rus eng fr pl lv dk de

Search for:
 

Before The Dawn

Гибридный меланхолик-метал из Финляндии. К слову “гибридный” в данном конкретном случае отношу сплав финского и шведского звучания, смесь Rapture, Katatonia, Crematory и медленных пассажей Dark Tranquillity. Это – если не убивать время на выуживание других составляющих. Смесь не только оказалась жизнеспособной, не смотря на крайне сложную внутреннюю механику проекта, но и явила на свет несколько лидеров финских хит-парадов, и на сегодняшний день крепкий контракт с влиятельным лейблом Nuclear Blast, где тоже деньги считать умеют, и на кого попало ставки не делают. Следует перечислить несколько других проектов, которые напрямую связаны с именем основателя Before The Dawn Туомаса Саукконена: Teargod, Black Sun Aeon, Dawn OF Solace, The Final Harvest, RoutaSielu и Bonegrinder. Каждый из них возник в разное время и по тому или иному поводу (чаще от переизбытка материала), но пока только Before The Dawn оказался чем-то большим.

Туомас задумался

Школьные годы чудесные… Не везде, разумеется. Не будем тыкать пальцем, и сравнивать несравнимое, но финские школьники, желающие играть музыку (как в прочем, и заниматься любым другим, не вредящим обществу делом на досуге), без особого труда могут реализовать эту страсть, сидя, так сказать, на школьной скамье. Так что житель города Лахти Tuomas Saukkonen без особого труда нашёл условия для того, чтобы заниматься любимым делом. Творческие данные у него для этого тоже имелись: парень справлялся и с гитарами, и с барабанами, и с клавишными, и ещё и пел. С восьми лет он играл на гитаре и первую песню сочинил через два месяца после того, как впервые взял в руки инструмент. Более того, к своему творчеству он относился настолько серьёзно, что не мог позволить кому бы то ни было вмешиваться грязными руками в процесс создания песен, либо как-то на него влиять.

Моя темнота

Поэтому отправной идеей Туомаса было создание сольного проекта. “Меня всегда сочинение собственной музыки интересовало больше, чем разучивание кем-то сочинённых песен, – говорит музыкант. – Когда мне было 16 лет, я начал играть на барабанах в местной рок-банде, и к тому же времени у меня была масса сочинённых песен, которые для саунда этой группы никак не подходили. Так что я забукировал студию и записал первое демо Before The Dawn (BTD) сам, с помощью приятеля в качестве звукоинженера. Это стало своеобразным воспламенением, и я осознал, что это была именно “моя тема” – создавать музыку. Начиная с того первого демо, я трачу большую часть своего времени и денег на сочинение и запись музыки”.

Успели поиграть

Первое демо именовалось “To Desire Part 1”, и в том же 2000 году у него появилась вторая часть, на записи которой стучал уже не Туомас, а его приятель Mika Ojala. И вообще парня всё чаще и чаще посещало желание собрать концертный коллектив. Впрочем, в тот период (как и во все последующие) состав Before The Dawn постоянно менялся, сохраняя состояние жёстко контролируемого, деспотичного соло-проекта. В 2001 году на базе двух студий Grassroots Studio и Power Studio был записан шеститрековый миньон “Gehenna”. В его записи участвовало два бас-гитариста Toni Broman и Tomi Malin, два гитариста Timo Hankola и Jani Saajanaho, не считая самого инициатора проекта, записавшего вопли, гитары и клавишные. Выпущенный самопально компакт-диск также самопально распространялся во время частых концертов и по лейблам в поиске контракта, но серьёзных предложений не получил. Ситуация изменилась с появлением второго мини-альбома “My Darkness”(2001) из 5-х песен, оставшегося неизданным, но также использовавшегося в промо-целях. Тут и подоспели относительно сладкие обещания от испанской рекорд-компании Locomotive Records.

