“У каждого должна быть своя голова, свои идеи и своё видение всего. Мы не глашатаи, и не хотим проповедовать. Лично мы так видим и представляем историю”.
C.Glanzmann
Фантазия, с которой обе стороны придумывают музыкальные стили и их мыслимые и немыслимые комбинации, пожалуй, никогда не иссякнет. Покуда будут желающие лишний раз выделиться эффектным словцом или идеей в гигантском информационном поле. Хотя термин “Новая волна фолк-металла” назрел уже давно, для закрепления несколько лет приносящей сочные и зрелые плоды ответвления фолк-сцены, возникшей после слияния в мелодичном экстазе в разной степени с black-, viking- и death-metal. Тема смешения кельтики или скандинавского фолка с тяжметом на начало 2000-х была не в диковинку, напомним хотя бы про In Extremo, Finntroll, Cruachan, Korpiklaani…Просто количество стало заменяться качеством, с одной стороны, с другой – Eluveitie смогли быстро втиснуться даже в эту паган-фолк-нишу, уже оставив за пока ещё короткую историю пару серьёзных пластинок.
Бывший вокалист швейцарских фолковых групп Mor Cylch и Dornwald – Chrigel Glanzmann решил в очередной раз засвидетельствовать свою любовь к галльской культуре и историческому прошлому своей страны. В 2002 году он замутил разовый, как ему казалось вначале, студийный проект. По его задумке, каждую из нескольких новых песен его сочинения должен был записывать разный комплект музыкантов. Мало того, что сам Кригель самодостаточный фолковый мультиинструменталист и играет на мандолине, акустической гитаре, бодре, разных флейтах, шотландской и ирландской волынках и прочих дуделках-свистелках. Он собрал вокруг себя ещё десяток активистов и вокалистов и назвал это дело “Eluveitie”. Об этнографической стороне стоит сказать отдельно. В переводе с древнего галльского языка (кельтская ветвь индо-европейской группы языков) “Eluveitie” означает “Ich, der Helvetier”(“Я, житель Гельвеции”). Гельвеция, в свою очередь – латинское название современной Швейцарии, на территории которой и жило мощное кельтское племя галлов, история которых так восхищает Кригеля и его коллег. Галльский язык сохранился преимущественно в камне и прочих древних находках, и в настоящее время существует только в виде научной реконструкции. Тем не менее, использование названий и текстов на мёртвом галльском языке содержательно выгодно отличает Eluveitie от массы pagan-коллективов (к которым швейцарцы относят себя только косвенно) и удачно подчёркивает их миролюбивый национальный нейтралитет. Привожу слова босса коллектива Кригеля: “Ну, если говорить о нашей музыке, то мы как бы относимся к “паган-метал” жанру. Но на самом деле всё это определяет пресса или сцена. Честно говоря, мы не обращаем внимания на эти лэйбы. Для себя мы пользуемся собственным определением “new wave of folk metal”, поскольку мало относимся к тому, что представляет собой паган-сцена сегодня. Конечно, старые традиции, древние культуры и наши предки для нас много значат. Однако мы не исполняем сдобренные медовухой, банальные гимны мускулистым, невероятно храбрым воинам, с радостью идущим на войну, и всё в таком духе. Если брать музыкальный аспект, то, я думаю, мы тоже стоим в стороне от общей массы. Наша метал-музыка достаточно тщательно продумана, например, риффинг, и она совсем не олдскульная, как часто можно услышать в паган-метале. Фолк-аспект в нашей музыке занимает примечательно много места – вместе с метальными инструментами он одинаково важен для нашей основы и используется по-настоящему традиционным и аутентичным способом”.
