Вот время пролетело, и ага. Не в смысле приближающегося конца человечества, а в том смысле, что в отношении некоторых коллективов, на которые обращает внимание Специальное Радио, время пролетает удивительно быстро. Финский cello-rock квартет Apocalyptica продолжает гордо нести по жизни свою новаторскую идею исполнения рок-музыки на виолончелях. Не на классических инструментах, разумеется, а на приспособленных к бесчеловечным условиям моша гибридах, сочетающих в себе качества виолончели и контрабаса. Но, тем не менее, на виолончелях. Со временем мысль выпускников Академии Сибелиуса пошла дальше, и, начиная с 2003 года музыканты активно используют драмминг и гостевой вокал (читаем первую часть очерка здесь – www.specialradio.ru/essay/009.shtml ). Девственную чистоту первоначальной идеи – всего-навсего исполнить несколько инструментальных версий песен Metallica и попытаться продать хотя бы 1000 дисков – это не то что не испортило, но и к настоящему моменту сделало Apocalyptica одним из ведущих и успешных финских коллективов в мире. Творчество виолончелистов вышло на совершенно иной уровень, если хотите. Прелестная финская печаль и бередящий душу, обжигающий трагизм с национальным колоритом у некоторых коллективов ограничивается рамками жанра, соответственно, фолк-рока, симфо-металла, готик-рока, дарк-металла, чего угодно. А вот Apocalyptica нашла для себя самое удобное место из всех, – по сути, они могут исполнять в своём ключе любую музыку, с успехом приобщая разножанровые излишества и режущие слух непохожести к общему, большинству понятному знаменателю – виртуозному виолончельному струнному аккомпанементу с уникальным звучанием. Со своими рекордами, техническими инновациями, коммерчески успешными релизами, нескончаемыми гастролями. Имена тех, кто не отказывает группе в интереснейшем сотрудничестве, говорят сами за себя.
О великолепном приёме одноимённого альбома “Apocalyptica” в 2005 году было уже упомянуто в первой части очерка. Главный рупор коллектива Эйкка Топпинен с самого начала настаивал, чтобы новая программа, хотя бы частично, содержала вокальные партии, и планировал этим диском открыть совершенно новую главу в истории коллектива. С точки зрения исконного, сугубо виолончельного содержания, это является значительным расхождением с первыми опусами. Увеличившийся в процентном соотношении драмминг (да ещё и с участием Дэйва Ломбардо) и вокальные партии Ville Valo (HIM), Lauri Ylonen (The Rasmus), Emmanuelle Monet (мультиязычный сингл “How Far”/”En Vie”– на основе инструментального трека “Quutamo”) и Marta Jandová (немецкая версия “Wie Weit”), а также хитовый песенный материал вроде “Life Burns!” и “How Far” явили миру коллектив с иной фактурой. “Определённо, нам нравится играть быстрые хеви-метальные риффы, – признаётся Эйкка. – Но на этом альбоме мы особо хотели подчеркнуть все качества виолончели, создать самые лучшие звуки и текстуры, которые нам доступны. Это подразумевает немного другой подход. На диске “Reflections” мы сыграли всего три медленные композиции, остальной материал был довольно быстрым. На этой записи основное настроение более атмосферное и более грув-ориентированное. Я бы ещё добавил, что эмоциональное напряжение сильнее…” В этом лидер финских (чело)веков прав, – сочинения “Ruska”, “Deathzone” и “Farewell” печальны до слёз.
Да, слащаво-плаксивый сингл “Bittersweet” – дуэт Вилле и Лаури – имел прогнозируемый успех в Финляндии и Европе, но в отличие от той же бездонной эпической печали в “Ruska”, он навевает уныние и желание “скипнуть” трек. Зато не хочется выключать практически все барабанные треки – вполне роковая динамика, качественное сочинительство, цепляющие ведущие риффы. Кавер-версий было всего две, да и те не попали в основную версию альбома и распространялись только через itunes – “My Friend Of Misery” и “South Of Heaven/Mandatory Suicide”, Метлы и Slayer, соответственно. “Наш первый альбом звучит ужасно, – признаётся Эйкка. – В то время никто не знал, как записывать виолончели в таком виде. Поэтому каждый альбом является для нас новой ступенью развития и способом научиться ещё чему-то. Наша манера игры с тех пор сильно изменилась”. Эйкка и тут говорит в тему. Начиная с первого релиза, режущего слух и во всех отношениях необычного, финнам приходится брать новые высоты, поскольку фраза “Ну, что вы теперь можете сделать?” стала для них красной тряпкой. И, что характерно, вплоть до наших дней бэнд ещё ни разу не оступился в преодолении гуманоидного скептицизма.
