“Так здорово во времена, когда группам сложнее, чем когда-либо найти свою нишу, иметь коллектив с 20- летней историей”.
Kevin Martin
Несомненно, все атрибуты налицо. Конец 80-х-начало 90-х, Сиэтл, насквозь гранжевая тусовка вокруг, и соответствующие хит-парады, где Candlebox некоторое время обитали, не смотря на праведное возмущение любителей Nirvana и Soundgarden. Собственно, сами Candlebox себя гранжевиками не считали, хотя и имели музыкальные родственности с Pearl Jam и Alice In Chains. Скорее (и самый актуальный альбом это доказал) это традиционные блюз/хард-рокеры, выросшие на Лед Зеппелин, Аэросмит, Клэш и Ганзах, удачно интегрировавшие на злобу дня в свою музыку трансжанровые элементы и на первых порах хлебнувшие сиэтльской волны. Остальное доделали продюсеры и несколько удачных песен.
Хайскул и друг моего друга был другом его друга, а у того была бас-гитара. Примерно так в декабре 1991 года в Сиэтле появилась команда под названием Uncle Duke. Её собрали гитарист/вокалист Kevin Martin и барабанщик Scott Mercado. Вскоре группа разрослась до квартета за счёт вливания в состав второго гитариста Peter Klett и бас-гитариста Bardi Martin (не родственника) и стала играть по окрестным клубам. Расширение состава повлекло и смену вывески на Candlebox, – пригодилась строчка из песни группы Midnight Oil “Tin Legs And Tin Mines”. Общими усилиями, продав почти всё своё барахло, группа записала в середине 92 года относительно качественное демо из 8 накопившихся собственных композиций и занялась поиском лейбла. Сиэтльские команды были тогда, само собой, на подъёме, так что фидбэк у почтовой рассылки демо имелся. По стечению обстоятельств и по обоюдному согласию сторон Candlebox стали первой командой рекорд-компании Maverick, к основанию которой приложила руку Мадонна.
По имеющейся информации, основу дебютника “Candlebox”(1993) составили пересведённые треки из того самого восьмитрекового демо. Сначала лейблу были предложены перезаписанные студийные версии, но руководство Maverick услышало магию именно в тех сыроватых, наэлектризованных и немного неровных оригинальных вариантах. Пробный сингл “Change” дотянул до 18 места в мэйнстримовом штатовском чарте – жиденький куплетик с переборами и довольно традиционный грузно-гранжевый припев – так себе успех. Зато после появления действительно интересного сингла “You” душа в рай всё-таки понеслась. Дело завершили две другие запоминающиеся песни “Far Behind” и “Cover Me”, как раз и обладавшие той кросс-жанровой привлекательностью, позволяющей этим трекам и сегодня без труда вызывать позитивные эмоции. Жёсткие хард-роковые соло в большом количестве сплошь и рядом, агрессивный драмминг (“Arrow”), совсем не гранжевый финал в стартовой “Don’t You”, приятные блюзовые пассажи в “Rain”, неуютная психоделика в “Mothers Dream” с одной стороны, и вполне уместные аналогии с ранними Pearl Jam – с другой. Отмечу вполне примечательный вокал лидера группы – Кевина Мартина, сочетающий воедино альт-роковую накачку, трепетную страдательность и истерию. Финальный медляк “He Calls Home” отчасти отражает эту многогранность. Альтернативные и поп-радиостанции были покорены: хитовая баллада “Far Behind” вошла в Топ-20 Биллборда и задержалась в чартах практически на полгода, а видео на “Far Behind” и “You” стали самыми востребованными на MTV в 1993 году. Эти меры помогли альбому “Candlebox” достичь 7 места в Биллборде и продаться тиражом более 4 миллионов экземпляров.
Имеющий некоторое хождение концертный даунлод-релиз “Keepers Of The Flame”, записанный в 94 году в Милуоки, интересен по некоторым пунктам. Во-первых, гранжа здесь нет и полпроцента, – это кипучее альт-/хард-рок шоу с поливающими соляками, факающим через слово Кевином и разнузданным исполнением. Во-вторых, группа представляет здесь несколько новых треков. Песня “Pull Away” к ним не относится, этот трек на тот момент среди фэнов был уже известен в качестве би-сайда с сингла “You”. А вот сочинения “Bother Me”, “Racially Motivated” и “Coming Down” в таком виде известны далеко не всем, – это ранние версии треков, уже начал тогда сочинявшиеся коллективом для следующих студийных подвигов. Кевин утверждал в одном интервью, что Candlebox уже накопили идей для 36 новых песен. Впрочем, с таким бутлеговым саундом новый материал воспринимается кисло. В том же 94 году Candlebox выступили на основной сцене фестиваля Woodstock, – весьма достойно для дебютантов.
