Такие приятные открытия случаются все реже. Но случаются и демонстрируют, насколько офигительно качественную музыку способны создавать и записывать не только мажоры и подмазанные хорошими контрактами коллективы, то и дело страдающие творческим слабоумием или ленью. Признаюсь, про инди-метал бэнд из Австралии сам узнал в прошлом году из небольшой заметки в журнале Legacy. Это уже новая формация музыкантов, которые не стремятся заполучить некий контракт и далее музицировать нахаляву. Они рассчитывают только на свои силы, скромны, терпеливы, впахивают как папы карло на своих основных работах (учитель, два инженера, рабочий и юрист), содержат семьи и не стесняются того, что они индипендент, и что музыка для них – хобби. Вы итоге, за них говорит не имидж (никакого) или громкое имя лейбла (что сейчас мало что значит), а именно музыка, демонстрирующая постепенный рост и стабильное развитие. Отчасти согласен с авторами некоторых просто разгромных рецензий альбомов австралийцев, увиденных на просторах Интернет-помойки. Насчет “вторички”. Да, Be’lakor недалеко укатились от своих яблонь. С каких это пор в современном металле это вообще стало кому-то мешать? Но пусть ключевым словом здесь будет “инди”, во-первых, а во-вторых, за такой кропотливый и сложный труд перед музыкантами выходного дня надо шляпу снимать.
Первые документальные упоминания о Be’lakor датируются 2004 годом. Пятеро друзей из австралийского Мельбурна, общавшиеся еще со школы и института, решили собрать на общественных началах метальную команду. Просто так, без амбиций, от большой любви к музыке и удовольствия от совместного времяпровождения. Чувство прекрасного им оказалось не чуждо, и название для группы парни позаимствовали из компьютерной игры Warhammer Fantasy (был там один персонаж по имени Be’lakor The Dark Master). George Kosmas (вокал/гитара), Shaun Sykes (гитара), Jimmy Vanden Broeck (барабаны), John Richardson (бас) и Steve Merry (клавишные) почти год репетировали, прежде чем решились на первый концерт. Он прошёл в маленьком, ныне не существующем клубе “The Arthouse” в Мельбурне. Австралийцы посвятили себя прогрессивному направлению техничного melodic death-metal со сложными структурами песен и большим количеством сменяющихся тем. Говорит клавишник Стив: “С самого начала мы использовали широкий спектр влияний. Если брать метал, то это ранний In Flames, Dissection, Emperor, Soilwork, At The Gates, Opeth – довольно стандартный материал для фэнов мелодик дэт/блэк-метал. На меня также большое влияние оказали не-металлические группы вроде Queen, Pink Floyd и King Crimson”. Картину дополняет вокалист Джордж: “Меня вдохновляла виниловая коллекция моих родителей: Black Sabbath, Pink Floyd, Led Zeppelin, Deep Purple и Queen. Как и многие другие молодые парубки, моим первым знакомством с современным металлом стал “Master Of Puppets”. Помимо Пинков и Квинов мне ещё нравятся King Crimson, Сredence и Tool. В целом, я люблю прогрессивный рок, хотя в нём есть много чего беспонтового. Я также могу под настроение послушать психоделичный транс, вроде Infected Mushroom”.
