Датские треш-метал голоса из прошлого, группы Invocator, Mercenary и Artillery известность свою с годами растеряли и в последнее время всплывают на поверхность только в контексте переизданий. Много причин, по которым техно-трешеры Artillery так и не стали ни лидерами жанра, ни датским музыкальным экспортом, а в какой-то момент только исполнили роль связующего звена, приятного воспоминания, чьего-то вдохновения и прочие абстрактные функции. Абыдн, да?
Капли Датского короля пробовали? Но музыку из Дании кой-какой металхэд обязательно пробовал. Этой счастливой игрушечной стране, упорно не вступающей в зону евро, есть чем гордиться, относительно размеров страны и количества жухательных музыкальных коллективов. Чего стоят King Diamond, Mercyful Fate, Royal Hunt, Pretty Maids… Кому-то может позлее и помясистее – Mnemic и Illdisposed.
Датские треш-метал голоса из прошлого, группы Invocator, Mercenary и Artillery известность свою с годами растеряли и в последнее время всплывают на поверхность только в контексте переизданий. Либо возвращения из небытия на сцену! Много причин, по которым техно-трешеры Artillery так и не стали ни лидерами жанра, ни датским музыкальным экспортом, а в какой-то момент только исполнили роль связующего звена, приятного воспоминания, чьего-то вдохновения и прочие абстрактные функции. Абыдн, да? И оригинальность была, и узнаваемость, и дело шло в 80-х относительно регулярно, даже продюсера Флеминга Расмуссена (делал альбом Metallica “…and Justice For All”) подрядили. Но постоянное недопонимание в коллективе, его частое перетряхивание и, наконец, самое фатальное, отсутствие заинтересованности в продвижении Artillery со стороны лейблов при стремительно разрастающемся и меняющемся музыкальном поле 90-х так же быстро привело к нежеланию датских музыкантов инвестировать свои кровно заработанные кроны и нервы в дальнейшее поддержание неординарного проекта на плаву. Хобби – оно как-то спокойнее.
Группешник был собран в 1982 году в пригороде датской столицы Копенгагена Taastrup. В первый состав вошли гитарист Jorgen Sandau (бывший роуди Mercyful Fate), барабанщик Carsten Nielsen (ex The Mortuary), братья – гитарист Michael Stutzer и басист Morten Stutzer (оба из Devil’s Symphony) и вокалист Per Willer Onink. Первыми заслугами молодого коллектива стали местные концерты и запись 4-песенной “демонстрашки” “We Are The Dead” в декабре 1982 года. Но через полгода вокалиста попросили покинуть помещение, поскольку группе потребовалось для нового материала более вариативное пение.
Со вторым вокалистом Carsten Lohmann отношения у группы тоже не срослись; с его участием датчане только записали два демо по 4 песни в студии Ole Erlings Lydstudio в 1984 году: в июле “Shellshock” и в октябре “Deeds Of Darkness”. После этого бэнд снова занялся поисками подходящего фронтмена. Ноги первого материала Artillery росли из британского хеви и первых существенных олдскульных американских и немецких треш-и спид-метал релизов. Техничность и аккуратность играли при этом одну из важнейших ролей. Ранний материал с не всегда увязанным набором риффов оставался достаточно долго монотонным, витиеватые мелодии пришли позднее. В 84 году была найдена действительно примечательная по тембру и способностям вокальная личность Flemming Ronsdorf, с которым коллектив вступил в полосу карьерных сдвигов. Сначала в начале 85 датчане записали демо из 7 песен “Fear Of Tomorrow”, обновив несколько старых композиций с новым вокалером. Одна из них – “Hey Woman” вошла в виниловую компиляцию “Speed Metal Hell”. Усилия Artillery приносят им первый контракт с небольшой конторкой Neat Records, которая летом 85 выпустила дебютный винил датского квинтета “Fear Of Tomorrow”. Все 9 треков для него группа записала в Копенгагене, в студии El Sound. Звук из-за незначительного бюджета оставлял желать лучшего, чего не скажешь о хорошей технической подготовке и качестве материала, уже несколько лет проверяемого на концертах. В любом случае, это классический альбом, где вариативно совмещаются спид-метал элементы с острой агрессивностью и тяжестью. На тот момент группа могла бы попасть в число лидеров европейской сцены. Сразу после появления пластинки и получения первых положительных рецензий Artillery возглавили гастрольный тур по Бельгии и Голландии и даже выступили на знаменитом голландском фестивале Dynamo в Эйндховене. К успехам скандинавов можно отнести и роль разогрева на концертах Slayer и King Diamond.
