«У меня с музыкой необычные отношения, ведь я сначала хотела стать ветеринаром»
Л.МакКеннитт
Решение о расширении собственного музыкального бизнеса пришло неизбежно. «80% моего времени занимало администрирование, – вспоминает Лореена. – Груз был невероятный; сцена стала чем-то вроде убежища: я знала наверняка – пока я играю на сцене, не будет никаких телефонных звонков!» Часть этого тяжкого бремени артиста, пытающегося совместить слишком много, девушке предложил взять на себя лейбл Warner Music. А именно, лицензировать материал, выпускаемый на Quinlan Road Records и представлять интересы Лореены по всему миру. Но захапать певицу с потрохами им не удалось. «Обычно группы или исполнители идут к рекорд-компаниям за своими контрактами, и им говорят: «Вот такой расклад. Вы или его принимаете, или отваливаете», – рассказывает адвокат Лореены Graham Henderson, защищавший интересы Cowboy Junkies, Crash Test Dummies и Holly Cole. – Но Лореена боролась, потому что сама развивала свой успех. Поэтому это она спрашивала: «Что вы можете для меня сделать?» и в результате вышла от Warner Music с исключительным контрактом». За МакКеннитт осталось право продавать свои альбомы на концертах и по почте, получая помимо этого нехилый процент от продаж по всему миру.
Первым альбомом, выпущенным под значком Warner, стал “The Visit” (91). Его идеей стали научные предположения, что миграционные пути кельтов изначально шли из Восточной Европы и Средней Азии. Поэтому можно было не удивляться, услышав среди ирландской народной фактуры, лёгкой клавишной поддержки и сопрано-красот, звуки ситара, балалайки, скрипки, виолончели и уду-барабанов. Тут и тягучий кельтский гимн “All Souls Night”, и 11-минутная адаптация “The Lady of Shalott” Tenysson, и слегка бесшабашная версия “Greensleeves”, и атмосферная, пасторальная “Bonny Portmore”. По признанию самой Лореены, в итоге она вообще утратила видение конечной цели: «Мне казалось, что песни ужасны, я даже сказала Warner: «Вы не обязаны их издавать». Певица здесь слишком увлеклась самобичеванием и кокетством, поскольку “The Vist” оказался превосходным альбомом и получил в 1992 году высшую канадскую награду Juno Awards в категории «Лучший традиционный альбом». За неделю до того, как МакКеннит вместе с виолончелисткой Ofra Harnoy появилась на вручении наград Juno, от рака умер отец Лореены Джек.
Издание “The Visit” только подтвердил нарастающий успех канадской артистки и её профессиональный рост. Благодаря дистрибьюции Warner Music, альбом разошёлся тиражом в 600 тысяч экземпляров (6 канадских «платин»). Далее следовали гастроли с Mike Oldfield и новый альбом “The Mask and Mirror”, один из шедевров world-music, к слову, не последний в дискографии МакКеннитт. Он оказался на 6 месте канадского поп-чарта, что, конечно, было непривычно, зная, что речь идёт о ренессанс-мадам с клубничного цвета волосами, в старомодных платьях, совмещающей стихи Шекспира и Етса с легендами времён Короля Артура, африканской, кельтской и суфийской музыкой.
