Очень бы хотелось, чтобы на страницах Специального радио появился очерк под названием “Yearning, part 2”, где было бы описание новых альбомов и фееричных гастролей одной из самых несправедливо задвинутых на окраину музыкального мира групп – финской формации Yearning, олицетворяемой мультиинструменталистом и потрясающим композитором Juhani Palomäki. Но со вторым ничего подобного, к сожалению, не случится по причинам, объективнее некуда. 15 мая 2010 года Юхани был найден мёртвым. Немного не дотянул до 33 лет. Официальная причина смерти никогда не озвучивалась, лишь в некоторых сообщениях его друзей об этой утрате первое время появлялись скрытые намёки на добровольный уход из жизни. А то и явные указания, как в рецензии на последний альбом на www.kogaionon.com.
Но дальше догадок тема не развивается, да и мусолить её совсем не хочется. Жена и маленький ребёнок – серьёзный повод не совершать непоправимого, тем не менее, чёрт может и пошутил. И любые возможные причины, и сам факт, конечно, придают ещё больше трагизма всей истории и осознанию того, что музыкальным миром правят живучие и быстро зарабатывающие ледигагоиды и бой/гёл-бублегумы, педогомонастроенные продюсеры, думающие за всех посредством подмазанных эфиров, и массовое добровольное стремление пипла быть тупым мп3-усреднением… Сделаем что можем и отдадим дань уважения музыке, которой Юхани посвятил последние годы своей жизни – funeral-doom группе Colosseum. В статье использовано эксклюзивное, ранее не публиковавшееся интервью, данное музыкантами Colosseum Специальному радио весной 2011 года.
Colosseum появились там же, где и Yearning – в месте проживания основного идеолога Юхани, в финском городке Riihimäki в 69 километрах от Хельсинки. Юхани сочинял музыку постоянно и самую разную, всегда с обилием элементов классики и большими фантастическими пространствами, готическо-абстрактного уклона. В 2005-2006 годах ситуация с развитием его основной группы Yearning после выхода великолепного альбома “Evershade”, оставшегося как и все остальные записи финнов мало замеченным, удручала неопределённостью и бесперспективностью. Французский лейбл Holy Records сидел в своём курятнике, чуть дыша, и никакой серьёзной промо-работы не вёл. В 2006 году музыкант принял решение найти своим талантам другое применение и поднять ещё одну группу – Colosseum. В состав поначалу вошёл бас-гитарист Janne Rämö, давний друг Юхани, когда-то мельком игравший в Yearning, а также в Autumnal (вместе с Юхани), Vergil и Medieval Art. “Мы познакомились с Юхани лет 17 назад, – рассказывает он. – Стали частенько зависать тут и там и мутить вместе различные проекты. В 2006 году дело дошло до обсуждения дальнейших планов, поскольку со времени последнего совместного проекта прошло уже несколько лет.
Вскоре после этого Юхани представил мне концепцию Colosseum и спросил, хочу ли я в этом участвовать. Понятное дело, я согласился”. Та самая концепция представляла собой синтез похоронного doom-metal с тяжёлыми гитарами, оркестровых аранжировок, бесконечного музыкального делириума и dark ambient под влиянием Dead Can Dance и других, с депрессивной, мифологической и суицидальной лирикой. Не культовый америкосовский Winter в чистом виде, конечно. Для начала было записано демо из трёх треков “Saturnine Vastness”, “The Gate Of Adar” и “Aesthetics Of The Grotesque”. Медленные пассажи прежних альбомов Yearning угадывались в них безошибочно: певучая гитара, потрясающие, холодящие душу своей глубокой печалью мелодии, умелое использование синтезаторов, замогильный брутально-низкий вокал Юхани. Темповое разнообразие в таком жанре не требуется, всё максимально медленно, с низким строем безвозвратно утекающее за горизонт.
