Сейчас трудно, заведя разговор о музыке, её составляющих и героях, избежать цинизма, преувеличений и субъективной игры в музыкального критика. И потому, не будет большим откровением, если скажу, что адская бездна духовного обнищания бьющегося за кусок хлеба пролетариата и сатанизм сознательных оболванивателей в оживлении засаленных Спирз, убогих Хилтон, бесящихся с жиру Спайс Гёлз, прочих жопастых, грудастых или плоскодонных кошмаров, учившихся пять лет петь одну песню, в комбинации с педерастическими гуманоидами, выпестованных на потребу взращенной на подобной креаторской тине поколений, давно не идёт ни в какое сравнение со стереотипами, связанными с «дьявольщиной» рок-музыки или фри-джаза, например.
Ничего, что я немного приукрасил? Русского самопала а ля Голливуд даже касаться не хочу, так потом долго на душе воняет. Достала просто уже давно эта товарно-денежная песенно-альбомно-продюсерско-виртуальная блевотина. И хочется поматериться, проходя мимо очередного утюга на улице, завывающего квантованным голосом очередной несовершеннолетней подстилки с рожей потенциальной товарки или героини любительской порнухи.
Да, я считаю, финскую группу Yearning коллективом уникальным и в крайней степени недооценённым. В первую очередь, за свою неординарную музыку – назовём это dark-astro-funeral-doom-death с сильным влиянием классической и акустической музыки, потрясающими героическими мелодиями, вселенской атмосферой, редкими гармониями, многоголосьем и ярко выделяющимся тембром вокалиста, гитариста/мультиинструменталиста и ядра Yearning – Juhani Palomäki. Где-то родственную Yearning музыку начинали мутить с большой долей примеси black-metal в Норвегии группы Arcturus и Borknagar. Ещё раньше, в конце 80-х подобным совмещением сумасшествия и красоты в Германии занимались Mekong Delta. Там, впрочем, речь шла о скрещивании классики и thrash-power-metal. Были ещё подобные варианты, но крайне ограниченно. Yearning же, по своему основному настрою тяготели на ранних стадиях к doom, после чего стали чаще ассоциироваться с готическими течениями, сохраняя при этом сложность, симфонизм и редкой концентрации музыкальность. Проникновение финской музыки на среднеевропейский рынок в самом конце 90-х, однако, не вызвало в самой стране активного стремления к самобытности. Плодящиеся в геометрической прогрессии суомские рок-коллективы быстро поделились на десяток мэйнстримовых ниш и спокойно занялись самокопированием или любованием ими же подобными. Финские лейблы известны своей пугливостью и отсутствием веры даже в собственные коллективы, если дело доходит до раскрутки группы за пределами Финляндии. Всё что может вдруг не соответствовать уже устоявшемуся метал-рынку в Германии, Италии или Англии, автоматически означает незначительный бюджет и прозябание в андерграунде, даже имея «контракт» на руках. Как показывает история, талант и гений на хлеб не намажешь. Сея реальность поставила крест на многих интересных коллективах и заставляет сожалеть, что топ-статьи в ведущих метал-журналах посвящаются не таким группам, как Yearning. Т.е., типа в кулуарах это круто, но пиарить будем Iron Maiden и Primal Fear, пока не вымрут. За все уплачено.
Группу Yearning основали в небольшом финском городе Riihimäki в конце 1994 года гитарист/вокалиста Juhani Palomäki и барабанщик Toni Kristian. Оба играли музыку со школьной скамьи, Juhani вдобавок имел образование по классу классической гитары. Обоих тяготила мрачная музыка, и на фоне докатившейся до Финки дэтовой волны из Европы и Америки парочка назвалась Flegeton и при помощи второго гитариста Tero Kalliomaki записала демо “Trough The Desolate Lands” из 4 мало примечательных песен. Второе демо “The Temple Of Sagal”, записанное в июле 95 года с участием нового басиста Mr.Woodland, уже представляло собой попытку делать жутко печальную атмосферную metal-музыку на века, с гармоническими вокалами, акустическими гитарами и клавишными довесками. Кассеты с 4 треками “The Temple Of Sagal” стали расползаться через мэйлордеры и простой адерграундный обмен, а одна попала в офис руководства французского лейбла Holy Records. Быстренько заключив с молодыми финнами контракт на два лонгполея, Holy сначала отправил группу в финскую студию Tico-Tico в небольшом городе Кеми для записи трека „Autumn Funeral“ для компиляции „The Holy Bible“. Холодная, трагически-красивая атмосфера музыки Yearning уже тогда вызвала положительные отзывы в «подземелье». До первого альбома „With Tragedies Adorned“, однако, дошло только в 1997 году, спустя почти пол-года после его записи. После релиза коллектив с перерывами гастролировал до конца года по Европе, а осенью записал мало известный кавер Paradise Lost „Eternal“ для трибьюта Holy Records. „With Tragedies Adorned“ хоть и являлся шедевром по качеству записи, и по мнению автора всей музыки страдал грубоватыми/сыроватыми аранжировками, но до сих пор является одной из самых продаваемых пластинок группы.