К записи коллектив смог приступить только в марте 95 года. Новый альбом “Lucy” создавался, как и в прошлый раз, с продюсером Келли Греем (один из основателей Queensrÿche), подыгрывавшем ещё на ритм-гитаре. Имелась у альбома “Lucy” одна существенная проблемка. Новая работа не имела внушительных стилистических отличий от “Candlebox” и комбинировала в компактных временных отрезках всё те же блюзовые и альтер/хард-роковые основы, изобилие грязных гитар и родственные связи в Bush и Collective Soul, только в менее сфокусированном виде. Материал получился инерционным, едва ли обладающим запоминаемостью. Пожалуй, добавилось какой-то напрягающей нервозности и раздражительности. За два года практически непрерывных гастролей с “Candlebox” на горбе у музыкантов не нашлось времени на поиск в своём творчестве новых граней, оттенков, изюминок и прочего. Первый, напористый альт-рок сингл “Simple Lessons” довольно неплохо ротировался, подтянув основной релиз к единственной “золотой” планке. Но принимая во внимание четыре американские “платины” за дебют, расцениваем падение интереса к группе как стремительное. Материал вполне добротно скроен, у самого имеется штатовский первопресс, иногда задерживающийся в плейере на пару дней. Кокетливый блюз-рок “Lucy”, альт-рок красота в “Vulgar Before Me”, упадничество в “Butterfly” и пара других объектов внимания, но треков уровня “Cover Me” здесь, увы, нет. В общей пачке песен имелась пара “левых” песен – “Featherweight” пригодилась для би-сайда к синглу “Simple Lessons”, а кавер на песню Джона Леннона “Steel And Glass” был опубликован в составе трибьютного альбома “Working Class Hero” – контраст тёплого акустического звука с подчёркнуто живой ритм-секцией и болезненным, декадансным настроением песни, хороший выбор для Candlebox.
Появление “Lucy” совпало со стремительным преображением музыкального ландшафта и поиском выхода из сообразовавшегося в середине 90-х тупика в американской рок-музыке. Candlebox оказались между двух огней – их гранжевость не была достаточно ярко выражена, чтобы привлечь внимания пока ещё многочисленной армии поклонников Nirvana, Pearl Jam, Soundgarden & Co, а для перспективного альт-рока, который можно было бы поднять до мэйнстримовой стратосферы, у группы не хватало композиторских талантов. Время расцвета Nickelback и Matchbox 20 пока ещё не наступило; как раз многие мэйнстримовые издания и проигнорировали новую работу сиэтльцев. Но ничего не поделаешь, контракт есть контракт, даже если отношения с менеджментом стали портиться. В поддержку нового альбома Candlebox гастролировали с сентября 95 по июнь 96 года; вообще, хотел бы отметить, что коллектив в первые 5-6 лет своей карьеры представлял собой заметное концертное явление в Штатах и стоял на одной сцене с такими группами, как Rush, Henry Rollins, Living Color и даже Metallica.
В 97 году из группы уходит один из основателей – барабанщик Скотт Меркадо. Его заменяет бывший ударник Pearl Jam Dave Krusen, с которым Candlebox и новый продюсер Ron Nevison записывают третий альбом “Happy Pills”(98). Яркий саунд и общая ориентированность этой пластинки на дебют, к сожалению, не принесли коллективу новых лавров. Все три сингла были отмечены в мэйнстримовых хит-парадах, “It’s Alright” даже на 2 месте. Но публика пластинку в целом не распробовала, или не захотела. А ведь есть что послушать, господа! Чего стоит отличная пост-гранжевая баллада “Sometimes”! Тягучий грув с обрушивающимися гитарами в заглавном треке, южный блюз-рок “Blinders”, традиционный американский рок “Breakaway”, пара других вполне удобоваримых треков типа “10000 Horses” и “Offerings”. Ещё одна песня сиэтльского квартета “Glowing Soul” вошла в саундтрек комедии “The Waterboy” с Адамом Сэндлером в главной роли. Бодрый рок с активным драмингом и припевом а ля Aerosmith пригодился бы и на основном релизе. Бросаются в глаза вокальные старания Кевина: на “Happy Pills” парень не жалеет связок, исступлённо задирая высокие ноты.
