“Мы хотим пробуждать чувства людей, хотим, чтобы нас либо любили нас, либо ненавидели”
D.Teumel
Задвинуть их в категорию стёб-метал можно легко, но это будет большой ошибкой. Скорее всего, этот вывод станет следствием лишь небольшого услышанного фрагмента альбома или лицезрения внешнего вида самих музыкантов (пляшущий босым на сцене вокалист чего стоит!). Их самих это дико напрягает, они считают, что помимо пары-тройки весёлых песен, они поднимают множество серьёзных тем, от которых совсем не смешно и не весело. Это не пародийный коллектив вроде шутников Knorkator или J.B.O. Впрочем, грань шутовства, слабоумия, безумия или стёба иногда такая тонкая, что каждому самому решать, всерьёз или нет. Итак, ныне успешный, почти всеядный НЕМЕЦКИЙ метал-коллектив с устойчивой фан-базой, который может себе позволить новый концертный альбом распространять бесплатно, приложением к журналу Метал-Хаммер.
Группа Die Apokalyptischen Reiter (нем. “Всадники Апокалипсиса”) зародилась в немецком городе Веймар в 1995 году, с подачи гитариста и вокалиста Даниэля Тоймеля (он же Fuchs, он же Eumel). К нему подтянулись бас-гитариста Volk-Man, барабанщик Skelleton и клавишник Mark Szakul (он же Dr.Pest) и стали сообща нарезать некую англоязычную смесь black/death/dark/heavy metal с активным применением клавишных и различных мелодических форм из фолка/старинной музыки и эпических течений. “Первые репетиции проходили в подвале, – вспоминает Фухс. – У нас не было никаких текстов, и почти никакого оборудования, но всё равно это доставляло всем радость”. В мае 1996 года образовалась первая кассетная демо-запись “Firestorm” из 7 англоязычных песен, которую музыканты принялись активно рассылать по всем углам. После этого, не имея никаких контрактов или менеджер-соглашений, Die Apokalyptischen Reiter самостоятельно организовали весьма авантюрную гастрольную поездку по Чехии, Румынии и Венгрии. Это не считая периодических клубных выступлений в Германии. Прытких “Всадников” взяла под своё крыло франкфуртская контора Ars Metalli, обеспечившая бюргерам запись первой пластинки “Soft And Stronger”.
Процесс (запись, сведение и мастеринг) осуществлялся дома в Веймаре, на 16 канальной студии “Wunderbar” персонажем по имени Burki. Перезаписав некоторые треки из демо, немцы предоставили довольно злобный музон, прямо-таки хорор-блэк, с характерным гитарным жужжанием. Что выдавалось из общего ряда, так это нестандартные структурные решения в песнях и упомянутое выше использование акустических инструментов и синтезированных фолковых звуков. Чуть ли не евровижн-куплет мог оборваться истеричным блэковым припадком (“Downfall”), песня могла закончиться звучанием свирели (“Execute”), а в следующем треке гитара залихватски выпиливает воинственную нордическую мелодию под двухчетвертной чёс (“Instinct”). Хорошо получилось увязать кошмарный блэк с клавишными колокольчиками в “Dostulata”. Хорошо проехались “Всадники” по тру-хеви в треке в “Metal Will Never Die”. Ну, и финальная “Human End” с похоронным маршем. Отдельного упоминания достойно вокальное наполнение из всевозможных одиночных и парных гроулов, скримингов и чистого пения. В буклете пластинки даже сделана пометка, мол, никаких вокальных обработок, всё – натурпродукт.
