваряюще то, что в итоге из группы получилось”. Вторым основателем альпийских Samael стал брат Ворфа по кличке Xytraguptor (сокр. Xytras, Xy). Чуть позже к ним присоединился бас-гитарист Masmiseim, а первая демо-лента швейцарцев “Into The Infernal Storm Of Evil” появилась в 1987 году. За ней последовала самофинансируемая “епишка” “Medieval Prophecy”, очередное демо “From Dark to Black” и следующий миньон “Rebellion” с кавером Элиса Купера “I Love the Dead”. На музыку Samael на тот момент серьёзно влияла музыка земляков Celtic Frost и Hellhammer: тот же бесноватый апокалиптический мрак, сырой нескандинавский black-metal, служение Сатане. Но, как показала биография коллектива, это влияние оказалось недолгим, уступив место поиску собственной ауры и технократическим экспериментам. Привлеченный мини-альбомом “Medieval Prophecy”, французский лейбл Osmosis Productions предлагает группе контракт на один альбом, и не делает при этом ошибки. Диск “Woship Him” (91) как раз и стал одной из самых интересных и жанрообразующих пластинок того времени. Почти в самом начале карьеры Samael удалось посетить с концертом Москву. Группа как раз разогревала в европейском турне Napalm Death, которые, как известно, те ещё авантюристы. И решили при первой же возникшей возможности смотаться из Польши на поезде с парой концертов в Россию. “Вообще, всё что было связано с той поездкой, можно назвать одним словом – жесть! – вспоминает Ворф. – И сама поездка, и организация. Но сами концерты были отличными, и нам захотелось приехать в Россию ещё”. Да, концерты были для Samael весьма многолюдны – по 8 тысяч металхэдов на каждом.
Альбом “Woship Him” неплохо продавался в андерграундной среде, что в свою очередь, привлекло к Samael кота пожирнее – набиравшую силу компанию Century Media. Коллектив, не задумываясь, впрягается в контракт на несколько альбомов и вскоре выдаёт альбом “Blood Ritual”. Новый рекорд-дил позволил группе впервые поработать с продюсером Вольдемаром Сориштой и набраться производственного опыта. На сухом, плосковатом “Blood Ritual” (92) хватато думовых настроений; достаточно медленный альбом строился на повторяющихся риффах и постоянно меняющемся среди оркестровок ритме, что, однако, не делало его примитивнее первого альбома. Samael забрались на ступеньку повыше.
Комбинация европейского black-metal с роковыми текстурами нашла своё отражение в следующих пластинках коллектива: лонгплее “Ceremony of Opposites” (94) и EP “Rebellion” (95). Ритмические структуры здесь были выдвинуты на передний план, звук гитар становился объёмнее с каждым релизом, а псевдо-симфонические пэды служили больше для заполнения логических пауз и созданию условной блэковой атмосферы, от которой Samael быстро отдалялись. Это не помешало с выходом “Ceremony of Opposites” группе заиметь у себя в Швейцарии проблемы с церковью. Та протестовала против провокационных текстов Samael, а диск подвергся цензуре. В Германии пластинку на некоторое время вообще запретили. “Разумеется, это сделано теми, кто вообще не представляет о чём в металлической музыке идет речь. – Говорит Xytras. – Мы ведь не единственная группа, которая поднимает такие темы. Конечно, цензура – это своего рода промоция, но я был удивлён, что такое ещё возможно в Европе».
Но концертов было немало и в Eвропе, и в США (с Cannibal Corpse и Grave). Samael были в отличной творческой и эмоциональной форме, и на этой волне решились на значительный, по меркам black-metal, эксперимент. Во-первых, группа отказывается от использования барабанщика из плоти и крови: в студии и на сцене теперь стучала драм-машина, запрограммированная Xy. А во-вторых, для усиления оккульной космической атмосферности и индустриального “холода”, использование электроники и сэмплов в своей массе приблизилось к количеству гитар. Типичное самаэловское верещание постепенно преобразовывалось в замогильный ледяной баритон. Оркестровые пассажи и сэмплированные хоры в сочетании с безжизненным ритм-компьютером и монотонными тяжёлыми гитарными риффами в итоге сделали из альбома “Passage” (96) ещё один шедевр. Швейцарцы смогли законсервировать все свои характерные признаки и облечь их в новую форму. Хотя, если проследить рост группы, то гармоничность “Passage” возникла не за один день, а кристаллизовалась с каждым релизом. Альбом воспринимался именно экспериментально, и на фоне набиравшей силу «новой немецкой метал-волны» с индустриальным уклоном – очень своевременно (“Rain”, “Liquid Soul Dimension”, “Shinig Kingdom”).
