“Видимо, мы подписали не тот контракт”.
Tommy Vetterli
“Ещё одна великая группа, ставшая никому не нужной,” – так охарактеризовал этот швейцарский прогрессивный метал-коллектив один мой приятель-музыкант. Почему так часто происходит? Не только с музыкантами – с художниками, скульпторами и прочими креативщиками? Их работы оказывают гораздо большее влияние и имеют большую ценность чаще всего посмертно. Действительно опережают время? Про Coroner можно с уверенностью сказать, что в своё время их явно недопоняли, что в сочетании с равнодушием издающей компании и скромной коммерциализацией проекта (не без участия самой группы) привело к фатальной утрате энтузиазма у самих цюрихских музыкантов. Кому надо – дооценили, раз до сих пор слушают и имя помнят. Кто-то называет швейцарцев “Rush металла”, но я лично не придёрживаюсь такого же мнения. Coroner – это Coroner, художественно реализовавшийся, но финансово обломавшийся коллектив, представлявший в конце 80-х-начале 90-х цвет европейской треш-метал сцены.
Очень часто в биографиях этого коллектива напирают на то обстоятельство, что отцы-основатели Coroner до этого работали техниками у культовой швейцарской группы Celtic Frost, и мол, именно оттуда растут ноги у всех последующих событий. Гитарист Tommy T.Baron (настоящее имя Tommy Vetterli) и барабанщик Marquis Marky (Marky Edelmann), в свою очередь, утверждают, что идея группы существовала задолго до сотрудничества с Celtic Frost, и что с ними они ездили в турне в качестве роуди фактически всего один раз – на пару месяцев в 86 году по США, во время тура “Tragic Serenades”. Они до сих пор вспоминают об этой поезде как о своих самых экстремальных гастролях, в физическом и моральном плане. Так вот, первая версия Coroner существовала ещё в 82 году, и собрал её драммер Марки. Всего группа состояла из пяти человек, включая бывшего гитариста Celtic Frost Oliver Amberg, вокалиста Pete Attinger, гитариста Tommy Ritter и бас-гитариста Phil Puzctai. Команда играла смесь Twisted Sister и Motley Crue, дала всего три концерта и записала в 1983 году несколько никому не известных демо-песен. В начале 80-х, когда продвинутая молодёжь в Цюрихе тусовалась вокруг музыкального магазина Musiс Land, и вот тогда Марки и Томми, будучи в разных компаниях, познакомились с вокалистом Tom G.Warrior из Celtic Frost.
Так вот, Марки играл глэм-рок с Coroner, пока не загремел на полгода в армию, а вернувшись, в 84 году на почве музыки уже сошёлся непосредственно с Томми и бас-гитаристом Ron Royce (Ron Broder). В 1985 году троица решила записать первое демо, и некоторое время безуспешно искала вокалиста для уже имеющейся демо-программы. Вскоре подоспел со своим предложением о помощи вокалист Celtic Frost: сначала он вызвался написать для Coroner тексты, а потом и согласился записать вокальные партии. Рассказывает Марки: “Том нам значительно помог. Конечно, мы понимали, что он не собирался быть нашим вокалистом в будущем. Нам был нужен вокалист и второй гитарист, но найти подходящих людей оказалось проблемой. Предложение Тома написать тексты и спеть оказалось для нас фантастическим, поскольку для нас это было большим стимулом, а для Coroner – хорошей промоцией”. 10 октября 1985 года трио при поддержке Уорриера загрузилось в студию Magnetix в Швейцарии, и через девять дней демо “Death Cult” было готово. В него вошло четыре песни, в довольно читабельном качестве. Конечно, гитары звучали жидковато, но чётко, с запильными соло. Рон уже тогда нарезал на восьмиструнной бас-гитаре, что тоже наглядно продемонстрировано в миксе. Вокал Уорриора придаёт специфическую Celtic Frost-окраску этим сложносочиненным музыкальным предложениям, которые мне лично сложно отнести к спид-металлу или трешу даже в начальной стадии, скорее к смеси значительно усовершенствованного хеви и прог-рока, со сложными структурами и холодной, атональной треш-мелодикой, за исключением инструментала “Aerial Combat”. В нём группа решила продемонстрировать все свои умения сразу, а Уорриор разочек злобно “агукнул”.
