Мы никогда не хотели быть оригинальными, и, вероятно, в этом и кроется наш секрет. Некоторые люди пытаются оригинальничать, но это звучит натянуто. Что-то в этом не так, не по-нашему. Мы просто часть метал-сцены, и хотим быть довольны своими песнями и радовать ими по возможности других”.
Leif Jensen
Банально, конечно, до оскомины. Но при близком знакомстве с творчеством Dew-Scented понимаешь и проникаешься тем, что группа добивается своего, и при этом всю свою историю долбит одной и той же идеей в одну и ту же точку. Как AC/DC, гениальные в своей простоте и бесхитростности парней из рабочих кварталов. Оставим в стороне весьма кайфовое “в нужное время, в нужном месте”, это, кстати, не наш случай. Каждая “честная” группа проходит примерно одинаковые стадии развития, тут бы просто не наткнуться на массу подводных камней, не дать слабину в требуемый момент и сохранить костяк. А дальше выбора нет, – если не успел заработать капитал, то так или иначе нужно приспосабливаться к меняющимся экономическим особенностям и восприимчивости социума. Особенности современного рынка музыки, как ни парадоксально прозвучит, принуждают музыкантов заниматься любимым делом исключительно для души, не оставляя простора для коммерческого стимула. В рушащемся на глазах концерне EMI 88% всех исполнителей в ростере – убыточны!!! А это, блин, даже не десяток коллективов и одиночек. Такая цифИрь, разумеется, вызывает сомнения в адекватной работе соответствующих менеджеров EMI, но пусть они сами считают свои деньги (или убытки, точнее сказать).
Со сталепрокатом, думаю, обстановка не веселее с той лишь разницей, что мелкие лейблы с энтузиастами во главе чаще имеют представление о целевой аудитории, не тратят, по их мнению, на кого попало деньги и более гибкие в производстве. Хотя денег всё равно мало кто из музыкантов видит. Процентный раздел пирога восновном не претерпел существенных изменений, – коллектив получает по 1-2 бакса с каждого проданного носителя, а остальной делёж уже зависит от вложений рекорд-компании в вожделенную раскрутку, минуя музыкантов. Если ещё и подписал ушлый контракт, то будешь оплачивать из своего кармана все удовольствия, вплоть до туалетной бумаги в сортирах на своих концертах. В итоге, кто-то стремится любыми путями к изданию очередной пластинки и гастрольной деятельности, выбирает скромный контракт, подрабатывает на хлеб насущный на стороне, предпочитает жить в мире со своей совестью и творчеством и рад даже выйти в ноль по деньгам. Кто-то тратит последнее desire и накопления на амбициозные проекты, поиск “единомышленников”, взятие неберущихся высот, влипает в авантюры, пытается жить за счёт музыки и быстро сгорает во всех смыслах, оставляя “культовый” прах. В золотой середине чаще только титаны и быстро стареющие проекты-кошельки, впрочем, тоже заработавшие свой статус турбулентным развитием.
Банду сколотили в 1992 году в немецком города Брауншвайг (Нижняя Саксония), в начале гранджевого гульбища пятеро молодых музыкантов – гитаристы Ralf Klein и Jörg Szittnick, вокалист Leif Jensen, бас-гитарист Patric Heims и барабанщик Tarek Stinshoff. Оригинальное и мало напоминающее экстремальную группу имя Dew-Scented позаимствовали из поэзии Эдгара Аллана По. “Да, это очень странное название для англоговорящего человека, – говорит вокалист и единственный уцелевший на сегодняшний день оригинальный участник Лейф. – Оно несёт в себе такой запутанный смысл, вот почему оно нам тогда понравилось. Просто не хотелось такого названия, которое бы тебя классифицировало с определённым жанром”. В декабре 1993 года у Dew-Scented уже было готово первое качественное демо “Symbolization” из 6 песен, записанное с Kai Schliekelmann в небольшой студии Crash For Cash Studio. “Помню, когда мы только начали играть в 92 году, – рассказывает Лейф, – люди говорили: “Да послушайте, что вы играете, это же старьё. Послушайте вон те death-metal группы, они звучат свежее и гораздо брутальнее. Да, Morbid Angel была одна из моих любимейших групп, но играть мы хотели кое-что другое. Нас вдохновляли Razor, Voivod, Discarge, Trouble, Slayer, Testament”. Коллектив давал довольно много концертов, которые сам себе и организовывал, не имея контракта.
Не то, чтобы бэнд не жаждал рекорд-дила и поддержки, просто происходило всё не так быстро, как хотелось бы. “На фоне того, как в те годы набирали коммерческую силу death- и black-metal группы, нам со своей треш-музой было непросто привлечь внимание, – продолжает Лейф. – С другой стороны, тогда было действительно мало групп, играющих в подобном стиле. Была вполне позитивная реакция на наше демо, и приличные рецензии, даже определённого рода последователи. Некоторый интерес со временем у лейблов появился”. Сначала поиск подходящей звукозаписывающей компании привёл группу к независимой немецкой конторе Major Records. Дебютный альбом для неё был записан, оформлен и даже оплачен. Но Major Records на этом закончил своё существование, и группе пришлось с уже готовой матрицей носиться по другим компаниям. Наконец, нашёлся заинтересованный издатель SPV/Steamhammer, выпустивший первый лонгплей Dew-Scented.
