rus eng fr pl lv dk de

Search for:
 

Dark Tranquillity. part 2

Как быстро летит время…Это классическое стенание вырывается по разным причинам. И чаще всего, все-таки, с осознанием того, что либо чего-то упустил, либо чего-то не успел и уже не успеешь. Часики, твою мать, тикают, и дежавю посещает всё чаще. Просматривая прежние очерки, опубликованные Специальным радио лет пять назад, становится очевидным, насколько активно некоторые коллективы стараются держать себя в творческой форме, находить всё новые и новые звуковые и визуальные формы самовыражения и радовать фэнов своей продуктивностью. Отнюдь не претендуем на всеохватность и проникновение во все жанры, но отдельные примеры имеются. В этом смысле, на днях был разочарован тем фактом, что перспективные, но замороженные финики Charon снова отложили запись альбома на неопределённое время, мол, не смогли за два года достичь внутренней кондиции для студийной работы, да ещё и расстались со вторым гитаристом. Лучше оглянемся на последние несколько лет жизни славного шведского метал-коллектива Dark Tranquillity, особенно на физические носители, которыми группа щедро одарила своих стареющих и новых поклонников. Ибо, как сами признают музыканты, даже самая что ни на есть официальная их биография страдает историческими ошибками и грешит полуправдами. А песню взял – и послушал.

 

Расслабляться ещё рано

Прошедшие с момента последней публикации о них на страницах Специального радио (www.specialradio.ru/essay/028.shtml) пять лет не сильно изменили вес альбома “Character”(2005). Очень и очень добротный и многослойный материал, который группа самостоятельно продюсировала. Он не нёс в себе революционных музыкальных форм, зато чётко и недвусмысленно демонстрировал весь модернизм команды. Начиная с футуристических обложек разных версий альбома, до кибер-семплов, мелькающих между плотными гитарными аранжировками. Любовь шведов к гармоническим раскладам и дотошность в мелочах всегда вызывала уважение, а стабильный вокал Станне привычно не таил неприятных сюрпризов. Палитра: от мелодик-дэт-месилова в “The New Build” и обязательных “скакалок” “Through Smudged Lenses”, “One Thought” и “Senses Tied” до павер-утяжелённых “Mind Matters”, “Out Of Nothing” и модерн-эпик-металла “Am I 1” и “The Endless Feed”. Century Media всегда отбивались на продажах альбомов Dark Tranquillity, поэтому не пожалели вложиться ни в винил, ни в диги-пак с бонус-видео и четырьмя концертными треками, записанными годом ранее на корейском фесте Busan Rock. Ну и японское издание, само собой имелось, правда, без супер-бонусов (два трека с сингла “Lost To Apathy”). В шведских и греческих метал-чартах диск блистал на первом месте. Альбомный чарт на родине поместил “Character” на третье место, а более капризные немцы на 83.

 

Характерный альбом

До появления нового студийного альбом “Fiction”(2007) Dark Tranquillity успели в 2005 откатать предрождественское европейское турне с Chimaira и Hatesphere, в 2006 выступить в Японии, Южной Корее и Австралии и дать два американских турне с Opeth, David Townsend, The Haunted, Into Eternity и Scar Symmetry. Как раз ко второму турне в апреле 2007 и было приурочено первое появление “Fiction” в Америке, в лимитированном виде с DVD бонус-диском (клипы, лайв, закулисье). Его запись проходила осенью 2006 в привычной для шведов обстановке, в студиях Fredman Studio и Rogue Music, с той лишь разницей, что новый материал продюсировал модерновый чел Tue Madsen (его порекомендовали коллеги из The Haunted). Весной 2007 во время турне “Metal For The Masses” стал распространяться туровый сингл “Focus Shift” с двумя показательными альбомными треками: непосредственно самОй “Focus Shift” и “Terminus”. Эффектные грувовые вступления, переходящие в шустрый мелодичный гётеборг-метал-риффинг, разбиваемый бриджами с эпическим эффектом и гитарно-клавишным цветением и ломанными структурами кое-где. Фактически, там, где остановился “Character”, вперёд с удвоенной энергией рванул “Fiction”.

 

