При всей кажущейся необъятности источников звуковой и визуальной информации, в основном за счёт возможностей Интернета, способность усвоения аудиторией ярких картинок, намазанных физиономий и гордых трёх аккордов ограничена. Количество влияющих на умы и музыкальные вкусы массовой аудитории информационных каналов, способных привлечь к себе внимание, не увеличивается пропорционально увеличению населения на планете, а с каждым годом глобально усыхает. Вот почему уже сложившиеся коллективы и проекты с солидной историей и кучей пыльных статуэток в чуланах в нынешней масс-медиа обстановке имеют столько же, если не меньше шансов снова побывать в ж…эээ…в топе. Но отнюдь не больше. Потому что топ – это топ. И Любые проявления характера раскручиваемого исполнителя, которые оборачиваются потерей дорогостоящих полугода-года ежедневного свечения или его личные проблемы, которые никого не волнуют, выливаются в оперативный вылет из топа и попадание в итоге в ту самую забвенную жопу. А из неё с каждым годом всё дороже выбираться, – ведь нужно напомнить, каким ты был, и разгрести при этом твёрдой рукой многотысячную толпу успевших народиться конкурентов. Поэтому дешевле и проще работать с одноразовыми именами. Неважно, что у них песни хуже, и не жалко, если о нём быстро забудут.
Suzanne Vega, конечно, не барон Мюнхаузен, вытаскивающий себя за косу вместе с лошадью из болота. Всё-таки это не какая-нибудь 2step-поделка или дешёвая r’n’b перепевка одного старого хита с использованием рифа из другого. Мне кажется, вообще нужно запретить использование подобных приёмов, ни добровольно, ни пиратски, ни бесплатно, ни за деньги. А паразитирующих на чужих песнях горе-продюсеров, певичек и пифцоф публично ссылать чистить придорожные сортиры. Раз чужие песни нравятся, то и г. чужое понравиться должно. Вспомнился забавный прикол из параллельного мира, не в тему немного….Иностранцы спрашивают: «Зачем вам нужны эти сортиры с дырками в полу? Всё равно в них никто не попадает!» Может, необходимость САМОМУ что-то сочинять будет стимулировать не особо креативных личностей, а то и заставлять их уступать место более талантливым людям, а не забивать пространство вторсырьём и побуждать рекорд-компании спекулировать на успехах прошлых лет. Забавно, что все самые популярные песни Веги – исключения из её творчества, никогда не являвшегося мэйнстримом. Согласитесь, ремикс на “Tom’s Diner” намутила не она, а “Luka” и “Caramel” просто пришлись ко двору. Восхитительные песни, спору нет, но это – не весь восторг. Так и запомнили скромную и хрупкую акустик-рок-поэтессу из кошмарного, угнетающего, апокалиптичного Нью-Йорка. А она несильно стремилась привлечь к себе повышенное внимание, мол, будь как будет.
Аллилуйя! В 2007 году поклонники Сюзанны дождались от неё нового студийного альбома, первого за шесть лет со времени выхода в 2001 “Songs in Red and Gray”, отчасти посвящённого разводу с продюсером Mitchel Froom. А вышел он спустя всего пару недель после небезызвестных событий в жизни Нью-Йорка. «Тот альбом был очень личным, и было странным обсуждать те сугубо личные песни во время, которого никогда не было в Нью-Йорке». После этого певица давала о себе знать несколькими концертными CD и DVD релизами в 2003-2005 годах, выходившими, в основном, ограниченными тиражами.
Внимания заслуживает, безусловно, запись “Live at Montreux”, сделанная на джазовом фестивале Montreux в 2004 году, и “Live at the Steven Talkhouse”. Хватало в жизни Веги и других событий в тот период, приятных и трагичных. В 2002 году умер её брат Timothy Vega. После его смерти она познакомилась с его приятелем, известным нью-йоркским граффити Zephyr, да так хорошо познакомилась, что посвятила ему песню “Zephyr & I”. В 2005 году ходили слухи о нескольких проектах певицы. Ни один из которых не был реализован в действительности: о студийном альбоме с рабочим названием “Century of Song” и концертном альбоме “Some Journey”, составленном из концертных треков 2003-2004 годов. Проходила так же информация, что под тайтлом “Some Journey” вместе с режиссёром Christopher Seufert (киностудия Mooncusser Films) всё-таки будет закончена работа над полнометражным документальным фильмом, с использованием личных архивов, концертных съёмок, с рассказом о боковых проектах и всё в таком духе. Тю-тю. Хоть личную жизнь Сюзанне Веге удалось наладить, что, предположим, в её возрасте, с её родом деятельности и дочурой сделать не просто. И здесь у певицы всё получилось с подвывертом. 11 февраля 2006 года Сюзанна Вега из NY вышла замуж за Paul Mills из LA, поэта и адвоката, специализирующегося на защите гражданских прав. Пара решила осесть в Нью-Йорке, в доме Веги. Paul, на самом деле, предлагал ей руку и сердце более двадцати лет назад, – да масть у Сюзанны пёрла другая. «Он был тем, кто подталкивал течение моей жизни, и я думала о нём часто. На других альбомах есть песни про него, и несколько песен, которые не попали ни на одну пластинку. Так что он различными способами оставался в моей жизни. Узнав, что я порвала все отношения, он приехал и предложил покататься на коньках, а через пару недель снова сделал мне предложение. И на этот раз я согласилась. Потребовалось 23 года, чтобы фраза «Я подумаю об этом» превратилась в слово «Да!». Для справки, на новом релизе второму мужу певица посвятила впечатляюще оркестрованную песню “Bound”, она как раз про этот самый момент повторной пенетрации в остатки личной жизни. Ишь, какие мы…. Молодые да успешные – думаем, а помятые и забытые – нет (на самом деле, происходит наоборот), а потом остаток жизни думаем, эх, чтобы этот мужик мог бы для меня молодой сделать. Если бы я тогда, первый раз, то да сё…. Мы без перехода на личности, так, теоретизируем. Лишь бы счастливы были.