CD “Immortele”(96), положивший начало цепочке альбомов Dew-Scented, начинающихся с буквы “I”, честно говоря, не впечатляет дебютным энтузиазмом или свежестью. Более того, по сравнению с записанными всего несколько лет спустя ураганными, тюнингованными модерн-треш пластинками слушается немного вымученно и вяло, словно коллектив пытается в пору кризиса жанра нащупать свою тропу. Среднетемповый, переваливающийся с боку на бок death/thrash-metal с олдскульным звучанием и сырыми скучными риффами, – недостаток групп, играющих треш-метал с оглядкой на классическую школы, не могу быть оправданию отсутствию энергетики. Мелодия появляется в псевдо-сольном бридже в “Back Is The Day”, появляется и исчезает. Есть пара кашеобразных прорывов вроде “Thirst For Sun”, “Unending” или “Silenced”, но идея в целом мутная.
Через три месяца после появления “Immortele” лейбл продемонстрировал полное равнодушие к судьбе Dew-Scented, и коллектив предпочёл побыстрее свалить. “Мы не могли этого знать заранее, но, скорее всего, SPV не были для нас подходящими партнёрами и не привыкли работать с молодыми экстремальными командами. С такими коллективами, ориентированными на андерграунд, нужно работать с другим подходом, не так, как с величинами Judas Priest, Dio и так далее. Вряд ли лейбл понимал, что мы собой представляем, он не поверил в группу, мы это быстро заметили и решили идти другой дорогой”. Другой путь указал one-man-label Grind Sindicate Media (дистрибуция через Nuclear Blast). Какая-то внутренняя корректировка курса в группе всё же была, поскольку появившийся в 1998 году диск “Innoscent” представлял метал-общественности совсем другой коллектив, быстро прогрессирующий от примитивных форм к высокотехничному и драйвовому death-thrash, способный привлечь внимание более широкой публики. Микшировал его популярный в то время метал-чел Dan Swanö у себя в Швеции, практически по дружбе. В 1996 году, когда раскручивался релиз “Immortele”, Dew-Scented выступали вместе с Edge Of Sanity. Там и завязалось их знакомство с Дэном, предложившим микшировать следующую пластинку немцев. “Сам альбом мы записывали у нашего приятеля в местной студии, – вспоминает вокалист. – Получилось не очень хорошо, поэтому Дэн взялся за работу у себя на студии и попробовал немного отполировать звук. Всё было очень мило, без бюрократических заморочек, в качестве дружеского одолжения. И Дэн хорошо сделал своё дело. Конечно, те годы – это совсем другой мир, и стандарты звучания были совсем другие. Но с бюджетной и технической точки зрения всё было адекватно”. Было и ещё одно важное обстоятельство, – в составе немцев появился новый композитор-гитарист Florian Muller и свежий барабанщик Uwe Werning, что однозначно сказалось на динамике коллектива. Всех композиторских проблем Dew-Scented за пару лет не решили. Пока ещё группе не хватало “лёгкой мастерской руки”, и треки, скажем так, не воспламеняли наличием цепких, тяговых риффов. Номера уровня “Bereaved”, “Underneath” и “Starspangled” просто давят стальной массой, иногда разбавляются angry-thrash “The Grapes Of Wrath”, “Everred” или навеянными творчеством Death идеями в “Aentity”. Ну, хоть выбор олдскульного кавера Overkill “Fatal If Swallowed” был сделан в пользу мошевости. Вокалы Лейфа разнообразием никогда не отличались, но на этой записи он подогнал под свои нужды технику Тарди из Obituary и остался при своём. Неоднократно слышал мнение, что музон у Dew-Scented стоящий и легко усваивается, но вокал напрягает со временем. Увы, это то, что есть.