За свои деньги весной 2003 года проект записал 6-песенный мини-альбом “Ven”. Использование фольклорных инструментов и такая необычная смесь кельтской древности с мелодик-дэт-метал в духе Dark Tranquillity впечатлила публику настолько, что самопальный тираж демо неизвестного проекта был раскуплен за несколько месяцев. Такое внимание побудило некоторых участников студийного проекта создать самостоятельный коллектив и продолжить сочинение песен. 5 февраля 2004 года группа Eluveitie дала свой самый первый концерт в клубе Gaswerk в городе Winterthur. Перспективный бэнд весной 2004 года прибрал к рукам голландский лейбл Fear Dark Records, оплативший ремикс и частичную перезапись треков с “Ven” и выпустивший миньон официально, с небольшими расхождениями в аранжировках и, разумеется, более читаемым звуком. После друидского вступления “D’Vêritû Agâge D’Bitu” с оркестром народных инструментов, под шум ручья начинается фолк-метальный трек со славной кельтской мелодией “Uis Elveti”; тяжёлые гитары в нём исполняют практически только функцию ритмической поддержки и усиления акцентов. После печальной интерлюдии “Ôrô” под волынку и раскаты грома стартует забойный трек “Lament”, где и была сделана попытка скрестить гётеборгскую мелодик-дэт-школу с фольклорным весельем. Правда кривовато, аранжировки хаотичные, едва поспевающие за барабанным метром, и структура трека далека от идеальной. В остальном – мелодично от начала до конца, качественное содержание фолка высокое, метал-составляющая – в пределах разумного, уровень экстремизма – средний в злобном треке “Druid” (в основе блэковые жужжалки/стукатушки), скорость высокая в “Lament”, само собой. В финальном медленном печальном думовом инструментале “Jêzaïg” просто дали возможность всем посолировать и хором дружно помычать. Группе ещё стоило поработать над балансом фолк-инструментов, некоторые дудки со специфической частотой звучания со временем выносят мозг, но в целом, эксперимент по взаимному скрещиванию можно считать успешным. Говорит Кригель: “Галльское слово “Ven” означает “радость”, и это то, что мы выражаем своей музыкой. Это можно считать и концепцией, в каком-то смысле. Радость от музыки как таковой. Радость от природы, и ту дикую, зажигательную радость, которая берёт своё начало в кельтской мифологии. Мистика кельтской культуры для меня не обязательно нечто тёмное, а наоборот, то, что окрыляет сердце и душу. Кельтская тематика – сама по себе концепция”.
Сразу началась концертная деятельность, потребовавшая от музыкантов “полного рабочего дня”. К этому далеко не все участники Eluveitie были готовы. Из первоначального состава в 10 человек быстро осталось только трое – сам Кригель, Sevan Kirder (ирландская флейта, волынки и прочее) и Meri Tadic (скрипка, вокал). Вскоре Sevan, арменин по происхождению, привёл на бас-гитару своего брата Rafi Kirder, барабанщиком стал Merlin Sutter, гитарную пару разложили Ivo Henzi и Simeon Koch, Sarah Kiener отвечала за традиционные инструменты харди-гарди (подобие лютни), рожки и т.п. Короче говоря, негритят стало девять. За сменой состава и европейскими выступлениями прошёл 2005 год. В 2006 Eluveitie первым делом записали кавер “Vanadis” группы Falkenbach в честь их 15-летнего юбилея, – мрачноватый 10-минутный фолк-эпический трек с не самым блестящим продакшеном, обилием традиционных струнных и духовых, электро-соляком и патриотическим бластбитовым финалом, забавно звучащим с использованием старинных инструментов. Затем Eluveitie снова пережили корректировку состава до восьми человек – из группы удалили Linda Suter, а вместо Sarah Kiener взяли прелестную шарманщицу и вокалистку Anna Murphy. Тем не менее, не она, а Линда и Сара значатся в составе, который записал первый полноценный альбом Eluveitie “Spirit”(2006). Ремесленные работы велись в двух студиях Klangschmiede Studio и Ballhorn Studio и завершились его появлением в июне 2006 года усилиями Fear Dark Records.
Композиторский рост Кригеля, как основного автора коллектива, заметен уже во вступительном сочинении “Spirit” и следующей за ним переигранной версии “Uis Elveti”. Насмотревшись во время концертов на реакцию публики на отдельные составляющие музыки Eluveitie, Кригель смекнул, где и что стоит подправить, и какие музыкальные ходы эффективнее. Звучание гитар стало более сконцентрированным, появился басовый объём, хорошо объединяющий в единое целое пачки фолк-инструментов. Солирующие инструменты стали звучать разборчивее, без стремления перепиликать друг друга. Новые гитаристы своей техникой тоже внесли свою лепту в общее звучание альбома “Spirit” И вот они – треки в “Your Gaulish War”, “Of Fire, Wind & Wisdom”, “The Song Of Life” в духе Dark Tranquillity, которые способен полюбить и металхэд, и не сильно упёртый фэн фолк-рока. Плотный риффовый замес с мощной работой драммера, поменьше самодеятельности, яркие струнные и духовые фолк-пассажи, оживлённое сочетание гроула и фольклорных вокалов, – Eluveitie быстро составляла сложный паззл своего музыкального послания миру. Блестящий трек – воинственный и разноплановый “Tegernakô”, вобравший в себя, кажется весь имевшийся тогда творческий и технический инструментарий Eluveitie. Проносится словно маленький фолк-метал ураган. В “Siraxta” можно услышать голоса обеих девушек-участниц коллектива. Отличный павер-метал вайб чувствуется в начале трека “Dance Of Victory”, классически переходящего в мелодичный шведский гитарный чёс с разрывами ирландской флейты и шустрых скрипок. Поинтереснее можно было бы сделать песню “The Endless Knot” – под конец альбома она ложится мёртвым грузом, вместе с не сильно инспиративным full-band инструменталом “Andro”. Но успехов на дебютном полноформатнике швейцарцев хватало и без них.
