По одному названию коллектива можно безошибочно определить, что группа играет не urban-rap и не поёт про то, что всё наладится. Тем не менее, такая небезопасная в наше время, да и просто вызывающая вывеска не помешала самому известному греческому метал-коллективу стать лидерами экстремальной сцены в своей стране, и занять своё стабильное место в пантеоне black/dark metal коллективов в Европе и Латинской Америке. В Бразилии даже был выпущен прижизненный трибьютный альбом “An Evil Existence for Rotting Christ”, на котором южноамериканские группы отдали дань уважения стараниям греков по распространению мрака на Земле. Аррргг!!!! Про то, что крутить шарманку так долго никто не собирался, – тут музыканты часто любят пококетничать. Но, по словам основателя коллектива Rotting Christ, вокалиста и гитариста Sakis Tolis, вариантов у них тогда не было, и быть мрачными и злыми, и подольше, – всё, что ему с братом Themis хотелось.
Закрутилось всё в 1987 году в Афинах. Взяв себе «страшные» псевдонимы Necromayhem и Necrosauron и добавив в состав бас-гитариста Jim “Mutilator”, группа начала обживаться на молодой греческой экстремальной сцене. Посвятив себя полностью своему детищу Rotting Christ, подростки вскоре начали записывать первые демо-ленты. «Да, мы начали как grindcore группа. В нас играло любительство и детство, мы хотели быть такими же, как наши идолы Bathory и Venom. Так что мы записали сначала реально любительское демо “Decline’s Return”, за которым последовал cплит с группой Ichoripansi». В те ранние года имелась ещё одна неофициальная «демка» “Leprosy of Death”, а в 1988 году 16-летние школьники ещё нажухали свой первый семидюймовый сплит с командой Sound Pollution. В 89 году среди греческих металхэдов начал расползаться очередной фрагмент «жутко» злого, кошмарно записанного black-metal демо-шума “Satanas Tedeum”. В то время ещё не было чёткого определения стиля black-metal, поэтому группа предпочитала характеризовать себя abyssic-death-metal. Трек “Fist of the Grand Whore” в новой версии позже вошёл в сплит-винилку с итальянской группой Monumentum в 1991 году. Но до этого Rotting Christ смогли закрепить своё имя в метал-андерграунде и привлечь внимание некоторых независимых рекорд-издателей. В 91 году маленький местный лейбл Decapitated Records стал распространять 6-трековый дебютный мини-альбом “Passage to Arcturo”, по звуку мало чем отличавшийся от демо-записей коллектива. Чтобы кому не казалось, но это слабенько сыгранный, просто аранжированный, записанный, в лучшем случае, на 4 канала альбом, представлял собой скорее black/death-metal с клавишами под влиянием Celtic Frost и Venom. По крайней мере, ни рифы, ни атмосфера апокалиптичного tru-black настроения не создавали. Но это был дебют! И греки им очень гордились.
С самого начала сочинением песен занялся исключительно Сакис: «Просто я хочу контролировать Rotting Christ. Я не очень люблю сочинять вместе, потому что чем больше в коллективе работает людей, тем больше между ними возникает всяческих аргументом. Поэтому, лучше я сам». В команду был зачислен клавишник Magus Wampyr Daoloth из дружественного коллектива Necromantia. Стоит признать, для того времени и тех условий – довольно необычный шаг. Тот же Decapitated records выпускает очередной EP Rotting Christ “Dawn of Iconoclast” из 2 песен. Иногда диву даёшься, как кому-то приходит в голову издавать музыку подобного качества. «Да, всё было слеплено наспех». В 1992 году с помощью ритм-компьютера Rotting Christ записывают своё второе официальное демо “Ade’s Winds” из двух песен. Пытливое ухо расслышит на нём элементы, на которых группа вскоре сделает мощный акцент. За это же цепляются и уши шефа конторы Osmose Productions. Он предлагает им контракт с тем условием, что Rotting Christ именно у него запишут свою первую большую пластинку. Rotting Christ, однако, тем временем состояли в совсем их не порочащих связях с норвежским предприятием Deathlike Silence Production. Оно являлось детищем Euronymous из оголтелой блэковой группы Mayhem. Иеронимус чуть ранее предложил грекам записать сплит LP с культовой группой Burzum. История закончилась известно чем: музыкант Varg Vikernes из группы Burzum замочил на религиозной почве Иеронимуса и сел в тюрьму, а Rotting Christ быстро переметнулись к Osmose Production. «Классический греческий black-metal альбом» “Thy Mighty Contract” был издан в 1993 году и прославил группу уже в ощутимых масштабах. Тогда же состоялось первое турне Rotting Christ с провокационным названием “The Fuck Christ Tour”. Начинающий коллектив выступал на разогреве у канадских экстремальщиков Blasphemy и норвежцев Immortal. До этого группа никогда не выступала «живьём» и числилась в голимом андерграунде. «Это вообще было первое европейское турне второго поколения black-metal команд», – рассказывает Сакис. Турне далось команде с трудом. «Это было нашим Ватерлоо. Самое худшее, что мы могли тогда сделать. Я как раз вернулся из армии, и мы взяли двух сессионных гитаристов и клавишника, которые не имели ничего общего с группой. У нас не было никакого концертного опыта, так что отличались сильно от двух других групп. Это был негативный опыт, но он сделал нас сильнее», вспоминал позже Jim Mutilator.