Ближайшее наиприятнейшее событие – подписание весной 2006 года контракта с известным джазовым лейблом Blue Note Records. На нём и вышла седьмая студийная пластинка певицы. Веяния времени коснулись Веги в августе того же года, когда она в виде аватара под своим собственным именем стала первой мажорной артисткой, выступившей «живьём»(!) в рамках виртуального мира Second Life. В том октябре её в качестве почётного гостя пригласили принять участие в фестивале документальных фильмов Academia Film Olomouc в Чехии. Под занавес трёхдневного феста Suzanne Vega с удовольствием исполнила свои классические песни и один новый трек “New York Is A Woman”. К радости поклонников неподражаемой Веги, новая программа понемногу приобретала свои формы. Свежие песни записывались в разных студиях, в Нью-Йорке и Лондоне. Сначала певица работала у себя дома, вооружившись гитарой, но вскоре обратилась за помощью в осуществлении компьютерного продакшена к инженеру Britt Myers. На его студии песенные идеи уже начали приобретать нужные формы. А после присоединения к команде британского продюсера Jimmy Hogarth, работа пошла уже на крупных студиях. «У него определённо есть некое подобие инстинкта, – вспоминает Сюзанна. – Мне нравилось, что он сначала записывал всё на аналоговый носитель, а потом загонял материал в машину. Так у альбома появилось аналоговое тепло и технологии цифрового мира». Чего уж тут говорить, и прошлые альбомы Suzanne Vega не отличались технологичной перегруженностью, семплами или умопомрачительными эффектами с редактурами, ценой в тысячи и тысячи «гринов». Все творческие эксперименты Веги всегда укладывались в рамки классического акустик-рок инструментария и неизменной вокальной составляющей. Ведь её альбомы, – точное отражение характера их владелицы, спокойной, тихой, ранимой женщины, матери, романтической натуры, волею судьбы впитывающей перипетии жизни мегаполиса. Поэзия высшего класса, чистая мелодия акустическая основа с изысканными аранжировками, честный, проникновенный голос один на один со слушателем. Микшировал записанный результат надёжный и многолетний товарищ и звукарь – Tchad Blake.
Новый альбом получил название “Beauty & Crime”, официальный релиз – 5 июня везде, кроме США. Там – 17 июля, дольше втирать приходится людям, кто – кого. С треками альбома певица ещё раньше обещала знакомить через свою страницу на MySpace.com, но в век тех самых цифровых технологий приходится смотреть в оба. Мп3 версии “Beauty & Crime” уже за месяц до релиза можно было целиком заценить в Интернете, во всей красоте этого формата, который, по иронии, и разрабатывался немецким программистом Karlheinz Brandenburg на основе специфического звучания голоса Suzanne Vega. Первым синглом было суждено стать песне “Frank & Ava”, фантазии на тему отношений между Frank Sinatra и Ava Gardner. Сама Вега говорит о своём последнем творении: «Я чувствовала, будто вышла за свои рамки. Я вытолкнула себя из зоны своего комфорта, чтобы петь в тональностях, в которых раньше не пела, работать с разными текстурами, не бояться того, что для меня хорошо звучит. Хотела сделать современную классическую запись». Заманчиво? Само собой, не будь певица героиней нашего очерка год назад. Диск воспринимается как старый знакомый; первый хиповый acoustic-drive трек “Zephyr & I” не перерос в техно-расколбас или death-metal-рубище. И на том спасибо ?. Звуковая картинка и баланс вокала и инструментала остались привычными. Главное – сами песни. “Pornographer’s Dream” своим боссанова стайлингом и пощёлкиванием пальцев напоминает блестящий хит “Caramel” и несет, вместе с такими композициями, как “Ludlow Street”, “Angel’s Doorway”, “Anniversary” осеннюю меланхолию и грусть крохотного человечка, живущего в гигантской урбанистической мясорубке. Во многих песнях – личные истории, переживания и воспоминания Сюзанны. О близких, знакомых, любимом городе, поэтому подобная характеристика вряд ли отразит их истинную глубину. Сравнить Нью-Йорк с женщиной в песне “New York Is a Woman”, согласитесь, оригинальная идея. Типа, заставит поплакать, а где и приласкает и погладит по головке. Возможно, жительнице Манхеттена виднее. В июле и августе Vega обещает появляться на европейских фестивалях в Бельгии, Британии, Австрии, Германии. «В ближайшее время буду промотировать альбом в Европе, после чего к моему гастрольному графику добавятся концерты в США», – рассказывает певица. И пару добрых слов о её новом Интернет-сайте, куда настоятельно рекомендую заглядывать всем, кому интересно творчество Suzanne Vega.