https://youtu.be/zf2aIVKp1OY
Вслед за появлением диска “Apocalyptica”, группа, трансформировавшиcь из квартета виолончелистов в трио (Eikka Toppinen, Perttu Kivilaakso, Paavo Lotjonen) + ставший штатным барабанщик Mikko Siren, отправилась в турне с Rammstein, а в марте впервые откатала Северную Америку. Осенью того же года последовало второе турне по США и Канаде. С коммерческой точки зрения предприятие было рискованным, поскольку новый альбом ещё не успел выйти на территории США, – не так давно здесь был переиздан “Reflection”. Но в большинстве клубов финнов к их изумлению ждал аншлаг! Напомню, кстати, что первый альбом “Apocalyptica Plays Metallica” пользовался большим спросом у америкосов, они купили 160 тысяч дисков без какой-либо рекламы. Немало группа выступала и в Восточной Европе, побывав в очередной раз в России. Стоит отметить, что в наших краях Apocalyptica выступают регулярно, год-через год, благо у них есть в России надёжная и преданная армия фэнов.
Для закрепления коммерческого успеха на фоне расширяющейся географии гастролей группы и летних фестов, в мае 2006 года появилась компиляция “Amplified (A Decade Of Reinventing The Cello)”. Её разделили на два диска – с инструментальными треками и вокальными, добавив по одному неизданному треку на каждый диск. Неслыханным инструменталом оказался сумасшедший скоростной кавер Slayer “Angel Of Death” (в лучших традициях первых двух дисков Apocalyptica). А ведущим синглом сборника стал собственный трек “Repressed”, объединивший вокалистов Макса Кавальеру и Мэтью Така из Bullet For My Valentine (честно, говоря, непрезентабельная работа, не удивлюсь, если это завалявшийся ауттейк из последней студийной сессии). Шикарным подарком фэнам той же весной стал и двойной DVD “Life Burns Tour”, позволяющий не только заиметь все последние промо-клипы финнов, но и познакомить с их гастрольными буднями во время турне по США. К тому времени коллектив уже вёл сбор идей для новой студийной пластинки “Worlds Collide” и много репетировал с барабанщиком. Вспоминает Пертту: “Было порядка 50-60 полностью сыгранных нами треков, из которых мы потом взяли лучшие элементы. Но самым интересным, разумеется, было влияние, оказанное извне, особенно нашим продюсером Якобом Хелльнером (парень работает с Rammstein, если что). На период работы над альбомом он как бы стал участником группы. Было интересно найти такого продюсера, который бы принимал участие в репетициях; он провёл с нами много времени на репбазе и уже там аранжировал вместе с нами новые треки”. То, что менеджмент команды в тот период серьёзно настроился на покорение американского рынка, очевидно. Достаточно выяснить, с какими приглашёнными гостями финны решили сотрудничать на этот раз.