К осени 86 года группа записала новый альбом “Terror Squad”, но по ряду независящих от группы причин его выход задержался почти на полгода. Из-за отсутствия нового релиза датчанам пришлось отменить несколько перспективных турне, включая гастроли с Exodus. На почве нереализуемых планов и бурного размножения спид-треш-команд, в Artillery начались брожения: сначала барабанщика Карстена ненадолго сменил Henrik Quaade, а потом и он вместе с басистом Мортеном собрали новую группу Furious Trauma. В конце концов, винил “Terror Squad” вышел в свет и получил хорошую прессу. За два года с момента появления “Fear Of Tomorrow” треш-сцена сильно изменилась, и на полках появилась масса отличных альбомов, от энергичного молодняка Bay Area до увешенных патронташами немцами Destruction, Sodom и Holy Moses. Но и на этом фоне в музыке Артиллерии сохранились оригинальные составляющие, способные привлечь к ней внимание и без труда выделить её на фоне остальных жаждущих. Режущий гитарный чёс на высокой скорости, интересные инструментальные расклады, техничные смены долей, более чем характерный вокал и грамотное обращение со всеми жанровыми элементами хорошо проявлялись практически во всех треках, хоть в “The Challenge” и “In The Thrash”, хоть в “At War With Silence” и “Let There Be Sin”. Диск “Terror Squad” можно смело рекомендовать, как классический треш-спид-метал-альбом и один из лучших образцов европейского экстрима конца 80-х.
В 1988 году Артиллерии предложили вместе с земляками Sort Sol принять участие в турне под названием “Next Stop Soviet”. Перспектива стать одной из первых экстремальных европейских групп, попавших в страну перестроечных Иванов, подбодрила музыкантов, и они стали серьёзно готовиться к концертам. Гитариста Сандау надолго не хватило, и он объявляет о своём уходе. Басист Мортен берёт в руки гитару, а обязанности бас-гитариста поручают Peter Thorslund, бывшему мемберу групп Apocalypse и Force Majeure. Концерты Артиллерии в России наверняка имели бы ещё больший резонанс, если бы власти не выслали посреди гастролей “враждебных декадентствующих буржуев” домой. Пять дней группа тащилась в поезде по Транссибирской магистрали обратно в Европу; этим кошмарам привыкшие к комфорту и логике датчане вскоре посвятили небольшой интро-инструментал “7.00 from Tashkent”. После поездки группа собралась вместе только спустя девять месяцев; имели место гастроли по родной стране, принятие басиста Торслунда в состав на постоянной основе и подписание контракта с мэйджором Roadrunner Records. В 1989 году группа привлекла на свою сторону продюсера Флеминга Расмуссена и на студии Sweet Silence при его технической поддержке записала демо “Khomaniac” из 2 песен “Khomaniac” и “Don?t Believe”.
Результат фирмачей устроил, и в январе/феврале Artillery вернулись в ту же студию, чтобы основательно записать 10 песен, вошедших в альбом “By Inheritance”(90). Впервые в дискографии датчан альбом вышел не только на виниле, но и на компакт-диске. В музыке группы завелись мелодии, заметно усилилось значение гитарных аранжировок, появилась некая интеллигентность и осмысленные бриджи. Классический треш отошёл на второй план, уступив место разнообразному паверу и модерн-хеви. Это чувствовалось ещё на демо “Khomaniac”, альбом же украсили сверху “Beneath The Clay”, “By Inheritance”. Песня “Bombfood” вообще стала для фэнов первой волны откровением своими переходами тем, мелодизмом и эпическим настроением. Смелой получилась полу-баллада “Don’t Believe”. Датчане стремились продемонстрировать максимум разнообразия в рамках своих же наработок. Упомянем и хардовый кавер Назарет “Razamanaz”, хорошо дополнивший неожиданно расширившийся творческий и эмоциональный ассортимент группы.