Время пошло

Прежний состав был подкорректирован при помощи гитариста Panu Willman, клавишника Jarkko Männikkö и барабанщика Dani Miettinen. На своих местах остались, не считая Туомаса, басист Тони и гитарист Яни. Эти обитатели Страны тысячи озёр записали первый полноформатный альбом Before The Dawn, получивший от неизданного миньона не только название “My Darkness”(2003), но и перезаписанные треки. Про Пану можно упомянуть отдельно, поскольку пару лет назад до прихода в Before The Dawn он являлся гитаристом и вокалистом группы Entwine. Ушёл оттуда, не дождавшись подписания контракта на выпуск первого альбома. В новом коллективе он делил с фронтменом вокальные обязанности, а именно пел чистым голосом. В некоторых сочинениях на дебютнике Туомас демонстрирует вполне складное сочинительство, особенно в треках “Seraphim”, “My Darkness”, “Alone” и “Father And Son”. Простая ритмическая основа, довольно скромные гитарные партии, дополняющиеся рельефными клавишными и сэмплами, прямолинейные мелодии и холодная атмосфера – вот, собственно, и весь художественный набор. Но больше в данном случае и не нужно.

Тянет-потянет

Поначалу издатели и чудо-промоутеры пытались позиционировать Before The Dawn с приставкой “готик” и сравнивали её с норвежскими гот-металл коллективами в духе Tristania и Sins Of Thy Beloved, и затем и вообще поместили группу чуть ли не в категорию финского гот-павера а ля The 69 Eyes и HIM, что неверно в корне. Разумеется, слово “готик” можно прилепить к Before The Dawn из-за холодных меланхоличных мелодий, наличия чистого и придушенного пения и поп-структур. Но лично для себя сравниваю коллектив больше всего с финнами Rapture, позаимствовавшими кое-что у Opeth, Eternal Tears Of Sorrow и ранней Katatonia. Могу упомянуть ещё Insomnia, Amorphis и Sentenced, но только в качестве дальних родственников и по отношению к поздним релизам. Соотношение плюсов и минусов для дебютного альбома считаю приемлемым, и, самое главное, последующие альбомы продемонстрировали определённый художественный композиторский рост. Другое дело, что Туомасу стоит иногда, написав очередные сто песен за месяц, поработать над приданием песням дополнительной яркости и запоминаемости.

Шайтанама

После публикации альбома, вызвавшего интерес в Европе, лейбл Locomotive, благополучно загнувшийся в 2008 году, вписал Before The Dawn в европейское турне с Katatonia. Впрочем, на этом поддержка лейбла практически закончилась. Мало кто знает, но в своём первом турне Before The Dawn оказались в сложной финансовой ситуации, заграницей и при глухой обороне руководства лейбла, под разными предлогами отказывавшегося переводить группе какие-либо деньги. Вспоминает Пану: “Что касается опыта, то само по себе турне было великолепным. Для группы это имело позитивный эффект, хотя дерьма нам пришлось испытать достаточно. Думаю, мы справились, учитывая обстоятельства, с которыми пришлось столкнуться. С самого начала у нас были финансовые трудности. Пара парней поехали в турне вообще без денег”. “Было приятно узнать, насколько мы можем сплотиться в трудную минуту, – продолжает фронтмен. – И также приятно узнавать посреди Германии от рекорд-компании, что мы не получим никаких сраных денег, а пара тысяч евро нужно здесь и сейчас. Очень, очень было неприятно звонить в Финляндию и говорить: “Привет, отец! У нас всё здорово, но ты не мог бы мне одолжить прямо сейчас пару тысяч евро?” Это была действительно большая проблема. К счастью туровые техники Katatonia пришли к нам на помощь и одолжили денег”. В итоге, под конец турне к группе в Крефельд приехал агент, привёз 200 евро на бензин до дома, ни на еду и ни на что-либо другое. Вот такое было крещение шоу-бизнесом.

