Достойный упоминания шведский прогрессив-дет-метал коллектив, безо всяких аналитических вступлений и чтения между строк. Ближайшие коллеги Soilwork и Gardenian, неутомимые копатели перепаханных полей звукового экстрима в поисках пропущенного корешка…
Вокалист Lawrence Mackrory в группе надолго не задержался, сославшись на желание посвятить себя собственному проекту. Он отказался ехать в турне по Голландии и Бельгии с Soilwork и Naglfar. Так что Darkane вскоре нашли нового певца Andreas Sydow. “Сначала мы попросили его выручить нас в турне. Но всё пошло так гладко, что после первого же концерта мы приняли его постоянно. Он поёт в том же стиле, что и Lawrence, но своим собственным звучанием”. Активных шведов-спринтеров заметил разрастающийся немецкий значок Nuclear Blast и предложил лицензировать второй диск “Insanity”(2001), пока у Darkane оставался актуальным контракт с WAR Music.”Мы были довольны производством “Rusted Angel”, поэтому вопросов о том, кто будет режиссировать “Insanity” не стояло, – говорит гитарист Кристофер. – Можно сказать, что Даниэль Бергстранд является частью звука Darkane. Если бы не он, то мы бы звучали, как большинство групп вокруг”. Да, на записи “Insanity” случилось много памятных заморочек. “Самой большой проблемой был стресс. У нас был расписанный график, которого нужно было придерживаться, чтобы уложиться в срок. Типа, пять дней на ритм-гитару, три дня на бас и так далее. График рухнул сразу же, после того, как Петер и Даниэль обнаружили после записи всех барабанов, что хай-хета слишком много в сольнике. Пришлось делать семпл звука сольника без хай-хета и заменять на компьютере каждый бит на всём альбоме (около 10000). Это заняло три дня. Мы всегда были под давлением расписания, и когда вроде стали нагонять его, что-то случилось с 3 ADAT-рекордером. В другой день из-за сильного дождя залило пол в студии, и мы не могли ничего делать. Самая ужасная вещь случилась в последний вечер, когда альбом был уже готов и смикширован, и мы ждали CD-R, чтобы, наконец, уехать в Хельсингборг. Вокалист Андреас сидел за пультом и ждал диск. Он ненадолго ушёл, и в этот момент в здание ударила молния, вызвав вспышку и замыкание пульта, и вся техника сдохла. Не известно что бы случилось, если бы Андреас в тот момент дотронулся до пульта, скорее всего, нам бы пришлось искать нового вокалиста. И это только несколько примеров происходившего тогда дерьма”…
На втором диске осуществились некоторые давние желания музыкантов, как например, хор и оркестр в интро “Calamitas”. В качество звучания ещё можно было продолжать инвестировать, но уже более чётко было слышно происходящее в гитарной секции. Ритм-гитары в миксе зазвучали поджаро, а панорама всех бэков расширилась, – хорошо слышно на “Third”, “Psychic Pain” и “Perverted Beast”. В целом, при некотором уменьшении давления, песни квартета стали восприниматься комфортнее и логичнее. Усложнилось и переплетение разных музыкальных материй (“Inauspicious Coming”, “Hostile Fantasm” и “Pile Of Hate”). “Я полагаю, что мы думаем не так, как большинство музыкантов, – скромничает Кристофер. – Прежде всего, мы слушаем не только метал. Петер и я интересуемся джазом и фьюженом, у нас есть музыкальное образование. Я сам пел в хоре, и хорошо знаю соответствующую теорию. Это ненормально для большинства шведских музыкантов […] Мы очень заботимся о том, что сочиняем, и всегда продумываем каждый рифф, слушаем, не звучит ли он убого и подходит ли вообще. Для нас очень важно передать слушателю энергию и жестокость”. Новый вокалер внёс и новые оттенки, найдя собственную манеру пения; разработанные вместе с продюсером вокальные аранжировки в виде инфернальных хоров и неожиданных вокальных линий, перекочевали в будущие альбомы шведов. Хорошим подспорьем в раскрутке диска “Insanity” стало первое выступление шведов в Америке, на фестивале в Милуоки в 2001 году. Чуть ранее группа гастролировала в Голландии с Gardenian. Японцам достался только концертный бонус “Convicted”. (Упомянем, что участники Darkane, помимо своего основного приоритета, большое внимание всегда уделяют боковым проектам и записям с другими музыкантами: Terror 2000, The Defaced, Non-Human Level, Dawn Of Oblivion, Electrocution 250, Time Requiem etc.)
