“Мы всё ещё мечтаем стать группой №1 в Британии!”
Michael Paget
Никогда не думал, что это старательно раскрученное имя вызовет в итоге желание послушать материал коллектива повнимательнее. Точной причины отсутствия рвения даже и не назову. Может это название, по образу и подобию набивших оскомину разного рода “корщиков”. Может оголтелый пиар чуть ли не каждой песни в метальной прессе? Может олдскульный внутренний голос сказал: “Чувак, ты посмотри на них! Какие же это митолисты??? “. Может просто Killswitch Engage уже сделали своё дело? Возможны и другие варианты. А тут как-то помогал другу делать ремонт, и когда для поднятия настроения была использована уже вся имевшаяся в наличие классика от Sodom, Kreator, Napalm Death и Hypocrisy, дошло дело до дебютного альбома Bullet For My Valentine. Запылённая обложка в комиксном стиле, по сравнению с перечисленными злобарями со стажем – так просто пост-эмо-малышня, на первый взгляд. Но даже то железобетонное обстоятельство, что музыка Bullet For My Valentine представляет собой большей частью лишь набор качественно перетасованных и великолепно сыгранных риффов десятка классиков тяжмета, не помешало получить свою дозу удовольствия. Наклейка обоев прошла энергично.
Эти парни долго выбирались на солнечное место из своего городка Бридженд, что в Южном Уэльсе. В 1998 году студенты местного колледжа Matthew Tuck (ритм-гитара, вокал), Nick Crandle (бас-гитара), Michael Thomas (барабаны) и Michael Paget (соло-гитара, бэк-вокал) сколотили команду под название Jeff Killed John. Молодые люди медленно сочиняли собственный new metal/rock-материал, записали порядка 6 песен в разном демо-качестве, а в промежутках, как рассказывает гитарист Мэтью, “один дерьмовый концерт следовал за другим, и каждый посылал нас нахрен. До тех пор, пока однажды наш бассист не решил уйти из группы и не выбрал для этого самое худшее время”. В 2002 году Jeff Killed John с отрепетированным материалом должны были отправиться в нормальную студию, чтобы на деньги из гранта поддержки молодым уэльским музыкантам записать двухпесенный ЕР “You/Play With Me”. И в этот момент у бассиста что-то отключилось рядом с мозжечком. Буквально за день до похода в студию он покинул коллектив. Это заставило оставшихся участников взглянуть на себя со стороны, полностью пересмотреть музыкальную концепцию и сменить название. Сингл был выпущен, но только в качестве надгробия для Jeff Killed John.
Говорит фронтмен коллектива: «Речь шла о полной смене индивидуальности. Всё-таки Jeff Killed John это было что-то, что связывало нас с детством, а мы решили заняться этим серьёзно. Мы знали, что должны сочинить пачку новых песен, только нужно сменить название на нечто более современное». Для начала в группу был принят новый музыкант Jason James. Затем из большого списка выбрано новое имя группы и под новые нужды трансформирована пара старых песен (например, “EyeSpy” стала в итоге “Hit The Floor” с первого альбома). Только что родившиеся Bullet For My Valentine заиграли металкор, скоростной/среднетемповый музон с трешевыми или значительно ускоренными хеви-метал рифами в духе Metallica/Megadeth/Pantera etc, мелодичными припевами со смешанными вокалами и добавляющими красоты парными гитарами а ля Iron Maiden/Judas Priest, с очень хорошим и коммерчески удачным примером в лице Killswitch Engage. “Имя было придумано простым путём выбора из массы идей, возникших после “мозгового штурма”, – говорит Мэтью. – А по поводу музыки мы не принимали никаких специальных решений, просто стали сочинять всё заново, решив, что получится, то и получится. К счастью всё сложилось лучшим образом”.
Короче говоря, британцы ответственно отнеслись к своему положению, и практически к своему второму официальному концерту в новом качестве уже стали получать серьёзные предложения, в том числе от Roadrunner Records и от Sony. Честно говоря, на мой взгляд, тут где-то глубоко зарыта собака, потому как слишком славно всё срослось. Но факт остаётся фактом – сыны Уэльса отказались от предложений Roadrunner и выбрали Sony для международного представления и Visible Noise эксклюзивно для Британии, объяснив это тем, что Sony, по логике вещей, может предложить куда более мощный промоушн. Какой-то менеджер явно услышал в музыке группы хруст будущих купюр, поэтому качество и выделка у Bullet For My Valentine с самого начала были максимально качественными. К тому же такая музыка была в тот момент востребована, альбомы Killswitch Engage, Atreyu, Avenged Sevenfold, Alexisonfire и других подобных команд продавались очень хорошо.