Увы, отличные отзывы в метальных СМИ среди любителей музыки и всестороннее высокое качество релиза не возымели особого действия, и “By Inheritance” не получил достойной поддержки от звукозаписывающей компании. Совместная жизнь с Roadrunner Records на этом и закончилась. Концертов была самая малость, ну и лицензий раз-два и обчёлся. В итоге половина состава опять разбежалась: Мортен собрал новую версию группы Missing Link, вокалист Рёнсдорф вскоре получил приглашение поддержать в европейском турне германских трешеров Destruction, а барабанщика Карстена вообще уволили. Второй брат Штютцер не стал сразу сдаваться. Artillery продолжили давать концерты и выступать на фестивалях в 90-91 годах, при участии нового вокалиста John Mathiasen, гитариста Samir Belmaati и уже знакомого драммера Henrik Quaade. Эти же музыканты законсервировали в конце 91 года четыре новых песни под общим названием “Mind Factory”, которые, увы, так и остались на стадии демо-записи. В 92 году место у микрофона занял Mickey Finn, барабанщиком стал Benny Dallschmidt. На укреплении микроклимата перестановки в группе это не повлияли, и Artillery тихонько затухли до 98 года.
В 2004 году бэнд собрался ещё один раз на рок-междусобойчик в столице родной страны. Значительное оживление, о котором уже и не помышлял никто, произошло в 2007 году, когда компания Metal Mind переиздала в виде солидного бокса “Through The Years” все студийные альбомы коллектива, большинство демо-записей и кое-какие раритеты. К делу издатели подошли лимитировано, но основательно. Всего было выпущено 2000 пронумерованных коробок, альбомы прошли 24-битный ремастеринг и вышли на позолоченных дисках, в буклете появились редкие фото из архивов музыкантов. Возобновление деятельности Artillery в ноябре 2007 года стало лучшим дополнением к этому изданию. Группа не только анонсировала ряд фестивальных выступлений в 2008 году, но ещё и приняла в состав нового вокалиста и замутила новый альбом. Пока Metal Mind переиздали в диги-паке первые два альбома датчан, дополнив бонусами идентично версиям из бокса “Through The Years”. Так что, продвинутым фэнам эти прелести уже были знакомы. Скептическое отношение к певцу Soren Nico Adamsen (Crystal Eyes, Maladaptive, Starrats, TwinSpirits) было предсказуемо настолько, насколько самобытен вокал Флеминга Рёнсдорфа. Но “новобранец” смог себя зарекомендовать должным образом. Его первым релизом в составе датчан стал концертный DVD “One Foot In The Grave, The Other One In The Trash”(08), записанный во время концерта на известной польской фестивальной площадке в Катовице. Сам вокалист не высказал восторгов по поводу этого релиза. “Я не доволен своим выступлением на DVD. Это был всего третий наш совместный гиг, так что перформанс получился немного несфокусированным и нетвёрдым. Я бы хотел иметь побольше концертов перед записью DVD, но она уже была запланирована, так что… В любом случае, было весело, и в записи есть много энергии, чувствовалась отдача аудитории”. Лимитированная версия дивиди включает в себя концертный аудио-диск, что для оставшихся поклонников Artillery должно являться аппетитной приманкой к изданию Metal Mind. Новая студийная пластинка обещана на этот год. Группа собирается засесть в студию в Копенгагене уже в марте. Пока речь идёт о 15-17 песнях, находящихся в работе. Мортен Шютцер обмолвился так же, что группа перезапишет песню “Uniform” с демонстрационной ленты 91 года “Mind Factory”. “Я возлагаю большие надежды на этот альбом, и пока материал звучит многообещающе, – сказал вокалист Сорен. – Это первый альбом группы с новым вокалистом, и я собираюсь проявить себя максимально хорошо. Есть реально скоростные трешевые песни и кое-какие медленные песни. Есть рифы, есть тяжесть, есть сырость, есть сложные песенные структуры. Тексты в основном касаются политики, например, войны, свободы слова и кое-какие личные месседжы. Никаких песен про Харлеи и баб с большими сиськами. Сорри!”