При создании третьего студийного альбома “Expanding Senses”(2002) так или иначе учитывалась конъюнктура. Так что одной удобоваримо оформленной сложностью и брутальностью публику не возьмёшь. После успешных пластинок напористых земляков Soilwork, The Haunted (In Flames Dark и Tranquillity метались из одного угла в другой, нажимая на мелодии и хеви-мэйнстрим) привлечь к себе внимание было не просто. Да и не получилось, в итоге. Нет, отнюдь не из-за качества “Expanding Senses”, просто не получилось и всё. Где-то в этот период Darkane застряли в первом эшелоне шведского melodic death-metal. Музыканты снова решили перекроить свой музон, начав со смены лого-типа (чёрт, это чаще всего не доводит до добра). Агрессия а ля At The Gates сменилась на некую техногенность Fear Factory. Песни “Fatal Impact”,”Imaginary Antity” и “Violence From Within” содержали и треш-детовые скоростные рифы, и массу другого сырья, от виртуозных соло и ломаных размеров, до акустических вставок и свежих вокальных решений. Но по сравнению с предыдущими релизами в “Expanding Senses” не было лёгкости и стремительности (одно исключение “Parasites Of Unexplained”); Darkane удалось записать качественный нео-дет-альбом, при этом потерялся фокус. На нём, кстати, не было никаких хоров и оркестров: “Это стоит так много времени, планирования и работы, что у нас на этот раз просто не было сил”. Может, и правильно сделали, оркестровость на этом фоне вряд ли бы что-то существенно изменила. В Японии “Expanding Senses” появился только в 2004 с бонус-песней “Growing Hate”.
После положенных гастролей в поддержку “Expanding Senses”, Darkane, как и всякая группа, стремящаяся к максимальной независимости, озадачилась созданием собственной студии по имени Not Quite Studio. “Иногда нам казалось, что это никогда не закончится, – вспоминает вокалист Андреас. – Недели пролетали за неделями, и мы знали, что рано или поздно должны предоставить Nuclear Blast мастер-тейп с новым альбомом. Два или три раза это откладывалось, потому что запись потребовала гораздо больше времени, чем предполагалось. Мы то же самое сделаем и в следующий раз, разве что попросим человека со стороны микшировать. Обнаружилось, что это для нас наиболее стрессовая часть работы, и та её часть, где мы меньше всего в себе уверены”. Но основной причиной задержки с новой записью стало физическое состояние барабанщика Петера, который в начале 2003 года, репетируя с одним из своих боковых проектов, стал чувствовать боли в запястьях. “Это ухудшилось после их гастролей в Японию, – вспоминает Андреас. – А когда мы сами отправились в 2003 году на гастроли с Death Angel, стало совсем плохо. После турне его осмотрело несколько врачей, и никто не мог найти причину болей. Он пробовал различные лекарства и альтернативную медицину, всё, что могло помочь решить проблему. Наконец, кто-то обнаружил у него развивающуюся костную аномалию, и Петеру пришлось отказаться от игры на барабанах на полгода. Только после этого, к лету он начал репетировать с нами материал нового альбома. Здорово, что он вернулся в строй, потому что это было трудное время для нас, – никто не знал, поправится он или нет”.
