Речь об этом коллективе зашла бы рано или поздно, я в этом даже не сомневаюсь. Во многих очерках Специального Радио имя At The Gates мелькало исключительно в контексте с родоначальниками шведской melodic-death музыки. События последних месяцев заставили с удовольствием вспомнить об их короткой и яркой карьере и переслушать из дискографию.
В октябре 1990 года гитаристы Anders Bjorler, Alf Svensson и барабанщик Adian Erlandsson собрали группешник At The Gates. Стиль в двух словах было не определить, так как музыканты, составляя достаточно сложные конструкции, намешивали в то время всё, что быстро и злобно звучало, от блэка до треша и использовали все самые популярные клише американского, шведского и британского экстрима. Вскоре, на правах бас-гитариста к ним примкнул брат Андерса Jonas Bjorler, а после того, как приказала долго жить группа Grotesque, и вокалист, известный ныне горлодёр-многостаночник Tomas Lindberg. В то время он был ещё известен в среде кассетных трейдеров и авторов метальных фэн-зинов. Название придумывали коллективно: «Некоторое время перебирали и сочетали слова, пока не сложилось At The Gates, – говорит Томас. – Мне кажется, это хорошее название, поскольку оно запоминается людям. Оно звучит немного странно по сравнению c большинством других death-metal групп, но в нём, тем не менее, это death-metal-ощущение имеется». Исторически сложилось, что официальных демо-записей у нового коллектива не было. Первый мини-альбом „Garden Of Grief“(91) по замыслу музыкантов должен был представлять собой демо-запись. Но вместо этого, небольшой лейбл Dolores Records предложил команде контракт и выпустил запись в виде винилового EP. Грубо говоря, сразу в народ! Что мог предложить слушателям 4-х трековый „Garden Of Grief“? Совсем немного самоидентификации, бессвязный набор рифов и смены ритма, нечто среднее между Carcass, Hypocrisy и Entombed и инфернально сипло-задушенный вокал Линдберга; отметим треки “Soul Of The Evil Departed” и “At The Gates”. До конца 91 года группа относительно часто выступала в родном Гётеборге и окрестных городах, в компаниях со своими земляками и заезжими европейскими death-экстремалами: Dismember, Unleashed, Bolt Thrower, Tiamat, Therion, Merciless и многими другими. Такая активность и первая епишка пришлись по душе руководству лейбла Peaceville Records, с которым At The Gates подписали следующий контракт. Практически сразу же началась работа над первым полновесным диском “The Red In The Sky Is Ours”(92). «В начале мы делали то же, что и многие другие группы, – вспоминает Андерс. – Мы запихивали в каждую песню по сотне рифов, создавая шизофренический шумовой каскад. Мы учились сочинять на ходу и играли то, что получалось. В этом не было никакого эмоционального направления. Всегда пробовали что-то новое, и как музыканты и личности менялись очень быстро».