Ключом к созданию “The Mask and Mirror” стало исследование Лорееной истории средневековой Испании, путешествие в Марокко и попытка сварить музыкальный суп из христианства, иудаизма и ислама. И эта попытка восхищала многослойностью, утончённостью аранжировок и свободой использования практически бездонного источника вдохновения и музыки. Арабские перкуссии, цыганские скрипки, литургии, турецкий канун, мандолина, стилизация под Ренессанс, тексты, основанные на произведениях Шекспира, ближневосточная динамика, современный программинг, экзотика и поп – фьюжн получился восхитительный: магическая “Mystic’s Dream”, духовная “Prospero’s Speech” (лови мурашек!), neo-кельтика “Bonny Swans”, нежная “The Dark Night of the Soul” и так до конца. Прелесть музыки МакКеннитт именно в абсолютной непохожести её композиций и непредсказуемости очередной культурологической комбинации. «Мне было чрезвычайно интересно исследовать мистиков 15 столетия, таких как San Giovanni Della Croce и Teresa d’Avila, но я также находила вдохновение и в любовных поэмах того времени». МакКеннитт давно уже колесила по всему миру, везде собирая восторженную публику и презентуя на сцене во время шоу викторианский стиль с канделябрами, вельветовыми одеяниями, эмбиентной аурой, редко прерываемой разговорами. Менее абстрактно, чем Dead Can Dance и гораздо живее и искреннее, чем синтетическая «кельтика». Самым большим плюсом, выделяющим музыку МаКеннитт из сонма пост-фолковых исполнителей, является, конечно, открытое смешение музыкальных культур (от англо-саксонского фолка, через североафриканские мотивы до Индии, Ближнего Востока и Монголии), практически научно-исследовательский подход к записи каждого альбома. Понятно, что далеко не каждый исполнитель может себе это позволить, в силу времени, склада характера, условий жизни и толщины кошелька. «Для меня это как эксперимент с музыкальной алхимией, – признаётся музыкант. – До того, как начать сочинять, я предпочитаю читать книги, смотреть документальные фильмы, путешествовать и общаться с людьми. В финале, я пытаюсь создать свои композиции подобно художнику, рисующему картины. Мне интересны разные культурные аналогии. Индийская табла может звучать как ирландская бодра. Вы можете обнаружить, что звук тамбурина в индийской музыке можно передать кельтской волынкой. Так что я могу заменить волынки тамбуринами и смешать восточные ритмы с кельтскими сэмплами». Чересчур академично? Но это не упрёк Лореене, в начале карьеры продававшей первые самопальные кассеты прямо из багажника своей старой Тойоты-Сивик. Выигрышно на фоне такого фолк-фэнтэзи-world-universal-инструментала звучат и стихи классических поэтов, любовь к которым МакКеннитт несёт через всю свою жизнь и даже подтвердила получением учёной степени по литературе в Университете Wilfrid Laurier. «Классический материал придаёт моим записям вес и совсем другие перспективы». Став за короткое время мэйджором, Лореена, однако, не утратила почвы под ногами, вела скромный образ жизни и продолжала самостоятельно рулить своим лейблом. «Музыкальная индустрия – машина по созданию мифов, – говаривала она. – Самое опасное в этом, что мы можешь влюбиться в свой собственный миф».
В 1995 году канадская фолк-дива получает вторую награду Juno Awards за альбом “The Mask and Mirror”, а трек “The Mystic’s Dream” включается в саундтрек к кинофильму “Jade”. В том же году, под Рождество Лореена записывает премиленький мини-альбом “A Winter Garden” из 5 песен, облачённых в универсальный мистицизм с модерновой звуковой полировкой. Единственный, скажем так, упрёк адресуется хронической тяге МакКеннитт трансформировать уже сложившиеся фольклорные мелодии. В результате из вполне ирландской “God Rest Ye Merry, Gentleman” получились турчанско-нанайские бубны, напоминающие не рождественские подарки, сани с бубенчиками и пьяного Ёлупуку, а уставший караван плюющихся верблюдов и чуваков в замызганных халатах и тюбетейках. Впрочем, тогда мировую общественность тема арабских террористов не парила сильно, так что такие перегибы на местах хоть и были, но не отталкивали; а в остальном – красота! Записывалась пластинка целиком в знаменитой английской студии Питера Габриэла Real World Studios. Там же создавалась и самая коммерчески успешная работа певицы, впитавшая в себя все её изыскания и дорожные впечатления (Италия, Сибирь), накопленные за 95-96 годы. Альбом “Book of Secret” (97) сделал из Лореены поистине звезду международного класса, способную продавать по несколько миллионов пластинок. Над записью этого проникновенного, глубокого и основательного музыкального произведения трудились две дюжины гостевых музыкантов. Великолепная песня “The Mummer’s Dance” стала new-age хитом в Северной Америке, а тоскливая кельтская “Skellig”, вынимающая своей мелодией всю душу, словно древний камень, омываемый волнами холодного северного моря. Певица рассказывает: «В процессе создания CD “The Visit” я выучила, что кельты – гораздо больше, чем анархическое сборище из Шотландии, Ирландии и Уэльса. Они суммировали обширные знания и традиции Средней и Восточной Азии, которым 500 лет до рождества Христова. Эта пан-кельтская история и стала плацдармом для создания “The Book of Secret”. В тот период певица не очень часто гастролировала, предпочитая тихое семейное счастье в обществе жениха Ronald Rees. Но после выпуска “Book of Secret” она дала серию концертов в Европе и Северной Америке. Удачных выступлений накопилось в запасе немало, поэтому идея выпуска первой ретроспективной концертной пластинки родилась легко. Её основой стали весьма одухотворённые выступления ансамбля Лореены МакКеннитт в Париже (Salle Pleyel) и Торонто (Massey Hall). Как сказала сама исполнительница, цель альбома – «просто зафиксировать то, чем мы занимаемся».