“Полагаю, что музыка, которую ты лично любишь и слушаешь, имеет большое влияние на музыку, которую исполняешь, – говорит Кригель. – В нашем случае это традиционная фолк-музыка Бретани и Ирландии, а также black-metal и death-metal. Да и множество других музыкальных направлений. Группы? Пожалуй, легендарная ирландская фолк-команда из 70-х “The Bothy Band”, или старые death-metal столпы Entombed, At The Gates, Dart Tranquillity. И, конечно, кое какая чернуха с Крайнего Севера!” Самое приятное, что альбом “Spirit” был далеко не пределом умений коллектива. Уже через пару лет биография Eluveitie запестрела новыми событиями и цифрами.
После небольшого европейского тура с Odroerir осенью 2006 года, группа подписывает новый контракт с Twilight Records. В начале 2007 года Eluveitie выступают на фестивале Ragnarok, дают клубные концерты и занимаются сочинением новых песен. Не мудрено, что такой яркий музыкальный феномен стал получать массу соблазнительных предложений о сотрудничестве. И Eluveitie, собсссно, уже имеющие контракт, не устояли. Кригель: “Несмотря на то, что предыдущий альбом был выпущен маленьким лейблом, и мы по сути являлись андерграундной командой, будет правильным сказать, что альбом имел успех и получил массу восторженных отзывов. Кроме того, за последние два года мы дали много концертов. Разумеется, такие вещи привлекают внимание более крупных лейблов, и мы оказались в такой великолепной ситуации, когда на руках было множество хороших рекорд-предложений, и мы могли выбирать лучшее. А оно пришло от Nuclear Blast. Мы более чем счастливы и благодарны за то, что всё так сложилось”. Что касается лейбла Twilight Records, то тягаться по деньгам с NB им не светило, и в результате трёхсторонних переговоров в ноябре 2007 года швейцарцы подписали новые бумажки, а Twilight Records смогли оставить за собой только бэк-каталог Eluveitie, состоящий на тот момент всего навсего из EP и LP. Большая акула поимела маленькую.
Новую, и знаковую для себя запись группа делала в несколько заходов. Названием альбома стало имя девочки из древней эпитафии возрастом 2500 лет, найденной в восточной части Гельвецких Альп. Это красивое имя заметил и принял к сведению Кригель, большой любитель научной литературы о кельтской культуре и галлах в частности. “Сначала выбрали продюсером шведа Jens Bogren, и на его студии Fascination Street сначала записали “метальную” часть треков. Скрипки записывались в Devils Studio за углом – в Лихтенштейне, остальные акустические фолк-инструменты в Цюрихе. После этого снова отправились к Йенсу на сведение и мастеринг. “Он действительно сделал современный, жирный и мощный продакшн, который очень непринуждённо и “натурально грязно” звучит. Именно так, как нам было нужно”. Парень, конечно, постарался, хотя на первый взгляд, он как раз наоборот, грязь и налёт неряшливости убрал, отполировал гитарный саунд, наверняка убедил группу не пихать в каждый квадрат фолк-инструменты с подпевками где надо и не надо, и, наконец, сделал главное – теперь слушатель в нужный отрезок музыки получал нужную порцию отлично читаемых мелодий, украшений и эффектных хуков. “Само производство – это и есть наш самый большой прогресс, если сравнивать “Spirit” и “Slania”. При этом, мы всегда стараемся добавить что-то новое, в одной из песен детский хор, например. Понятное дело, что микширование тоже становится лучше от альбома к альбому. А микшировать такой состав, как у нас – определённо непросто. Достаточно сложно смешать 15 различных инструментов, не считая дополнительных вокалов и хоров. Это то, что требует опыта, так что мы учимся и становимся лучше от альбома к альбому”.
