Эти товарищи долго ждали своего часа, чтобы блеснуть на страницах Специального радио. Или не так, лучше заявим скромнее: мне потребовалось время, чтобы договориться с самим собой по поводу собственных предпочтений. Очень уже в какой-то момент стало сильно тошнить от гадящих во всех подряд тяжёлые стили второсортных металкоровых команд, подобных саранче, прилетевшей из-за океана. А первые знакомства с дебютными работами As I Lay Dying вообще не вызвали поначалу никакого желания углубляться в материю. Тем приятнее было определиться в том, что музыкально As I Lay Dying блещут уже давно, и их класс на фоне тускнеющих европейских треш-героев повышается с каждым новым релизом. Коллектив за десять лет существования сделал отличную карьеру. Теперь чуть подробнее.
Одна из версий такова, что сначала нынешний вокалист коллектива As I Lay Dying, убеждённый христианин Tim Lambesis в 1999 году уехал из Сан-Диего в Арлингтон (Техас), чтобы присоединиться к бэнду Society’s Finest. Там ему вскоре разонравилось, и в 2000 году парниша возвращается в Сан Диего, место, известное сильным влиянием традиционного хардкора и панка. В течение конца 2000-начала 2001 года он собирает первую версию As I Lay Dying в составе себя самого, барабанщика Jordan Mancino (ex-Edge Of Mortality), басиста Brandon Hays (ex-The Frontline) и гитариста Evan White. Тим с Эваном дружили ещё с колледжа, играли в разных группах, пока не объединили свои усилия, разочаровавшись в прежних достижениях. Тусовка была полностью христианская, с соответствующим содержанием текстов и посещением богоугодных заведений, из-за чего коллектив, дёрнувший название из новеллы Уильяма Фолкнера (а тот позаимствовал её из гомеровской “Одиссеи”), поставили в один ряд с остальными Christian-rock группами. Однако музыку As I Lay Dying нарезали далеко не госпельную и даже не библейский глэм-рок; на начальном этапе группа комбинировала условно мелодичный металкор с грувовыми модерн-метал элементами и сырым death/thrash-метал, причём количество последнего даже не сразу указывало на наличие металкоровых задатков. “Здесь всегда была большая панк-сцена, – вспоминает основатель коллектива Тим. – И в том, что касается андеграунда, хардкор имел гораздо более сильное влияние, чем металл.
Поэтому в Сан Диего мы были в своём роде изгоями, и большинство ранних шоу были хардкоровыми. Потом, параллельно с тем, как росла наша известность, расширялось и влияние метал-сцены в целом. Сейчас здесь есть команды, старающиеся подражать нам в звучании, но начали это всё не мы. Мы просто вдохнули жизнь в тусовку, которая была практически мертва на тот момент, когда мы начали играть”. Уверен, что ни один трезвый священнослужитель, даже самый терпимый не совместит такое музло с богоугодным месседжем. Видимо, какой-то журналист придумал, и понеслось. Тим продолжает: “Я не очень люблю, когда нас помещают в категорию христианских групп. Собрав команду, мы не стремились говорить людям, как правильно жить. Это не было ни нашей целью, ни нашими амбициями. Мы – христиане, да это так. Но я бы лично никогда не стал говорить людям во что им верить. Поэтому оставьте нас в нашей вере в покое”.
Записанное новым проектом демо привлекло внимание техасской рекорд-компании Pluto Records, и она быстро устроила юным металистам запись дебютного полноформатника. Среди участников записи значился уже новый бас-гитарист Noah Chase, впрочем, тоже надолго не задержавшийся. Грубый мелодизм и первобытная непричёсанность “Beneath The Encasing Of Ashes”(2001) от души напоминали скандинавские метал-команды второй половины 90-х, тяготевших к брутальной воинственности и батальной эпичности, и даже немного Bolt Thrower. К ним примешивалось звучание американских и европейских треш-метал коллективов, которые как раз в середине 90-х пытались творчески выжить и экспериментировали со среднетемповыми формами, монотонной рифовой мешаниной, электроникой и прочими, не обязательно гармонично вписывающимися в общий контекст вещами. Главное, группа вначале выбрала не самый близкий и лёгкий путь. До стремительности и общей популярности шведского мелодичной дэта At The Gates /In Flames/Soilwork и классических мелодий Iron Maiden оставалось не так много по времени, и довольно далеко стилистически. На “Beneath The Encasing Of Ashes” As I Lay Dying смогли добиться того, что от них вряд ли ожидали – такого уровня атмосферы изящного мрака и апокалиптичной бездны, при которой вычленение стилистических деталей становится неблагодарным занятием и просто мешает получать удовольствие. С одной стороны, жестокость заглавного трека и “The Voice That Betray Me”, с другой – кайфовый трагизм и фатальность доброй половины программы “Forced To Die”, “The Innocence Spilled”, “When This World Fades” и “Behind Me Lies Another Fallen Soldier”. Ок, согласен с некоторыми ревьюерами по поводу сходства саунда америкосов с коллегами Zao, но к чести AILD они быстро сменили вектор. Интересно почитать воспоминания участников о первых годах гастрольной жизни. Редкий концерт тогда обходился без махача между хардкоровой и метальной публикой из-за разных манер поведения и степени крутизны. Очково, но коллектив при поддержке лейбла продолжал расширять географию клубных выступлений по родной стране.