Затем у группы ещё год ушел на оттачивание дебютного материала и сбор денег на запись и выпуск первого альбома. Забегая вперед, сразу скажу, что все студийные издержки и гастроли группа оплачивает из своего кармана, не считая, разумеется, дистрибуторских вариантов. “The Frail Tide”(2007) записывался летом 2006 года при поддержке более-менее разбирающегося в звукоинженерии приятеля Peter O’Brien. В студийных условиях записали только барабаны и бас. Все остальное записывалось в доме у Peter O’Brien, как говориться, в мамкиной спальне. Вспоминает Стив: “Было весело, с одной стороны. С другой – довольно тяжело. Нужно было час ехать, чтобы добраться до того места, где мы записывались, так что приходилось записываться только по уикендам и свободным вечерам. Самое важное в студийном процессе то, что он помог нам стать лучше. Мы хотя бы научились получше играть и стали более-менее понимать, что именно нам нужно от звука, и как нужно готовиться к следующей записи”. Сводили и мастерили все в местных студиях. С точки зрения содержания “The Frail Tide” заслуживает и похвальбы, и кое-каких критических замечаний, которые, с учетом дебютности и попытки масштабного музыкального воплощения, не имеют никакой желчи. Своей любви к первоисточникам австралийцы и не скрывают, но делают это не без мозгов. Можно по-быстрому назвать и Dark Tranquility, начиная с альбома “The Gallery”, и Amon Amarth, и десяток финских коллективов, включая Rapture, Omnium Gatherum, Swallow The Sun и Insomnium. Но добавим сюда и Opeth времен “Morning Rise”/”My Arms, Your Hearse”, и At The Gates, и прогрессивщиков, и британский хеви, на которых австралийцы росли. Be’lakor сильно напирают на мелодичность и многогранность песен, длящихся до десяти минут, выдавая маленькие эпики. Они, в свою очередь, образуют одну большую песню, которая легко и интересно слушается за счет удачных мелодических находок и плотного гармонического наполнения. Ок, на дебютнике Be’lakor не сильно блистали оригинальностью гармоний и сложностью раскладов, зато с лихвой исправили этот недостаток на последующих релизах. Гроульный вокал в шведско-финских традициях, конечно, не пятое колесо в телеге, но на фоне такого фонтана мелодий и стремления к прогрессивным песенным структурам он теряет в динамике и харизме. Ну, в тех местах, где вырисовывается воинственный, среднетемповый викинг-дэт, гроул Джорджа вполне в тему. Открывающий альбом “Neither Shape Nor Shadow”, пожалуй, воплощает в себе весь набор характеристик, которыми Be’lakor на тот момент обладали. И вдохновляющие скоростные мелодик-дэтовые проходы, и задумчивые интерлюдии с соло, и качающий маршевый риффинг с бряцаньем колюще-режущих предметов и щитов. Насколько необходим в сугубо метальном альбоме шестиминутный пиано-трек “Paths”, можно поспорить. Ну, да, тема эпическая, грустная, клавишник оторвался. В миксе пиано и так хватает, иногда оно даже забивает гитары. Приятна акустическая вставка в “The Desolation Of Ares”, выливающаяся затем в полноценную гитарную тему и переходящая под конец песни в прог-рок. Волшебно звучит флейта в насыщенном треке “A Natural Apostasy” с мэйденовским эпизодом. Кстати, на флейте сыграла Megan Sykes, сестра гитариста Шона, и не последний раз. Финальный трек “Sanguinary” стартует с меланхоличного акустического интро и разрастается в активную смесь добротного шведского мелодик-дэта, пост-блэка и легкой метал-психоделики. Тоже позитивно прокатывает.
Австралийская группа выпустила первый тираж “The Frail Tide” самостоятельно весной 2007 года, а через год подписала контракт на перевыпуск диска с местной конторой Descent Productions. Пока коллектив ограничивался выступлениями в крупных городах Австралии (Мельбурн, Канберра, Брисбен, Сидней и т.д.) и продолжал сочинять новые треки. Наученные опытом первой записи, Be’lakor решили не экономить на записи, и новый материал в начале 2009 года полностью записывали в подобающих студийных условиях, в Pennydrop Audio в Мельбурне. Собственно, там же, где до этого квинтет записывал ритм-секцию для первого диска. Продюссировал “Stone’s Reach”(2009) вместе с группой Warren Hammond, тот же перец, что и сводил “The Frail Tide”. Оставим в покое мнение о том, что все эти солянки из рифов, прог-роковые фенечки, меланхолик-думовые пассажи, срывающиеся в галоп, и прочие атрибуты уже встречались сотню раз в релизах более маститых бэндов. Позвольте мне не рассматривать материал австралийцев с этой точки зрения. Откатав на велосипеде пару сотен километров по холмам чухонской Иматры под дискографию Be’lakor, я в полной мере ценил этот труд музыкантов-любителей. Да, эффект одной большой песни остался, по ходу, группа и не парится на этот счет вообще и продолжает скрупулезно и настырно сочинять не песни, а коллекции гармонично (насколько это возможно) связанных между собой риффов и тем. Делится клавишник Стив: “В отношении собственной музыки мы очень последовательные и безжалостные. Например, одна из песен нового альбома прошла четыре стадии редактуры и полной переработки. Мы работаем над песней до тех пор, пока она не будет нас всех полностью удовлетворять. Обычно, группы сочиняют 15 песен и выбирают из них 8 для альбома. Мы сочиняем 8 и все их используем, но стараемся, чтобы каждый музыкант в каждой песне проявил полностью свой потенциал. Процесс сочинения песен у нас тщательный и продуманный. Мы коллективно анализируем все риффы и секции, вместе решаем, какой стоит использовать, и затем не спеша составляем их вместе, часто меняя тональность, размер и темп, и добавляя гармонии. Иногда мы полностью демонтируем все, что насочиняли и начинаем заново, если нас не устраивает звучание или музыкальное движение. Так что у нас практически ничего не остается неизданного”.