Демо было отправлено ряду андерграундных лейблов с целью обретения контракта, параллельно с этим для проекта подыскивался барабанщик. Бывший драммер групп Drown Me Blue, Warbringer, Demysh и Saattue по имени Sameli Köykkä увидел объявление о том, что проект Colosseum, в состав которого входят музыканты Yearning, ищет барабанщика для комплектации состава. “Мне уже лет десять хотелось поиграть дум-метал, – говорит Самели. – Но в кругу моих знакомых не было никого со схожими интересами. Я попытал счастья и отправил им мэйл. Юхани прислал мне демо плюс три новых песни, и я был впечатлён качеством музыки.
Я отрепетировал шесть песен, и через четыре недели отправился на пробную репетицию со всем составом Colosseum. По результатам пробы меня приняли в команду, а через неделю рекорд-лейбл Firedoom предложил нам контракт. Три месяца спустя, я уже сидел в студии и записывал партии барабанов к первому альбому “Chapter 1: Delirium”. Вторым гитаристом коллектива стал Olli Haaranen. А группу приняла в свои ряды контора Firedoom Music – дочернее подразделение финского лейбла Firebox Records. “Мы сделали свой выбор в пользу Firebox, и ни разу с тех пор не пожалели об этом, – признаётся Олли. – Сотрудничество с Firebox было простым и непрерывным. Большую часть времени…”.
Работы по созданию первого альбома Colosseum совпали по времени с записью нового альбома Yearning. Да, Юхани подписал контракт с Holy Records на запись ещё одной пластинки своего детища. Диск “Merging into Landscapes” вышел в 2007 году и стал финальной записью Yearning, монументальным, возвышенным произведением метал-музыки. Гитарист Colosseum Олли помогал Юхани с программингом в работе над этой записью. Что касается Colosseum, то большая часть студийных работ велись на студии D-Studio в местечке Клауккала в мае 2007 года, а барабаны записывались месяцем ранее в Haven Studio в другом крохотном посёлке Сало в 115 км от Riihimäki, где проживает барабанщик Самели. Микшировали всё на домашней студии гитариста Олли, скромно, без пафоса. В ноябре “Chapter 1: Delirium” увидел свет и обратил его во тьму. Атмосфера угасания мира, мрачные бездны бессмысленности бытия во вселенском масштабе, испепеляющее душу отчаяние, могучие древние силы – всё воплотилось в тягучих музыкальных повествованиях “Weathered”, “Saturnine Vastness”, “The Gate Of Adar” и “Corridors Of Desolation” (www.myspace.com/colosseumband).
Тяжёлые риффы под медленный печатный ритм барабанов, рыдающая соло-гитара, вырисовывающая высоко в небе прощальные слова, рёв беснующегося демона где-то глубоко в подземных пещерах… Colosseum предоставили очень яркий и богатый образами материал. “Aesthetics Of The Grotesque” своими переливающимися электронными бэлями и одинокими инструментальными пассажами создаёт своеобразный дарк-фэнтэзи ландшафт, населённый вымирающими существами. Всего было напечатано 1000 экземпляров первого альбома, так же как и всех последующих. Работа была хорошо принята среди любителей дум-метал и критики, тираж был быстро раскуплен, впрочем, не допечатывался.
Концертная деятельность Colosseum ограничилась парой концертов в Финляндии и двумя выступлениями в Латвии – в Риге и Лиепае. Говорит бас-гитарист Янне: “У нас никогда не было никаких обязательств перед лейблом, кроме самой музыки. Все концерты и промо-акции осуществлялись исключительно на добровольной основе”. “За всю нашу историю мы сыграли всего восемь концертов, включая два выступления в Латвии, – рассказывает Самели. – Планировали выступить в Санкт-Петербурге и во многих других местах, но всё обламывалось по разным причинам, в основном из-за денег. Funeral Doom не такой уж популярный жанр, а выбираться из Финляндии накладно”. Забегая вперёд, скажу, что и в процессе работы над последним диском в 2010 году коллектив намечал ряд выступлений на лето и осень, в том числе на думовом фесте в Москве. Были разговоры даже о выпуске концертного альбома.