Первый же одноимённый мини-альбом Буллетов, появившийся в Британии в ноябре 2004 года, был записан в Сhapel Studio и “скромненько” сводился Colin Richardson, 6-песенная версия EP (с бонусом “4 Words (To Choke Upon)” сразу же появилась в Японии, что тоже свидетельствует об определённых надеждах баблоимущих. Спустя почти год, в августе 2005 новая версия этого мини-альбома под названием “Hand Of Blood” и абсолютно другой обложкой появилась на американском рынке (благодаря контракту с Trustkill Records), только трек “4 Words (To Choke Upon)” оказался в начале списка песен. “Эту песню мы сочинили самой первой, став Bullet For My Valentine”, – говорит Мэтью. – Все наши гармонические гитары и масштабные ангельские припевы в дальнейшем, скорее всего, просто прогрессируют оттуда”. Ещё добавились два клипа, а японца получили ещё один довесок – трек “Turn To Despair”, слегка анархичный, в меру качающий кусок агрессивного мелодичного хеви/нью-металла. Так что и заокеанские просторы перестали быть для англичан чем-то недостижимым.
Сказать о первой пачке материала от Bullet For My Valentine есть что. Во-первых, бэнд обладал на тот момент просто локомотивной тягой, прокачивая на разных скоростях риффы на уровне иных мастодонтов тяжмета. Во-вторых, физически ощущается поток энергии, выплеск эмоции, пусть и завёрнутый в юзаную материю. Это не одно и то же, что “тяга”, а именно те прекрасные, редкие моменты в истории ставших известными групп, когда вокруг не роится слишком много “правильных продюсеров” и прочих указателей. В-третьих, удачная комбинация всего позаимствованного у музыкальных кумиров юности. Всё удачно сложилось. Треки “4 Words” и “Hands Of Blood” отлично демонстрируют серьёзность намерений группы и ловкость Bullet for My Valentine быстро смешивать в одной песне Slayer, Testament, Metallica и Machine Head. Вокалы – стопроцентный амо-кор; заодно отмечу высокое качество мелодий и высокий процент меланхолии. В “Cries In Vain” группа попыталась нарулить мэйстримовый хит за счёт мелодизмов Megadeth, “Curses” стартует с заоблачно-плаксивой распевки, переходящей в убедительный мелодичный модерн-рок.
“No Control” – так себе никак, а вот эти “джамп-джамп” в треке “Just Another Star” слушаются вообще детсадовски, ну что за Kriss Kross, в конце концов? Притом, что в остальном трек вполне слушабельный. Я не назову материал однородным и безупречным, но желание британцев играть именно метально и при случае быстро – явление мне лично симпатичное. Появились награды вроде “Best British Newcomer Award” (не в последний раз), Буллетов быстро стали вписывать в фесты и разные маркетинговые турне: они вдруг оказались чуть ли не на хэдлайн-сцене на британском фестивале Download (причём, не единожды), чему сами не могли поверить, прокатились в Японию, а в декабре отправились в Европу с Dark Tranquility, Chimaira и Hatesphere. Это произошло уже после того, как в Британии вышел полнометражный альбом Буллетов “Poison”(2005), превосходный современный метал-продукт, созревший на почве традиционного хеви. Вспоминает басист Джеймс: “Когда мы вошли в студию, то у нас было всего 7-8 полностью сочинённых песен, которые нам самим очень нравились. Была также куча разрозненных риффов, из их нам нужно было сложить ещё минимум 5 песен. Остальное возникло во время джемов, за парой банок пива и парой косяков”.