На запись “Stone’s Reach”, с учетом использования выходных дней и отпусков, а также пары задержек, ушло полгода. Задержки были вызваны тем, что посреди сложно организованного процесса записи Be’lakor в той же студии заканчивали запись нового альбома мясники Mortification. “Конечно, я субъективен, но “Stone’s Reach” представляет собой по сравнению с нашим дебютным альбомом улучшение по всем статьям, – говорит вокалист Джордж. – “The Frail Tide” был нашей первой попыткой создания альбома. Так что в нем имелось достаточно ошибок, которые обычно возникают при подобном эксперименте. И хотя мы им вполне гордимся, думаю, мы все чувствуем, что он не стал точным отражением того, что мы могли бы продемонстрировать. Тогда мы были малоопытные и хотели побыстрее получить на руки нашу первую запись. На мой взгляд, музыка на “Stone’s Reach” более утонченная, сложная и поглощающая. И альбом вышел более тёмный. Продакшен и артворк также для нас являются шагом вперёд”. Поддерживаю целиком и полностью Джорджа. Тонких мелодий полно и практически в каждом треке, переходы между темами стали более плавными, гитарная техника отточилась, гармонии отшлифовались, а уж про массивность и появившиеся в саунде низ и прозрачность и говорить нечего. “Stone’s Reach” можно прослушать много раз и всякий раз открывать для себя какой-то новый оттенок или в зависимости от дорожной ситуации прочувствовать динамику. На второй пластинке австралийцев заметно прибавилось осмысленных doom-metal эпизодов со скандинавской готичностью. Заблудший акустический медляк “Husks” с синтовым подкладом – как приятная передышка между “Held In Hollows” с широчайшим спектром а-ля Dark Tranquility и забойным дабл-басом в духе впавших в маразм Amon Amarth, с которого стартует “Aspect”. В силу специфики формы, песен по 7-10 минут, под завязку накаченных сменяющими друг друга мелодическими пачками, шустрыми риффами, балалаечным жужжанием, шикарными трагизмами и скупыми соляками, на “Stone’s Reach” нет смысла выделять отдельные треки. Все в равной степени сконцентрировано и ценно.
Сначала группа выпустила небольшой тираж “Stone’s Reach” за свои кровные, чем через месяц привлекла внимание независимого итальянского лейбла Kolony Records, предложившего Be’lakor для начала необходимую европейскую дистрибуцию. Рыба покрупнее почему то на такое качество не клюнула. На территории Австралии группу стала представлять контора Prime Cuts Music. Удивительно, но факт: для Раши и прилегающих территорий “Stone’s Reach” лицензировала фирма “Союз”. Обложка им, что ли, приглянулась? В 2010 году Be’lakor смогли впервые позволить себе коллективно выехать в Европу, где выступили на немецком фестивале Summer Breeze Open Air. Не хедлайнеры конечно, лабали в 11 утра под слепящим солнцем перед кучкой еле проспавшихся хэдбенгеров, но уже кое что. Судя по всему, группа успела в тот период дать ещё пару концертов в Европе, в том числе в Лондоне. Впечатлений была масса, как хороших, так и не очень, но имя австралийского коллектива стало приобретать вес. Впрочем, с европейскими гастролями у группы так полноценно и не сложилось до сих пор. Весь 2010-й год коллектив активно выступал у себя дома, сопровождал в небольшом турне Turisas. В 2011 году группа прервала свою концертную деятельность, чтобы сконцентрироваться на сочинении нового материала и подзаработать на его запись. Вообще сочинять риффы для третьего альбома “Of Breath And Bone”(2012) группа начала давно, процесс создания, усушки и утряски новых песен занял у австралийцев 18 месяцев, и еще полгода ушло на саму запись, продакшен, артворк и прочее. Джорджу пришлось полностью заново перезаписывать партию ритм-гитары из-за каких-то нестыковок со строем. Для записи интро в треках “Absit Omen” и “By Moon And Star” группа пригласила в студию живую струнную группу, но не смогла добиться нужного звучания. И в результате пришлось использовать электронику. “Думаем, все звучит неплохо, но было бы лучше использовать живые инструменты, – говорит клавишник Стив. – Это то, чего мы бы хотели добиться на следующем альбоме. В целом, новая запись самая зрелая. Особенно в том, что касается написания песен. Хотя, во время сочинительства мы были неоднократно не уверены в себе. Но это нормально, мы так всегда ощущаем себя, когда сочиняем. Кроме того, мы понимали, что люди ожидают получить от нас сильный альбом. Как всегда, процесс создания альбома был сопряжен со сложной логистикой и организационными трудностями из-за наших работ, но усилия того стоили”.