Смертельный свет

В 2004 году, сменив клавишника на Mika Ojala и убрав гитариста Яни, настырный финн записывает по контракту с Locomotive второй альбом “4:17 AM”. Записывался и сводился в студии Sundi Coop в городке Савонлинна, а мастерингом занимался небезызвестный Мика Юссилла в столичной Finnvox Studios. Всего одна песня “Crush” принадлежала перу Пану Вилльмана, а трек “Into You” оказался совместного сочинения с Туомасом. Лидер группы начал нащупывать эффективные ходы и утончать простые аранжировки и риффы. BTD демонстрируют на “4:17 AM” вполне вдохновляющий и проникновенный музон, хоть Туомас и начал сильно походить вокалом на Микаэля Станне из Dark Tranquillity.

Временная опора

В общих чертах сочетание меланхоличного металла и электроники не изменилось; кибернетичность сэмплов, подчёркивающая безжизненность, грамотно втиснутые чистые вокалы, редкие и простые соло, ровный, почти механический драмминг. Хочется отметить такие песняки, как “Heaven”, “Seed” и “Hiding” – узнаваемая финская суицидальность в мелодиях, холодная атмосфера песен, как глубокие холодные воды местных озёр. Для пущего эффекта ещё бы добавить плачущий крик финской гагары (впрочем, я не орнитолог, может, это какая-нибудь другая кряква), но это уже использовали Sentenced. Когда слышишь эти птичьи крики живьём в природе, то печаль сама собой наполняет сердце, безо всякой музыки, проверено на личном опыте. В общем, альбом приятно воспринимается целиком.

Состав Before The Dawn продолжало лихорадить. В 2005 году, после выпуска первого DVD группы под название “The First Chapter”, куда помимо репетиционных и закулисных съёмок вошли выступление в родном городе Лахти и первое появление на фестивале Туска в Хельсинки, Туомас полностью распускает старый состав. В качестве основных причин упоминалась плохая мотивация, непрофессионализм и прочая лень, что очень мешало шефу коллектива. Для текущих гастролей он собрал, по его словам, гораздо более профессиональную команду из соло-гитариста Juho Räihä (ex-Gloria Mortis), клавишника Joel Makinen, барабанщика Aatu Mukka и норвежца Lars Eikind, ранее исполнявшего партии чистого вокала и баса в нескольких известных проектах.

Молчаливые ландшафты

С ними Туомас дал порядка 60 концертов в Финке и в Европе, после чего опять в режиме сольного проекта записывает новую пластинку “Ghost”(2006), последнюю по контракту с Locomotive. Музыкант сыграл на всех инструментах, в качестве сессионных музыкантов в некоторых песнях на альбоме фигурировал только Юхо и Ларс. Альбом вызывает смешанные чувства. С одной стороны, мелодические находки в “Stormbringer” и “Enemy”, бодрость в “Repentance” и “Away”, скоростной мелодик-дэт метальный трек “Angels Tombstone”, думово-шаманский колорит в “…Nowhere”, а с другой стороны нью-метальное тошнилово с рэперскими замашками в “Ghost Town” и похожесть риффов из песни к песне, порождающие досадную монотонность. В сентябре 2006 года коллектив ненадолго отправился в турне по Финляндии и странам Балтии в компании с Moonspell и Imbraze, затем в октябре продолжил кататься по родной стране с Insomnium и Dawn Of Solace (ещё один проект Туомаса). В том же 2006 году Юхо и Ларс были приняты в группу на постоянку, а контракт с Locomotive себя исчерпал. Лидер команды решил попытать счастья с финским лейблом, и в этом решении была своя доля правды, поскольку силёнок Locomotive на дистрибуцию в Финляндии не хватало, да и на многое другое тоже.

Копоть!

Поэтому для финских чартов проект оставался за бортом. “Конечно, внимание прессы к финскому металлу – это помогает, – говорит Туомас. – Но в звукозаписывающей индустрии есть проблемы пиратства, что стоит больших потерь каждой рекорд-компании. Кроме того, Финляндия достаточно изолирована, и для компании из Германии рискованно подписывать контракт с группой из Финляндии, что усложнит концертную деятельность на территории основного рынка. Немецкому лейблу проще иметь дела с немецкой группой, у которой уже есть фан-база, локальный бэкграунд, концертная история и так далее. Я знаю множество команд с контрактом в Европе, которые не выпускают диски в Финляндии, потому что они не продают там много альбомов. Так что это опция – либо быть очень хорошо известным дома, либо малоизвестным там…Я захотел попробовать того и другого. Мы, конечно, метальная нация, но не всегда хорошо жить в таком окружении, поскольку конкуренция очень и очень сильная”.