Летом 98 года студия Tico-Tico снова приняла в своих стенах финский коллектив. Там за три недели был записан второй полноценный альбом “Plaintive Scenes”, засвидетельствовавший большой прогресс Yearning в плане звучания и разнообразия идей. Он был местами перегружен аранжировками и кое-где плохо слеплен, но в целом слушался прогрессивно и нетривиально. Чувствовалось стремление композитора обогатить вокальное наполнение; атмосфера холодного и фатального дум-метал стала сменяться возвышенной готической печалью и космосом: “Unwritten” “Soliloquay II” и “Eyes Of The Black Flame” рулят особенно. Роскошь иметь полноценный и дружный состав закончилась вскоре после выхода “Plaintive Scenes” в феврале 99 года. Как это часто бывает, причина до противного банальна, хотя и не предсказуема. Вокалистка коллектива Tiina Sitomaniemi, по совместительству являлась подружкой барабанщика Toni Kristiana, и когда между ними произошёл разрыв, это сделало невыносимым отношения внутри коллектива. «Репетиции стали перерастать в яростные конфликты, – вспоминает Juhani. – Дружеские связи между всеми участниками группы оказались полностью разрушенными. Мы оказались в фатальной ситуации, когда сначала Toni, а потом и я захотел покинуть коллектив. Окончательного разрыва удалось избежать, и всё обернулось так, что Yearning стали мы вдвоём с Toni. Я и раньше сочинял все песни и должен был показывать остальным, где и что играть. Т.е. во время записей я работал в студии сутками. Так что ситуация была не критическая, разве что мне теперь приходилось репетировать гораздо больше». Успех “Plaintive Scenes” позволил продлить контракт с Holy Records, и ставшая в одночасье дуэтом группа Yearning, быстро отправилась в студию Tico-Tico для записи нового диска “Frore Meadow” (2000). Немудрено, что звучал он жёстче, прямолинейно и не содержал излишней напыщенности. «Альбом был сделан, чтобы группа осталась в живых. Это был чистый эксперимент, песни создавались прямо в студии. Так что “Frore Meadow” не такая серьёзная и полностью продуманная пластинка, как остальные». Шеф Yearning может говорить что угодно, но альбом блистает такими мелодиями и идеями, что даже сравнивать ни с кем не хочется. Светлая грусть переплетается с депрессивным отчаянием опустошающей осени и одиночеством тёмных финских зим. “Bleak”, “Solitary”, “Autumn”, “The Fall”… Субъективно добавлю, что магия музыки Yearning именно в постоянно развивающихся, дополняющих друг друга мелодиях, изменениях настроения, плавно вливающихся в твой мозг на протяжении всего альбома. Можно почувствовать естественный процесс зарождения жизни и умирания в каждой композиции. Собственно, определение «песня» для творчества Yearning не подходит; это именно композиции, целые икебаны из мелодий. Juhani набрал для живых выступлений сессионных музыкантов, с которыми выступил на финском фесте Tuska и представил материал “Frore Meadow” во время гастролей по Франции с коллегами по лейблу Misanthrope и Gloomy Grim. После чего наступило затишье до лета 2003 года.
Лейбл решил отправить созревших для нового альбома Yearning записываться в дорогую студию Astia Studios в финском городе Лаппенранта. Денег хватило всего на две недели, даже пришлось отказаться от записи живого скрипача. Ансси Киппо, владелец студии вспоминает, что запись проходила не типично, мол, чуваки и здесь отличились. Сначала Juhani записал все инструменты и голос, и уже на эту «фанеру» барабанщик записывал свои треки. «Кроме сессионного Matti S., исполнившего соло в песне „Evershade“, и нас двоих, на альбоме никого больше нет, – рассказывает лидер Yearning. – Клавишные аранжировки я записал отдельно в студии Cursed. На альбоме так много различных элементов, что использование «живых» инструментов было нереально из-за ограниченного бюджета. На предыдущих альбомах у нас была живая флейта и гобой, может и в будущем попробуем то же самое. Сейчас нам бы потребовался целый симфонический оркестр. Так что я использовал несколько синтезаторов и добился более массивного звучания, чем раньше». Если учесть, что студийное время заняло всего две недели и послушать при этом полностью альбом „Evershade“, то выясняется, что поработали музыканты на славу. Palomäki признаётся, что долго репетировал вокальные партии, которые действительно впечатляюще звучат. Впрочем, такой профи-продюсер, как Ансси Киппо и так бы из него вытряс душу за идеальный звук и отсутствие ошибок. Получился превосходно сбалансированный, грамотно спродюсированный, плохо поддающийся классификации альбом, в лучшие треки которого можно зачислить почти все песни: “Statues Amids a Frozen Sand Of Time”, “Conditio Humana”, “Deathbearer”, “Aureole”, “Evershade”. Под