В июле 2008 Colosseum снова появились в студии D-Studio, где записали шесть треков, составивших альбом “Chapter 2: Numquam”. В студию уже были приглашены сессионные музыканты: виолончель, скрипка, труба и флейта. Их использовали в первом же треке “Numquam”, в целом их участие в создании драматической атмосферы не столь значительно, но труба в “Towards The Infinite” и флейта в “Demons Swarm By My Side” возникают неожиданно и своим одиночеством просто обдирают с тебя кожу. Особое трагическое настроение рождает в душе трек “Narcosis”, медленно раскручивающий перед слушателем спираль своих печальных мелодий. Звучание Colosseum изменилось в сторону заполнения ещё большего пространства боли, паранойи и смертельной тьмы. Голос Юхани в общем миксе теперь звучит размыто, не так концентрировано. Самое интересное, что финнам удалось настолько точно передать саму суть жанра Funeral Doom, что он другим и не представляется вообще – именно с этой характерной мелодикой, и оркестровыми пассажами, провожающими в последний путь обреченный затонуть на немыслимой глубине корабль жизни. Юхани стал меньше использовать солирующую гитару, тем самым, отодвинув Colosseum от ближайших аналогий с Yearning.
Апокалиптичный эмбиент-металл с неизменным влиянием классики. “Я очень активно занимаюсь классической музыкой, и при сочинении песен уже не могу выключить её из контекста, – говорил фронтмен коллектива в одном из своих немногих опубликованных интервью. – Даже когда я стараюсь сконцентрироваться на других вещах, я не могу избавиться от желания найти в песне фрагмент, который можно заменить классическими инструментами”. Короткое акустик-гитарное интро в “The River”, так же, как и практически все оркестровые аранжировки – из той же оперы. Firedoom Music опубликовал “Вторую главу” в январе 2009 года, сопроводив релиз пока единственным официальным видеоклипом Colosseum на песню “Towards The Infinite”, зрелищем депрессивным и давящим на психику. Концертная деятельность ограничилась всего несколькими выступлениями в Финляндии.
Производственные работы по созданию “Chapter 3” начались ещё в мае 2009 года. На этот раз при подготовке альбома группа решила пойти другим путём. В первую очередь, до появления в студии Colosseum никогда вместе не репетировали новые песни, каждый оттачивал материал дома. Самели вообще говорит, что группа вместе репетировала за всю историю раз 15 от силы, а потом они решили, что в их случае этот способ имеет практически такой же эффект, как если каждый играет под демо-треки на своих домашних студиях. Во-вторых, на третьем альбоме акустическим инструментам была дана гораздо большая свобода, чем на предыдущих двух Главах, а использование синтезаторов максимально уменьшено. Рассказывает гитарист Олли, которому пришлось уже после смерти Юхани доделывать аранжировочные мелочи, редактировать и сводить альбом у себя дома. “Огромное количество работы было проведено ещё до того, как мы были готовы к студии, поэтому сами студийные сессии проходили быстро и точно, согласно расписанию. Запись струнных и духовых инструментов заняли большую часть зарезервированного студийного времени. А всего запись “Chapter 3: Parasomnia” в студии D-Studio заняла 18 дней”. В конце апреля 2010 альбом был записан, а 10 мая гитариста/вокалиста и основателя Colosseum не стало.
Олли: “Композиторские таланты Юхани были поистине невероятными. Конечно, он, как и многие композиторы, предпочитал оставаться во время сочинения музыки один. Он мог за несколько минут сочинить песню целиком, прелюдию, интерлюдию, аутро и что там есть ещё, и каждая композиция был хороша”. Янне: “Юхани был весьма эксцентричной личностью. Думаю, невозможно описать его кому-то, кто с ним никогда не встречался. У него было великолепное чувство юмора и редкое понимание музыки вообще”. Музыканты Colosseum были шокированы трагической новостью, и со временем, оправившись от потрясения, приняли очевидное решение – доделать “Третью главу” и посвятить её Юхани. Альбом “Chapter 3: Parasomnia” вышел в марте 2011 года (в начале месяца в Финке, в конце – в остальном мире), наверняка став для кого-то своеобразным предчувствием Юхани приближающегося конца. Ему удалось создать музыкальный саван мучительно умирающему человечеству, эпический, надолго накрывающий непроницаемой пеленой бессмысленности бытия.