На колёсах…

Новым издающим партнёром BTD стал финский лейбл Stay Heavy Records. Предполагалось, что новый альбом “Deadlight”(2007) будет записываться полноценной группой, но через неделю студийных работ, начавшихся поздней осенью 2006 года, барабанщик был уволен, и пять студийных дней накрылись пилоткой. А у второго гитариста вдруг не нашлось времени на запись. Рассказывает лидер Before The Dawn: “Планировалось, что всё пройдёт в расслабленной обстановке, я хотел просто записать свои партии гитары и вокала, а там и Рождество с Новым годом в перерыве. И тут – БАЦ! Мне вдруг пришлось записывать все гитары и барабаны без репетиций, и всего три дня на запись барабанов. К счастью, это были хорошие три дня, что не часто случается. В определённом смысле этот альбом снова получился сольным: я записал все барабаны, все гитары и клавишные, сам сочинил все песни и тексты. Я вложил в альбом много позитивной энергии”. Ставка на финский лейбл оказалась верной. Первый же сингл “Deadsong” достиг в финском хит-параде второго места, став ещё и музыкальной темой для одного из сюжетов компьютерной игры “Call Of Duty 4”. Второй сингл “Faithless” повторил успех первого, оба трека провели в чартах девять недель. Сам альбом получил 29 место и провисел в альбомном хит-параде 24 недели, так что BDT вошли в список новых финских метал-надежд. Композиторски Туомас не сдерживал себя: на альбоме есть и высокие скорости с гётеборгским флёром в “Wrath” и “Reign Of Fire”, и бластбит в “Fear Me”, и офигительный эпический финал “…” (концовочка улётная), и на самом деле много качественного материала и клёвой гитарной работы. Ну, конечно, ещё стоит упомянуть треки “Deadsong” и “Star Of Fire” , компактные и тщательно свинченные.

Сейчас я вам насочиняю

Говорит Туомас: “Я перед походом в студию уже знал, что это хорошая компания, и что у альбома будет нужная промоция. Так что я был во всём уверен, и то слышно на альбоме. Можно было рискнуть с трешевым драммингом и бластбитами, так что о самом альбоме я много не думал. Я записал песни, которые радовали меня самого, и не стал бы ничего на нём менять”. Дигипак “Deadlight” по лицензии в Европе выпустил лейбл Cyclone Empire, дополнительно поместив на диск два трека, взятых с финского сингла “Deadsong”, – перезаписанную песню с первого миньона “Gehenna” и спорный кавер Placebo “The Bitter End”, а также видеоклип. Любителей японских версий ждут другие бонус-треки – “Painless”, “Warrior Of Ancient Times” и концертная запись “Unbreakable”. Стоит поискать и финский сингл “Faithless”, где имеется два би-сайда – кавер Pantera “Mouth For War” и лайв “The Black”. В целом, альбом и синглы получили массу хвалебной прессы, а группа усилила концертную деятельность в родной стране, успевая откатывать европейские фесты.