Накопившийся негатив, видимо, вылился и на отношения Rotting Christ с лейблом Osmose Production. Они обвинили его в недостаточных усилиях по продвижению группы на музыкальный рынок, а те, в свою очередь, нелицеприятно высказались о профессиональных качествах греческой группы. Контракт был исчерпан, и Rotting Christ временно нашли выход из положения в том, что выпустили свой следующий альбом “Non Serviam” на всё том же греческом лейбле Decapitated records, переименовавшемся к тому времени в Unisound Records. Земляки тоже особенно не усердствовали в раскрутке RC, и про альбом “Non Serviam”(94) продолжительное время мало кто знал. Вплоть до того, что часть фэнов группы считала, что после выхода “Thy Mighty Contract” коллектив вообще распался. Но не тут-то было! В треках “Wolfera the Chacal”, “Non Serviam” и “Morality of a Dark Age” уже начали проступать контуры перспективных идей, которые RC постарались реализовать в самое ближайшее время. Поняв, что и с Unisound Records каши не сваришь, неунывающий Сакис заново начал поиск подходящей рекод-компании. У группы, всё-таки, уже имелось кое-что в багаже, помимо простого желания что-нибудь где-нибудь выпустить. Поэтому предложений группа получила несколько, но выбор был сделан в пользу европейского отделения Century Media, с которым был подписан контракт на 5 альбомов.
Впервые Rotting Christ записывали альбом заграницей, да ещё и с живым барабанщиком. До этого Themis стучал только на живых концертах и забивал драм-машину как мог. Команда снизила скоростные показатели и постаралась сделать из продолжения “Non Serviam” ещё более привлекательный метал-продукт. Руководил записью “Triarchy of the Last Lovers”(96) музыкант из группы Holy Moses, продюсер Andy Classen. Он, в первую очередь, повлиял на то, что греки в итоге создали heavy-metal ориентированный альбом с композициями, которые стали классикой Rotting Christ. Среди них – “King of a Stellar War”, “A Dynasty from the Ice”, “Diastric Alchemy”, “Archon”. Гитарист и композитор коллектива Сакис прогрессировал в гармонизации и целостности своих песен, и стал создавать великолепные гимновые мелодии, типа небольших эллинических viking-metal эпиков. Греки забрались на две ступени выше. Воодушевлённые хорошим приёмом альбома “Triarchy…”, Century Media быстро переиздали “Triarchy…” в диги-паке с 3 бонус-треками – кавер-версиями песен Kreator, потом отдельно выпустили 10-дюймовый винил “Mystical Meeting” с одной новой песней и теми же 3 бонус-треками. А после выделили бюджет на новый альбом и не поскупились на пиар-ходы. Во-первых, “A Dead Poem”(97), записывался уже без басиста Джима) был выпущен с бонус-диском, на который вошли неизданные и редкие песни групп из ростера рекорд-компании. Во-вторых, к записи альбома был привлечён электронщик Ху из прославившейся годом ранее альбомом “Passage” группы Samael. Это придало саунду Rotting Christ дополнительной атмосферности в сторону dark-metal. И, наконец, в треке “Among Two Storms” набубнил несколько строк вокалист Moonspell Фернандо Рибейра. Сакис давно уже не лепил песни в блэковом ключе; музыка группы ещё замедлилась и втиснулась в привычные куплетно-припевные