rus eng fr pl lv dk de

Search for:
 

Amorphis. part 2

Не боясь преувеличений, можно назвать их фундаментальной метал-командой финской сцены. Одними из таковых, наверняка. Был рад снова увидеть их живьём в прекрасной форме во время последнего европейского турне, в котором бэнд продвигал своё актуальное аудио-детище. Группа в не меняющемся с 2005 года составе держалась привычно спокойно, рутинно, сет был выстроен без фанатизма, хотя и с немного выпадающей секцией из переигранного старого материала – остатков тура “Mayhem & Magic”. Короче говоря, будто побывал на концерте старых приятелей. И эта стабильность по многим пунктам, в первую очередь, музыкальным, предполагаю, является основной причиной, из-за которой уже много лет большое количество активных и пассивных поклонников остаются неравнодушными к творчеству знаменитых калевала-металлистов.

 

Как и предполагалось в конце первой части очерка про Amorphis, опубликованного на Специальном радио шесть лет назад (www.specialradio.ru/essay/040.shtml), дальнейшая судьба коллектива не явила миру радикальной смены наполнения музыкальной жизни. Мир чудес – это не про них: новый альбом, турне, отдых, новый альбом, турне, отдых… Amorphis не начали выпускать вино имени себя, не бросились покупать-продавать картины, не стали кукольными или виртуальными героями. Зато стабильно пополняют аудио- и DVD-коллекции своих фэнов, на чём и стоят. Музыканты продолжают подрабатывать в свободное от гастролей время, не смотря на свой статус. Насколько я знаю, из всего коллектива не работает только вокалист Томи – он домохозяин, сидит дома с двумя детьми, заделал третьего, зато работает его жена. И, кстати, по поводу мира чудес. О чём вообще можно говорить, если даже на Билле Уарде пытаются заработать, подсунув ему унизительный трёхкопеечный контракт, в надежде не только срубить миллионы на воссоединении Black Sabbath, но и по привычке, юридически грамотно наеб…. пенсионера-рокера. Музыка третична, господа, Осборн & Френды то, что нужно. Жуткое позорище и одно из многочисленных свидетельств полного духовного обнищания этого некогда сказочного мира, в котором понятие чуда осталось только на уровне сугубо авторской, абсолютно некоммерческой и не имеющей шансов музыки.

Я нашёл свой фен!

С приходом в коллектив в 2005 году нового вокалиста Томи Йоутсена и с релиза в 2006 году альбома “Eclipse” у финского коллектива открылось второе дыхание. К чести штатных музыкантов, новому вокалисту была предоставлена максимальная свобода в реализации своих стилистических представлений, не смотря на заметный скепсис по поводу манеры пения Томи. Он смог быстро убедить новых коллег в своей состоятельности и уместности. Более того, впервые за свою, уже многолетнюю историю Amorphis получили в родной стране “золото” за продажи. В композиторском отношении музыканты явно прекратили своё безвольное течение по бесформенным просторам пост-металла и прог-рока, пытаясь спасти свои этнические начала и красивую мину при обидно нейтральной игре. На “Eclipse” группа подбросила в свою еле тлеющую топку драйвовый хеви, энергичный гроул и доходчивую простоту, и даже воспроизвела на свет настоящий хит “House Of Sleep”, часто исполняющийся при массивной поддержке публики в самом конце сета (сам горланю её с большим удовольствием). Но, об этом альбоме мы уже упоминали. Добавим сюда только успех последовавших за выходом альбома гастролей и фестивальных появлений. С концертами у Amorphis в Европе никогда проблем не было.

Только бы не сматериться…

Идеи для нового альбома начали обретать формы в процессе актуальных гастролей, на волне вновь обретённой коллективной гармонии, благосклонного приёма публики и успехов “Eclipse” в целом. К забукированному времени было готово 15 песен. Записывались в январе-феврале 2007 года с проверенными людьми в привычной для Amorphis студии Sonic Pump в Хельсинки: и от дома почти всем участникам недалеко, и аудиосистема есть прямо в сауне – можно голышом под пивко послушать и обсудить собственное творчество. Примечательность и причина безусловной многогранности альбома “Silent Waters”(2007) кроется в том, что он – образец тотальной демократии. Этой утопичной, заторможенной финской демократии, иногда являющейся образцом вопиющих двойных стандартов, а иногда олицетворяющей блаженство терпимости и братского единения в облаке некоей национальной макро-идеи. В сочинении альбома участвовало пять участников группы, каждый из которых привнёс в копилку собственные песни. Говорит нынешний обладатель длиннющих дредов, вокалист Томи: “Даже я написал для альбома две песни, что для меня лично имело большое значение. Поскольку я был с самого начала весьма мотивирован и хотел привнести в группу свою креативность, хотел добавить в неё что-то от себя. Самое забавное, что, не смотря на работу пяти различных авторов, этот альбом – АБСОЛЮТНО 100-процентный Amorphis”. Полностью поддерживаю фронтмена коллектива.