Восход новой звезды

За появлением на рынке “Deadlight” последовало возвращение в группу на некоторое время барабанщика Dani Miettinen. Концертная жизнь в 2007 году не отличалась географией, но насыщенностью. BTD выходили на финские сцены вместе с Amorphis, Amon Amarth, Entwine, Sonata Arctica, не говоря уже про пачки команд на финских фестивалях. Туомаса пёрло дальше. К началу 2008 года у него уже было сочинено 40 песен для нового альбома Before The Dawn. По словам основного креативщика, ему пришлось заставлять себя смотреть на треки со стороны, чтобы найти новые мелодические пути и не повторять себя, сохраняя при этом ощущение коллективной записи. Создание “Soundscape Of Silence”(2008), занявшего в Финляндии 14 место, растянулось на весну-лето и прерывалось, во-первых, из-за того, что барабанщик Дани не оправдал надежд и освободил своё место. Хотя, насколько можно судить по буклету, свои партии в студии он всё-таки записать успел. А во-вторых, BDT не смогли отказаться от предложения принять участие в европейских фестивалях, включая Wacken Open Air. Коллектив выступал сначала с сессионным барабанщиком Matti Auerkallio, а затем с бывшим музыкантом Agonizer Atte Palokangas. Сингл к новому альбому был, а именно “Silence”, но он распространялся исключительно в Финке (в торговой сети Antilla и на фестивале Tuska), и только в составе EP-дигипака “Dirty Dark Summer” с 5 разными коллективами. Песенка с большой долей чистого пения смахивает немного на Charon, на мой скромный взгляд. “Сама по себе песня хороша, но не лучшая, чтобы представлять целый альбом, – откровенничает Туомас. – Мы выбрали её только потому, что у неё единственной был шанс попасть в плей-листы финских радиостанций”. Музыкальная эстетика Before The Dawn обогатилась, хотя и вызывает некоторые очевидные аналогии и всё меньше и меньше напоминает ранние работы. Радует насыщенный звук и фольклоризмы в духе Amorphis (“Dead Reflection”). Моё неравнодушие к шведятине удовлетворили “Hide Me” и “Cold”. Тут не обязательно упоминать, откуда растут ноги-крылья, и так всё ясно. Но слушать приятно, потому как сп…жжено аккуратно. Освежают акустические вставки в массивную и трагическую “Monsters”. Вот бластбиты в “Saviour” звучат нелепо, звиняйте, в остальном композиционные эксперименты из ряда вон не выбиваются. Жаль, что несколько потенциальных песен получили слабое развитие, в первую очередь “Last Song” и “Dying Sun”. А вот за живенький бонус-трек “Ignite” даже спасибо.

В 2009 году группу уже довольно часто можно было увидеть в Европе, особенно во время осеннего турне с Amorphis и Amoral, когда Before The Dawn побывали в Англии, Австрии, Италии, Болгарии, Румынии и прочих странах. Это победное шествие было продолжено в 2010 году первым посещением России (Питер, Москва с Eternal Tears Of Sorrow), Греции и, конечно же, Японии и Китая в рамках азиатских гастролей со Stratovarius и Negative. Всю это туровую активность поддержал юбилейный мини-альбом “Decade Of Darkness”(2010). Рассматривать его в качестве добротного релиза я бы не стал, даже в европейской версии, дополненной DVD с концертным выступлением BTD на фестивале Summer Breeze в 2009 году. Маловато “мяса” для юбилейного издания. Мелодичные и не экстремальные треки “Decade Of Darkness” и “End Of Days” могли бы найти применение на альбоме “Soundscape Of Silence”. Простая акустическая песенка “Insomnia” с атмосферным пэдом и фолковым настроением не оставляет никаких следов. Оркестровая версия “Deadsong” – странный эксперимент, всё равно Before The Dawn не смогут заиметь бюджет Nightwish на подобные симфонические работы. Концертные довески я большим сокровищем не считаю, а из редких треков присутствует только один-единственный японский бонус “Painless”. Куда интереснее было добить новые/неизданные композиции всеми джапанскими и европейскими раритетами и би-сайдами с синглов. Тем более что с момента выхода последней студийной работы прошло уже два года. EP “Decade Of Darkness” стал последней пластинкой, выпущенной лейблом Stay Heavy Records, и занял первое место в финских чартах. “Для нас это не стало большим сюрпризом, – говорит Туомас. – Тем более что у нас уже до этого было два сингла на вторых местах, поэтому первое место в наши планы, так или иначе, входило. А вот второе место в списке “Музыкант года” по версии FMA стало сюрпризом. Никогда бы не подумал, что такое случится, потому что позади оказалось множество музыкантов, с которыми я бы себя никогда сравнивать не стал”.