В процессе записи “Passage” лейбл напряг группу на запись нескольких дополнительных треков, которые в 1998 году оформились вместе с оркестровой версией песней “Ceremony Of Opposites” и двумя новыми вещами в мини-альбом “Exodus”. Материал получил более мягкий и откровенно электронный микс, что так или иначе было ещё одним шагом к дальнейшей стерильности, индустриализации и мелодизации Samael и окончательного отрыва от black-metal в сторону более мрачной и абстрактной разновидности Rammstein. В добавок, Xy параллельно записал инструментальную оркестрово-электронную версию “Passage”, которая вошла бонусом в его переиздание в том же 98. Полнометражный “Eternal” в 1999 году группа продюсировала самостоятельно. Все предыдущие эксперименты с электроникой, по крайней мере на тот момент, на “Eternal” приобрели какую-то логическую завешённость в форме отличных песен “Year Zero”, “Supra Karma” и “The Cross” (уже почти gothic-dark). И никаких скримингов и рёва, – роботизированный, размытый, речитативный вокал, с минимумом эмоций. Хотя саунд у пластинки оказался перегруженным и нахлобучивал после пары песен. Для раскрутки нового альбома швейцарцы отыграли турне в Штатах и дали в Германии несколько совместных концертов с Grip Inc.
После выхода “Eternal” группе, по словам Ворфа, надоела рутина и одни и те же расклады с Century Media: “Нам тогда очень хотелось найти что-то новое. Тем более в Century Media тогда царила неразбериха из-за того, что лейбл активно продвигал себя в Америке. Да, сейчас их приоритеты снова в Европе, но тогда было всё так туманно, и я рад, что мы решили уйти”. Не трудно представить, что избавиться от контрактных отношений с лейблом оказалось непросто. Сложилась такая ситуация, что головной офис Century Media как бы переместился в Штаты, и все попытки Samael пойти на контакт и решить финансовые, в том числе, вопросы “сливались”. “С нами просто не хотели разговаривать. Мы не могли найти никакого конкретного человека, который бы принимал интересующие нас решения”. Группа должна была кое-что по контракту, и Ворф с братишкой решились на создание проекта “Era One”. Это не был Samael чистой воды, но очень близкий по духу cosmo-industrial проект. “У нас не было желания в складывающейся ситуации делать что-либо под именем Samael” – признаются музыканты. Вдобавок, лейбл практически прекратил финансирование, группе пришлось тащить новую запись целиком на своих плечах. “В любом случае, нам хотелось сделать что-то в корне откличающееся от всего, созданного нами ранее, – рассказывает Ворф. – В этом, собственно, и суть “Era One”. Он полностью электронный. Без гитар: Xy сочинил всю музыку, я написал тексты и попробавал несколько непривычных для себя вокальных техник. Но в целом, всё достаточно просто”. В 2002 году Century Media получили мастер-ленту “Era One” и задвинули её на дальнюю полку. Пауза затягивалась.