Станне: спеть и станцевать

Говорит вокалист Микаэл Станне: “Мы постарались сконцентрироваться на написании реальных песен и избежать того, чтобы запихивать в каждую отдельную песню слишком много материала. Хотелось, чтобы все песни отличались друг от друга и были тяжёлыми. Думаю, получилось очень разнообразно: есть песни действительно тяжёлые, и есть более меланхоличные и атмосферные”. Да, есть и скоростные, с частящей игрой через струны (“Nothing To Noone”, “Empty Me”, “Blind At Heart”, “Focus Shift”), и мясистые-медлительные “The Lesser Fait”, “Icipher”. Ко двору даже пришёлся сингл “Mysery’s Crown” (www.youtube.com/watch?v=NKjzDU7V7es), в котором Станне после большого перерыва снова заплакал чистым голосом, и балладного склада трек “The Mundane And The Magic”, с подпевками Nell Sigland (это норвежская гражданка, заменившая Лив Кристин в Theater Of Tragedy). Пачку песен группа записала приличную, чтобы хватило на региональные бонусы и переиздания. Средняя по качеству песня “A Closer End” вышла на японской версии, задумчивый инструментал “Winter Triangle” – на австралийской, трек “Below The Radiance” (невзрачный стандарт) и протяжный думовый инструментал “Silence In The House Of Tongue” вместе с ними, в свою очередь, вошли в расширенное переиздание “Fiction” с дополнительными двумя концертными аудио-треками, альтернативной обложкой, DVD-приложением (клипы, лайв) и 24-страничным буклетом. Была ещё виниловая версия и версия с прозрачным слипкейсом, к ней добавлены видео-материалы и всякие мультимедийные шняги. В чартах некоторых европейских стран DT улучшили этим изданием свои позиции, однако в Швеции заняли только 12-е место.

 

 

 

Половину 2007 и весь следующий год группа провела в постоянных разъездах по Азии, Европе, США и Латинской Америке, а так же дала три концерта в России и один в Киеве в апреле 2008. Кстати, группа вернулась в Россию на два концерта в декабре 2009. Осень 2008 года в составе случилось редкое явление, – ушёл музыкант. Бассист Michael Nicklasson по доброй воле покинул состав, и ему на смену пришёл Daniel Antonsson (экс-гитарист Dimension Zero, Soilwork). Явление действительно редкое, четыре участника коллектива крепко и бессменно держатся друг за друга уже с 1989 года. Говорит гитарист Никлас Сандин: “Думаю, наша повышенная самокритичность – одна из причин того, что мы так долго вместе. Мы никогда не позволяли себе чувствовать слишком комфортно по отношению к собственной музыке или в избытке ощущать её поддержку. Мы слушаем готовый альбом и понимаем, что вложили в него много тяжёлого труда, но тут же думаем, что нового сделаем в следующий раз. Мы всегда концентрировались на движении вперёд, вместо того, чтобы сидеть и поклоняться собственной музыке. Конечно, элемент гордости тоже присутствует, но всегда подразумевается критика того, что мы сами сделали”.

 

Фикция
2009-й год в дискографии шведов и в сердцах коллекционеров их дисков останется одним из самых насыщенных периодов. Год, когда DT отметили своё 20-летие. Концертов по сравнению с прошлыми годами бэнд дал поменьше, зато массивным ходом шла подготовка и реализация нового юбилейного DVD “Where Death Is Most Alive” (2 CD/2 DVD в расширенной версии). Основная программа релиза была записана в 2008 во время специального концерта в Милане. Станне рассказывает: “Наш первый официальный DVD, “Live Damage” (2002), был OK для своего времени, но не сильно впечатляющий. На этот раз мы хотели предложить людям кое-что по-солиднее, то, что оправдало бы ожидания. В первую очередь, мы зарядили профессиональную финскую продакш-компанию Vasara Films снять наше хэдлайн-шоу в Милане, в октябре 2008. Как и ожидалось, они блестяще справились со съёмками и с редактированием, и смогли чётко уловить вайб того вечера. В Италии живут одни из самых преданных и активных поклонников DT на земле, что становится очевидным, глядя на съёмки. Это шоу было самым продолжительным в истории группы (и одно из самых последних в легендарном клубе Rolling Stone). В перформансе в качестве гостя приняла участие Nell Sigland, спев на “The Mundane And The Magic” и “Insanity’s Crescendo”. За микшированием мы снова обратились к Tue Madsen в Antfarm Studios в Дании, и результат просто восхитителен”. Кстати, аудио-версия миланского концерта не показалась особенно массивной: звук как бы притоплен по панораме, и много обработки на вокале, за счёт этого он звучит в миксе посторонне. С картинкой вместе – всё очень даже зер гут: видео-задник, эффектное зрелище, полноценный живой экшн, отдача публики. Вторая часть программы – документальный фильм о DT “Out Of Nothing” и компиляция концертных нарезов “Live Archive” с 21 треком тоже представляет исторический интерес. Большая часть этих съёмок давно пылилась по чуланам и гаражам музыкантов и никогда не появлялась на коммерческий свет. “Большинство из этих песен вживую исполнялись, ну, может, дюжину раз, ведь концерты в те времена мы играли не так часто. – вспоминает Микаэл. – Две из них – “Soulbreed” и “The Dying Fragment Of An Elderly Dream” – единственные песни группы, которые были на сто процентов готовы, но так никогда и не записаны нормально в студии. Обе сочинены осенью 91 года. Наконец, мы чертовски гордимся этим релизом, и более чем уверены, что он оправдает ожидания новых и старых фэнов”. Чтобы сделать из DVD ещё более эксклюзивное и редкое событие, тиражом всего в 333 копии был напечатан дополнительный альбом “The Dying Fragments” (2009) с 13 мега-редкими концертными треками группы, записанными с 91 по 97 годы. Причём, некоторые из представленных песен бэнд тоже никогда и не записывал в студии.