каждой можно подписаться. В музыке сразу угадывался почерк Yearning; узнаваемый тембр Juhani, необъятные драматические мелодии, акустические вставочки и синтезаторные пассажи, читаемый гитарный и барабанный звук марки Astia Studios, заливающиеся тягучие соло-гитары, – группа поднялась на ступеньку выше. Такой супер-материал, безусловно, надо было пиарить и показывать. «В прошлом мы были достаточно беспечны, что касается живых выступлений. Хочется это изменить и презентовать себя чаще, чтобы повысить узнаваемость. Не волнуйтесь, в ближайшие годы в любом случае вы ещё услышите о Yearning». Но далёким от амбициозных планов Juhani Palomäki не суждено было сбыться в желаемом масштабе. Французская рекорд-компания Holy Records не особенно налегала на раскрутку альбома, тем более, где-то там в Финляндии, и в итоге пластинку просто слила. Всё что происходило на территории родной страны Yearning, оставалось исключительно инициативой самих музыкантов. «Продажи очень плохие, – это всё что я слышал от лейбла, – говорит Palomäki, который, по собственному признанию весьма далёк не только от тонкостей соответствующего бизнеса, но и использует компьютер только для переписки, максимум. – Так то позиция лейбла, я полагаю, не сильно позитивна. Насчёт промоции я вообще понятия не имею. По крайней мере, в Скандинавии все лежит на наших плечах». При поддержке проверенных сессионных музыкантов Yearning дали несколько промо-концертов в Хельсинки и своём городе, имела место небольшая онлайн-активность, но на этом всё и закончилось. Кроме того, “Evershade” был последней пластинкой, выпущенной по текущему контракту с Holy Records, и, не смотря на своё великолепие и неугасающий энтузиазм Palomäki, не стал причиной подписания нового рекорд-соглашения. Несколько лет Yearning, а точнее Juhani и барабанщик Toni Kristian по прозвищу „Kristonic“ провели в совершенно подвешенном состоянии и жили, в основном, не музыкой, а своими обычными гражданскими жизнями – работой, учёбой, изредка репетициями и участием в других группах на локальном уровне. Господину Palomäki трудно было унять в такой ситуации свой гений, и он организовал в 2006 году новый dark-ambient-funeral-doom проект Colosseum с посторонними музыкантами. На ноябрь этого года уже намечен релиз дебютного альбома „Chapter I – Delirium“, а в начале будущего года кавер „The Unknown Kadath in Cold Waste“ группы Thergothon в исполнении Colosseum войдёт в трибьютный диск Thergothon.
Ситуация с новым альбомом Yearning прояснилась в самом конце 2006 года, когда Juhani смог договориться с Holy Records на выпуск ещё одной пластинки и стал готовиться к новой студийной сессии. К сожалению, к тому времени барабанщик Toni уже полностью утратил интерес к проекту, и переключился на другие занятия. Его заменил Aki Kuusinen. Три мартовские недели 2007 года, вместе с инженером Olli Haaranen (гитарист Colosseum) Juhani и Aki возились на студии D-Studio в финском местечке Klaukkala, где и записали материал для альбома “Merging Into Landscapes”, появившийся на свет только в октябре. Ладно, достаточно того, что ожидание того стоило. Уникальный музыкальный сплав Yearning не утратил своей потрясающей красоты, классической отточенности и меланхоличной торжественности, достаточно назвать хотя бы композиции “Kaleidoscopic Inscape”, “October Rain”, “Dead” или заглавный трек. На целостно и вселенски звучащем диске “Merging Into Landscapes” Juhani сделал большой шаг вперёд как соло-гитарист и поливал на фоне своих масштабных звуковых полотен соляками не хуже знаменитых гитарных виртуозов. Ставшие давно его визитной карточной многоголосные вокальные расклады, добавляющие причудливости в и без того необычную и торжественную мелодику Yearning, и акустические переборы тоже присутствуют в достаточном количестве на “Merging Into Landscapes”. Мило, – на новом альбоме бэк-вокалы тянет гражданка Tiina, практически развалившая Yearning своими амурными делами. Зычные гроулы дополнительно предоставил Tuuka Koskinen из групп „Let Me Dream“ и „Saattue“.
Легко предположить, что Juhani после этого альбома поставит на Yearning крест, чего бы очень не хотелось. Ведь дело сейчас не в музыке вовсе, и не она сама всё определяет. Всё равно, что обогревать батареей улицу. Элвис Пресли не просто так на излёте жизни жрал бутеры с банановым маслом, стремительно набирая килограммы. Ему было не до музыки. С трудом верится так же, что с Colloseum дела у финна Palomäki попрут куда лучше. Но… сделаем вид, что мы оптимисты. В остальном, по поводу Yearning – слушать, ещё раз слушать и открывать себя новым пространствам.
Ян Федяев
сайт группы – www.yearning.cjb.net