Следующим гитаристом немецкого треш-трио Sodom в 1991 году стал некто Andy Brings, двадцати лет от роду, выросший на панк-роке. В следующую студийную работу Содомов “Tapping the Vain” (92) он привнёс своего сумасшедшего движения (получилось озлобленно и напористо); после этого, особенно в 90-х мастермайнд Том старался делать альбомы один злее другого. “Tapping the Vain” снова продюсировал Harris Johns. Первые треки “Body Parts”, “Skinned Alive” разносят всех сомневающихся в способностях Sodom на атомы. Есть медлительные, ползущие композишны “One Step over the Line” и “Reincarnation”, стабильные треш-панковские номера “Bullet in the Head”, “Back to War” и германоязычный “Wachturm”. Звук Sodom в 90-х трансформировался практически на каждом новом альбоме. Маэстро Том искал новую жилку.
За релизом в 92 году последовало турне с берлинским бэндом Depressive Age. В процессе записи и последующих турне, особенно после нескольких дат в Японии отношения между Энжелриппером и Вичхантером накалились до предела, что закончилось для барабанщика Криса завершением карьеры в составе Sodom. Том: «У него действительно были проблемы с алкоголем. Из-за него отменялись концерты, студийные сессии, он был вечно недоволен чем-то, не хотел ездить на гастроли, а мне хотелось двигаться вперёд, и уж никак не назад. Мы были 13 лет вместе, и были неплохие времена. Но мне пришлось расстаться с ним, потому что он постоянно валял дурака». Место старого товарища занял бывший барабанщик групп Living Death и Holy Moses – Guido Richter с тусовочным погонялом Atomic Steif. С этим гражданином сначала был записан миньон „Aber Bitte Mit Sahne!“ (93), где Том впервые продемонстрировал миру свою любовь к немецким застольным и шлягерным песням в треш-метал оболочке. Начиная с 95 года эта любовь вылилась с самостоятельный и самобытный шлягер-метал проект Onkel Tom, заслуживающий отдельного описания не только за своё интересное и оригинальное содержание, но и за насыщенную дискографию. А пока Sodom обошлись 4 новыми и перезаписанными треками, включая известный в Германии кавер „Aber Bitte Mit Sahne!“ исполнителя Udo Jürgens, которые продюсировал некто Wolfgang Stach. С новым продюсером группа продолжила работу и в следующем, 1994 году, в процессе записи диска „Get What You Deserve“. Лейбл, кстати, отказался публиковать оригинальную, безбашенно-больную обложку, пришлось новую пачку достаточно жёстких песен публиковать под альтернативным ковером. Среди залихватских thrash-death-metal штуковин “Sodomized”, “Get What You Deserve”, “Jabba the Hut”, “Freaks of Nature” и доминирующего грязно-железного стрит-панк звука с размытыми гитарами блистал глумливая панк-метал композиция “Die Stumme Ursel” – ещё один номер обязательной программы Sodom ever, клип на который проплатил даже один из крупнейших немецких телеканалов.
В целом Sodom успешно провёли юбилейный 94 год и отыграли серию успешных гастролей с Entombed, Sepultura и Motörhead, а так же на одном из концертов в Гамбурге целиком записали шоу, вышедшее под названием “Marooned Live” (94). Концертник, кстати, отличается ощутимой живой атмосферой, а некоторые композиции приобрели за счёт нового барабанщика другой, более покладистый характер. Не забыть и про аншлаг на юбилейном концерте в городе Essen, где на сцену клуба Zeche Carl поздравить своих коллег и исполнить с ними пару-тройку номеров выходили земляки из Kreator, Rage, Blind Guardian и кое-кто из ближайшего окружения Sodom. Вскоре из состава по неизвестным причинам и в неизвестном направлении выбыл Andy Brings, без пыли и шума его заменил Dirk „Strahli“ Strahlmeier. Такой состав отвечает за очень агрессивный альбом „Masquerade in Blood“ (95). Мощный, накачкой напоминающий некоторые ранние альбомы Napalm Death звук и молотилово на сильную долю. Скорость чуть замедлилась, но настроение выдерживается old-school-thrash (“Gathering of Minds”, “Peacemaker’s Low”, “Murder In My Eyes”). На этом альбоме щеголяют уже две песни на немецком языке “Verrecke!” и “Mantelmann”. «Это был период, когда постоянно старались сделать музыку тяжелее и агрессивнее, – вспоминает Том. – Поэтому последний альбом – самый тяжёлый из всех альбомов Sodom, реальных хардкор и брутал! Ну, мы же всегда говорили, что мы – самая тяжёлая группа в мире».