Рекордным для Pluto Records продажам альбома “Beneath The Encasing Of Ashes” способствовали первые турне As I Lay Dying в компании с кучей таких же пока малоизвестных штатовских формаций, вроде Zao, Living Sacrifice, Poison The Well и других. Для адекватной презентации материала в концертном виде в состав добавили гитариста Jasun Krebs и нового бассиста Aaron Kennedy, у которого не было проблем с проведением части жизни в гастрольных разъездах. Спустя почти год, по контракту с Pluto последовало продолжение студийной работы, когда As I Lay Dying записали пять песен для родственного сплит-альбома с земляками American Tragedy, для которых это оказалось последней прижизненной записью. Некий Tommy Garsia был задействован в составе As I Lay Dying на соло-гитаре и подпевках. Неожиданно глухое звучание, появление металкоровщины, первые попытки вкусно разложить гитары и возникновение первого хита “The Beginning” с узнаваемой конницей Iron Maiden. Новый материал почерпнул из прошлого грубую силу и приобрёл дополнительную мелодичность и многогранность. Если первый трек “Illusion” представляет собой атональную монотонную долбёжку, то “Reinventing” и “Forever” уже содержит шведятинку разных школ (стокгольмскую – за счёт саунда, в первую очередь).
Затем, как только контрактные договорённости с Pluto утратили юридическую силу за истечением срока, пришёл черёд заинтересованных лиц рангом повыше. Наиболее выгодные условия в марте 2003 года подросшей в профессиональном плане за пару лет активнейших гастролей команде предложил лейбл Metal Blade Records, причём руководство Pluto Records в лице шефа Brian Cobbel оказывало группе всяческое содействие в этом трансфере. “Одной из основных причин нашего выбора стало то, что MB дали нам почувствовать, что станем для них приоритетным направлением, – рассказывает вокалист Тим. – И это оказалось абсолютной правдой. По-крайней мере, с тех пор, как мы подписали контракт с Metal Blade, они изменили в отношении нас маркетинговую политику, и продвигали нас не так, как свои прежние коллективы, а в качестве нового саунда для лейбла”. Правда, для начала нужно было предложить лейблу соответствующий ожиданиям, как бы новый продукт. Ситуация складывалась подходящей, поскольку в команде полностью сменилась гитарная секция (вместо ушедшего после записи миньона Эвана, потерявшего мать, в штат приняты два гитариста Phil Sgrosso и Nick Hipa) и появился новый бас-гитарист Clint Norris. Они-то и старожилы Тим и барабанер Джордан трудились над созданием этого самого нового продукта в калифорнийской студии Big Fish Studios весной и летом 2003 года. Обходились своими силами, продюсировал запись фронтмен.
В июле альбом “Frail Words Collapse” (2003) ознаменовал появление на рынке очень перспективной металкоровой команды, ловко объединяющей с отечественным металкором angry, thrash в рамках “Master Of Puppets”, heavy-metal и добрую порцию мелодичного европейского дэта. “В музыкальном смысле для нас это был долгий путь, – говорит Тим. – Стилистически от предшественника альбом отличается тем, что он быстрее и энергичнее. В нём много естественного влияния хардкоровых команд, на которых мы выросли, а также множества европейских команд типа At The Gates и In Flames”. Пару песен – “The Beginning” и “Pain Of Separation” – AILD перезаписали с предыдущего миньона, придав им обновлённый вид и более гладкое звучание, а номер “Behind Me Lies Another Fallen Soldier” вытянули с дебютного альбома. Эпическое настроение дебютного альбома в качественном виде воплотилось в финальном треке пластинки “Elegy” и в полуинструментальном треке “Song 10”. Первый же трек/сингл “94 Hours” прямо таки подбрасывает melodic-death скоростью, хотя потом нагружается металкоровой тяжестью и влиянием Killswitch Engage. Второй сингл “Forever” двинулся в хеви-метальную сторону, с добавлением чистых подпевок и просто-мелодичных лидов. Для придания равновесия всем мэйстримовым включениям тут же имеется трек “Distance Is Darkness”. Сам с удовольствием ещё слушаю треки “Collision” и “Undefined”, несложный трешнячёк на 180 bpm с простенькими шведиш-метал мелодиями и даже викинг-метал пафосом. Продажи, превысившие 100 тысяч дисков только в США и 250 тысяч по миру, фактически обеспечили As I Lay Dying бесперебойную жизнь на колёсах и все необходимые инвестиции в дальнейшие записи. Раскрутка нового диска вылилась в несколько американских турне, причём с группами, далёкими от христианства (хотя бы возьмём для примера Six Feet Under и Behemoth), а затем в конце 2004 года As I Lay Dying добрались до Европы, Японии и Австралии, куда вряд ли повезут залежалый товар. Судя по всему, дела шли предельно хорошо.