Грандиозное сочинение на 21 минуту “Dilapidation And Death” с коллекцией потрясающих масштабных мелодий, атмосферно-гитарно-нойзовый инструментал “Questioning Existence”, предваряющий ещё одну музыкальную эпитафию всему светлому – трек “Passage To Eternity”, уничтожающие своей некро-романтикой и сумраком сознания “On The Strand Of Nightmares” и “Parasomnia” – как альбом отдельно, так и все три главы вместе можно слушать бесконечно долго, перемалывая в голове воспоминания, задавая себе риторические вопросы, оплакивая прошлое. Оставлять ли себе внутри место для будущего – решать каждому индивидуально.
Теперь о неизданной музыке, что должно быть особенно интересно истинным поклонниками творчества как самого Юхани, так и группы Colosseum. Олли утверждает, что есть кое-какой “забракованный” материал (“Не думаю, что на тех плёнках есть что-то интересное”). Самели: “Самый первый концерт Colosseum снимался несколькими камерами. К сожалению, мы не имеем никакого понятия, где все эти плёнки. Надеюсь, они нам попадутся в руки, и найдётся возможность когда-нибудь эти съёмки издать”. Кроме того, после записи “Chapter 3” остался один законченный демо-трек, записанный Юхани. По словам Олли существует мааалая, но вероятность, что для “Chapter 3: Parasomnia” будет снято видео. Известно также, что в природе существует ещё неизданная музыка Юхани: “Но у нас нет ни ресурсов, ни планов издавать те песни. И однозначно сложно найти подходящего исполнителя, чтобы их исполнять”. Наконец, 4-песенная демо-лента “The Temple Of Sagal”, записанная ещё в 1995 году под именем Flegeton. Две песни с него в своё время попали на компиляцию “Holy Records” под названием “Silent Caves-Obliteration”, т.е. одним треком. А две другие перезаписаны для первого альбома Yearning “With Tragedies Adorned”. Пару лет назад Юхани предлагал всем, кто хочет, чтобы оригинал демо был издан в приличном качестве, обращаться напрямую в менеджмент рекорд-компании Holy Records. Видимо, достаточного количества желающих так и не нашлось, а фантазировать на тему, что Holy Records или кто-то ещё в будущем издаст все альбомы Yearning с неизданными или редкими треками (кавер Paradise Lost “Eternal”, например), видео и демками в виде отдельного бокса, можно хоть до послезавтра. С Colosseum такое тоже вряд ли произойдёт. “Я тоже так не думаю, говорит Олли. – Хотя идея хорошая, на мой взгляд, но вряд ли людей в Firebox заинтересуют расходы, которые это за собой повлечёт. У нас в мыслях есть идея переиздать все три альбома на виниле, но пока ещё ничего в этом направлении не сделано. По большей части невозможно пока говорить о будущих релизах или думать о будущем Colosseum. Мы просто пока на некоторое время “заляжем” и посмотрим, что принесёт будущее”.
“Разумеется, музыка Colosseum и Yearning оставит, даже уже оставила значительный след в музыкальной истории, – продолжает гитарист. – Очень скверно, что лейбл Yearning не уделял достаточно внимания тому огромному потенциалу, который имелся у Yearning”. “Абсолютно превосходная музыка, – продолжает Янне. – Yearning, на мой взгляд, по истине самая недооценённая группа, из всех, которые я знаю. Она заслужила гораздо большего признания за свои музыкальные достижения”. Подписываюсь лично под каждым словом.
Ян Федяев
Сайт www.colosseumdoom.com