Несколько треков из прежней программы перекочевали в трек-лист большой пластинки, поэтому можно сказать, что сингл “4 Words (To Choke Upon)” к тому уже полгода как был на рынке. Второй сингл “Suffocating Under Words Of Sorrow”, появившийся также на саундтреке к фильму “Пила 3”, был отлично принят массами: яркая песня с беспроигрышными ритмическими рисунками, заливистыми соляками, молодцеватым настроением и душераздирающим скримингом. Героически-печальное интро к альбому – дело рук финских виолончелистов Apocalyptica. А после неё Мэтью и его команда выдают напористые металкор-треки вроде “Her Voice Resides”, “Spit You Out” и “Room 409”, вмещающие в себя и танковые риффы с обильными гитарными “хрюшками”, и кратковременный забойный чёс, и отрывающиеся от земли модерн-метал припевы, и классические мэйденовские ажурные соляки, придающие всем этим сложным конструкциям завершённость.
Британцы нередко используют в песнях один и тот же приём, – завершают трек коротким скоростным двухчетвертным трешем на один-два повтора. Так песня не оставляет после себя ощущения тяжести, если уж напрягло где-то маркетинговое эмо-страдание. Наверное, отчасти в этом и есть очарование музыки уэльсцев – в лёгкости подачи не обязательно лёгкого. В Японии и Америке “Poison” появился только в январе и феврале 2006 года соответственно, в США за первую неделю продалось 10 тысяч копий, что обеспечило дебюту 128 место в двухсотке Billboard. Разумеется, общие продажи были куда больше.
Первый релиз британцев максимально заряжен ништяками – я имею ввиду, конечно же, наличие делюксовой версии. В ней помимо регулярного трек-листа имеется две дополнительных песни (“7 Days” и “My Fist, Your Mouth, Her Scars” можно найти би-сайдами на синглах, они и ценность имеют соответствующую), кавер Metallica “Welcome Home (Sanitarium)”, записанный сразу для двух юбилеев (20-летие альбома “Master Of Puppets” и 25-летие журнала Kerrang) и представительный DVD с четырьмя клипами и концертным нарезом из Японии и Англии. Группа также записала кавера Оззи Озборна “Crazy Train” (для диска-приложения к тому же Kerrang) и Pantera “Domination”. Кавера Метлы и Пантеры появились на немецких версиях”Tears Don’t Fall” – четвёртого по счёту сингла с дебютника Буллетов. Он вместе с предыдущим синглом “All This Things I Hate (Revolve Around Me)” пробился в “горячие” мэйнстримовые хит-парады и активно поддерживал европейские гастроли Bullet For My Valentine, в том числе с Chimaira, Children Of Bodom, Rob Zombie.
Тут уже вам и припевы поуниверсальнее, и скримо-рок, и треш, и акустичка, и последствия Linkin Park, и пространство для колбасни имеется. “Tears Don’t Fall” в этом смысле образцовый показатель этой многоплановости. А вот в выборе каверов усматриваю художественный “минус”: зачем лишний раз демонстрировать, насколько много ты заимствуешь музыки у других… Летом 2006 году группе посчастливилось разогревать Метлу и Guns’n’Roses; в это время у вокалиста/гитариста Мэтью возникли серьёзные проблемы со связками, вплоть до хирургического вмешательства. Из-за этого ряд крупных выступлений пришлось отменить, это же считается косвенной причиной, из-за чего на следующем альбоме не так много воплей. В октябре поклонников ждал очередной подарок от Bullet For My Valentine – DVD “The Poison: Live at Brixton”(2006) снятый на сцене Brixton Academy ещё в январе 2006 года. По сути – значительно расширенное дополнение к DVD-приложению, входящему в состав делюкса “Poison”. После того, как Мэтью распрощался с врачами и завёл педагога по вокалу, квартет сел за сочинение нового студийного альбома.