Группа активизировалась и в 1998 году дала первый большой концерт на фестивале Fuck The Commerce. Тогда же увидел свет и лимитированный виниловый ЕР “Dschinghis Khan”. 4-песенный миньон мастерили по горячим следам, собрав несколько нереализованных ранее идей, дополнительно записав кавер знаменитого диско-хита Dschinghis Khan. Если честно, на эту песню только и стоило обратить внимание. “Это был прикол, на самом деле, – вспоминает Фукс. – Наша тогдашняя рекорд-компания позвонила нам и сказала: “Мы хотим сделать с вами виниловый епи”. Мы спрашиваем: “Ну, и когда надо начинать?” “На следующей неделе!” “ЧТО?”… Короче, собрали быстро песню, но нужно было четыре трека. Думали, думали, что ещё можно сделать, и, вдруг решили сделать кавер-версию Dschinghis Khan! Всё записывалось в совершенно авантюрных условиях в Берлине, с нашим приятелем Андреасом Хильпертом. Да, было хаотичное время”. Еле-еле уплотнился гитарный звук, теперь не так болезненно пиливший уши, и, в общем стало поменьше пустоты. Однако, полная засада с вокалами, – какие-то полузаваленные придушенные выкрики из последних сил. Звукоинженер, видимо, бухал в тот момент. Успехи были на лицо и другие части тела, так что второй лонгплей “Allegro Barbaro” последовал уже в 99 году. Он записывался в родном городе Die Apokalyptischen Reiter в ноябре/декабре 98 с тем же Бурки за рекорд-консолью. Стилистические комбинации и мелодии стали интереснее, впрочем, хаотичность песенных конструкций присутствовала и здесь. Риффы пока не доминировали над блэковым шреддингом, но кое-где прослушивалось эффективное использование дэт- и павер-металла (“Game Of Violence”). Фолк-блэк-метал трек “Dance With Me” публика уже знала по епишке “Dschinghis Khan”. В остальном, “Allegro Barbaro” можно считать усовершенствованной, тюнингованной моделью первого альбома. Садо-мазо обложка “Allegro Barbaro” тоже сочетается с сисястой феминой на обложке дебютника. Как и свой первый альбом, группа посвятила “Allegro Barbaro” всем “воинам металла” во всём мире, запечатлев своё полу-стёбное почитание в новом псевдо-героическом сочинении “Heavy Metal”. Немцы неустанно гастролировали по родной стране и странам Восточной Европы. В 99 году немцы подписали следующий контракт с голландским значком Hammerheart Records и под это дело организовали сочинение материал для очередного студийного послания во вселенную. От этой великой миссии отказывается один из основателей коллектива, барабанщик Skelleton, инициативу перехватывает Georg Lenhardt, он же Sir.G. Каркающие голоса, которые ранее на альбомах издавал Скеллетон, достались басисту Volk-Man.
Самым прикольным обновлением пополнения дискографии – альбома “All You Need Is Love”(2000) стало добавление в музыку адско-шухерного панк-треша (жаль, пока маловато) и более красочное выражение средневековых мелодий. Стопудовый фан-хит “Reitermania”, “Licked By The Tongue Of Pride”, “Unter Der Asche”(славянщина!) – зер гут. Трёхминутный наигрыш на ирландской арфе “Peace Of Mind”, эпический десятиминутный финал “Ende Der Welt” (из них 6 минут нойза). Весьма креативный подход, который смогли по достоинству оценить посетители фестиваля Full Force. Всё это, а так же ряд других, не столь очевидных стилистических мелочей стали уверенно просветлять мрачную, в общих чертах, ауру первых двух пластинок. Весной 2001 года коллектив откатал европейское турне c Macabre и с успехом выступил на фестивале Wacken Open Air. В тот же период лидер-гитарист/вокалист повредил руку, а сначала временно, а потом и на постоянку в состав был принят гитарист Pitrone. Так Фухс избавился от неудобной необходимости торчать постоянно с гитарой у микрофонной стойки; теперь можно было, не стесняясь, крутить пляски-кульбиты на сцене. На этом, по словам лидера коллектива, начавшего активно брать уроки вокала, тёмная глава в истории Die Apokalyptischen Reiter завершилась, и началась
Летом 2002 года “Всадники Апокаполипсиса” собрали песни для новой пластинки. Но решили разорвать контракт с голландцами, поскольку получили заманчивое предложение от земляков Nuclear Blast. Не из-за большого патриотизма, конечно. Свежий материал создавался в ноябре/декабре 02 в комфортных условиях Stage One Studio, с продюсером Энди Классеном. “На этот раз у нас было гораздо больше возможностей поработать над песнями, тонкостями и деталями. Мы провели в студии 4 недели. К тому же Энди уже знает нас, и смог получше подготовится. Ну, и у нас уже был кое-какой опыт, мы предполагали, как будем там звучать”. “Vier Reiter Stehen Bereit” – отличное начало для новой кроссовер-пластинки: агрессивный треш-детовый чёс с перерывами на гитарные разливы торжественных мелодий и патетический чистый вокал. С ним созвучен трек “Wo Die Geister Ganz Still Sterben”, только вместо патетики там блэк-страшилки и бабские готик-подвывания. Немецкого языка в текстах стало больше, добавились ещё фольклорные инструменты (хотя бонги в метал-менестрель-треке “Sehnsucht” звучат странно), а в мелодиях большой вес приобрела хеви-метал-героика, впрочем, не всегда музыкально адекватно выраженная (“Terra Nola”, “We Will Never Die”). В “Baila Conmino” втиснули самба-латино, после неё сразу шёл грязный треш в духе Sodom, затем “Du, kleiner Wicht” с фолковыми акцентами, потом еще ближневосточные завитушки в “Fatima”, атмосферные эксперименты, наконец, кавер Manowar “Master Of The Wind”. Релиз “Have A Nice Trip”(2003) стал для группы определённо качественным шагом вперёд (95-е место в немецких чартах лонгплеев), в поисках своего звучания и теоретической целостности композиций. С последним было сложнее из-за музыкальной пестроты и спонтанности многих песенных структур, что “Всадники” с успехом компенсировали полной энергетической отдачей на сцене. Nuclear Blast обеспечил им в 2003 году разогрев Testament, Marduk & Death Angel, под Рождество – участие в турне Subway To Sally, а так же первое в истории группы хэдлайн-турне весной 2004 года и выступление на всех важнейших массовых метал-фестах в Европе. К тому времени у музыкантов накопилась новая пачка песен, которую для разнообразия (и по средствам) уроженцы Тюрингии отправились записывать в посёлок Aarhus на датском побережье, в студию Туэ Мадсена (известен работой с The Haunted и Mnemic).
