Иногда они возвращаются, и в случае с самобытной вокалисткой дуэта Everything But The Girl – Tracey Thorn, это возвращение никому не сделает больно или неловко. Более того, о нём стоит рассказать, и лишний раз напомнить о следах (не пятнах), оставленных этим дуэтом в истории поп-музыки, от акустических баллад и инди-поп-джаза 80-х, до dance и drum’n’bass в 90-х. Госпоже Thorn, ныне матери троих детей и альтернативной лондонской домохозяйке никогда не был нужен зычный голос.
Она разила на повал и вызывала эмоции своей немного стеснительной, жалобной вокальной манерой, под завязку полной меланхолией и отстранённостью. Через четверть века после выпуска первого сольника и через шесть лет после издания последней студийной пластинки Everything But The Girl, Трейси вдруг надоело сидеть на попе ровно и незаметно, делать детям овощные пюрешки и смотреть с ними мультики. Она снова замутила музыкальный проект, по возможности без отрыва от семьи, и записала альбом “Out Of The Woods”. Ведь если ЭТО САМОЕ есть внутри, то его надолго заглушить трудно.
Уже EBTG |
Девушка родилась 26 сентября 1962 года в Brookmans Park (Hertfordshire, Англия). Выросла там же, в окрестностях. Если не с пелёнок, то уже с детских штанишек интересовалась музыкой, и в итоге запела и заиграла на гитаре. Расцвет панка и инди-музыки в конце 70-х не прошёл для Tracey Thorn бесследно. «Эффект панк-музыки оказался для меня серьёзной мотивацией. Панк и пост-панк объединяла блестящая идея. Она заключалась в том, что каждый мог, и чуть ли не должен был в тот же вечер организовать свою группу. Предположительно, не нужно было много репетировать, иметь какие-то специальные изотерические музыкальные знания. Тебе только нужно было собрать единомышленников, назваться группой и начать организовывать свои концерты в разных дешёвых забегаловках, самим же записываться и выпускать кассеты или винил со своей музыкой. Чем я, собственно и занималась с 1978 года. Без этой Do- It-Yourself-сцены вряд ли я бы набралась смелости и решила, что могу петь». Мимо крепнущего сознания юной Трейси не прошли мимо не только кошмарного качества самопальные альбомы британских панков, но и записи лейблов Motown и Stax, James Brown, Bob Dylan, Nick Drake, Joni Mitchell. Она, не смотря на то, что её комната в нежные подростковые годы была обклеена плакатами Julie Burchill и Tony Parsons, позже восхищалась Patti Smith, Siouxsie Sioux, Lesley Woods: «Это были темноволосые женщины с сильными чертами, с достаточно низкими темпераментными голосами, чьё творчество стало для меня неким образцом того, как всё должно происходить, – рассказывает Трейси. – Я знаю, я никогда в действительности не звучала как они, но дело было совсем не в этом. Хотя в своей первой группе я некоторое время пела в точности как Siouxsie Sioux». Именно, в самом конце 70-х Трейси организовала свою первую группу Stern Bops, которую же в 1980 году и бросила. Чтобы посвятить себя другому девчачьему проекту The Marine Girls, собранному из её одноклассниц. «Тебе просто нужно видеть кого-то, который соответствует твоим представлениям, чтобы что-нибудь начать. Debbie Harry, например, для меня ничего не значит, Madonna тем более. Ублажающие вкусы мужчин блондинки всегда оставляли меня равнодушной». Ладно, с этим разобрались. The Marine Girls, тем временем, исполняли достаточно минималистичную инди-музыку, навеянную творчеством Young Marble Giants и Raincoats, с жиденькой ритм-секцией и фолк-элементами, с социальными и политическими телегами. Они играли по всяким частным вечеринками, волшебным кафетериям и школьным столовкам. В марте 1981 года группа записала первую запись “A Day By The Sea”, которую к своему разочарованию смогла продать только в количестве 50 кассет. Но девчонок это не обескуражило, и уже в августе того же года появилась вторая запись “Beach Party”. Не мытьём, так катаньем, записи The Marine Girls находили выход, и в феврале 1982 года девушек пригласил выступить на своей сессии на радио BBC сам диджей John Peel, круть уже по тем временам неимоверная. После этого выступления небольшой лейбл In Phaze Records решил выпустить дебютный сингл коллектива “On My Mind”, в последствие ставшем “синглом недели” в журнале NME. За возможность переиздания сингла ухватился лейбл покрупнее – Cherry Red, в ростере которого значился товарищ по имени Ben Watt (о нём чуть позже).