Первые продажи оказались слабыми, конкуренция с подобным саундом зашкаливала, и перспектив было немного. С середины 98 года Candlebox приступили к вялой раскрутке нового альбома, и даже сопровождали Aerosmith. В 99 году дела в группе пошли всё хуже и хуже. В январе 99 года из группы уходит барабанщик Крузин; чтобы не прерывать ещё имевшую место гастрольную деятельность, его срочно заменяют на Shannon Larkin, бывшего музыканта Ugly Kid Joe. Затем Candlebox покидает бас-гитарист Барди Мартин, решивший получить таки учёную степень по истории. Rob Redick из группы DIG ненадолго укомплектовал ритм-секцию. Кроме того, отношения с Maverick Records обострились настолько, что музыканты приняли распустить Candlebox, чтобы аннулировать имеющийся контракт, обязывавший группу записать ещё одну студийную пластинку. “С одной стороны, это был коллектив, очевидно, выгоревших от постоянных гастролей музыкантов, – говорит Кевин. – С другой стороны, мы были истощены постоянной битвой с Maverick и тем, что не имели возможность выпустить такую запись, какую хотели. В целом всё это на тот момент лишило нас какого-либо интереса делать музыку”. Нелестных эпитетов удостоился и лейбл Maverick, собственно, прославившийся за счёт мэйджор-достижений Candlebox, Alanis Morisette и Deftones, в первую очередь. По словам музыкантов, это эгоистичное, пафосное и меньше всего заинтересованное в искусстве как таковом заведение, утратившее понимание того, за счёт чего и кого на самом деле лейбл вообще зарабатывает деньги. Короче говоря, это нелёгкое, но облегчающее жизнь решение было принято, и в 2000 году Candlebox официально объявили о самороспуске. За этим последовало несколько лет судебных разбирательств и тотальный игнор коллектива со стороны концерна Warner Brosers, к которому относился Maverick.
В перерывах между судебными разбирательствами музыканты группы занимались собственными проектами (The Gracious Few, Lotus Crush, Hiwatts), личными жизнями, женились, заводили детей и тп. В 2005 году к бывшим участникам Candlebox обратился лейбл Rhino/Warner Chappell с предложение поучаствовать в составлении Best-Of пластинки и откатать соответствующее турне. “Мы подумали, что было бы здорово снова отправиться на гастроли, – вспоминает Кевин. – что мы собственно и сделали”. Мемберы группы лично составляли трек-лист компиляции и видимо переслушивание своих старых песен и рассуждения об аранжировках минувших дней настолько воодушевили Кевина и остальных, что они не только активно гастролировали в 2006 и 2007 годах, но и замутили новый студийный альбом. Всего в деле фигурировали сплошь оригинальные участники Кевин, Петер и ушедшие ещё до роспуска Барди и Скот. У басиста Барди энтузиазма хватило ненадолго, в 2007 году на его место пришёл Adam Kury. Что касается самого издания “The Best Of Candlebox”(2006), то это серенькая, малопримечательная компиляция из студийных версий, взятых с первых трёх альбомов коллектива, дополненная лишь той самой песней “Glowing Soul” для фильма “The Waterboy”.
Коллектив подписал новый контракт, на этот раз с абсолютно независимым лейблом Silent Majority Group, предоставившим Candlebox полную свободу действий. Новый материал создавался не сразу, первая партия песен была вообще забракована самими музыкантами. Повзрослевшим участникам пришлось заново переосмысливать рабочий процесс и само понятие коллективного творчества. Ок, нужные компромиссы были найдены, и правильные песни написаны. За пять недель “Into The Sun”(2008) был записан: отличный, зрелый, звонкий музон с оттенками AOR и впитавшихся с молоком матери Led Zeppelin, плавно комбинирующий резкие заявления и лирику. Современный звук разительно преобразил музыкальный продукт Candlebox. Разумеется, в основе всего такие ингредиенты как характерная игра гитариста Петера и вокал Кевина, но общая модерновая динамика и плотность сказываются на звучании положительно. Всё это уже едва ли напоминает прежних Candlebox, треки вроде “How Does It Feel” и “Underneath It All” нет-нет – да и засматриваются на миксер, перемешивающий Goo Goo Dolls и Pearl Jam. В новых текстах Кевин поднажал на политику, благо хватало вокруг инспираций. После десятилетнего студийного перерыва группа взрывает эфир песней “Stand”, хард/глэм-роком 80-х “Bitches Brewin'”, соблазняет павер-балладой “Surrendering” и треками помягче”Miss You” и “Love Come Back To Me”. Причём, в записи диска участвовал как оригинальный музыкант Скотт Меркадо, так и заменивший его позднее Дэйв Крузен. “Я схожу с ума по этому альбому, – признавался в промо-интервью лидер коллектива Кевин. – Забавно, но я никогда раньше не переслушивал наши записи после их выхода. Никогда не слушал “Lucy” и “Happy Pills”, например. Конечно, были моменты, когда мне приходилось вспомнить ту или иную песню или текст, но это не те альбомы, чтобы я сел и сказал: “Боже мой, какая круть, я люблю это и буду слушать каждый день”. А это – наша лучшая и самая крепкая запись, однозначно”. Во вступлении “A Kiss Before” слышу мелодию Red Hot Chili Peppers, но это мелочи. Далеко не последний релиз в соответствующем сегменте.