“Layers Of Lies”(2005) стала в итоге первой пластинкой, которую группа делала целиком своими усилиями. Он не стал существенным отклонением от взятого на “Expanding Senses” курса на стилистическую универсализацию, но представил вместе с тем разогнанную версию модерн-треша. Зажигательная трешовая композиция “Secondary Effects” после помпезного симфо-метал интро “Amnesia Of The Wildoerian” возвращает к началу творчества Darkane, когда всё было свежо, энергично, поиск новых музыкальных путей не был таким кропотливым, придирчивым и утомляющим слушателя, а хеви-метал пассажи с соляками посреди адско-весёлых треш-плясок были легки. “Contaminated”, “The Creation Insane” и “Godforsaken Universe” также достойны упоминания за свою нео-треш энергетику. Мило получилось с акустическим интро и эффектным начальным павер-метал рифом к заглавной “Layers Of Lies”. Традиционный реверанс в сторону Страны Восходящего солнца – бонус-трек “Subliminal Seduction”. С сентября по декабрь 2005 шведы колесили по Европе и США, весной 2006 отыграли пачку концертов в Европе, включая фестивали в Бельгии и Швеции. В 2007 и 2008 годах концертов было совсем немного, – сказалась смена в составе и медленное и верное построение новых песняков. Создание пятого студийника Darkane также не обошлось без происшествий. Оно задержалось ещё и из-за наводнения, случившегося в студии, в лучших традициях “богатых” на удачу шведов. “Здание, в котором находится наша Not Quite Studio, в прошлом году ремонтировалось, – рассказывает гитарист Кристофер. – Один придурок продырявил на первом этаже водопроводную трубу, и это случилось как раз над нашей студией. И надо же этому случиться в пятницу вечером. Этот тип ничего не заметил, и вода все выходные лилась к нам, распространяясь по всей студии. В понедельник мы оказались по колено в воде, стоял жуткий запах. К счастью оборудование не пострадало, но потребовались профессионалы, чтобы просушить помещения. Так что мы не могли оставить там свои вещи”. Darkane пришлось найти в окрестностях неизвестную студию, чтобы довести до ума песни, составившие альбом “Demonic Art”(2008). В отличие от предыдущих творений шведов, за аранжировки на этот раз целиком ответственен гитарист Кристофер, – у Класа было мало время. И не забудем про очередную смену вокалиста. В 2007 году группа разбежалась с Андреасом Сидовым. Он не мог больше уделять достаточно внимания Darkane из-за своей основной работы. “Наш новый вокалист Jens Broman добавил нам огня, – сказал Кристофер. – Уже после первой репетиции мы сняли вопрос о вокалисте с повестки дня. Свежий ветер, который Йорн привнёс в группу, пошёл на пользу: он действительно голоден до музыки и хочет двинуть Darkane вперёд”. Квартет сохранил на “Demonic Art”желаемую интенсивность и вместе с заметной трансформацией саунда смог внести на нагромождения рифов и скоростных битов ажурность и лёгкость восприятия. “Leaving Existence”, “Impetious Constant Chaos”, “Soul Survivor” или “Execution 44” с красивым героическим соло-подкатом, – отличные тому примеры.
“Большинство групп, которые решают за свою карьеру снизить темп и сочинять медленные и, очевидно, более легкодоступные песни, теряют из-за этого решения много фэнов первой волны. С нами этого определённо никогда не случится. Мы слишком зависаем на скорости и стремимся быть немного чокнутыми”. Год 2009 начался для группы с массивного, двухмесячного американского турне с Soilwork, Warbringer и Swallow The Sun. Кстати, в американскую версию нового альбома вошёл бонус-трек “Reborn in Greed” и бонус-двд с документальными съёмками об изготовлении “Demonic Art”, клипами и концертными видео, а узкоглазые получили сверху концертную версию песни “Innocence Gone”. У поклонников также остаётся надежда на появление первого полноценного DVD Darkane, работа над которым точно ведётся уже пару лет. Ждите ответа.
Сайт www.darkane.com