Локальный успех The Marine Girls, однако, подтолкнул Tracey Thorn в августе 1982 года к записи полуакустического сольного альбома “A Distant Shore”. Эту акустик-рок-соул-джаз-программу всего за 138 фунтов стерлингов записал Pat Hermingham, и она в 1983 году достигла второго места в чартах инди-музыки в Великобритании. Диск был сочинён самой госпожой Торн, за исключением кавер-версиий. Одна из них – “Femme Fatale” Velvet Underground. А в январе 83 увидел свет сингл “Plain Sailing”, спаренный с кавером группы Monochrome Set “Goodbye Joe”. Он стал не только хорошо продаваемой единицей в родной стране, но и вошёл в компиляцию Cherry Red Records “Pillows & Prayers” наряду с песней “Lazy Ways” The Marine Ways” и сольной работой Ben Watt.
Занятия музыкой не помешали Tracey Thorn поступить в University Of hall и закончить его в 1984 году с высшими отметками. К тому времени карьера Трейси уже имела нормальный ход. Тот самый Ben Watt, молодой композитор и музыкант, помимо того, что был коллегой Трейси по лейблу, так ещё и учился в том же университете. В общем, у них двоих там закрутилось-замутилось, и они решили покончить со своими прежними карьерами и под сенью того же лейбла сформировали дуэт Everything But The Girl, записав предварительно промо-EP с двумя новыми песнями и кавером Cole Porter “Night And Day”. Вдвоём Торн и Уатт заключили контракт с независимым лейблом Blanco Y Negro и с 1984 по 1999-й год под именем Everything But The Girl осуществили, если не умопомрачительную карьеру, то вполне успешную. Насыщенную атмосферными вокализами Трейси, великолепной музыкой с красивыми, иной раз инновационными мелодиями Уатта, стихами озабоченной муками одиночества и поисками себя души. Начиная с диска “Eden” композиторские и стихотворные таланты парочки развивались от акустики к джазовым оркестровым работам, и далее в синтетические dancehall-пространства, от философской поп-музыки к downtempo, вплоть до house и апатичного drum’n’bass последнего совместного студийного альбома 1999 года “Temperamental”. Всего дуэт наваял десять студийных альбомов, не мереное количество синглов, каверов, ремиксов и раритетов на их основе. Самые известные хиты разных лет: “Each And Everyone”, “I Don’t Wanna Talk About It”, “Driving”, “Wrong”, “Rollercoaster”, “Five Fathoms”, “Lullaby Of Clubland” и другие. Но мега-хит у них один; записанный в 1994 году в составе альбома “Amplified Heart” скромный с виду песняк “Missing” сначала ничем особенным не выделялся. Пока в 1995 году американский диджей Todd Terry не сделал из неё классический нью-йоркский хаус-ремикс, превративший “Missing” в супер-популярную песню, до сих пор обладающую дождливой свежестью и энергией. Песня достигла второго места Billboard 100, что для британского проекта является мировым успехом.