Потрескивание горящего костра и женские наговоры переходят в солидный инструментальный плотняк “Samon”, после чего получаем коммерчески сложившуюся идею Eluveite – скоростной мелодик-дэт риффинг поздних In Flames/Dark Tranquillity (быстрее, ещё быстрее), модернизм Soilwork, не выходящий из моды шарм древних ладов в эпических припевах, всё тесно переплетено с записанными вживую традиционными инструментами, несущими основную аранжировочную функцию. В ураганных треках “Primordial Breath”, “The Somber Lay”, “Bloodstained Ground”, “Tarvos” шведские корни очевидны. Модерн-метал бридж под соло в “Inis Mona” – что-то новенькое. Кайфные гитарные расклады а ля In Flames в паре с рожковыми переливами и павер-трешевый ритм в “Gray Sublime Archon” создают своё очарование. Не стесняясь, отнесу “Slanias Song” к фолк-метал хитам (
)!
Прелестный голосок Анны Мёрфи, модный инфлеймовский стайл, – шарман! И конечно, все эти пост-кельтские инструменты, которыми болею ещё со времён увлечения творчеством ирландцев Clannad. В чудном акустическом треке “Giamonius” и в акустической версии “Samon” они звучат так трогательно и натурально. Альбом – шедевр, хоть в лимитированном дигипаке с бонусным DVD, хоть в раритетной версии Nuclear Blast с нашивкой и сумкой (всего 500 экземпляров). Такие сильные и насыщенные работы появляются нечасто, и пипл реально подсел на Eluveitie.
Успех диска “Slania” и восторженные реакции публики и организаторов концертов дали Nuclear Blast лишний повод заработать денег. В том же 2008 году на рынке появляется концертный альбом Eluveitie “Live @ Metalcamp 2008”, записанный на фестивале в городке Толмин (Словения). Трек-лист концертника с “fuckin’ folk-music” состоит из самых убойных композиций обоих студийных лонгплеев, причём позднее этот диск вошёл в состав 2CD-переиздания “Slania”. Кстати, после этого концерта в Словении состав группы покинули два брата Рафи и Севан Кирдер. “Это просто вещь, которая разрастается с годами, – говорит Кригель о причинах ухода музыкантов. – Меняются обстоятельства, личные предпочтения, вкусы и так далее. У Рафи и Севина есть другие группы, помимо Eluveitie – оба играют в ириш-фолк-банде Red Shamrock, а Севан ещё поёт в швейцарской power-metal команде Crowmen. В итоге группы стали требовать слишком много времени, помимо того, что у обоих из них есть обычная работа. Наступил момент, когда оба должны были принимать решение, – они пересмотрели свои приоритеты и покинули Eluveitie”. Всегда пытаюсь понять в таких случаях, – если нет личных неприязней и творческих разногласий, – зачем покидать очевидно перспективный проект, который может воплотиться в мечту о зарабатывании на жизнь музыкой? Ладно бы Рафи с Севином были основными композиторами или чумовыми гитаристом с барабанщиком…Ну, может у швейцарцев с их социальными гарантиями расклады другие, не нам это обсуждать. “Slania” стал для коллектива из сырной страны настоящим прорывом. Всего за 12 последующих месяцев, кроме появления на большинстве европейских фестов, Eluveitie откатали 3 европейских турне и 2 турне по США/Канаде, включая живописный туровый пакет из Turisas, Ensiferum, Tyr и самих Eluveitie. В процессе гастролей на роль бас-гитариста утвердили Kay Brem (ex-Cataract, Tribe Of Cain), а волынщиком и “свистуном” – Patrick “Päde” Kistler. В 2008 увидело свет переиздание миньона “Ven”, куда Twilight Records добавили в качестве бонуса видеоклип (альбом “Spirit” был переиздан годом ранее). В декабре 2008 года у подновлённой команды был уже готов материал для нового похода в студию. Eluveitie решили рискнуть.