Скорости, злобы, шизы и количества гитарных рисунков на минуту песни на “The Red In The Sky Is Ours” было не меньше, чем раньше. Послушайте хотя бы скрипочку в конце “Through Gardens Of Grief”. За компанию можно ещё заценить “Kingdom Gone”, “Windows” и “Neverwhere”. Из практически инструментальной, короткой гитарной загогулины “The Scar” можно было бы устроить хитовый песняк, пробивающий на слезу. Но хрен там. Кое-где проскакивали красивые мелодии и удачные гармонии, но внутренне материал был организован как попало. На трек “Kingdom Gone” в пору популярности метальных видео даже был снят первый видеоклип At The Gates. Впервые изменение в составе произошло в 1992 году, когда басиста Йонаса ненадолго заменил Tony Andersson. At The Gates не унимались и плотно рубились по клубам. В 1992 году они впервые выехали с концертами за пределы Швеции: сначала это был мини-тур с Терион по Австрии и Германии, а затем уже европейский тур с My Dying Bride в ноябре, по Бенилюксу и Франции. А потом случилась и последняя смена состава в At The Gates – в 1993, когда одного из основателей коллектива, гитариста Alf Svensson заменил Martin Larsson (самый известный его ранний проект House Of Usher). По словам барабанщика Адриана, Альф хотел поставить на ноги своё дело – тату-салон. Поэтому у него становилось все меньше времени на группу и всё меньше желания ездить по гастролям. «По этому поводу нет никаких плохих воспоминаний. Это была его свобода выбора, и всё прошло довольно гладко». Андерс добавляет: «Альф устал от гастролей и разъездов. Сейчас он занимается 3 D моделированием в одной фирме в Стокгольме, которая выпускает компьютерные игры». В отличие от своего предшественника, Мартин не сочинял целиком песни и стихи, лишь иногда предлагал некоторые риффы и идеи. С новым гитаристом был затеян и новый студийный сейшн – запись студийника “With Fear I Kiss The Burning Darkness”(93). Денег и времени на запись у шведских музыкантов было побольше, что незамедлительно отразилось на качестве звука и логичности песенных конструкций. Большинство идей для этого диска собиралось с 91 года, а треки “Raped By The Light Of Christ”, “Stardrowned” и “The Architects” вообще готовились для диска “The Red In The Sky Is Our”, но не были доделаны в срок. И вот он, знаменитый шведский гитарный death-metal звук, основа легенды так называемой гётеборгской школы и противостояния со школой стокгольмской. Хаотичность в новых композициях “The Break Of Autumn”, “Non-Divine” стала граничить с экспериментами, “Primal Breath” производил эпическое впечатление, а песня “The Burning Darkness” с усиленной мелодической составляющей стала концертным любимцем публики и частичной моделью дальнейшего мелодического развития At The Gates.
В августе 93 коллектив впервые выступил в Великобритании в рамках небольшого турне с Anathema, после чего, в начале 94 года поехали с ними же и с Cradle Of Filth раскручивать новый альбом в Германии. 16 февраля 94 года в Швеции At The Gates отыграли очень успешный концерт с Carcass; выступление шведов было записано и частично вошло в следующий альбом “Terminal Spirit Disease”, появившийся на прилавках в мае. Нельзя однозначно сказать, что теперь можно было забыть всё то, что дэт-квинтет выдавал до этого, но уровень альбома в большинстве его мест заставлял говорить об очень большом, прогрессивном шаге группы. Агрессия детстеров сохранилась, но теперь выдавалась ударными дозами, расчётливо и создавала на фоне изобилующих лирических фатальных мелодий ещё больший эффект. Именно мелодии и их гитарное воплощение в купе с шустрыми ритм-чёсом и молотильной установкой по имени Adrian Erlandsson делали “Terminal Spirit Disease” первым, реально гармоничным произведением гётеборгской группы. Здесь можно выделить практически все 6 новых треков – от “The Swarm” до “The Beautiful Wound”, включая акустическую зарисовку “And The World Returned” и, конечно, заглавный хит “Terminal Spirit Disease”. Жаль, что на альбоме было так мало нового материала. «Мы хотели выпустить новые песни в виде мини-альбома, – говорит Эрландссон. – Но Peaceville решили добавить в него три концертных трека и выпустить как большой альбом. В принципе, неплохая идея, потому что у многих людей никогда не будет шанса услышать нас живьём».