Буквально сразу после релиза новинки в стане Sodom случился конфликт с Атомиком, и тот ушёл из группы. Параллельно этим давал дрозда и гитарист Штрали, угодивший в итоге за решётку за наркоту и сгинувший потом в бездомной жизни. Так Том Энджелриппера остался с Sodom один на один. Atomic Steif тоже заслужил от своего бывшего коллеги басиставокалиста пару ласковых слов. Нет повода уличать последнего в малодушии или лжи. Особенно после того, как Atomic Steif, не стесняясь, стал поливать Тома грязью во всех последовавших после его ухода интервью. Том: «У нас с ним сложились плохие отношения, потому что он всегда хотел только денег. Причём, он получал в Sodom столько денег, сколько не получал до этого в своей жизни. Он реальный засранец. Заимев такой шанс, думал только о деньгах, хотя получал не меньше меня. Я поддерживал его как мог, но ему было плевать. Он был и остался жадным засранцем, и все на нашей музыкальной сцене знают, что он именно такой. Если бы я стал платить ему больше, то мне пришлось бы идти на вторую работу». Закрыли тему; нужно было искать новых людей и новый контракт. Мультиальбомное соглашение с SPV истекло после выпуска в 96 году двойной компиляции “Ten Black Years”. Диск, между прочим, вышел без ведома группы. Энжелриппер как раз в этот период поставил на ноги своё новое детище Onkel Tom и был неприятно удивлён появлением неавторизованного сборника.
Главное – не опускать руки. Неустанные поиски Тома осенью 96 года привели в стан Sodom двух новичков – гитариста Bernd Kost „Bernemann“ и барабанщика Bobby Schottkowski с опухшей пивной физиономией. Хронические проблемы с составом Sodom на этом прекратились и не дают о себе знать по сей день. Наученный горьким опытом общения с бывшими, Энджелриппер ввёл контрактную систему, и теперь всё функционирует на основе взаимного уважения и обязательств. В таком составе Sodom подписали контракт на выпуск следующего диска „Til Death Do Us Unite“ (97) с лейблом GUN/BMG, который был благополучно настукан и нажухан в октябре-ноябре 1996 года в студии RA.SH. „Для меня было важно, чтобы результат не звучал слишком современно, поэтому я снова обратился к звуку восьмидесятых и помощи Харриса Джонса. Для меня „Til Death Do Us Unite“ представляется типичным, слегка панковским альбомо Sodom“, – прокомментировал лидер группы новые результаты. Прежде всего, новый диск пользовался популярностью за счёт разностороннего материала: от песенки про «мохнатых» девушек „Gisela“ и крайне смелого анти-американского боевика „Fuck The Police“, до радикального кавера Пола Саймона „Hazy Shade Of Winter“. Не сказать, что работа отличалась, как и предыдущие творения, целостностью. Скорее, имел место некий треш-кроссовер (вроде Suicidal Tendencies, но с немецким колоритом и устоявшимися фишками Sodom), который не пользовался бешенной международной популярностью. С фотосессией к буклету этого альбома (его обложка, кстати, тоже вызвала ряд гневных выпадов со стороны некоторых общественных институтов Германии) связана одна не то грустная, не то поучительная, не то просто стёбная история. По замыслу дизайнера новый состав Sodom должен был щеголять с большими кусками сырого мяса во рту, где вцепившись в один кусок втроём, где по отдельности. Так после этой сессии Энжелриппер попал в больницу с серьёзным пищевым отравлением. Жеванул мясца, видимо, и проспиртованный организм не выдержал натиска враждебных микроорганизмов.
Возврат к тевтонскому треш-металлу у Sodom наметился с выходом полноформатника “Code Red” (99), что тут же отразилось на уровне оценок поклонников и европейской рок-прессы. “Code Red” неприкрыто давал Слейеров, и по гармониям, и по гитарному саунду. Но в основной своей массе Sodom угадывались даже после стольких пертурбаций. Самые угарные песни на наш скромный взгляд – “The Vice of Killing” и “Visual Baggery”.
В 2001 году группа пересмотрела условия своего контракта и стала снова сотрудничать с SPV/Steamhammer. Достойно упоминания и вручение боссу Sodom сертификата, подтверждающего, что продажи всех альбомов Содомов превысили миллион экземпляров, что составляет в Германии «двойную платину». Сколько было по этому поводу выпито горячительного! С соответствующей эйфорией треш-бенд приступил к записи нового альбома “M-16”, снова посвящённого войне, насилию и бессмысленному убийству, в частности, войне во Вьетнаме. Скромный Том: «Думаю, это солидный альбом, такой же, как и нынешний состав группы». По крайней мере, треки “Among the Weirdcong”, “Napalm in the Morning” и “Marines” – солидные, среднетемповые и не сильно прогрессивные, как и положено в Sodom. Кавер “Surfin’ Bird” – подарок тем, кто дослушал до конца . А две демки начала 80-х в лимитированном издании диска “M-16” лучше скипайте сразу, чтобы не портить впечатление.