С новыми силами

Деятельность Before The Dawn, в результате, убедила руководство Nuclear Blast принять финнов в свой ростер. Экономные финны не поехали тратить студийный бюджет в Европу, предпочтя родные стены. Новый диск записывали с барабанщиком Атте, принятым к тому времени в штат. “Лучшие песни, лучший продакшн, лучший климат в студии и внутри коллектива, – всё это пошло на пользу альбому, – говорит Туомас. – С музыкальной точки зрения всё удалось лучше, и после небольшого разочарования, которое мы испытали с “Soundscape Of Silence”, мы сплотились вокруг идеи сделать предельно качественную запись. Да, мы финны, возможно, холодные и мрачные существа, но мы не дураки, чтобы дважды совершать одну и ту же ошибку”. Ок, “Deathstar Rising”(2011) очень качественная пластинка, с множеством мелодий и красивых эмоциональных моментов, начиная с первого же акустического интро “First Snow”, переходящего в мощный трек “Winter Within”, совмещающий идеи Amorphis и Dark Tranquillity. Отличаются умом и сообразительностью разноплановый трек “Wreith” (от максимальной скорости до акустического завершения), “Sanctuary”, “Deathstar” и “Butterfly Effect”, и место в родных чартах досталось приличное – 8. Но за пару лет перерыва и с учётом огромного количества материала, сочиняющегося фронтменом, слушатель в праве был ожидать приятных сюрпризов. Они на “Deathstar Rising”, можно сказать, отсутствуют, – материал дежурный, девять песен плюс 4 мало волнующих бонуса. Может, дело в том, что определённого, ярко выраженного стиля у Before The Dawn нет с тех пор, как Туомас стал больше внимания уделять melodic death-metal. Тем не менее, его стремление делать качественный продукт и добиваться поставленной задачи любым способом не собираюсь игнорировать. Недаром он в 2011 году снова получил награду Finnish Metal Awards в номинации “Лучший музыкант”, став на этот раз №1.

В начале апреля этого года массовый слушатель сможет оценить новое студийное творение BTD “Rise Of The Phoenix”(2012), снова выпускаемый Nuclear Blast. До начала его записи Туомасу снова пришлось столкнуться с неприятным поиском новых музыкантов, поскольку из группы ушли бассист/вокалист Ларс Эйкинд и барабанщик Атте Палокангас. У первого нашлись личные мотивы, а второго явно не устраивало музыкальная линия, которую гнул фронтмен. 25 июня 2011 года они отыграли с группой последний концерт на фестивале Nummirock. Лидер группы утверждал, что смена состава была крайне необходима в сложившейся ситуации, и что он оказался перед выбором – либо распускать группу или менять музыкантов и продолжать дальше. Скорее всего, опять были проблемы с мотивацией. Разумеется, было глупо ставить такому амбициозному парню, как Туомас, какие-либо условия. Конечно же, он (пусть, не без сожаления) выбрал продолжение карьеры и нашёл новых мемберов – драммера Joonas Kauppinien и басиста Pyry Hanski, c которыми и отправился в студию, прежде откатав в ноябре 2011 европейское турне “Rebith” вместе с Insomnium. Новый трек “Phoenix Rising” уже можно послушать и порадоваться за качество седьмого студийного опуса.

Заодно и понять, что от предыдущего студийника новый релиз вряд ли уйдёт далеко – всё тот же melodic death metal с приступами финской меланхолии. Лично мне не хватает леденящего холода Rapture… В качестве бонусов будет предложена перезапись песни “Unbreakable”, трек с первого демо 99 года и неизданный номер “Deliverance”. Туомас традиционно убеждает публику, что нынешний состав Before The Dawn как никогда крепкий и на 110% мотивированный, но в случае с этими финнами время довольно быстро расставляет всё по своим местам.

Ян Федяев

Сайт www.beforethedawn.com


Warning: Undefined variable $user_ID in /home/p508851/www/specialradio.ru/wp-content/themes/sr/comments.php on line 40

Вы должны войти на сайт чтобы комментировать.