Пока Трейси наслаждалась успехом в EBTG, она периодически делилась своим манящим, тревожным голосом с другими, чаще малоизвестными проектами на разовой основе: The Style Council, Working Week, Lloyd Cole And The Commotions (трек “Big Snake” с их финального альбома “Mainstream”), The Go-Betweens. На некоторое время затянулось сотрудничество Tracey с электронной группой Massive Attack. Две песни с её голосом появились в 1994 году на их альбоме “Protection” (треки “Better Thing” и “Protection”), с ними же девушка работала над песней “The Hunter Gets Captured By The Game” к саундтреку «Бэтмен Навсегда». Это сотрудничество, а так же общение и вращение Бена Уатта в клубных лондонских кругах стали значительно воздействовать на акустический ландшафт музыки EBTG, быстрыми темпами интегрируя в неё синтезаторы и прогрессивные клубные тенденции. В 1998 году появился ещё один разовый проект Трейси Торн – трек “The Future Of The Future (Stay Gold)” с группой Deep Dish.
На момент выпуска последней на сегодняшний день студийной пластинки EBTG “Temperamental” в 1999 году, Бен Уатт и Трейси Торн давно жили гражданским браком, о чём мало кто знал. Они старательно оберегали личную жизнь от липких ручонок и мерзко-продажных душонок папарацци и журналистов. После появления у них в 98 году близнецов, Трейси с головой окунулась в материнские хлопоты, а Бен, чтобы прокормить семью, в 2000 спродюсировал последний сингл EBTG “Lullaby Of Clubland” и вплотную занялся диджеингом, лепкой собственных клубных компиляций и разной электронной чешуи, а так же организовал собственный лейбл Buzzing Fly. В 2001 году у Трейси родился третий ребёнок, и её душевный голос замолчал на три года. Лишь в 2005 году неожиданно для ещё не забывших кумиров молодости поклонников творчества дуэта, Трейси эфирно появилась в песне “Damage” на альбоме “Eat Books” техно-проекта Tiefschwarz. Радость на этом не иссякла после появления информации о том, что Трейси задумала вторую сольную пластинку, вторую за 25 лет карьеры.
Советы мужа помогли Трейси собрать для записи команду интересных и оригинальных танцевальных электронщиков и прочих аналоговых и писиайных/макинтошных рукоблудов: Alex Santos, Charles Webster, Martin Wheeler, Ewan Pearson. В феврале 2007 годы появился предвестник нового сольного лонгплея засидевшейся посреди памперсов и детских игрушек вокалистки EBTG – сингл “It’s All True”, а после – и новый набор песен под вывеской “Out Of The Woods”. Может какие-нибудь клабберы-оптимисты и ждали от неё кислотных зарисовок, вписанных в хитро скомпилированные house-паттерны и «кольца». Может и надеялись, что заявленные продюсеры-помощники отвлекут её от борений своей задумчивой и созерцательной натуры. Ничего подобного, откровения ищите в творчестве EBTG начала 90-х. Всего понемногу: плаксивые, минималистичные песни “A-Z”, “Hands Up To The Ceiling” и “By Picadilly Station I Sat Down And Wept”, среднетемповый клубный стафф “Easy”, “Get Around To It” и “Falling Off The Log”. Кому как, а детворе Трейси и Бена альбом понравился. «Одному нравится трек “Easy”, другому “Falling Off A Log”, – говорит Торн. – Третьему, самому младшему нравится “It’s All True”, потому что он может под неё танцевать самым возбуждённым, разрушающим мебель образом». Вопреки тайным желаниям dream-house ди-джеев и поклонников лёгкой и меланхоличной танцевальной смеси EBTG, вторым синглом с нового диска Трейси стал не мечтательный дэнсовый трек “Grand Canyon”, фактически представляющий единственный родственный образец творчества последних лет дуэта, а старомодная песня “Raise The Proof”, напоминающая больше британскую электронную r’n’b-street-музыку середины 90-х, в духе ремиксеров Linslee, Сutfather & Joe. Ладно, поклонники бывают иногда очень терпеливы, что в случае с Трейси Торн, – не последнее дело. Третьего её сольника через 25 лет они вряд ли дождутся, но ещё один сингл будет наверняка. А нет, так сами наделают ремиксов на палёном виниле, – умельцев хватает.
Сайт – www.traceythorn.com