Студийные работы велись в уже привычной студии Pennydrop Audio в Мельбурне. А вот по поводу сведения группа сразу решила, что “Of Breath and Bone” будет микшировать и мастерить кто-то, кто сможет вырвать Be’lakor из австралийского контекста и имеет имя на соответствующей сцене. Выбор пал на Jens Brogen в Fascination Street Studios. Он ответил на мэйл группы, согласился на некие условия и принялся за работу. “Работать с Йенсом над микшированием и мастерингом было одно удовольствие. Он абсолютный профи в своем деле”. Думается мне, швед Йенс, сводивший ранее альбомы Bloodbath, Katatonia, Opeth и Amon Amarth, прекрасно знает, как должна звучать соответствующая музыка. Йес, группа снова сделала большой шаг вперёд и с точки зрения гармоничности музыкального материала, и с точки зрения грандиозного саунда. Альбом категорически иметь всем любителям мелодик-дэта!!! Вместе с предшественником. Построение альбома примерно то же, техничные, сложносочинённые песни по 7-9 минут и полутораминутный акустический расслабон “To Stir The Sea” с тёплым нейлоновым звучанием. Придумленный даблбасовый мелодик-дэт, пользующийся спросом в Европе (не хочу снова перечислять одни и те же имена), вперемешку с сумасшедшей скоростью, как в “Abeyance” и прогрессивном “Fraught” или дыханием аморфисовской Калевалы в “Remnants”. Много ярких гитарных раскладов, далеко не всегда, кстати, следующих за гётеборгской школой или британской хеви-классикой. Высокая концентрация безупречно продуманных и воплощённых мелодий в “Absit Omen” и “In Parting”. Блестящая работа!
Кожа да кости
Дистрибьютора на родине австралийцы снова сменили. “Of Breath And Bone” на дальнем континенте распространял Rockstar Records, а сотрудничество с итальянцами Kolony Records продолжилось. Более того, итальянцы смогли продвинуть “Of Breath and Bone” на физическом носителе в Северную Америку. Имеется лимитированное издание “Of Breath And Bone” в дигипаке – 200 дисков, пронумерованных и подписанных, с двумя фирменными медиаторами и стикером. Электронными продажами группа давно занимается самостоятельно, впрочем, и диски можно у них напрямую заказать. В концертной жизни Be’lakor громкие фестивальные выступления пока являются исключениями. В августе 2012 года австралийцы снова смогли выехать в Европу, где отыграли на чешском метал-фесте Brutal Assault и повторно отыграли на немецком опен-эйре Summer Breeze. Зато на родине статус коллектива значительно подрос, как и количество местных фэнов Be’lakor. Бэнд разогревал своими лучшими треками осенние австралийские выступления Apocalyptica и At The Gates (концерт-мечта для группы вроде Be’lakor, согласитесь).
“Мы по-прежнему компания бывших студентов, работающих полный рабочий день, с разным уровнем семейной ответственности, – говорит вокалист/гитарист Джордж. – Становится всё сложнее и сложнее находить время на репетиции, сочинение музыки и выступления. Но мы всё ещё преданны нашему любимому увлечению”. Судя по тому, что на официальном сайте группы уже больше полугода нет никаких новостей, прошлогодняя гастрольная жизнь и релиз “Of Breath And Bone” больно ударил по карману музыкантов, и им не до этого. Работают, раздают долги и с высокой степенью вероятности сочиняют новый альбом, которым хотели заняться в 2013 году. Ведут, однако, кое-какую активность в Facebook, приторговывают мерчем, 4 июня отметили релиз “Of Breath And Bone” в США. В общем, посильное хобби.
Ян Федяев
Сайт:
https://www.facebook.com/belakorband
30 сентября, 2013
Спасибо. Читать это было не менее приятно, чем слушать их музыку. они очень “подходят” моему… мозгу что ли.