Вскоре появился диск “Ill-Natured”(99) с отрезвляющей обложкой – фотографией лисы со снятой шкурой. Лидер команды Лейф считает его до сих пор самым незамеченным лонгплеем Dew-Scented. “Что сказать, у нас были проблемы с продакшеном на этом диске. На мой взгляд, он не звучит достаточно хорошо, но это был самый техничный альбом из всех нами записанных. Только через пару лет мы обратили внимание, насколько сложный, на самом деле, материал на нём. Он стал основной для сегодняшнего Dew-Scented. Первый альбом, скажем так, был учебным процессом, там и состав был совсем другой. На втором альбоме нам начал писать песни Фло, ставший с годами основным композитором. Кажется, второй диск остался немного в стороне, а вот “Ill-Natured” стал настоящей отправной точкой для группы. В нём есть та нить, которая связывает все наши записи воедино. Думаю это из-за того, что мы стали по-другому понимать и ценить ритмическую структуру риффинга”. Скорость песен немцев на “Ill-Natured” возросла заметно, с первого же трека “Embraced By Sin” почувствовалось влияние шведов At The Gates. Получился славный микс из melodic-death-metal, грув-метал, техничного американского и европейского треша новой волны с death-metal окантовкой и флоридской монотонной брутальностью. “This Grace”, “Defiance”, “Simplicity In Chaos”, “Idolized” со слейеровским вайбом и “Wounds Of Eternity” – на мой взгляд, хорошие примеры такого кроссовер-творчества. Кавер-версия Sacrifice “Apocalypse Inside” обновленной версии Dew-Scented подходила куда лучше. Лейф был прав, звук накрутили так себе. Из-за этого потерялся эффект многих качественных гитарных и ритмических идей. Немного помог почистить запись ремастеринг позднего переиздания “Ill-Natured” на одном диске вместе с “Innoscent” в 2003 году. Не лишним будет отметить и весьма насыщенную концертную жизнь коллектива, который в то время с каждым новым релизом расширял круг своих слушателей. С редкими остановками группа исколесила уже тогда большую часть Европы с очень представительными метал-формациями (достаточно упомянуть Death, Morbid Angel, Overkill, Six Feet Under, Deicide, Arch Enemy) и даже дала четыре концерта в Японии в компании с Defleshed и Night In Gales.
Творчество приобрело, так сказать, ещё больший смысл, когда бескомпромиссный и работоспособный коллектив принял к себе немецкий лейбл Nuclear Blast. Лейф: “Компания нас, конечно, знала, ведь оба наших предыдущих релиза распространялись через их торговую сеть и мэйлордер. Расклады тут были совсем другие, и записывать дебют для NB летом 2001 года группу отправили в Stage One Studio к продюсеру Andy Classen. На тот момент из состава группы ушло ещё два основателя – басист Патрик и чуть ранее ритм-гитарист Ральф. Эстафету гитариста перехватил Hendrik Bache, сыгравший все партии баса на новой пластинке. Принятый позднее в состав басист Alexander Pahl (ex-Obscenity) сначала выступал только на концертах, при этом периодически уступал место Патрику. Этот самый Патрик вроде как не сочинял новые песни, и потому не записывал их, но уходить из группы не хотел (но по некоторым причинам таки был должен уйти). Вот и заменял некоторое время Алекса, когда тот был занят в другой группе. Можно сказать, что с диска “Inwards”(2002) для коллектива началась вторая жизнь, поскольку усилия/возможности Nuclear Blast и качество нового продукта открыли Dew-Scented многие двери, включая ощутимый международный рынок. “Должен признать, что эта запись имела шокирующе позитивный отзыв, хотя для нас это обстоятельство не стояло на первом месте. Конечно, мы знали, что его производство было большим достижением, ведь раньше говорили, что не совсем довольны предыдущими альбомами. “Inwards” был первым диском, удовлетворившим нас качественно. Думаю, в том, что люди стали обращать внимание на Dew-Scented, восновном, начиная с “Inwards”, есть своё преимущество. У нас было время вырасти, как группе, и как композиторам. Если обратите внимание, то заметите, что большинство трешевых или дэтовых групп создали свои лучшие или классические альбомы в виде первых альбомов и всё”.
Скорость и метал-идеологию Slayer немцы совместили с шведской пост-мелодик-дэт-волной в лице The Haunted, добавив только немного грувовых эпизодов, ну, и своего видения. Мало какой метал-хэд, любящий от души порубиться под скоростной материал безо всяких обламывающих экспериментов, будет разочарован песнями “Bitter Conflict”, “Unconditional”, “Degeneration” или “Inwards” с гармоническими соло-запилами и убийственными треш-риффами с большим классическим потенциалом. Ладно, прикроем один глаз на похожесть некоторых забойных мест на альбом The Haunted “Made Me Do It” (в частности, в треке “Inwards”). Лично я жалею, что шведы не продолжили этот курс в дальнейшем, и, соответственно, рад тому, что Dew-Scented не стали играть в спасителей модерн-металла и приняли такую методу на вооружение. Пластинка стала “Альбомом месяца” в некоторых метальных печатных изданиях и была переиздана в США и Японии, – впервые в дискографии Dew-Scented. Дополнительный плюс за японский бонус-трек – кавер Slayer “War Ensemble” и минус за невнятную, малопривлекательную обложку.
Закипела гастрольная работа. Помимо национальных промо-туров по Франции (с No Return) и Британии (c Vader), Dew-Scented почётно разогревали знатную классик-треш троицу Kreator/Sodom/Destruction во время их турне German Thrash Metal Trinity и выступили на десятке фестов в Европе и впервые на американском метал-фесте в Милуоки. Насыщенный 2002-й год завершился 5-недельным европейским турне с Cannibal Corpse. За год Dew-Scented вышли на новые рубежи метал-творчества.