На это ушёл весь оставшийся 2007-й год, со студийными процессами в Техасе. Рассказывает барабанщик Майкл Томас: “Музыка получилась тяжелее, но мы её уравновесили вокалами и запоминающимися хуками. Запись можно расценивать и как тяжёлую, и как мэйнстримовую, что, собственно, очень хорошо”. Мэтью добавляет: “Вначале на наши концерты ходили преимущественно тинэйджеры. Но со временем мы стали замечать и публику постарше. Мне кажется, это классно, что мы в нашей музыке используем элементы, напоминающие уже взрослым металлистам об их молодости. После всего этого периода, когда метал развивался в забавном направлении, судя по всему, мы остались одной из немногих групп, которые снова смогли достичь зрелой аудитории, поскольку даём старому в нашей музыке зазвучать по-новому”. Вторая работа Буллетов “Scream Aim Fire” увидела свет в конце января 2008 года и достигла уже существенно более высоких мест в хит-парадах по обе стороны океана: 1 место в Японии, 3 место в Германии 4 место в альбомном чарте США и Австралии, 5 – в родной стране и в Швеции и так далее. На мой взгляд, заметный прогресс. Так что Wacken Open Air в 2008 году был им обеспечен, так же как и ряд издательских вариантов, включая японское делюкс-издание (с кавером Robert Tepper “No Easy Way Out”, встречающимся также би-сайдом на одной из версий сингла “Hearts Burst Into Fire”- если не нашёл, то лучше и не ищи ) и версию альбома на USB-носителе. “Стандартный делюкс” весьма калориен – сразу четыре неизданных песни, записанных во время студийной сессии “Scream Aim Fire”, с перезаписанными позднее вокальными партиями. По агрессивности среди них лидирует “Ashes Of The Innocent”, – даже где-то плющит на высоких скоростях, хотя, признаюсь, эти попытки нарулить мелодичный припев ради припева в каждой песне, как бы нелепо это не слушалось, не вызывает особого поклонения перед композиторским мастерством. Про кавер Метлы “Creeping Death” могу сказать то же, что и раньше – ноль вдохновения, и так всё стырено. Дополнительный плюсик за поднимающий с колен трек “Watching Us Die Tonight” – хорошо усвоенные уроки Annihilator, без иронии. А остальные композиции – полуакустическая “Road To Nowhere” и сочетание айронмэйденовской стилистики и хлёсткой, печатной модерн-метал ритм-секции в “One Good Reason Why” вроде не лишние, но когда после них взрывает воздух та же “Ashes Of The Innocent”, понимаешь, что парни могут гораздо больше, а не только угождать общей необходимости соплей послаще.
К вышеперечисленным заимствованиям из Pantera, Iron Maiden, ранней Metallica и классиков треша изрядно прибавилось влияний Annihilator и шведского мелодичного дэта. Переслушайте, например, диски Annihilator хотя бы 93-96 годов, а потом потрудитесь и разберите по полкам слегка модернизированный глэм-рок “Hearts Burst Into Fire”, треки пошустрее “Take It Out On Me” и “Waking The Demon” или балладу “Say Goodbye”. И без особого труда услышите, что Джефф Уотерс там пробегал с гитарой и своими идеями не раз и не два. Впрочем, если абстрагировано оценивать фактор развлекательности, то новая работа уэльсцев заслуживает всяческих похвал и позитивных продаж. Первые песенки “Scream Aim Fire” и “Eye Of The Storm”, также “End Of Days” дюже заводные и реально кайфовые скоростные сочинения по настроению и презентации уже находятся на определённом расстоянии от альбома “Poison”. Прибавилось чистого и паверового вокала, убавилось скриминга, значительно стало больше мелодического наполнения, как соло-, так и ритм-гитар. Песни вцепляются в тебя сразу и накрепко. Качественно спродюсированное многоголосье и гладкий звук, над которым снова трудился Колин Ричардсон, выравнивают многие шероховатости и объединяют в единое целое разные «эпохи заимствования», кроме того, материал зазвучал ещё быстрее и компактнее, аж планку уносит в какие-то моменты. По этому поводу мой личный фаворит на этом диске – трек “Last To Know”, короткая вещица с мега-припевом, чумовой динамикой, всё на местах. Протащишься и не поверишь, что такой песняк фигурирует на пластинке, проданной тиражом уже более миллиона экземпляров. Жаль, что такой энергетики лишена следующая работа британцев.