Тогда же Samael теряют второго гитариста – Каоса. “Мы тогда не были столь активны, и концертов было немного. А Каос в Samael был задействован именно как концертный гитарист. Он жил на юге Франции, и стал заниматься своими проектами. Вобщем, он позвонил, и сказал, что его всё достало. К счастью, у нас не планировалось никаких турне, и поэтому у нас было время подготовить нового гитариста – Marko (задействован ещё в Sludge) для выступления Samael на нескольких летних фестах в 2002 году”. Группе в то время только и оставалось, что хотя бы концертами напоминать о своём имени (cтоит упомянуть успешные гастроли с Cathedral); Century Media продолжали парить группе мозг. В 2003 на свет появился двойной DVD “Black Trip”, в составлении и оформлении которого Samael, разумеется, никакого участия не принимали. Чтобы не париться с новыми финансовыми расходами на ремикширование и экстра-бонусы, рекорд-лейбл поместил на DVD все промо-клипы группы, интервью, студийные съёмки и, как есть, несколько концертных записей, включая бутлег-видео с “кастрюльным” звуком времён американских гастролей Samael в поддержку “Ceremony of Opposites”. “Мы бы сделали всё по другому. Ничего против релиза, но мы бы долго вынашивали идею, своё видение, за которое не было бы стыдно. А этого всё не случалось. Может поэтому DVD и издали, раз мы такие медлительные”. Даже когда у Century Media на руках был готовый альбом проекта “Era One”, руководство компании, не ставя никаких сроков по его выпуску, продолжало требовать от Samael нового материала, чтобы “отцепить” группу от контракта. Так появилась metal-ambient программа “Lesson in magic #1” – полностью электронный инструментальный chill-out альбом рук Xy. “Мы не тратили на него много времени; мы по-прежнему не знали, будет ли и он выпущен когда-нибудь”.
Такой длительный студийный простой окончательно вывел группу из себя, и музыканты решили взять свою деятельность под свой собственный контроль. Samael организовали собственный лейбл Galactica Records и приступили к созданию долгожданного альбома, получившего название “Reign Of Light” (2004). Диск записывался в Швейцарии на нескольких студиях и на home-studio. “Мы имели полный доступ к процессу и могли себе позволить в любой момент что-нибудь изменить в записи, послушав треки дома на “свежее ухо”. Сведение проходило в Швеции. “В общей сложности я провёл там три недели. – вспоминает Ксу. – Две из них были заняты микшированием. Это самое продолжительное сведение в нашей истории, но оно того стоило. В каждой песне слышно столько мелких деталей! “Eternal”, на мой вкус, был слишком массивным, а “Reign of Light” получился компактным и красочным”. Ворф: “На “Reign of Light” мы обязательно хотели попробовать что-то новенькое, неиспользованное и, в определённом смысле, позитивное. Что-то, что отражало бы современную точку зрения Samael”. Большинство своих целей музыканты достигли: эффектная подача, отличный баланс энергетики и мелодии в хитовых треках “Earth Song”, “Inch’allah”, “Telepath”, “Moongate”, “Oriental Down”.
На “Reign Of Light” помимо самого первого в истории группы сингла (“Inch’allah”), возникло ещё одно новшество – гостевые музыканты. Для оживления электронного саунда Samael пригласили на запись вокалистку Sandra Schleret (Siegfrid/ex-Dreams Of Sanity) и старого приятеля Sami Yil-Sernio, сыгравшего на ситаре в треках “Moongate” и “Heliopolis”. После записи альбома, сами Samael продали лицензию на его издание в Европе Regain Records, в Америке – Nuclear Blast и отдельно в Швейцарии – Musikvertrieb. И дело пошло. “Reign of Light” с текстами из каббалистических, мистических, космических и риторических сфер получил достойный приём у поклонников. Century Media сучьим образом выждали паузу, вытрепали нервы и издали наконец в комплекте и “Era One” и “Lesson in magic #1” только в январе 2006, в разгар нового витка активности швейцарцев (включая новый визит в Россию). Вряд ли фэны Samael всерьёз восприняли, что “Era One” – всё-таки проект, не смотря на отсутствие “живых” гитар и постоянные пояснения Ворфа и Ксу в интервью по этому поводу. Ведь все тамошние электронно-индустриальные фишки были в ещё бОльшем объёме использованы именно на “Reign of Light”. Только всё стало компактнее, ярче, прозрачнее и с терпким арабским орнаментом. “Мы уже и раньше использовали такие элементы, например, в песнях “Jupiterian Vibe” и “Infra Galaxia”. Но здесь решили использовать их ещё шире”. Микс Stephan Glaumann (Rammstein и Clawfinger, в том числе) сделал своё дело, альбом получился уравновешанным и гладким, как обкатаный морской камешек.
Так что, к новому альбому, работы над которым ведутся уже с июля этого года, Samael приступили в обычном режиме, откатав все промо-туры и без истерии накопив новых идей. В продакшене пластинки принял участие всё тот же маститый Вальдемар Соришта, что обещает современный и адекватный подход к звучанию.
Ян Федяев
Сайт: www.samael.info