Всего было выпущено 250 кассет, а в CD-бутлег, появившийся позже, вошли ещё два трека “Arrogance In Uniform” и “Hate, Fire, Blood”, взятые с компиляций “Doomsday News”. Это уже ближе к спиду и трешу – дабл-бас, соответствующий риффинг и озлобленность. В итоге, лишь одна песня “Spiral Dream” была позднее переиграна для дебютного альбома, так что демо вполне интересно не только с исторической точки зрения. Фронтмен Celtic Frost Том Уорриор оказал группе и другую незаменимую на первых порах услугу, практически в каждом интервью упоминая имя Сoroner и таская во время выступлений майки Coroner, пока Марки и Том раздавали кассеты с первым демо во время тех самых вышеупомянутых гастролей Celtic Frost по США с Voivod и Running Wild. Распространение первой демо-записи принесло свои плоды, и, получив несколько интересных на первый взгляд предложений, Coroner подписали контракт с лейблом Noise Records. Лейбл настоял на смене вокалиста, Уорриор на полноценное участие в Coroner, всё-таки, не подписывался. А поскольку группе надо было быстрее отправляться в студию, и никаких кандидатур-вокалистов к тому времени так и не образовалось, петь стал бас-гитарист Рон. Швейцарцы сразу же совершили прыжок от относительно ровного, но всё же демо, к своему первому фундаментальному альбому “R.I.P”(1987), записанному и сыгранному на уровне уже состоявшихся на то время европейских и американских команд, выдававших скоростной и техничный материал.
Студийные работы велись в марте 87 года в Западном Берлине, на студии Music Lab под руководством продюсера Харриса Джонса. Coroner не напрягались с мега-количеством гитарных треков в каждой песне; микс довольно простой и панорамный, музыка берёт, прежде всего, филигранностью, непозёрством, даже некоей отстранённостью. Конечно, всё это не простреливает по-модному мозг, не сплюснуто компрессией, инструменты “большие”. Трек ” Totentanz” – один из немногих моментов на альбоме, цитирующих уже вполне назревшую волну европейского=немецкого треша, в лице Destruction, Kreator и Sodom, использовавшая и амо-треш, и британский хеви, и собственный милитаризм. Сюда же можно отнести фрагменты в “Fried Alive” и “Reborn Through Hate”. Умеренно присутствующие синтезаторы звучат, конечно, по сегодняшним меркам комично, но для тех времён вносят примечательный progressive-feeling. Вокал Рона я бы тоже приобщил к европейской школе. Не говоря уже про ритмическую причудливость и рифовые переплетения в “Suicide Command” и “Spiral Dream” классику и неслабую соло-работу в инструментале “Nosferatu”, добротность в “When Angels Die”. “Всё, к чему мы стремились, – это к экспериментам с разными стилями, – поясняет драммер Марки. – Мы ненавидим клише”.
В Европе было куплено более 50 тысяч копий альбома “R.I.P”, – количество достаточное, чтобы у группы появился дополнительный стимул. Хотя первое время концертный календарь швейцарского трио не пестрел событиями. Кстати, особой вины или лени группы в этом нет абсолютно.
После выхода “R.I.P” Coroner должны были отправиться в европейское турне – в качестве саппорта проекта Билли Милано M.O.D. Однако хэдлайнеры отменили всё турне из-за угроз бойкотировать концерты. На первых порах коллектив отыграл лишь несколько отдельных концертов на одной сцене с Kreator, Angel Dust, Sodom и всё теми же Celtic Frost. Так или иначе, учитывая педантичность и скрупулёзность, с которыми все участники Coroner подходили к своим записям, у группы уже не было времени ждать следующего подходящего концертного слота. Уже нужно было приступать к подготовке следующего студийного рукотворного памятника. Музыканты продолжали репетировать, как потерпевшие, по четыре часа шесть дней в неделю. Свою одарённость и техничность “коронеры” блестяще продемонстрировали на второй пластинке “Punishment For Decadence”(88), продюсером которой стал Гай Бидмид. Ритмически альбом показался мне более ровной огранки, на порядок увереннее и по атмосфере более подходящим на звание “классики” европейского треша. Вокалы привычно проваливаются, это вроде и не мешает. Практически каждый трек имеет свои замечательные моменты, начиная с виртуозных соляков Байрона и трешевых плясок в “Skeleton On Your Shoulder” и “Masked Jackal”, традиционного треш-минимализма в “Absorbed” и извергающего с большой скоростью классические ходы инструментала “Arc-Lite” до солянки в “The New Breed”, риффово-сольных наборов в “Shadow Of A Lost Dream” и “Sudden Fall” и своеобразного кавера песни Джими Хендрикса “Purple Haze”, закрывающего пластинку. Ещё один свидетель оригинальности Coroner.