Новых песен поклонникам коллектива пришлось ждать по меркам Sodom довольно долго. В 2003 году группа выпустила двойной концертный альбом „One Night in Bangkok“. Кроме того работа над комплектацией первой части документального DVD-фильма о Sodom „Lords of Depravity“ (2005) отняла гораздо больше времени, чем планировалось; релиз переносился три раза. В создании фильма тоже были использованы актуальные интервью с музыкантами из старых составов Sodom. „У многих сохранились старые фотографии, видеозаписи и другой материал, который мне разрешили использовать, – делится воспоминаниями Том. – По крайней мере, со всеми, даже с Крисом, мне удалось найти общий язык. Мы конечно не лучшие друзья, но можем при всрече смотреть друг другу в глаза“. Когда появится вторая часть – не известно. „Вторая часть никак не связана с юбилеем, в ней речь пойдёт больше о нынешней истории группы, нас троих: обо мне, Бобби и Бернемане. Туда, конечно, попадут кое-какие сцены с нашего юбилейного выступления на Wacken“. В итоге, новая студийная пластинка с лаконичным названием „Sodom“ появилась только в 2006 году. Том рассказывает: «При его сочинении мы больше ориентировались на вокал. В целом, мне кажется, что „Sodom“ является естественным развитием „M-16“. Мы постарались структурировать песни таким образом, чтобы их можно было запомнить уже после первого-второго прослушивания. Бернеманн изменил свою технику, а то раньше все его соло напоминали соляки Ханнеманна из Slayer». Любопытный факт – новый кругляш продюсировал бывший гитарист Sodom Andy Brings. Получилось всё случайно. „Барабаны и гитары записывались в студии Ахима Кёлера в Винтербахе. Но после этого Ахим решил вдруг заняться другой деятельностью и устроился на работу в Nuclear Blast. Нам пришлось искать новую студию для записи баса и вокалов, что тоже задержало выход альбома. Энди предложил свои услуги, тем более, что ранее мы уже записывали с ним один трек с проектом Onkel Tom. Все остались довольны“. Скоростные треки отнюдь не стоят на „Sodom“ непроницаемой стеной с одинаковым bpm, а старательно размешиваются разнотемповыми, даже мелодичными номерами, образуя усреднённый метал-альбом, который под категорию thrash вообще не попадает. Выделим песни “Buried in the Justice Ground”, “City of God” и забойно-трешовые “Wanted Dead” и “Nothing to Regret”, немного напоминающие материал земляков из группы Destruction. Может, не даром у Тома в 2001 году произошла драка с бассистом Destruction Марселем Ширмером посреди совместного европейского турне Kreator/Destruction/Sodom? Марсель тогда обвинил шефа Содомов в музыкальном и саунд-подражании Destruction, а того задело за живое. В результате махача, вторую половину турне Sodom продолжали параллельно, отдельно от двух других маститых немецких коллективов. Исторический, так сказать, нюанс.
2007 год, очередной юбилей, и обязательные мероприятия по этому поводу. Выступление на фестивале Wacken группа использовала, чтобы исполнить старые и никогда не игравшиеся живьём песни. При этом, на одной сцене удалось собрать почти всех ныне живущих, бывших участников Sodom. На фоне юбилея своего коллектива, и происходящих вокруг реюнионов культовых трешевых групп, Тому пришла в голову идея продолжить путешествие в прошлое и записать в оригинальном составе альбом „In the Sign of Evil“, но теперь уже в формате лонгплея, как и задумывалось изначально. После сложных переговоров с бывшим барабанщиком Крисом (Grave Violator согласился быстро, более того, он-то и нашёл у себя на чердаке кучу демо-кассет с фрагментами незаписанных тогда песен) появилась новая версия дебютного EP-альбома под новым названием „The Final Sign of Evil“ (2007), куда помимо старых 5 вошло 7 других, заново записанных треков. Честно говоря, идея записать всё это в тухлом качестве 84 года при всех разговорах о «тру» и «не тру», представляется проигрышной и тронет сердце разве что самого преданного фаната. Результат похож на результат не самой аппетитной эксгумации. По воспоминаниям Тома, с Крисом хоть и не всё проходило гладко, процесс доставил всем удовольствие и массу приятных воспоминаний. Ладно, чего тут жаловаться на качество; в свои 25 лет группа заслужила пару слабостей. «Я планирую поиграть с новым составом ещё и „Obsessed By Cruelty“, – говорит Том. – Могу поручиться за каждую песню на „In The Sign of Evil“, но „Obsessed By Cruelty“ был странным. Я сейчас даже не могу разобрать, что я там играл, что весьма странно…».
Неугомонный Том Энжелриппер не сидит на месте. После окончания эпопеи с “The Final Sign of Evil” он поучаствовал в записи новой пластинки проекта Desperado (первый альбом “The Dawn of Dying” вышел в 2000), a так же поддержал проект “Bassinvaders“ басиста Helloween Markus Grosskopf, котором в 2007 году были задействованы полтора десятка бас-гитаристов известных европейских метал-групп, включая Peavy (Rage) и Schmier (Destruction). Гастрольное расписание Sodom на этот год пока довольно скромное и охватывает всего десяток фестивальных выступлений в Германии, Франции, Хорватии, Греции и Сербии. В течение прошлого года на раннюю весну 2008 обещался новый студийник, но пока глухо.
Сайт группы : http://sodomized.info