Появление Candlebox на рынке и на сцене закрепило появление в 2008 году ещё одного релиза – концертного CD/DVD “Alive In Seattle”. Само собой, вспомнить своих героев в первую очередь должен был родной город! Судя по восторженному приёму публики и энергетике отлично прописанного концертника, группу в Штатах не забыли. Трек-лист – лучше не придумаешь – почти 70 минут живого драйва и гитарного рока в лучших традициях. Старые треки, конечно, предстали в лучшем виде, чем на имеющихся в природе бутлегах. Кевин и компания быстро вошли во вкус, вернулись в регулярный туровый календарь и в 2010 удостоились великой патриотической чести выступить перед американскими войсками в Кувейте и Ираке. Примерно с 2009 года Candlebox стали сочинять материал для “Love Stories And Other Musings”, отвлекаясь на другие проекты.
На запись нового диска у сиэтльцев ушло 17 дней. В лос-анжелесской студии NRG им пришлось пережить общение с новым продюсером Ken Andrews из Failure (продюссировал The Perfect Circle и Pete Yorn), давшего Candlebox крепкого пинка, чтобы те сконцентрировались и сделали то, что нужно. Говорит фронтмен: “Эта запись научила меня не бояться самого себя, как автора песен. Не бояться позволять себе быть ранимым и экспериментировать с вещами, о которых давно думал”. По словам Кевина, к моменту записи нового диска у них было порядка 20 песен, так что ещё много чего осталось на будущее. Группа решила не тулить в основную программу 11 треков, а обойтись 8-9 песнями в старых традициях Ван Халена. Заметка на полях – в итоге группа всё же опубликовала 11 песен с учётом кавера Damone “Out Here All Night” (неожиданно качёвый рокешник с заколачивающими барабанами) и айтюнсового эксклюзива “No Lights”. Материал довольно разношёрстный по стилистике – от сладковатого мэйнстримового поп-рока “Sweet Summertime” и “Baby Love Me” в духе Matchbox 20 и стадионного сингла с метал-роковым риффингом “Believe In It” до жёсткого пост-гранжа “Youth In Revolt”. Но общая канва – американский рок-мэйнстрим и никакой другой, фэны ранних 90-х обломаются.
По поводу бонус-секции, состоящей из пяти перезаписанных синглов с первых двух альбомов, то мнения разделились – очень уж результат оказался близок к оригиналам. Рассказывает Кевин: “Сначала нам предложили перезаписать песню “You” для игровой приставки Guitar Hero. Нам это настолько понравилось, что мы вернулись в студию и продолжили работу. Это оказалось для группы весьма вдохновляющим – вспоминать как мы когда-то сочиняли и записывали собственные песни, ведь у нас даже не сохранилось того оборудования. Это же была как будто другая группа. Мы заново разучивали собственную музыку, и это доставило нам много радости. Мы поместили их на альбоме, чтобы люди смогли проследить эволюцию в саунде, а в самих-то песнях мало что изменилось. Кроме того, мы никогда не издавали эти песни через Maverick в других странах, а теперь это наша запись, наша версия, и мы может издавать их, скажем, в Японии, Австралии или Южной Америке, вобщем, в странах, где их никогда не издавали”. Короче говоря, теперь сами смогут торговать своими песнями. Фанатский слух услышит в новой версии “Simple Lesson” дополнительный гитарный соляк, который пришлось удалить при сведении “Lucy” и который группа пилила на концертах 95/96 годов, да и вообще, бонус-треки – это всегда приятно.
Планы у коллектива простые – побольше шоу, побольше рок-н-ролла, много музыки, много кавер-версий. Уже ведётся работа над новым альбомом и пока ещё хватает вдохновения. Обещают в будущем не такой чётко структурированный материал, больше свободной формы, а также некоторые эпические биг-сонги с элементами Питера Гэбриэла. Далее имеется ряд планов по случаю празднования в будущем году 20-летнего юбилея первой пластинки “Candlebox”. В том числе активно обсуждается производство нового DVD, для которого снимаются текущие гастроли. “Я бы хотел вывести нашу концертную деятельность за пределы США, – признаётся Кевин. – В данный момент меня не особо радует, что мы постоянно пытаемся выбраться из этого круга типично американских групп. Честно говоря, я не знаю, что в этом смысле будет происходить дальше. Но я счастлив, что Candlebox до сих пор играют музыку, что мы, даже спустя двадцать лет, до сих пор банда. И это хорошо!”
Ян Федяев
Сайт: http://www.candleboxrocks.com/