По закону подлости, группе не удалось как следует откатать живьём и эту пластинку. Сначала сорвались американские гастроли с Sabbath и Rage. Затем обломались гастроли в Британии, когда бравые британские таможенники задержали группу за отсутствие рабочих виз. Лишь в самом конце 88 года Coroner смогли дать несколько концертов в разных европейских странах, в том числе с Sacred Reich. А там, глядишь, и уже новые производственные процессы подоспели. В 89 году, после появления синглов “Purple Haze”, а также представителей новой программы – трека “Last Entertainment” и промо-винила “Die By My Heads” швейцарцы выдали новый студийный альбом “No More Color”. Он был снова записан в Берлине, уже с продюсером Saxon Питом Хинтоном, и ознаменовал заметные стилистически сдвиги в творчестве Coroner. “Определённо могу сказать, что в целом мы стремились менять звучание на каждом альбоме, – говорит Марки. – Это во многом связано с музыкой, которую каждый из нас слушал на тот момент, я тогда много слушал The Doors. В общем и целом мы хотели делать тяжёлую музыку, хеви-риффами, экстремально быстро сыгранную и с меньшим влиянием классики или других стилей. Да, кое-что поменялось”. Новое музло швейцарского трио действительно большей частью избавилось от влияния других стилей и теперь придерживалось прогрессив-спид/треш колеи, в которую иногда попадали Artillery, Voivod и с альбомом “Cracked Brain” позднее угодили Destruction. Сложность структур и плавность ритмических переходов – конёк Coroner. Всего восемь треков альбома “No More Color” несут в себе двойной, если не тройной потенциал и пролетают стремительно. Никакой воды, пустот и “художественных” пауз – только плотная, отточенная инструментальная работа, классные риффы, холодная атмосфера, нагоняемая абстрактными мелодиями и клавишными пэдами сессионного музыканта Стиви Риспина (в дарк-постапокалиптик-эмбиентной “Last Entertainment” это особенно хорошо слышно). Значительно улучшился гитарный саунд и общий баланс инструментов, отлично слышно бас,и соляки врастают в гитарную основу. Такой трешевый плотняк и сегодня слушается не старомодно, но олдскульно. В “Die By My Hands” и “Mistress Of Deception” ловко интегрированы ближневосточные мотивы, отчего на ум сразу приходят Artillery, хотя, конечно, не в столь навороченной и нервной форме. Треки “Read My Scars”, “Why It Hurts”, “D.O.A.” и “Tunnel Of Pain” привлекают игрой/ломкой риффов, ритмов и динамики, имеющей на метальной европейской сцене крайне мало аналогий. А насчёт быстро играть Coroner никогда не парились. Играли.
Релиз “No More Color”, наконец, получил полноценную концертную поддержку. Вспоминает Марки: “Мы были счастливы отправиться в наше первое настоящее турне в 89 году с Kreator (большое американское турне с Kreator и Sodom, сентябрь-октябрь 89, Прим. ред.). Было здорово, потому что у нас был найтлайнер, и всё выглядело так, как должно выглядеть профессионально организованное турне. У нас была отличная команда техников, и по сравнению с нашим прошлым турне в роли роуди, эти гастроли казались нам отпуском”. За штатовскими гастролями последовало не менее солидное европейское “No More Color Tour” в 90-м году, в котором на разогреве частично присутствовала техасская команда Watchtower. Это турне осталось в истории благодаря выпуску видео-кассеты “Live in East Berlin 1990″(90) и компиляции “Doomsday News III – Thrashing East Live”, где Coroner представлены тремя восточно-берлинскими концертными номерами.
В 91 году Coroner продолжили кататься по Европе и Америке, выступая с Mekong Delta, Nuclear Assault и Panic, не забывая о новом материале. Им снова захотелось перемен, – новый альбом “Mental Vortex”(91) с апреля по июнь 1991 года записывался в берлинской студии Sky Trak с участием продюсера Tom Morris, после чего записанный альбом отправился на сведение в родные стены Тома – в Morrisound Studio во Флориду. Результат – настольная книга прог-трешера, возьмём хотя бы первый трек “Divine Step” – интеллигентный треш высшей пробы, очищенный от посторонней шелухи, просчитанный до единой ноты. А какая там посреди ровных, прокаченных риффов космическая полуакустическая вставка затесалась…улёт! С лёгкой душой можно отметить практически каждый трек “Mental Vortex”; помимо минорного ветерка в “Semtex Revolution” и “Sirens”, а также любимых мной двух четвертей в “About Life” и спид-метальных запилов в “Metamorphosis”, здесь просто наслаждаешься триумфом техники и кульминацией композиторского роста музыкантов. В тяжёлом блюзовом треке “I Want You (She’s So Heavy)” не сразу признаешь песню Beatles, ну, на то они и Coroner. В 92 году в биографии коллектива наметился спад, концертная деятельность ограничилась несколькими концертами в Италии и Франции. Noise Records не проявлял большого интереса к деятельности Coroner, предполагаю, что бюджет следующей студийной записи не отличался множеством нолей. Диск “Grin”(93) не имел никаких промо-синглов, продюсировался группой самостоятельно и записывался с февраля по апрель 93 года дома, в швейцарской студии Greenwood. Разве что сводилась пластинка снова в Morrisound Studios.