Закрепить коммерческий успех была призвана третья пластинка, собиравшаяся в цехах той же Big Fish Studios. Бэнд снова положился на самопродюссирование и добился на диске “Shadows Are Security”(2005) читабельного результата. Металкора на мировой сцене за последние пару лет стало больше, и сравнивать уже было с кем. В As I Lay Dying оставался симпатичным элемент неприемлемости эмо, использующегося некоторыми их успешными коллегами для расширения подростковой аудитории. Жёсткий, прямолинейный металкор/треш в направлении тех же Killswitch Engage, даже с более бережным отношением к мелодиям. Гитарная работа утончалась на глазах, ритм-секция с синтетическим звучанием драмсов сохраняла объём, сами композиции загонялись в плотный концертный корсет, а чисто-вокальные бэки и припевчики AILD помог исполнить приятель Dave Arthur из группы Kings To You. “Мы предполагали, что у нас будет хотя бы пара месяцев на сочинение и запись нового альбома, а на самом деле оказалось меньше месяца, – говорит фронтмен Тим. – Когда мы оказались в студии, у нас была всего одна готовая песня. Поэтому материал на диске создаёт ощущение механически составленного, ведь совсем не было времени поджемовать, придумать более интересные сбивки, передающие оригинальность драмминга.
Тогда бы и не было ощущения того, что это электронные лупы. Так что на “Shadows Are Security” имеются более традиционные структуры песен, в отличие от предыдущего диска”. Ну, и много мелодий и горячо мной приветствуемой трешевой скорости и энергии. Песнями вроде “The Truth Of My Perception” или “Meaning In Tragedy” многим зажравшимся коллективам вроде Arch Enemy или тем же In Flames можно дать хорошего пинка по мажорной заднице правильной маркетинговой формы. Хотя в “Empty Hearts” As I Lay Dying практически от начала до конца цитируют тех же Арчей… Увы, это неизбежные тусовочные накладки приноравливания к среде. Пиковое качество и музыкальность на этом этапе коллектив продемонстрировал в песнях “The Darkest Nights” и “Morning Waits”. Насколько было необходимо перезаписывать вообще невыразительный трек “Illusion” – так для себя и не решил. От новой композиции было бы больше проку. К песне добавили затяжное нойзовое интро, звук, разумеется, тоже обновился, но интереснее она не стала.
По результатам продаж первой недели в Америке (33 тысячи дисков) альбом впервые в истории коллектива попал в Billboard 200, где занял 35 место, и стал первым в списке лучших независимых альбомов. Общие продажи перевалили за 275 тысяч. Не помешает в коллекции лимитированное издание с DVD приложением с клипцами, рассказом о записи альбома, и видеозаписью выступления группы на концерте в Германии во время осеннего европейского турне 2004 года. Вскоре после появления в июне 2005 на прилавках “Shadows Are Security” одна из самых “горячих” на тот момент американских команд составила компанию многим метал-знаменитостям в знаменитом ежегодном фестивальном туре Ozzfest, а затем вместе с коллегами по лейблу и жанру Unearth была призвана разогревать в турне 2005 года Slipknot. В процессе околачивания бэндом гастрольных и фестивальных груш, Metal Blade переиздал под одной обложкой первые два релиза As I Lay Dying, выпущенные Pluto Records, – лонгплей “Beneath The Encasing Of Ashes” и треки со сплита с группой American Tragedy. Участники группы озвучили прямо таки благородную цель его появления компиляции “A Long March: The First Recordings”(май 2006), мол, у них наворачивались слёзы на глазах, когда они видели, что их ранние диски парятся на eBay по сотке баксов и выше. Как по-христиански!