И вот она, желанная мною, по крайней мере, компактность=серьёзность и эффективное использование собственных идей. Первые пять треков нового альбома “Samurai”(2004) – убойный замес классных гитарных риффов, веселящих мелодий, блэковых бластов и штормового движения вперёд. “Eruption”, “Rock’n’Roll”, “Die Sonne Scheint” обеспечат восторг и хорошее настроение публики во время концерта.
Есть на “Самурае” и вообще практически НЕ-роковый материал, вроде расслабленной ленивой реггей-песенки “Lazy Day” или синтетической “Northern Lights”. Тут и там всплывают славянские мелодии, в то время как немецкий фолк в силу известных причин игнорируется. “Немецкая фолк-музыка в самой Германии не особенно популярна, ну может только среди старых бабусек. Истинная суть фолк-музыки полностью фальсифицирован телевизионной музыкальной жвачкой. Так называемая “народная музыка” ничего общего с музыкой наших предков не имеет. Как известно, традиционная немецкая фолк-музыка использовалась нацистами и Третьим Рейхом. Внезапно, песни, которые люди пели до этого сотни лет, стали табу после Второй мировой войны. Нацисты умело использовали традиционные мелодии, адаптируя их под новые политические тексты. Поэтому сейчас, если ты вдруг используешь традиционную немецкую мелодию, то люди не говорят: “Блин, классная мелодия!”, а начинают выть: “Вы идиоты, разве вы не знаете, что это нацистская песня?” Дверь закрылась, и наша музыка просто больше не имеет доступа к традиционным песням. Ну, кроме средневековых мелодий, которые используют группы вроде In Extremo”. “Большинство наших фолк-влияний идут из России, – добавляет Фухс. – Мы все выросли в коммунистической Восточной Германии, так что Россия и русская культура были значительно представлены в нашей тогдашней жизни. Лично мне очень нравится восточнославянская музыка”. Стоит упомянуть попытку продвинуть столь специфический метал-продукт на американском рынке. “Samurai” переиздали в США, переведя на английский полностью упаковку и даже само название коллектива. “У нас заняло много времени, чтобы понять, кто мы и что мы, – говорит Фухс. – Мы немцы. Вся эта американская канитель с “Samurai” была, по меньшей мере, странной. Вместо успеха она только сбила людей с толку. Мы – Die Apokalyptischen Reiter, и никто другие. Единственным смыслом в этом всем было то обстоятельство, что американская версия – коллекционное издание – продавалась только там, и была интересна для собирателей раритетов. Я слышал от множества фэнов заграницей, что немецкое имя группы и немецкий язык – вовсе не повод не любить нас, наоборот. Как раз то, что мы немцы, и делает нас уникальными”. Ок, такой опыт для самоопределения тоже необходим, и даже пригодился бы некоторым другим группам, активно пытающимся сесть, вобщем, тощей задницей, на несколько рынков сразу. 2005 год был для бюргеров, пожалуй, самым успешным в гастрольном отношении: 20 европейских фестивалей, 5-недельное турне с викинг-металлистами Turisas и порядка 80 других концертов. Была накрыта масса новых слушателей, которые теоретически нуждались в новой студийной пластинке. Её пре-продакшен начался уже в ноябре 2005 года и завершился появлением в мае 2006 EP/DVD “Friede Sei Mit Dir”. Два аудио-трека с него – заглавное сочинение и “Wenn Ich Traume” давали представление о будущем лонгплее “Riders On The Storm” – стремительные героико-возвышенные композиции, зовущие на подвиги и прочие бесчинства.