В 1998 году Лореену ждал тяжёлый удар. Она как раз работала на студии Питера Габриэла над сведением “Live in Paris and Toronto”, и вечером, к своему удивлению, не смогла дозвониться до своего возлюбленного, с которым обычно мило болтала на сон грядущий. На следующее утро ей сообщили, её друг-жених Rees, его младший брат Richard и их приятель Gregory Cook пропали в заливе Georgian Bay на озере Huron. МакКеннитт бросила все дела, чтобы встретиться в Канаде со своим горем. Пропавших искали несколько дней, и утопленник Рональд оказался единственным, кого нашли, благодаря надетому спасательному жилету. «Рон был больше чем любовью моей жизни, – говорит Лореена. – Мы используем для этого отличное выражение “soul mate”. Рон был для меня именно таким». Спустя год, певица нашла в себе силы и доделала свою первую концертную пластинку. Доходы от продажи двойного CD “Live in Paris and Toronto” (99) пошли в фонд “Cook-Rees Memorial Fund for Water Search and Safety”, который певица и родственники погибших молодых людей основали после трагедии. Фонд уже вложил более 4 миллионов долларов в исследовательские и образовательные программы, нацеленные на предотвращение гибели людей в водной среде, на усовершенствование техники безопасности и поиска пропавших. Финансы собираются, как говориться, всем миром, в основном родственниками пострадавших, и неравнодушными к этой проблеме. Лореена, само собой, здесь в первых рядах; она своими руками вручала канадским береговым полицейским в Онтарио современные глубоководные сонары и прочую технику. Но фонд Cook-Rees Memorial Fund – не единственная её общественная забота. Музыкант посильно помогает Красному Кресту. В 2000 году она выкупила в Стратфорде закрывшееся здание исторической школы и открыла в нём центр семейной поддержки Falstaff Family Center. В 2004 году канадский генерал-губернатор Adrienne Clarkson вручил МакКеннитт Орден Канады, самую почётную гражданскую награду в Канаде. В тот период Лореену уже одолевали вопросами о сроках и возможности появления новой студийной пластинки. Певица намекала, что что-то на её кухне готовится, но больше занималась реструктуризацией своего музыкального бизнеса, общественной деятельностью и прочими полезными социальными темами.
В 2005 году она (вернее, её лейбл Quinlan Road) переиздала в виде подарочного CD-бокса первые три своих альбома и дополнила его бонус-диском с несколькими неизданными аудио-раритетами. Среди них – версия песни “Dante’s Prayer” на испанском языке, ремикс на “The Mummers Dance” и пара концертных треков. Следующим подогревом для поклонников стало издание DVD диска с оптимистичным и многообещающим названием “No Journey’s End”; в его состав вошли концертные съёмки и видеоклипы певицы. Напряжение в рядах фэнов росло. Тем восторженнее был приём в 2006 году новой студийной работы певицы с огненными волосами “An Ancient Muse”. Слушателям снова предложили стать исследователями фолк-фьюжн-вселенной МакКеннитт и постепенно открыть для себя красоту и глубинность таких композиций, как “Keharitomene”, “The Gates of Istanbul”, “Caravanserai”. В текстуре “An Ancient Muse” много Ближнего Востока, арабских музыкальных инструментов и убаюкивающих world-битов. А вот “Penelope’s Song”, чего греха таить, голосом и пространством Энию напоминает, хотя и на две головы выше. Последние две композиции представляют для пытливого уха дополнительный интерес. Это масштабная “Beneath the Phrygian Sky” и финальная, кристально звучащая “Never-Ending Road (Amhran Duit)” (зе бест для титров грустно-патриотического фильма), послушав которые землячка Лореены Селин Дион может перестать корчить на сцене полные драматизма кошмарные рожи и прекратить правильно исполнять предсказуемые правильные песни, сделанные правильными сонгмейкерами для исполнения на церемониях типа вручения Оскара. Да, ни больше – ни меньше.
Ян Федяев
Сайт: www.quinlanroad.com