На самом деле, в этот момент коллектив находился в мощном американо-канадском турне “Taste Of Chaos” с Deftones, Atreyu и прочими, и снять дополнительную кассу совсем не мешало. Для привлечения внимания потенциальных покупателей и уже сформировавшейся международной армии фэнов все пять песен из EP 2002 года были перезаписаны в новом составе. Думаю, если бы не предыдущий коммерческий успех квинтета, эта компиляция вряд ли бы достигла даже 129 места в национальной двухсотке. Деньги не пахнут, особенно когда гастрольная топка так раскалена. Ведь последующее лето группа снова провела в метал/хардкор турне по Америке, теперь при поддержке In Flames, Gwar, Trivium, Cannibal Corpse и ряда других неслабых команд. Вскоре после этой гонки команду покинул бас-гитарист Clint Norris – предпочёл женитьбу и безоблачную семейную жизнь; ему на замену пришёл Josh Gilbert, добавивший в будущем ещё и чистых вокалов.
Следующей пластинке “An Ocean Between Us”(2007) было уделено куда больше времени, и качеством продакшена она перекрывала ранние опусы. В первую очередь, благодаря сопродюсерскому участию Адама Дуткиевича, по совместительству гитариста Killswitch Engage. Говорит гитарист Фил: “Раньше у нас не было продюсера, мы всё делали сами. По большому счёту ни я, ни Тим не можем себя назвать продюсерами, просто мы были теми, кто следил за всем. А вот Адам сделал для “An Ocean Between Us” именно то, что мы ожидали от него, как от продюсера”. Адам как раз получил в тот период травму и был вынужден отказаться от гастролей с родным коллективом. Поэтому принял приглашение As I Lay Dying подзаработать. Он почти не вмешивался в композиторскую деятельность участников, но сконцентрировал свои усилия как продюсера на динамике материала и эффектности развития каждой отдельно взятой песни, уплотнил гитары, заметно поработал над вокалами и ритм-секцией. Микшировал его работу ни кто иной, как Колин Ричардсон. “Слушая уже записанный альбом, можно улучшить то и это, – продолжает Фил. – Но мы довольны уровнем “An Ocean Between Us”. Мы вложили в него много труда и времени, поскольку ранее никогда не сочиняли альбом, на котором бы были довольны на 100% песнями или саундом”.
ЖИР! Вот что могу сказать про “An Ocean Between Us”. Интро “Separation” явно вдохновлено Judas Priest, которых музыканты AILD полюбляют изрядно. После красиво и просто разложенного вступления коллектив начинает столь бодро утюжить слушателя, будто не было никаких пластинок до этого. С такими брутальными наездами в заглавном треке, “Within Destruction”, “Comfort Betrays” и в “Bury As All”, от которых придёт в экстаз даже заядлый мошер. И с первоклассным слиянием мелодий и треша в песнях “Nothing Left”, “Sound Of Truth” и “This Is Who We Are”. Если честно, пусть лучше металкор будет таким. И полцарства за шикарную мелодию в коротком теппинговом инструментале “Departed”. В творчество Arch Enemy наши парни и здесь заглядывали на протяжении программы неоднократно, особенно в “Comfort Betrays”, но по энергетике и некоей народной простоте заокеанский коллектив даёт фору и им, и ряду других некогда заводных европейских модерн-треш и пост-мелодик-дэт коллективов.
“Никаких стилистических изменений перед записью альбома не планировалось, – говорит Тим. – Просто хотели сделать всё немного разноплановее, чтобы не застревать в старом стиле. Если слушаешь наш последний диск, например, то там всё звучит довольно похоже друг на друга. Новые песни, напротив, содержат больше трешовых и дарк-метал элементов, притом, что богатство мелодий выдвинуто на передний план. Мы использовали и другой мелодический стиль, что особенно хорошо слышно в песне “Forsaken”, глубина мелодии в ней совсем не такая, как на предыдущих пластинках”. Великолепная работа, не стыдно такое говорить. С новым альбомом квинтет из Сан-Диего попал в Billboard уже на восьмое место, продав за первую неделю почти 40 тысяч альбом. Как и к предыдущим альбомам, AILD снова сняли несколько видеоклипов, благо теле-СМИ тоже живут по законам продажности, и в Штатах видеоматериал процветающего коллектива пользуется большим успехом.