В тихом финском омуте

В “Silent Waters” врастаешь постепенно и с повышением градуса удовольствия. Первые две композиции “Weaving The Incantation” и “A Servant” возвращают из прошлого вокальные комбинации чистого голоса с гроулом и феминами, а возникающая во вступлении и куплетах “Weaving The Incantation” пост-дэтовая причастность быстро ниспадает по динамике до акустических пассажей с ретро-синтезаторами. Впрочем, чтобы потом также быстро набрать эпического героизма в вызывающем в памяти диск “Elegy” треке “A Servant” и последующих номерах. Максимальный уровень мелодичности поддерживается на протяжении всего альбома, радиоформатность сингла “Silent Water” не мешает мускулистости жалостливо начинающейся “Towards And Against”, прогрессивной фольклорной заманчивости отдельных композиций, в частности “I Of Crimson Blood” и “Shaman”(да, тут присутствует та самая неотразимая гениальная мелодия Amorphis), фолк/хард-роковой романтике “Black River” и акустической передышке “Enigma”. Бонус-трек “Sign” – недаром бонус-трек.

В общественном пространстве “Silent Waters” ждал не менее тёплый приём, чем “Eclipse”: коммерческий релиз уверенно преодолел в стране 15-ти тысячную отметку, гарантирующую “золотой альбом”, а бэнд с ещё большим энтузиазмом продолжил колесить по дежурным европейским странам (в чартах краеугольной Германии диск добрался до 44 места). Более того, Amorphis впервые прокатились хэдлайнерами по Северной Америке. Похоже, финики начали впервые за почти двадцать карьерных лет собирать не камешки, а булыжники. Их пристрастие к масштабному национальному эпосу “Калевала” стало приносить ещё больше плодов. Незадолго до отправки в американское турне коллектив решил записать на репточке все накопившиеся к тому моменту новые песни. Всего набралось 18 штук. После турне кое-что переаранжировали и отправились в Sonic Pump, где записали все 18, но до релиза дошло только двенадцать с учётом двух бонус-треков. Остальные шесть композиций пока так и лежат в архивах без вокалов. По мнению гитариста Томи Койвусаари, “Skyforger”(2009) является в какой-то степени завершающей частью трилогии, что и определяет его музыкальное и лирическое единение с двумя предыдущими релизами. “Одной из причин является тот факт, что мы впервые за свою карьеру записываем три альбома подряд с одним и тем же составом. Мне кажется, что “Skyforger” более рафинированный, более изысканный, чем его предшественник. Саунд динамичнее, песни лучше аранжированы, и сам альбом представляет собой нечто большее, чем просто единое целое. Кроме того, голос Томи стал шире в миксе.

Привычный Еса

На “Eclipse” мы только тестировали, что можем таким составом сделать. На “Silent Water” начали создавать большое полотно, а на “Skyforger”, кажется, все составляющие подошли друг к другу. Думаю, на этом альбоме мы нашли то, что искали последние годы”. И третий подряд “золотой” статус в Финляндии тоже является подтверждением успешной алхимии внутри коллектива. Скоростная “Sky Is Mine” – воздушная и просто великолепная, смесь грузного мелодик-дэта с ближневосточной ажурностью прогрессивных форм “Majestic Beast”, сырая злоба в “Separated”, классически разнообразный Amorphis в “Goodlike Machine”, сладко-печальные наигрыши в интро к многослойному заглавному эпику “Skyforger” и “Sampoo”, отголоски миннезанга в слегка бесформенной “From Earth I Rose” с красивыми лирическими отступлениями. Конечно, везде узнаваема работа клавишника Santeri Kallio. Если честно, после многократных прослушиваний “Silent Water” кажется мне более складной и гармоничной пластинкой, а “Skyforger” – более многогранной, нервной и эмоциональной, хотя всё стоит пропускать через фильтр неизменной финской сдержанности. Думаю, что “золотой” успех предыдущих дисков укрепил группу в уверенности, что путь развития они выбрали правильный, и могут расширять диапазон.

Вырастили

Диск издали в мае, чтобы как раз успеть к очередному фестивальному сезону в Европе, но ещё до его выхода Amorphis откатали турне по родной стране, представляя новый сингл “Silver Bride” – вполне концертный песняк, в хитовом духе новой эры группы. Грядущий юбилей, и нескончаемые вопросы по поводу его празднования ставили перед коллективом определённые задачи. В ноябре 2009 года в финском городе Оулу бэнд качественно записал своё выступление, до этого также записав для издательских целей своё выступление на летнем фестивале Summer Breeze.