Первым вокальным синглом нового альбома “Worlds Collide”(2007) стал амо-форматный альтер-роковый трек “I’m Not Jesus” с небезызвестным вокалистом Кори Тейлором (Slipknot/Stone Sour). Ну, как бы тут не подорвалась американская публика? В “Lust Hope” снова мощно заколотил Дэйв Ломбардо, с которым Apocalyptica продолжают поддерживать дружеские отношения. Ещё один сингл “I Don’t Care”, написанный в соавторстве с гитаристом Filter Джином Ленардо, исполнен вокалистом Three Days Grace Адамом Гонтье – в меланхоличном и популярном поп-метальном ключе со страдающим парнем. Всё это, и многое другое помогло альбому подняться в горячем альбомном рок-чарте Billboard до 7 места, и приблизиться к полтиннику Billboard 200. После этого кокетливые заявления лидера группы Эйкки Топпинена о том, что они не рассчитывали на такой оглушительный успех в Америке, начинают отдавать лукавством. В Европе имелись кое-какие места в национальных хит-парадах, хотя в родной Финляндии “Worlds Collide” занял только восьмое место. Оригиналы из Apocalyptica не были бы самими собой, если бы не приготовили на альбоме ряд сюрпризов для всей своей интернациональной публики. Один из крутейших японских поп/рок-музыкантов Tomoyasu Hotei записал гитарные партии на инструментальном треке “Grace”, вокалистка итальянских пост-гот-рокеров Lacuna Сoil Кристина Скаббиа привлекла внимание к синглу “S.O.S (Anything But Love)”. Наконец, образец оригинальности идей финнов – рок-трек “Helden”.
Мало того, что в оригинале это песня Дэвида Боуи и Брайана Ино “Heroes”, так её ещё исполняет на немецком языке лидер Rammstein Тилль Линдеманн. Кстати, гитарист Rammstein Рихард Круспе также записал гитары на эту песню. Можно сказать, финны продолжили практику нарушать свои же клятвенные обещания по поводу участия в записи других музыкантов. Говорит Пертту: “В разное время мы говорили – никаких вокалов, никаких барабанов, никаких гитар. Буквально два года назад мы клялись, что ни на одном альбоме Apocalyptica не будет ни одного гитариста – никогда в жизни! Потому что мы ненавидим и презираем гитаристов (смайл). А если я теперь скажу, что мы, например, ни за что не будем записываться с R’n’B-певцом, то это случится? Я лучше помолчу”. Зато, какие результаты!!! На таком фоне – к чёрту обещания! Выход синглов и региональных изданий растянулся на два года. Японская версия “Worlds Collide” получила тяжёлый и меланхоличный бонус-трек “Lies” (имеется также на сингле “S.O.S (Anything But Love)”) . В делюксовом издании, помимо DVD с рабочими/концертными съёмками, интервью и клипом, опубликовано ещё два дополнительных инструментальных трека – трагическая похоронка “Dreamer” и спешащий куда-то с тревожными мыслями барабанный трек “Ural”. К синглу “I Don’t Care” прилагается кайфовый инструментальный B-side “Severe Area” – полётная, красочная композиция с драммингом, полная драмы и рокерских сбивок.
Неумолимо последовавшие за появлением “Worlds Collide” годы прошли в гастролях и прочих маркетинговых проектах. Финнов мотало по Европе и обеим Америкам, их задействовали в конкурсе “Евровидение” и в других фестивалях и боковых проектах. Наверное, говорить, что на своём следующем альбоме “7-th Symphony”(2010) группа поднялась на ступеньку выше, – преувеличение. Но высочайший музыкальный класс она подтвердила, несомненно. Имеется ряд достойных упоминания обновлений, хотя композиционно финны вновь применили соотношение вокала и инструментальных композиции 40/60. К этой же теме можно приплести ещё одну разницу в сравнении с “Worlds Collide”. В прошлый раз у музыкантов не было чёткого видения, какая из сочинённых композиций будет приспособлена под вокал, и будет ли вообще. Из-за этого, по мнению самих музыкантов, у слушателя могло возникать ощущение, что в некоторых композициях чего-то не хватает, что тот или иной инструментал звучал бы на порядок круче с голосом. На это раз композиции судились строже и сочинялись строго для определённых целей.