Квинтет снова упаковал кофры, котлы, педали и прочий инструментарий и практически два года с небольшими перерывами провёл в гастролях по всему миру, в том числе по Ближнему Востоку и Южной Азии. Отметим и ряд удачных выступлений As I Lay Dying на европейских фестах, включая немецкий фестиваль Wacken, давно ставший витриной для самых успешных метал-команд планеты. У фронтмена Тима даже нашлось время на создание сольного бокового проекта Austrian Death Machine, пародирующего фильмы с участием Арнольда Шварценеггера, и на запись в 2008-2009 годах двух альбомов. По поводу первого в дискографии As I Lay Dying официального DVD-релиза американцы решили не мелочиться, благо клипов к этому моменту снята уже гора, а уж об объёмах закулисных и концертных съёмок лучше не заикаться. Бокс “This Is Who We Are”(2009) уместил на трёх компашках восемь видеоклипов, двухчасовой документальный фильм, концертные видеоверсии, записанные во время гастролей группы в 2008 году, и всяческие дополнительные материалы, не менее 5 часов. Концертник “This Is Who We Are” имеется также в дигитальной, НЕ идентичной DVD аудиоверсии. Новый студийный материал пришлось ждать почти год, поскольку его сочинение, препродакшн и запись растянулись на восемь месяцев. Среди задействованных в его создании снова были замечены Дуткиевич и Ричардсон. По словам гитариста Ника, группа сочинила для альбома порядка 30 песен, разумеется свет увидели сильнейшие, как иначе. “Это самая экспериментальная наша запись, – говорит Ник. – Не то, чтобы превратились в другой коллектив, но мы провели много времени, работая над новыми текстурами, слоями и гармониями”. “Думаю, запись содержит большинство уже известных наших элементов, но мы определённо расширили наш саунд по сравнению с предыдущей записью”, – добавляет второй гитарист Фил. Музыканты правы, As I Lay Dying словно подключили к новой подстанции, ещё более мощной.
От наследия heavy-metal 80-х никто не отказался (“Anger And Apathy”), а к знакомому, тяжелогружёному поезду подцепили вагон с рифами и зубодробильной энергетикой Pantera. В “Condemned” так послышалось. Впрочем, в предыдущей пластинке влияние Pantera также чувствовалось. В целом, помимо эстетического удовольствия от самой музыки отмечу баланс между такими примерными треками, как “Parallels”/”Anodyne Sea” и жёстким замесом в “Without Conclusion”/”The Plague”. Много певучих соло, сладкий минор, необходимая для стрижки тинейджеров плаксивость припевов, смена трешевых скоростей риффовой бетономешалкой в духе Даррелла/Зака Уайлда…С одной стороны, это с трудом отличает As I Lay Dying от имеющихся аналогов Unearth, Norma Jean, Black Dahlia Murder, It Dies Today и многих других команд, окрепших и обросших жирком небюджетного производства. С другой стороны, складывается ощущение, что за последние десять лет болезненных процессов в экономике и в шоу-бизнесе в частности, все продюсерские усилия старательно и неумолимо превращают вроде бы изначально плюс-минус самобытные коллективы в клоны друг друга. Как тут снова не упомянуть белые воротнички, которым удобнее торговать единообразным товаром. Британская экстремальная сцена этим не сильно заражена, а вот штатовские команды откровенно страдают.
Своё десятилетие бэнд ответил самым приятным для фэнов способом – новым диском. Полноформатным его при большом желании не назовёшь, но на увесистый ЕР “Decas”(2011) тянет: три новых песни, перезаписанное попурри, кавера, ремиксы; здесь каждому фэну достанется по кусочку. Хотите традиционный “As I Lay Dying”? Помелодичнее – в новых треках “Paralyzed” и “Moving Forward”, пожёстче – в неизданном треке “From Shapeless To Breakable” (бластбиты, олдскульный дэт, все дела) и в техничном кавере Slayer “War Ensemble”. Вообще-то этот кавер был записан для саундтрека “Homefront: Songs For Resistanced” к игре Homefront, и скачивался с официального вебсайта группы. Теперь имеется и на компакт-диске, в формате, который старательно и чисто неприятно целенаправленно старится и записывается в олдскул. Любовь к хеви? Кавер Judas Priest “Hellion”/”Electric Eye”. Прётесь по хардкору? Ловите 40-секундный кавер Descentends “Coffee Mug”(такой бы и Napalm Death пригодился). Хотите экспериментов? Получите сразу четыре жёстко индустриальных ремикса. А там и новые юбилейные гастроли, будни никто не отменял. Тим Ламбесис: “Предполагаю, что наше будущее будет таким же, как и прошлое: просто продолжать гастролировать и записывать музыку. Пока мы со всей страстью относимся к тому, чем занимаемся, нет смысла что-то менять”.
Ян Федяев