Приятно многолюдно

Обе съёмки, а также все промо-клипы Amorphis, старые телесъёмки, фотографии и документальный фильм “Tales From The 20 Years” вошли в юбилейный двойной DVD “Forging The Land Of Thousand Lakes”, первый официальный концертный DVD-релиз финнов. К концертным видео отношусь без особого пиетета, а вот подобные документальные фильмы всегда вызывают интерес. Иногда с удовольствием пересматриваю. В делюксовую версию дополнительно попали два аудиодиска (аудио-версия концерта в Оулу), проигрывающие, в целом, общему объёму материала, представленного на DVD. Но ставим плюсы за солидную упаковку, за маст хэв для фэна и коллекционера, ну, и для разового ознакомления сойдёт.

Другой, не менее важной частью юбилейного 2010 года стал выпуск пластинки “Magic & Mayhem – Tales From The Early Years”, представляющей собой компиляцию перезаписанных актуальным составом песен с первых трёх лонгплеев финнов и бонусом кавер The Doors “Light My Fire”. В этом смысле поклонники получили на юбилей всё, о чём могли мечтать. Ажиотаж первой волны, первые хиты “Black Winter Days” и “My Kantele” (Чёрт, а ведь они до сих пор рулят! Ну, ещё “On Rich And Poor” и “Against Widows”), олдскульный death/doom + скандинавский фолк-метал, щадящие новые аранжировки, традиционные тексты, обилие гроула, и даже бывший вокалист/ныне ритм-гитарист Томи Койвусаари, впервые с 1997 года подавший в Amorphis голос сразу в трёх песнях.

Объект внимания

Масса ностальгии и приятное трудолюбие коллектива. Стопроцентно, у появления “Magic & Mayhem” есть несколько причин, и юбилей группы – лишь одна из них. Теперь Nuclear Blast владеет правами на перезаписи некоторых ключевых ранних песен Amorphis, изданных, как известно Relapse Records. И для “Best Of” при случае пригодится, и старых фэнов подтянуть можно, вернув в концертные плей-листы больше старого материала. В конце концов, отрапортовали о выполнении ещё одного пункта контракта. В поддержку альбома группа устроила “Magic & Mayhem Tour”, на который пригласила своих бывших коллег.

Особенности национальной рыбалки

Задумка приобщить к юбилейным выступлениям бывших участников Amorphis, несомненно, адекватная и с любой маркетинговой точки зрения привлекательная. Ким Рантала, Паси Коскинен, Олли-Пекка Лайне, Каспер Мартенсон, Вилле Туоми и Пекка Касари внесли свой неоценимый посильный вклад в создание Amorphis. Да только не могли нынешние участники группы предусмотреть всего. Юбилейную атмосферу турне “Magic & Mayhem” подгадил бывший вокалист Паси Коскинен, поющий нынче в группе Ajattara. В новогодний вечер 31 декабря 2010 года он вышел на сцену с Amorphis в майке с изображением и именем Йозефа Менгеле, “прославившегося” своей чудовищной “медицинской” практикой в гитлеровских концентрационных лагерях во время Второй мировой войны.

Гарик, ты что ли

Майка вызвала возмущение среди фэнов, тем более, что группа всегда подчёркивала свой антифашизм и даже в 1997 году поместила на задний кавер епишки “My Kantele” анти-нацисткий символ. Кто-то скажет, мол, что эта история – ерунда, популизм чистейшей воды и выеденного яйца не стоит, но для политкорректных финнов это было неприятным событием. Пришлось даже публиковать официальное заявление и отдуваться во время интервью. Музыканты и до юбилея-то с Паси практически не общались, хотя кое-кто из группы поддерживал с ним дружеские отношения, но после этого события пообещали, что Паси никогда больше не примет участие в выступлении Amorphis. “Представляем, что некоторые хотят сделать с нашими альбомами, на которых поёт Паси… Сожгите их, если хотите”. Думаю, Паси эта возня не сильно огорчила, тем более, что он сам же эти фотки и опубликовал.