Следующий, и последний студийный альбом сделал группу лидером всего шведского melodic death и настолько известной, насколько она сейчас таковой является. Чуть забегая поперёк батьки, скажу, что благодаря диску “Slaughter Of The Soul”(95) интерес к творчеству At The Gates не утрачен до сих пор. Вполне обоснованно, поскольку в истории тяжёлого рока таких пластинок выпускается раз-два и обчёлся. Но сначала у группы сменилась «крыша»: контракт с Peaceville продлён не был, зато британский лейбл Earache оказался весьма кстати. Группа сразу же отправилась обновлять контракт в известную студию Fredman. «Нашей целью было записать “Reign In Blood” для 90-х годов, – скромничает гитарист Anders. – Или, по крайней мере, попытаться это сделать. То, чего удалось достичь, оказалось очень мощной, агрессивной и мелодичной пластинкой». Добавим, к этому – очень скоростной, потому что тапочку на педальку в “Slaughter Of The Soul” шведы уронили от души. В этом они превзошли и себя, и орды будущих подражателей. «Существенным отличием от раннего материала было то, что мы основательно подошли к делу, – добавляет вокалист Томас. – Не только агрессивнее и быстрее, но мы ещё интегрировали при этом новые идеи и новые песенные структуры». Плотнейшие гитары, высокая точность и сыгранность, неуёмная энергетика «как в послений раз». С классическим thrash-альбомом “Reign In Blood” новую работу шведов связывало ещё то, что она слушалась на одном дыхании, а агрессивность воспринималась в форме чётко сформулированной, незавуалированной эстетики. “Slaughter Of The Soul” надо слушать, и всё.
И тут, дотянув до солнца, случился коллапс. В определённый момент Андерса достали постоянные гастроли. Их после столь заметного релиза стало слишком много, поскольку группу признали во всём мире, и дело дошло до двух больших европейских турне, турне по Англии и двух турне по США (подряд, с редкими перерывами, с осени 95 по июль 96 года). Клип на забойную песню „Blinded By Fear“ активно ротировался по всем телеканалам, где не боялись крутить металл, группа была номинирована на шведскую премию Grammy, сам альбом лидировал во многих опросах метал-прессы по результатам 95 года и т.п. Но Бьёрлер устал и захотел чего-то новенького. „У нас не было никакого финального шоу, когда мы вместе с Йонасом ушли из At The Gates, – вспоминает он. – Я просто позвонил остальным и сказал, что ухожу из группы. Это, конечно, было внезапно и шокировало коллег. Но так получилось“. О подробностях никто распространяться не стал. Последними концертами, которые At The Gates отстреляли, были шведские фестивали Arvika и Tullakrok. К достижениям 1996 года ещё можно было отнести появление концертного cплита с Napalm Death “Cursed To Tour”, на котором шведы представлены 4 концертными композициями, а так же появившийся в андерграунде концертный бутлег от 21 июня 1996 года. Но общественность тогда понятия не имела, что дела в коллективе неважнецкие. “Конец At The Gates не был коллективным решением, – делится воспоминаниями Томас. – Андерс ушёл, а без него мы не могли продолжать. История была достаточно грязная, и прошло полгода, прежде чем мы снова смогли хотя бы раз в месяц общаться. Нельзя забывать, что группа хотя физически и перестала существовать, но оставалось ещё много дел по бизнесу, поскольку продажи дисков и атрибутики продолжались». Покинув, коллектив, братья Бьёрлеры-бройлеры вместе с Эрландссоном замутили весьма успешную группу The Haunted (см. очерк Специального Радио), официально считающуюся последовательницей At The Gates. Tomas Lindberg пустился во все тяжкие, и количество проектов с его участием скоро перевалит за десяток: Hide, Skitsystem, Lock Up, The Crow, Nightrage, Disfear, The Great Deceiver…. Мартин после развала команды продолжил заниматься музыкой в различных проектах, от прогрессива до хардкора. После этого, погрузился в обычную работу и личную жизнь.