Только мне кажется, что “Grin” местами перекликается с “провальными” альбомами Kreator 97 и 99 годов? В песне “The Lethargic Age”, например? Всё-таки Томми, хоть и утверждает, что Милле в тот момент хотел денег и склонял всех к коммерческим релизам, а Томми ему в этом только помогал, наверняка на стадии продюсинга оказал влияние и на “Outcast”, и на “Endorama”. Итак, Coroner обратились к более модерн-грувовому материалу, впрочем, без потери техничности. “Serpent Moves”, “Caveat (To The Coming)” и “Host” – вот он, модернизированный Coroner. Пожалуй, только спидовую песню “Internal Conflict” можно признать самым “коронёрским” треком, остальное тяготеет к no-future-индустриальным настроениям, эмоциональному минимализму и большим пространствам для музыкального созерцания в стиле прог-треш. Группа смогла представить материал “Grin” во время европейского турне с Annihilator и на десятке разовых концертов в 93 году, но карьера группы на тот момент подошла к логическому, по мнению музыкантов, завершению.
Свою активную деятельность Coroner прекратили по двум основным причинам. О безразличии со стороны лейбла мы уже упоминали, – последние годы у группы постоянно были проблемы с менеджментом. Другой причиной стали собственные “тараканы”. “Наши эксперименты заходили настолько далеко, насколько это было для нас возможно, при этом они были не слишком радикальны, – говорит Марки. – Я думаю в этом и кроется причина, по которой мы остановились. Да, именно она. Мы чувствовали, что дошли до той черты, которую нам бы хотелось переступить, но тогда люди бы перестали воспринимать нас в качестве Coroner. Так что, в какой-то момент Coroner стал для нас … подобием клетки, из которой никак не получалось вырваться. […] Думаю, мы решили покончить с группой в нужный момент, когда все хотели заняться чем-то новым, нам наскучило играть музыку с одними и теми же людьми”.
В 94 году Coroner ещё давали отдельные концерты, в основном в Швейцарии и во Франции. Но, как можно догадаться, избавиться от контрактных обязательств было не так просто. Какие шустрые – скучно им стало вдруг! А как насчёт ещё трёх альбомов, которые Coroner были должны по контракту с Noise Records? Лейбл хоть и забил болт на группу, но просто так отпускать её не хотел. Записывать ещё три альбома ни у кого из участников не было никакого желания, особенно у барабанщика Марки Эдельманн. На тот момент он уже вообще не играл на барабанах, хотя позднее присоединился к проекту Apollyon Sun вместе с Томасом Уорриором из Celtic Frost. Рассказывает гитарист Томми: “Мы договорились с нашей рекорд-компанией, что выпустим Best- Of пластинку с несколькими новыми песнями, чтобы освободиться от контракта. Фактически мы записывали их, когда группы не существовало как таковой. Когда мы отправились в студию, Марки не был готов, так как уже почти два года не брался за барабаны. Так что мы попросили нам помочь Петера Хааса из Mekong Delta”. Так появился сборник “Coroner”(95) с четырьмя новыми песнями – знатно качающим, печатающим шаг пост-трешем “The Favorite Game”, слегка авангардным, но таким же монотонным треком “Shifter” с певучим соло позади нагромождения вокальных сэмплов в финале, и размеренной, ломаной прог-роковой композицией “Golden Cashmere Sleeper” из двух частей.
Отличный релиз, не вызывающий ни на минуту ощущения дешёвого, тяп-ляп сборничка. Наполняет печалью инструментал “Gilding Above While Being Below” с сольной работой в традициях начинающего Сатриани. Не сильно фанатичные поклонники Coroner смогли получить на компакт-диске кавер DAF “Der Mussolini”, распространявшийся до этого, если не ошибаюсь, отдельно на аудиокассетах. Ремикс на трек “Grin” и живая, забавная реггей-версия кавера “Purple Haze” вполне пригодились бы би-сайдами для теоретически возможных синглов. Но для таких метал-эстетов, как Coroner, самодостаточных и обладающих собственным, уникальным музыкальным видением, легко жертвовавших комфортом слушателей ради технической и интеллектуальной самореализации, наступили не самые благоприятные времена. Пришлось забыть не только о синглах.