Риск был сугубо маркетинговый, и заключался в том, что после такого интенсивного предшественника группа решила записать практически полностью акустический альбом. Причём Кригель накреативил концепцию из двух частей. Первая часть”Evocation I: The Arcane Dominion” появилась в апреле 2009 и стала определённой проверкой фэнов Eluveitie на лояльность. Никаких шведиш-метал риффов марки At The Gates здесь не услышать, вместо этого – мастерская фолк-рок пластинка с плотным саундом, элементами актуального программинга, новым урожаем душевных кельтских мелодий и разнообразной динамикой – от “Brictom”, “Memento” и “Arcane Dominion” со сладко-печальными традиционными витиеватостями, с сединой древности на ощупь и модной компрессией до минималистичных инструменталов “Within The Grove” и “Sacrapos”, и народного уныния в “Voveso In Mori” и “Ne Regv Na”, не считая два бонус-трека лимитированного дигипака (фолковой репризы “Slania” и метал-версии “Omnos”) и бонусного DVD с записью выступления Eluveitie на фестивале Summer Breeze в 2008 году. В инструментальный арсенал альбома были добавлены 5-струнная скрипка, швейцарская разновидность аккордеона, цимбалы, лютня, а также задействована пара гостей. Поп-фолк сингл “Omnos” и клип к нему – это уже радио-и телеформат. И, на мой взгляд, очаровательная вещица и значительное достижение фолк-музыки в вопросах популяризации жанра. После неоднократного прослушивания прихожу к мнению, что такое можно сказать обо всём альбоме. Красота!
“Мнения, конечно разделились, – говорит барабанщик Мерлин. – Но большинство принимало очень позитивно и даже восторженно. Это был определённый риск, и мы счастливы, что это сработало. В процессе работы мы лично сами не знали, чего ожидать от конечного продукта. В нашей фан-базе альбом нравится не всем, и это совершенно понятно, ведь мы, прежде всего, метальная группа и выступаем преимущественно перед метальной аудиторией”.
О существовании очередного диска в самом конце 2009 возвестил сингл “Thousendfold” с соответствующим клипом. Мне немного напомнил коммерческие находки последнего состава Amorphis, только без обилия дудок. Затем на Майспейсе коллектива щедро появился для прослушивания и весь альбом “Everything Remains As It Never Was”(2010). Записывали его на этот раз с бывшим участником швейцарской группы Coroner Tommy Vetterli, большей частью в Newsound Studios, так сказать, не выходя из дома, в Швейцарии. Харди-гарди и скрипки снова записывали в студии в Вадуце (Лихтенштейн), а остальные фолк-инструменты в швейцарской C Studio. Тот факт, что новый диск сводил Colin Richardson (+ Martyn Ford), работавший с Carcass, Cannibal Corpse, Kreator, Napalm Death и множеством других коллективов, далёких от кельтских и прочих исторических прелестей, говорит и о качестве материала, и об уровне взаимопроникновения музыкальных культур. Песни “Everything Remains as It Never Was”, “Nil” и “Kingdom Come Undone” – безусловные лидеры по скорости, они собраны из похожих ингредиентов, с обязательным применением риффов гётеборгской школы. Пару вышеназванной “Thousendfold” составит среднетемповый “The Essence of Ashes”, – майнстрим на подходе. Несколько песен на этом диске принадлежит перу гитариста Иво Хенци, ещё один плюс разнообразию материала. Грустный инструментал “Isara” и ириш-дэнс “Setlon” легко могли быть взяты из предыдущего акустического альбома; видится уместным, исходя из концепции Eluveitie, продолжать слияния дэт-метал с фолком на таком уровне.
В этом году Eluveitie отыграли концерт в Индии; эта поездка, в частности прием организаторов и 20-тысячной публики оставили у музыкантов неизгладимые позитивные впечатления. В апреле швейцарцы откатали новое американское турне с Amon Amarth и Holy Grail, а до осени календарь группы уже пестрит многочисленными европейскими выступлениями. В сентябре доедут до Киева и выступят на Global East Rock Festival. Теперь о будущем Eluveitie. O нём лидер швейцарских фолк-металлистов рассказывает охотно и уверенно. Наверняка условия контракта с Nuclear Blast и качество недавно выпущенного альбома позволяют это делать. Кригель уже начал сочинение песен для альбома, который последует за “Everything Remains As It Never Was”. Коллектив решил, что его содержание будет метальным, только после этого группа займётся реализацией второй части акустической концепции. Ей ещё нужно время дозреть. О необходимости отдельного DVD релиза говорится без особого энтузиазма, тем более, что и к лимитированному изданию “Everything Remains As It Never Was” также имеется DVD-приложение с рабочими съёмками и клипом. Всё равно настанет момент, когда соберут все клипы и архивные съёмки в кучу! Впрочем, музыка мне лично интереснее. Уверен, услышим от Eluveitie ещё немало достойных обсуждения сочинений.