 

Короче говоря, осенью 2009 вся эта красота появилась на прилавках и в коллекциях, со стильными чёрно-белыми обложками. Компиляция Century Media из серии “Manifesto Of…” с 18 известными песнями шведской пятёрки для большинства поклонников – приобретение бесполезное, но иной фетишист, скорее всего, поставит себе его на полку. Лейбл также поднял немного “капусты” на выпуске в мае диска “Yesterworlds”, компиляции, условно необходимой. На ней собран десяток треков DT из самых ранних 90-х, взятых с первых двух изданных демо “Trail Of Life Decayed” и “A Moonclad Reflection”, а так же трека “Punish My Heaven” с компиляции 94 года “W.A.R. part 1”. Демо-треки уже издавались-переиздавались ранее, и особого смысла снова множить довольно тусклое качество записи я не усмотрел. Ну, может для фэна станут достаточным стимулом три неизданные ранее трека, выуженные с промо-ленты 94 года, – это и вся радость. Наконец, в 2009 году были переизданы альбомы “Damage Done”(один unreleased live из четырёх бонусов), “Haven”(один unreleased live из четырёх бонусов) и “Projector”(два неизданных бонуса из четырёх). Остальные композиции фигурировали ранее либо в компиляции 2004 года “Exposures – In Retrospect And Denial”, либо на региональных изданиях. Всё-равно, думаешь, да сколько там у Dark Tranquillity в архивах всего пылится! Кстати, особо ленивым пираты (не верьте логотипам Century Media и баркоду) подогнали годом ранее компиляцию “A Closer End”, впитавшую в себя большинство бонус-треков ранних переизданий пластинок DT, которыми занимался первый лейбл шведов Osmose. Там и кавер-версии, и азиатские дополнения, но приятнее всё это юзать на “фирме”.

 

20 лет на сцене

 

А туса уже вовсю любовалась видео-посланиями о подготовительной работе и записи новой студийной пластинки “We Are The Void”(2010). Всё красиво и грамотно визуально оформлено; скоро дойдёт до того, что студио-репорты по художественной ценности будут дороже, чем сам окончательный продукт в пластике. По крайней мере, такое было бы интересно пересматривать целиком в виде фильма, на бонус-диске, например…Ок, новая подача от Dark Tranquillity. Мелодик-дэт-метал эт зе бест, чего ещё можно ожидать от такого целеустремлённого коллектива. Безупречная техника и талантливые аранжировки, даже с каким-то блэковым симфонизмом, особенно в треке “Arkhangelsk”.

Эксклюзифчег!
Сначало показалось, что за исключением апокалиптичной блэк-эпической “Iridium” и размеренной “The Grandest Accusation”, песни DT снова стали сливаться в одну общую массу; из них сложно выцеплять хуковые ходы и какие-то особенно яркие моменты. Потом риффы на повышенных скоростях в “Shadow In Our Blood”, “The Fatalist” и “In My Absence” показались вымученными и слишком уж привычными. Внимание само-собой концентрировалось на эффектных мэйнстримовых вступлениях, разложенных соло и гармонических переходах. Но на пятом-шестом прослушивании, когда сложный набор элементов песен обретает на слух какое-то единство, мнение меняется на противоположное. Впрочем, жалость от того, что не стали развивать угарный рифф в “At The Point Of Ignition” осталась. Начало в “I Am The Void” оживило панковский дух, который любил Тагдгрен в Hypocrisy в конце 90-х. Футуризм клавишных остался на своём месте. Две песни – “Star Of Nothingness” и “To Where Fires Cannot Feed” пока добавлены в шведскую версию альбома, но позднее наверняка всплывут ещё где-нибудь. Новая программа прямо в дни публикации и до конца марта обкатывается в американском турне DT вместе с Killswitch Engage.

 

Угар не проходит

 

Не скажу, что целиком “We Are The Void” лучше или хуже предшествеников. Плюс-минус набор кайфов примерно везде одинаков, и многоярусность каждого альбома можно неоднократно открывать заново.

С ощущением пустоты
В чём коллектив не упрекнуть никогда, так это то, что шведы чётко следуют одному, вобщем, простому совету. Станне: “Давно, когда мы только-только начали играть, к нам на репетиции заходил Tomas Lindberg из At The Gates и всегда говорил: “Будьте оригинальными. Это всё, что ценится на самом деле. Делайте оригинальную музыку и никогда никого не копируйте. Вдохновляйтесь другими, но всегда создавайте что-то новое”. Новое Dark Tranquillity на своей собственной кухне делают немного; фишки устоялись и уже начали деревенеть, – это проблема на будущее. Но бэнд не похож ни на какой другой, и это уже двадцать лет заставляет проявлять интерес к каждому его релизу.

Официальный сайт – www.darktranquillity.com

Ян Федяев

Вы должны войти на сайт чтобы комментировать.