Практически весь 2008 год группа не вылезала из гастрольных поездок по США и Европе, в мае Буллетов занесло в Австралию и Японию. В начале 2009 года британцы снова посетили мир, где люди ходят вверх ногами, но в целом из-за подготовки к новому альбому в этом году концертов было уже в разы меньше. Мы уже заматерели до такой крутизны, что можно ради растянувшейся записи отменить концерты в Южной Африке. Впрочем, в процессе записи Буллеты всё равно отвлекались на фестивали и гастроли (осенний Mayhem Festival Tour по Америке – самые продолжительный), и не отказались выступить в Москве в апреле. Этот был не последний визит в наши края – в июле 2010 года Bullet For My Valentine дали ещё два концерта в Москве и Санкт-Петербурге. По утверждению участников коллектива, на новом альбоме они сделали большой шаг вперёд. Много поработали над дальнейшим развитием мелодий и вокала, а также уделили очень много внимания текстам. Да, тексты Мэтью пришлось сочинять один на один с продюсером Don Gilmore (работал с Linkin Park), все остальные музыканты были выставлены из студии, чтобы не мешать творческому процессу. На этот раз студийные работы растянулись более чем на полгода и велись в разных студиях в США и Великобритании. Растёмс! В марте 2009 года фэны смогли раскошелиться на второй концертный DVD «Scream Aim Fire: Live At Alexandra Palace», дежурное, в общем, издание.
Трудно сказать, много ли фэнов стали счастливее, получив на руки “Fever”(2010) . Фронтмен Мэтью убеждает: «В музыкальном отношении, я не думаю, что имеются какие-то кардинальные отличия от того, что мы делали раньше. Самое большое отличие – работа с Доном Гилмором, потому что мы никогда до этого не работали с подходящим рекорд-продюсером. Поначалу было сложно, потому что никто до этого никогда не говорил мне, что нужно делать, а чего не нужно». Сама ли группа решила добровольно или её новый продюссер тихим сапом – на альбоме не оказалось почти ни одной трешовой песни. Т.е скоростной хеви, конечно, фрагментарно присутствует в “Alone” или “Pleasure And Pain”, но заметную часть звукового пространства стал занимать мэйнстрим а ля Sonic Syndicate и изредка Trivium – “Your Betrayal”, “Bittersweet Memories” или “A Place Where You Belong”. Всё очень качественно, гармонично, лучшие мелодические стандарты, просчитан каждый хук. Говорит барабанщик Томас: «Основным желанием на этот раз было «ничего не усложнять». Конечно, соблазнительно проверить свои возможности и сыграть всё на скорости тысяча миль в час. Но на этом альбоме в этом нет необходимость, он скорее мощный, чем просто скоростной». Туго накачан среднетемповым Annihilator/Kreator заглавный трек “Fever”, есть эффектный, приятный на слух чёс в “Dignity” и порция агрессии в “Begging For Mercy” и “Pretty On The Outside” – все исключения под занавес пластинки на фоне остального трек-листа воспринимаются не чужеродно, но контрастно. “Прикольно” услышать в “Breaking Out, Breaking Down” ходы Carcass периода “Swansong”. Кое-какие треки можно оценить здесь – www.myspace.com/bulletformyvalentine. Альбом породил массу региональных переизданий, из которых отмечу австралийское туровое издание с бонус-диском, куда вошла полностью епишка “Hand Of Blood” и несколько акустических версий, надерганных с разных синглов, и британское туровое издание с тремя концертными довесками и новым DVD-приложением. Некисло получилось.
Определённо 2010 год был удачным в карьере британских рокеров. “Fever” занял топовые позиции на многих влиятельных музыкальных рынках, на очередном фесте Download группа выступала уже на сцене имени Ронни Джеймса Дио, а сам год закончился успешным рождественским турне. Отмечу для себя и достойный визит группы в Японию, на следующий день после землетрясения в марте этого года. Вспоминает гитарист Майкл: «Мы уже пролетали над Тайванем, когда нас развернули из-за землетрясения. Пришлось ночевать там и только на следующий день лететь в Японию. Там царило жуткое шоковое состояние, и когда мы ехали из повреждённого аэропорта, то видели по дороге огромные трещины везде. Наша команда техников пережила землетрясение в отеле. Некоторые спасались бегством, некоторые приняли приближающийся конец и махали на прощание людям из соседнего отеля. Но все спаслись». Запись очередного студийника, возможно, начнётся в конце этого года. По словам гитариста Майкла, будущий диск станет продолжением “Fever”, в него также войдут песни, сочинённые ещё пару лет назад, но так и не нашедшие до сих пор применения. Пока восторга по этому поводу не испытываю.
Ян Федяев
Сайт www.bulletformyvalentine.com