Распродажа очков удалась

В остальном, юбилейные мероприятия прошли без подобных досадных накладок. Время залечило и эту язву. Вскоре, в январе 2011 года коллектив приступил к работе над очередным пунктом в контракте с Nuclear Blast – по-своему юбилейным, десятым альбомом “The Beginning of Times”(2011) “Нам нравится быть активными, – говорит бас-гитарист Никлас Этелэвуори. – Обычно, когда между концертами образуется пауза, мы начинаем репетировать новые песни, иначе нам становится скучно. Намного сложнее снова входить в рабочую колею после большого перерыва, поэтому мы предпочитаем работать над песнями потихоньку, но постоянно”. Вокалы на этот раз записывались в Куопио, в родном городе музыканта Марко Хиеталы (Nightwish, Tarot), не первый раз работавшего с Amorphis в качестве со-продюсера. “Это в паре сотен километров от Хельсинки, и для меня запись стала своеобразным приключением, – рассказывает вокалист Томи. – Я впервые записывался в этом городе и сохранил весьма приятные воспоминания. Это были две недели насыщенной работы; постоянно шёл снег, что идеально подходило для занятия музыкой”. Лейблу Nuclear Blast как обычно потребовалась куча времени на производственные и рекламные моменты, поэтому готовый альбом появился в продаже только в конце мая.

Каких именно времён

И нисколько не удивил. Ключевой сингл “You I Need”, хорошо прокатывающий на концертах, cильный эпик “Battle Of Light”, не очень изящные, хоть и мелодично кайфовые самоповторы в “Mermaid”, “Escape” и ” On A Stranded Shore”, мощнейший финал в “Crack In A Stone”, интересное/сложное развитие в относительно смелой “Song Of The Sage”, более чем достойный бонус-трек “Heart’s Song”… Делится своим мнением Никлас: “Думаю, новые песни более массивные. У нас было достаточно времени, чтобы сконцентрироваться на аранжировках и прочих вещах, – когда мы приступили непосредственно к записи, то всё прошло очень легко. Альбом микшировался в той же студии, где и записывался. Раньше мы всегда делали это в разных местах. У нас было больше времени на сведение и мастеринг, так что “The Beginning of Times” – это наш лучший по звучанию альбом”. Две трети материала “The Beginning of Times” снабжены мощным гроулом Томи, при этом группа едва ли обращается к death-metal своих пионерских лет. По большому счёту имеем здесь практически тот же набор художественных форм, что и на “Skyforger”, и в этом смысле, столь тщательный повтор собственных стилистических ходов лишает альбом приятных неожиданностей.

Запомни эти лица

Тщательный разбор четырёх студийных релизов подряд, исключая “Magic & Mayhem”, разочаровывает по направлению к настоящему моменту. Лично я не жду от будущей студийной работы Amorphis музыкальных откровений, хотя сам негативно отношусь к коллективам, “дарящим” музыкальные перевёртыши, обламывающие поклонников. Ну, хоть один черпак дёгтя, что ли, а то уж всё одинаково хорошо и мелодично. Еса и Томи хоть и заявляют, что хотят развиваться дальше и не собираются задерживаться на истоптанных территориях, но шаги делают оооочень осторожные и просчитанные. На “The Beginning of Times” ситуацию отчасти спасают изысканные аранжировки, в том числе фольклорные, окончательно вросший в “тело” Amorphis вокалист Томи (всё-таки, сказочная находка для коллектива), клавишник Сантери, без стеснения использующий на альбоме богатый арсенал банков звуков, помимо Хаммонда и стоун-роковых синтезаторов а ля Deep Purple, а также, как ни странно, именно влияние прогрессив-рока, от которого в начале нулевых фэны группы, кажется, подустали.

На родине “The Beginning of Times” быстро дотянул в хит-парадах до уровня “Skyforger”, т.е. до первого места, а на важном немецком рынке диск прорвался в лидирующую двадцатку (16), да и европейское турне было представительнее обычного, плюс хэдлайн-гастроли в Южной Америке и громадьё планов и сюрпризов на будущее. В январе 2012 группа, завершив вторую секцию очередного европейского турне, вместе с другими 40 метал-группами приняла участие в круизе под названием “70000 Tons Of Metal” (из Майами до Каймановых островов) – мероприятии для небедных и расторопных метал-фэнов, пользующемся с недавних пор большой популярностью и эксклюзивностью. На лето Amorphis уже анонсировали своё участие в передвижном рок-фесте Sonisphere. Он как раз пройдёт в Хельсинки, и его главной изюминой станет Метла, обещающая сыграть целиком “Чёрный альбом”. Вплотную к работе над очередной студийной пластинкой финны собираются приступить в конце лета этого года. Имеются уже несколько оформившихся идей и тьма набросков на компьютере Есы Холопайнена. Говорит Томи: “Пока сложно сказать что-то конкретное, всё на стадии обсуждения. Возможно, на следующем альбоме мы опробуем новые методы работы, и всё будет зависеть от того, какими в итоге получатся песни. Но хочу отметить, что мы продолжим заниматься музыкой от всего сердца, и всегда будем стараться создать максимально качественный альбом. Что об этом подумает слушатель, – дело другое”. Я тоже так думаю.

Ян Федяев


Amorphis. part 1


Amorphis. part 3


 

Вы должны войти на сайт чтобы комментировать.