формы. Без потери, однако, характерных гитарных гармоний, каркающего вокала Сакиса и оккультного, антирелигиозного содержания текстов. Само собой то тут, то там за своё название группу заочно втягивают в какие-то секты и обвиняют в пропаганде антихристианства. Даже приобщили к норвежской организации Inner Circle, ответственной за поджоги церквей в Норвегии, на что музыканты неоднократно делали опровержительные заявления. Под разными предлогами создают проблемы с получением виз или разрешений на концерты. Некоторые, как это произошло в этом году с лидером Megadeth Dave Mustaine, просто отказываются выступать с Rotting Christ на одной сцене, по известным мотивам. Причём на крупных греческих (!) фестивалях. Естественно, греки пролетели. «Он вдруг посчитал нашу музыку оскорбительной, и стал вдруг новорождённым христианином, или что-то в этом духе. Это глупо, это не свобода выбора. А вокруг все говорят, что мы живём в демократическом и свободном обществе». И это притом, что тот же Mustaine ранее без особых душевных метаний уже выступал в Греции на одной фестивальной сцене с Rotting Christ. Тем не менее, после выпуска “A Dead Poem” у группы начась серьёзная гастрольная жатва, включая концерты по 12 европейским странам с Old Man’s Child/Sacramentum и дополнительные три шоу в Турции. Ещё один 20-дневный тур с Tiamat, и нужно ваять новый альбом.
Группа всё дальше удалялась от чёрно-металлической хмури, предпочитая размеренный темп, heavy-metal рифы и значительную электронную составляющую, усиливающую общий мелодизм и холодную атмосферу. Подобное произошло с их коллегами по цеху Moonspell, Tiamat, Samael, Cemetary с точностью до сотых. Когда Rotting Christ выдали в 1999 году самый свой «мягкий» альбом “Sleep of the Angels”, то фэны первых лет существования греческого коллектива были откровенно разочарованы. Не поп-музыка, конечно, но уже какой-то гибрид нажитых непосильным трудом характерных уникальных черт Rotting Christ с metal mainstream. Под ту же категорию попал и сингл “Der Perfecte Traum” (с бисайдом “Moonlight” и несколькими гаражными live-tracks), впервые записанный частично на немецком языке. Знают европейские металлеры, где больше всего продадут своих дисков! Сам же “Sleep of the Angels” предлагал слушателям несколько очень добротных треков, вроде “Cold Colours”, “After Dark I Feel” (на неё снят единственный видеоклип RC), “Victoriatus”. Даже единственный скоростной трек “The World Made End” в контрасте с почти лирическими песнями “You My Flesh” и “Sleep of the Angels” совсем не выпадал своей агрессивностью. Живьём, однако, греки представляли мрачную и нешуточную формацию. И в европейском турне с Deicide, Behemoth, Aeternus и Ancient Rites группа смотрелась на уровне. После гастролей по Северной Америке, RС открыли для себя Латинскую Америку: в Мексике коллектив попал в почти 7-балльное землетрясение. Барабанщик Themis получил лёгкие ранения, а остальные участники потом долго не могли отойти от шока. В той же замечательной Латинской Америке у группы сбежал с деньгами промоутер, оставив незадачливых гастролёров посреди дороги с гитарами и чемоданами. В общем, им есть что вспомнить.