Продюссировал и микшировал альбом Joe Barresi (Oueens Of The Stone Age, Melvins, Bad Religion), который по воспоминаниям музыкантов первую неделю в студии совершенно не знал, что делать с этими виолончелями. Рассказывает: Эйкка: “По каким-то причинам, ему казалось, что это будет очень легко и сокрушался, мол, как это может быть так заморочено. Виолончель оказалась дня него очень хитрым инструментом, особенно в том, что касается контроля и баланса звучания”. В итоге, неделя ушла на решение саунд-проблем, и затем четыре недели потрачено на запись непосредственно самих виолончелей. Два трека – коммерческие синглы “Not Strong Enough” и “Brocken Pieces” – отдельно продюссировал Howard Benson (T.S.O.L., Motörhead, Sepultura, P.O.D). Они, а также сингл “End Of Me” составили трилогию; все три видеоклипа для них снимались в одном месте – в крематории Альтадены в Калифорнии.
http://www.youtube.com/watch?v=e5O90uzvUA4
Материала было записано много, причём судьба части записанного материала пока остаётся неясной. В стандартную версию, разумеется, вошло далеко не всё. Не все задумки на тот период музыканты успели до конца реализовать. Первоначально имелось порядка десяти композиций, для которых велся тщательный поиск вокалистов, из них, как мы сегодня знаем, осуществилось только пять, включая версию сингла “Not Strong Enough” с Дугом Роббом. Рассказывает Эйкка: “Над одной из песен, например, должен был работать Maynard James Keenan из Tool. Но в последнюю минуту он сказал: “Сорри, парни, но у меня нет на это времени. Он как раз был занят с Pascifer, и полагал, что по отношению к Pascifer будет некорректно, если он углубится ещё в один проект”. Изъявлял желание поработать с Apocalyptica Брюс Дикинсон из Iron Maiden, но он тоже предпочёл потратить время на новый альбом мэйденов. “Участие большого количества приглашённых музыкантов имеет и проблемную сторону, – говорит Эйкка. – Это самая скверная часть работы с гостями, потому что рекорд-компании стремятся в первую очередь защитить себя. Они владеют правами на артистов, и это всегда касается тайминга. Дело даже не в деньгах; мы никогда никому не платили много, чтобы поучаствовать в записи Apocalyptica. Для начала, каждый обязательно должен хотя бы хотеть сделать с нами песню. Настоящей проблемой является согласование сроков выпуска релизов артистов похожими лейблами. В нашем случае, например, мы были вынуждены передвинуть сроки выхода “7-th Symphony” в Северной Америке по сравнению с остальными рынками из-за того, что в тот момент у Stone Sour по радио крутился актуальный сингл, и в Roadrunner заявили: “Нет, вы не можете выпустить свой альбом до тех пор, пока мы не закончим свои дела с этой песней”. Так что тут вмешивается политика, и это обратная сторона всех сотрудничеств”.
Скрупулёзные музыканты потратили на поиск вокалистов так много времени, что больше половины альбома сочиняли в последний момент. “Да, в этом смысле нынешний процесс создания альбома отличался от всех предыдущих, – продолжает лидер команды. – Мы не успели сделать необходимый препродакшн из-за того, что всё потратили на работу над вокальными треками для разных гостей и над демо-записями для них. В конце концов, мы поняли, что нам для альбома не хватает инструментального материала, поэтому большинство инструменталов для “7-th Symphony” действительно сочинялось в самый последний момент. Т.е наш барабанщик Микко уже записывал свои партии в Лос Анжелесе, а мы продолжали ему посылать демо новых треков”. Конечно, первым делом нужно отметить вокальные треки, привлёкшие к альбому основное внимание в Штатах. В их сочинении участвовали не только музыканты Apocalyptica – “Not Strong Enough” с голосом Брэда Смита из Shinedown (отличный песняк, друзья мои), “Brocken Pieces”, исполненный певицей Лейси Мосли из Flyleaf, и “End Of Me” с Гевином Россдэйлом из Bush на вокале. Вполне радиоформатные сочинения, чётко выдержанная куплетно-припевная схема с вовремя срабатывающими хуками. Брутальный, скоростной трек “Bring Them To Light” с вокалистом Joseph Duplantier из французского метального коллектива Gojira вкатил больше в Европе. Кстати, эта песня первоначально была записана для альбома “World Collide”, но музыкантов не устроило её финальное качество, и было решено перезаписать её для нового альбома.