В конце лета 2006 появился и сам “Riders On The Storm”, притаивший в диги-пак виде две бонус-песни: сочный мош-оттяг “Feuer”, где-то созвучный с Sodom (когда те вспоминают, что могут играть заводной музон), и англоязычную версию “Friede Sei Mit Dir”. “Всадники Апокалипсиса” шаг за шагом отходили от агрессивности, а все оставшиеся как бы экстремальные звуковые эскапады не несли в себе никакой злобы. Есть мощные локомотивы-риффы, например в показательной “Riders On The Storm”, серьёзной “Soldaten Dieser Erde”, “Schenk Mir Heut Nacht” с духовым джазовым приколом или в кубинско-революционной “Revolution” в лучших традициях Новой волны немецкого рока, поднятой Rammstein. Мальца скрипичной кельтики в “Seeman”, прелестная живая любовная акустика в “Liebe”, весёлый хеви в “Der Adler” и так далее. Стабильное удовольствие от своего собственного творчества и желание разнообразить готовое блюдо.
Последовавшие за релизом полтора года группа посвятила концертной деятельности, впервые посетив в январе 2007 года Украину и Россию (путешествие российскими железными дорогами оставило у музыкантов глубочайшие впечатление, если не душевные шрамы), отыграв ещё одно хэдлайн-турне и успев ещё много чего сделать полезного. В том же году два выступления немцев на Вакене и Партизане снимались для комплектации первого полноценного DVD “Tobsucht”. В формате ДВД и 2 СД он порадовал фэнов в феврале 2008 года, – продукт для группы довольно таки масштабный, с воспламеняющим публику трек-листом и достойными техническими достижениями. Кстати, на этом ДВД немцы запечатлели, кроме прочего, и свою поездку по России. За этим последовало сообщение об отчислении из состава гитариста Питроне. Процедура была неоднозначной и вызвала кривотолки. “Можно выделить, пожалуй, два момента в этой истории, – признается Фухс. – Во-первых, мы были не совсем довольны его отношением к группе касательно новых песен. С его стороны уже были музыкальные противоречия по поводу направления новой пластинки. Он сам говорил, что не в восторге, и не может креативно работать при таких раскладах. Для группы это тяжело, ведь от штатного гитариста мы ожидаем стопроцентного участия и идей. Поэтому возник определённый творческий застой. Для нас это было трудным решением, потому что в человеческом отношении мы друг другу подходили. Во-вторых, настроение в команде ухудшилось, и было ощущение, что новому альбому из-за этого капут. Поэтому мы решились”. В итоге, один сессионный музыкант подогнал “Всадникам” свою знакомую гитаристку Lady Cat-Man, преподававшую в музыкальной школе Веймара и зависающую по Слэйер. С ней бюргеры записали свой очередной студийный опус “Licht”.
Аперитивом к нему стал ЕР “Der Weg”(2008) с двумя альбомными треками, одним ремиксом и одним эксклюзивом.
На нём, и на головном альбоме “Licht” отмечалась в целом плюшевость. 29 место в немецких чартах никого не удивило, в том числе, и недовольного новой музыкой коллектива уже бывшего гитариста Питроне. Причёсанный звук, максимально мелодично и компактно. Фухс: “Я не могу сказать, насколько всё изменилось по сравнению с прошлыми альбомами. Думаю, что новый альбом более выровненный, новые песни создают целостное единство и подходят друг к другу. Что касается звука, то “Licht” самый массивно звучащий из всех наших альбомов. Мы много экспериментировали с гитарным саундом, выбрали новое направление, использовали новые усилки. Хотели получить чистое, но ультра-хеви звучание”. Национальные чарты Швейцарии и Австрии так же поддержали релиз; чувствуется активная поддержка германоязычной фан-базы. Эпическая баллада “Der Elende” с пафосным припевом и рок-хит “Adrenalin” прилично отдают Rammstein, черпанули, видимо, из одного котла вселенских идей, “Heut’ Ist Der Tag” напоминает о мажор-панках Toten Hosen, соплеменниках Die Apokalyptischen Reiter. Высокие скорости отмечаются только в мелодик-треше “Wir Sind Das Licht”. Плюс рок-боевик освободителей “Auf Die Liebe” и уже известный сингл “Der Weg” – самые заметные рок-композиции альбома. Голос Фухса ещё на прошлой пластинке был достоен всяческих похвал, не уступает по качеству и здесь. В ноябре 2008 года, после успешных европейских гастролей “Reiterfestspiele” Die Apokalyptischen Reiter снова потянуло в Россию, на этот раз не только в столицы – ещё в Ростов и Краснодар. После чего продолжили окучивать Европу с земляками In Extremo.
Сайт: www.reitermania.de