«Попса» от Rotting Christ звучала панорамно и полировано, гитары не резали слух, гармонии очень грамотно уложены между синтетических хоров. В какой-то момент такое положение вещей надоело и самому Сакису и Компании. Вполне комфортно себя чувствуя на контракте у крепкого «значка» Century Media, греки в новых песнях решили обратиться к своим истокам и записали пост-блэковый альбом “Khronos”(2000), с резким колючим гитарным звуком и блэковым чёсом в песнях “Thou Art Blind”, “Aeternatus” и “Glory of Sandess”. За счёт такой подачи настроение остальных треков сгустилось до фатально-безнадёжного: “If It Ends Tomorrow”, “My Sacred Path”, “Fateless”, все как на подбор. Объединяющим звеном, как и прежде, служила и служит характерная манера гитарной игры Сакиса и его немудрёные, но выдержанно-мелодичные наигрыши. Но музон вдруг приобрёл такую зрелость и «тёмное» очарование, что можно было говорить о взятии новой высоты на пути Rotting Christ. Конечно, объяснением тому отчасти служил тот факт, что “Khronos” записывался не в придворной студии Century Media Woodhouse в германском Хагене, а в лесной шведской студии Abyss у продюсера и музыканта Питера Тагдгрена (Hypocrisy). Уж он то умеет записывать black- и death-metal коллективы и может обустроить всё первобытно, грубо и, в то же время, мощно и стильно. «Это была классная продукция, которой мы действительно довольны, – вспоминает Сакис. – Нас впечатлила запись в Abyss Studio, в марте, в диких шведских лесах, у холодного озера. Там ты можешь целиком сконцентрироваться на музыке и атмосфере, которую хочешь создать». Отдельные два плюса группе за кавер-версию трека dark wave группы Current 93 “Lucifer over London”. Последовали серия фестивальных выступлений и европейский тур, где хэдлайнеров Rotting Christ поддерживали группы Vintersorg, Maddem Mortem и Tristania. Закончив разъезды, Сакис и его команда целый год занимались новыми песнями. Последующий альбом “Genesis”(2002) старательно продолжал взятый на “Khronos” курс. Даже логотип вернули старый, и общую структуру альбома повторили один в один. По качеству звучания всё было ОК: Andy Classen в студии Stage One сделал свою работу на «отлично». Сам же новый альбом к середине начинал утомлять монотонностью, но треки “Daemons”, “Quintessence”, “Nightmare” и особенно “Dying” смело рекомендуются к прослушиванию. В перерывах между студийными опусами Rotting Christ выпустили в 2003 году свой единственный DVD “In Domine Sathana” с записью живых выступлений в Польше, и ещё один запланировали наперёд, уже с подробной биографической базой. В июле 2004 года коллектив расстаётся со вторым гитаристом Kostas, и на его место, на постоянную основу приходит земляк George Bokos из группы Nightfall. Из состава выбывает так же клавишник George. C кем не бывает.
Стиль Rotting Christ уже настолько слежался, что язык не поворачивается сравнить их с кем-то, наоборот. Можно понять, за что группу уважают, за что ценят музыку, почему коллектив так живуч, и почему Сакис не теряет энтузиазма. Потому что грамотно! Студийный альбом 2005 года “Sanctus Diabolos” гитарист записывал на своей студии, а сведение делали в Швеции, чтобы вытянуть качество. Поначалу создаётся ощущение дисбаланса, раздражает обилие вагнеровского хорового воя, постоянный фоновый подклад и чрезмерное нагнетание с помощью их анафемического состояния. Но потом эти аранжировочные элементы так хорошо увязываются с презентабельными гитарными рифами, что начинает работать то, чего всегда на альбомах Rotting Christ добивается основной композитор Сакис Толис – уникальная атмосфера, присущая ТОЛЬКО этому коллективу. Хочется отметить очень интересный, практически инструментальный трек “Sanctimonius” с эффектом реверсии и торжественно печальной мелодией. Если бы на её основе была создана лирическая песня, то над её припевом было бы пролито немало слез. Остальной стафф звучал забойно, эмоционально и мелодично: “Visions of a Blind Order”, “Athanati Este”, “Tyrannical”. Финальный трек “Sanctus Diabolos” вообще можно отнести к лучшим образцам dark-metal искусства. Не удивлюсь, если музыканты, выросшие на музыке RС, будут делать кавер-версии этого хита.
До ближайшей новинки от греческого dark-black-metal экспорта – рукой подать. 22 января 2007 года увидит свет новый студийный альбом Rotting Christ “Theogonia”. Ведутся разговоры об издании в будущем концертного альбома, материал для которого уже записан на двух шоу в греческом городе Larissa в феврале 2006 года. А на весну у группы запланировано приличное турне по Скандинавии, Восточной Европе и странам, так сказать, СНГ.
Ян Федяев
Сайт: www.rotting-christ.com