Про инструментальные треки также есть что сказать. В коротком барокко-инструментале “Beautiful” впервые в своей жизни на басу сыграл в студии барабанщик Микко, причём, трек был записан с первого раза и нагишом. “Верно, эта красивая акустическая композиций записана с первого же дубля, – рассказывает Эйкка. – Микко хотел, раздевшись, отметить свой дебют басиста. И когда он уже разделся, мы подумали, что, видимо, стоит раздеться всем. Тут же”. Грандиозным выдался трек “Rage Of Poseidon” – очень кинематографичный, с постепенным развитием, передающий на пике накала музыкальных страстей всю ярость и мощь одной из величайших стихий. Не для всех ушей легко переносимо. Из прогрессивных вещиц ещё отметим открывающий номер “At The Gates Of Manala” и “On The Rooftop With Quasimodo”. Барабанщик Slayer Дэйв Ломбардо поприсутствовал и на “7-й Симфонии”, наворотив сбивок в треке “2010”. Из бонус-композиций лично отмечу “The Shadow Of Venus” – тоскливую, тёмную, накатывающую волной живописной печали тему, и кавер Black Sabbath “Spiral Of Architect”. “Это кавер был записан для трибьютного альбома Black Sabbath, организованного британским журналом Metal Hammer, – рассказывают музыканты. – Было забавно, поскольку работа над ним отличалась от нашего альбомного производства. Мы имели дело с песней из 70-х, в ритуальном ретро-стиле, барабаны очень мягкие и виолончели большей частью акустические. Это отличная песня, хоть и не самая известная из творчества Black Sabbath”.
Всех гостевых вокалистов, разумеется, группа пригласить в свои турне никак не могла. Последние годы финны пользуются услугами земляка Tipe Johnson, впрочем, при составлении концертной программы не сильно налегая на вокальные треки. “Для песен Металлики мы всегда используем голос аудитории, – смеётся Эйкка. – Публика и так поёт эти песни, так что и вокалист отдельный не нужен. Если мы играем 90-минутный сет, то в нём обычно 4-5 вокальных треков, остальное – инструменталы. Мы прикупили отличное оборудование. Вообще, после студийной работы над “7-th Symphony” мы провели много исследований, чтобы сделать саунд тотально массивным и очень разборчивым, соответственно, как сделать его, используя виолончели. Так что сейчас мы использует отличную звуковую систему”. Собственно, на здоровье, главное, чтобы публика была довольна. Последние пару лет музыкантам было не до новинок; группа почти непрерывно находится на гастролях. В октябре 2011 года финны впервые надолго отправились в российские регионы, выступив даже в Уфе, Красноярске и Новосибирске. 7 декабря прошлого года выступили в Сан Франциско на открытии недельных мероприятий, посвящённых 30-летию Metallica. Понятное дело, финны расшаркивались за такую честь, тем более, что были приглашены подыграть Метле в нескольких песнях. Начиная с выступления в Хельсинки в 1996 году, это был первый случай, когда две группы выступили вместе на одной сцене. В январе 2012 они колесили по Южной Америке, а концертный календарь на этот год расписан уже до конца лета. До Рождества обещают ещё одно турне, либо в Северной, либо в Латинской Америке.
В любом случае планируют провести на колёсах ещё и весь сентябрь, а затем сделать заслуженный перерыв. “Пока у нас нет абсолютно никаких планов насчёт нового альбома, – признаётся Эйкка. – Мы работаем над кое-какими специальными песнями для разных территорий. Например, во время перерыва между гастролями сделали совместную песню для Испании, одну для Франции, и ещё одну – для Германии (и ещё один трек для Турции, прим. ред.). Остальное время мы по возможности просто отдыхаем, заряжаемся энергией для продолжения гастролей, и сосредотачиваемся именно на них. Нам нужен перерыв, чтобы открыть что-то новое для себя. […] Каждый раз, когда я пытаюсь сочинять что-то во время турне, мне это быстро наскучивает, потому что я чувствую, что это именно то, что мы обычно делаем, в этом нет ничего нового. Так что я предпочитаю делать перерыв, абстрагироваться от группы и работать над новыми идеями”. При таких раскладах даже по самым оптимистичным прогнозам нового полноформатного студийного альбома от Apocalyptica не стоит ждать раньше лета 2013 года.
Ян Федяев