В последующие годы альбом “Slaughter Of The Soul” несколько раз переиздавался, и в наиболее полной аудио-версии содержал сразу 6 бонус-треков: три кавера (Slayer, No Security, Slaughterlord), две демо-записи и песню, не вошедшую в первую версию “Slaughter Of The Soul” – „The Dying“. В 2001 году появилась «посмертная» пластинка „Suicidal Final Art“ с парой демо-версий и видеоклипов в нагрузку. И даже в 2006 году интерес к At The Gates оставался стабильным. На европейском рынке появилось лимитированное виниловое переиздание „Slaughter Of The Soul“ (1500 штук) с теми самыми 6 бонус-треками, ранее на виниле не издававшимися. Летом того же года компакт-диск „Slaughter Of The Soul“ выпущен в формате Dual Disc с DVD стороной, где разместился 35-минутный документальный фильм о создании этого классического melodic-death-альбома. И тут осенью 2007 такая новость – At The Gates реформируются! Ещё весной бывший гитарист At The Gates Андерс позвонил вокалисту Линдбергу и предложил организовать что-то красивое и логически завершённое. Андерс: «Чувствую, что нам нужно собраться вместе и отыграть несколько концертов, оставив обиды и прочее дерьмо позади. В последние годы у нас друг с другом сложились хорошие отношения, поэтому можно сделать что-то особенное, для себя и для фэнов». Линдберг: «Да, мы научились за эти годы уважать друг друга, как личностей. Возможно, это одна из причин, почему мы сейчас хотим, чтобы у At The Gates был осмысленный, хороший конец». Проблемой реформации был загруженный график работы музыкантов в своих текущих группах. В итоге, какие-то окна в расписаниях были найдены, и даже первые намёки на возможность воссоединения славного шведского бэнда вызвали широчайший отклик и обсуждение. По информации немецкого журнала Metal Hammer, в реюнионе не примет участие только гитарист Martin Larsson, поскольку музыкой все эти годы занимался только в качестве хобби, и не особо горит желанием что-то кому-то доказать.
В планах группы – выступления на летних фестах 2008, включая Wacken Open Air (Германия), Ruisrock (Финляндия), Bloodstock (Англия), Hellfest (Франция), Gods Of Metal (Италия), Castle Fest (Сербия). Помимо этого, планируется пара небольших турне по США, где фестивальная инфраструктура слабо развита. Ходят слухи, что это будет хорошо проплаченный совместный тур At The Gates и Carcass, но шведы отказываются комментировать эту информацию. Просто Джеф Уокер, бывший вокалист и басист Carcass упомянул как–то в одном интервью, что было бы здорово выступить вместе с At The Gates. Вот и понеслось. После реюниона Carcass – самое ожидаемое воссоединение этого года, увы, не принесёт любителям тяжмета и старым фэнам At The Gates новых песен. Достаточно беглого анализа многочисленных интервью и FAQ, чтобы вычленить наиболее часто задаваемый вопрос – Будет ли новый альбом? Желание огромно, но…. Фронтмен шведов Tomas Lindberg утверждает: «Мы не будем записывать никаких новых песен. Наследие „Slaughter Of The Soul“ останется нетронутым“. „Не вижу никакого смысла записывать что-либо 10 лет спустя после такого успешного „Slaughter Of The Soul“. Скорее всего, это только разочарует людей – добавляет Андерс. – Я не исключаю, что в будущем мы соберёмся на пару выступлений, типа «в последний раз», но гастролировать вместе мы больше не будем». Максимум, чего стоит ожидать – выпуска окончательно прощального DVD диска, куда, скорее всего, войдёт несколько предстоящих летних reunion-выступлений, ну может ещё интервью, клипы и архивные видео-материалы. Как положено. „Конечно, было бы прикольно посочинять что-то новое вместе, но не под именем At The Gates, – добивает Томас. Чтобы как-то облегчить страдания жаждущих столь блестящей метал-истории и подзаработать, рекорд-компания Earache в марте этого года снова переиздаст „Slaughter Of The Soul“ (уже восьмое переиздание) со всеми бонус-треками и редкой концертной записью на DVD приложении. 8 живых треков были записаны в польском Кракове в ноябре 1995 года, когда всё ещё, казалось, только начинается.
Сайт: www.atthegates.se