Во время прощального турне в январе и феврале 96 года Coroner ещё раздавали халявные кассеты под названием “The Unknown Unreleased Tracks (1985-1995)”, позднее переизданные в виде бутлеггерского двойного компакт-диска. В официальную дискографию этот релиз не включается, но, несомненно, представляет собой коллекционный интерес и возможность для поклонников услышать кое-что редкое из архивов умирающей команды. Редкое, но не обязательно нужное. Это больше напоминает самопальный сборник неизданных интро, не пошедших в дело инструменталов, демо и лайвов. Агония коллектива затягивалась, постепенно превращаясь в соло-инициативу Томми. Летом 1996 года музыканты решили дать последний концерт. Рассказывает Марки: “Мы не хотели никаких гастролей вообще. Мы отыграли фестиваль во Франции и шоу в Швейцарии, предполагалось, что это будут наши последние концерты. Но затем к нам стало подходить немало людей с просьбой сыграть ещё. Я хочу сказать, что нам нравится играть живьём, с этим нет никаких проблем. Ок, после этого мы решили дать ещё один концерт в Цюрихе; мы его сыграли, и поняли, что слишком много всего было сделано ради нескольких минут выступления. Тогда мы решили отыграть турне во Франции”. Небольшое французское турне (9 концертов), с задержкой, но таки состоялось, и на этот раз всё-таки стало последним турне Coroner за прошлый век. После этого каждый музыкант занялся своим делом – Марки возился с Apollyon Sun и помогал устраивать выставки в одной из цюрихских картинных галерей, Томми зарабатывал студийной работой, затем собрал группу Clockwork и присоединился к Kreator, а Рон занялся своими делами.
Первые попытки воссоединения группы относятся к 2005 году, но в силу организационных причин (семьи, бизнес, работа на дядю) из этой затеи тогда ничего путного не вышло, – только взбудоражили интересующуюся общественность. Всё, на что у музыкантов тогда было время, так это на то, чтобы “разогреть соус для спагетти”. Первый концерт состоялся лишь в апреле 2011 года – во время швейцарского фестиваля Impetus, в клубе “Les Docks” в Лозанне. Группу ожидал тёплый приём, поэтому на ближайшее предложение выступить на фестивалях Hellfest и Maryland Death Festival участники Coroner согласились охотно, благо речь не шла о турне и вынужденном долговременном отлучении от работы и семьи. “Сначала нужно было выяснить, возможно ли это вообще, – рассказывает гитарист Томми. – Но после первой же совместной репетиции стало ясно, что мы можем это осуществить. Подготовка к концертам заняла у нас полгода”. И понеслась. 23 апреля 2012 года Coroner отметили ровно год с момента своего реюниона. Поначалу музыканты даже отказывались называть это полноценным воссоединением, мол, просто в кайф поиграть живьём, и никакого нового альбома не будет. Но спрос на группу оказался довольно велик. И вот швейцарцы уже гостят по всевозможным метальным фестам, и вот уже открылся новый сайт группы, посвящённый реюниону, и вот они участвуют в плавучем фестивале “7000 Tons of Metal” на круизном лайнере, с десятками ярчайших представителей современной метал-сцены. Если первое время заявления Марки и Томми по поводу нового материала были довольно категоричны и жёстко аргументированы, то в более поздних интервью уже говорится о возможной записи пары новых песен и переиздании бэк-каталога. О чём сразу говорилось с уверенностью, так это о подготовке архивно-концертного DVD, и даже называлась заинтересованная компания – Century Media. Отснятого мультикамерного материала у Coroner горы, чего нельзя сказать о неизданном материале. Так что для привлечения покупателей к переизданиям или хотя бы для Best-Of в поддержку концертной деятельности на ближайшее время несколько новых композиций пригодились бы. Говорит драммер Марки: “Да, DVD мы всё ещё хотим выпустить, со съёмками наших новых шоу, видеосюжетами о наших путешествиях и нынешней активности…в сочетании со старыми съёмками, например, самым первым концертом Coroner в Цюрихе, с Kreator и Celtic Frost и другими подобными вещами”. Ах да, в марте 2012 года лейбл Night of the Vinyl Dead на волне имеющегося интереса к бэк-каталогу Coroner переиздал на двух винилах кассетную компиляцию “The Unknown Unreleased Tracks (1985-1995)”. Ну что, додавит общественность группу до новых сочинений? Какой-нибудь жирный лейбл сможет сделать небольшую кассу на ностальгии.
Ян Федяев
Сайт: http://www.coroner-reunion.com