Не только шикарный новый студийный альбом 2008 года побудил нас замолвить словечко о далеко не бедном американце Joe Satriani, блестящем инструменталисте, гениальном гитаристе, грамотном музыканте и не стесняющемся экспериментаторе, обожающем простоту, признанном виртуозе и просто открытом, общительном парне. «Сач», как его с обожанием, по дружбе или просто в масть называют поклонники, решил включить столицу нашей Родины в свой гастрольный график! 14-кратный номинант Grammy, не теряющий связи с корнями рок-н-ролла и блюза, в июне этого года устроит показательный инструментальный гитарный расколбас в Москве. В очередь, сукины дети!!!
Появился будущий мастер итальянского происхождения в штате Нью-Йорк, в 1956 году, в семье с полным набором ребятишек в количестве 5 штук. Его вхождение в мир музыки началось с 9 лет, когда Джо проявил активный интерес к игре на барабанах. Его отец поддержал сына в этом начинании и всеми доступными родительскими хитростями стимулировал в сыне не только интерес к самой музыке, но и стремление к постоянному развитию. Мальчик освоил начальную музыкальную грамоту и уже легко наигрывал свои рисунки, но в итоге через пару лет обломался и решил стать нормальным школьником: играть в футбол, шухарить в школе, устраивать пакости девчонкам и так далее. Однако вскоре Джо увлекается гитарной музыкой, в частности мастерством Jimi Hendrix, Jimmy Page и Jeff Beck. История гласит, что, узнав о смерти Хендрикса посреди футбольной тренировки, 14-летний Сатриани поругался с тренером и объявил всем, что станет гитаристом. Юноша непрерывно совершенствовался в музыкальной теории и технике игры на гитаре, в какой-то момент, начав сам давать частные уроки. В старших классах школы Джо вовсю нарезал по клубам и зарабатывал первые деньги, с трудом совмещая необходимость доучиться со вкусом к профессиональной карьере музыканта. В 1974 году Сатриани дорос до учёбы у джазового гитариста Billy Bauer и джазового пианиста Lennie Tristano. Считается, что именно требовательный и помешанный на технике Тристано за два месяца занятий серьёзно повлиял на формирование стиля Сатриани. Юноша стал подрабатывать сессионным музыкантом и продолжил частную практику. Трудно представить, но среди именно его учеников были гитаристы Стив Вай, Кирк Хеммет из Metallica, Алекс Скольник из Testament, Ларри ЛаЛонд из Primus, Рик Ханольт из Exodus и многие другие музыканты. Происходило всё это паломничество к матереющему на глазах Сатриани уже в Калифорнии, куда гитарист перебрался в 1978 году.
Само собой, желание играть свою собственную музыку Сатриани никогда не оставлял и время от времени собирал недолговечные клубные проекты или сам вписывался в какой-нибудь бэнд. Дольше всего Сатриани задержался в поп-группе The Squares в Сан-Франциско, в составе которой играл барабанщик Jeff Campitelli, ставший в последствие надёжным коллегой Джо. Рано или поздно, возникло бы желание записать пластинку под своим именем, благо технический и композиторский уровень музыканта заслуженно требовал выхода на поверхность. Идея окончательно созрела в 1984 году, когда Сатриани записал пятипесенный миньон “Joe Satriani” и выпустил его на собственном независимом лейбле, названном именем своей жены Rubina (кстати, своей жене романтически настроенный музыкант с тех пор много чего посвящает). Общественность не обратила никакого внимание на модерновые представления Джо о гитарной инструментальной музыке. А стоило. Джо попытался сделать из, вобщем-то, узкого и специфического жанра музыку для широкого круга людей. Самое приятное при этом, что Сач никогда не стеснялся своего рокерского наполнения. Его композиции с самого начала отличались мелодизмом, ритмическим вкусом, интересным подходом к звуковому балансу, привлекательностью для слуха и большим потенциалом цепляемости. В музыке Сатриани и по сей день не замечается стремления унестись от обычного слушателя в заоблачные дали собственного гитарного величия и недосягаемого мастерства. Своим материалом он разговаривает со слушателем, заманивает его возможностью музыки простыми формами располагать к себе и давать возможность открывать новые мелодические горизонты. Не важно, какой контекст – футуристический налёт или хрупкая баллада с плачущим соло, агрессивный драйвовый номер или напористый среднетемповый грув – всегда присутствует мелодия и земля под ногами. «Я не думаю, что смогу быть абсолютно счастлив какой-то песней, если я не почувствую, что в ней есть реально крепкая мелодия, интересная аккордовая гармоническая работа, солидный грув и хороший фоновый бит или свинг» – говорит Сатриани. И именно это, в сочетании с постоянным поиском новых привлекательных инструментальных решений и образом «своего» парня, и через 20 с лишним лет карьеры заставляет хватать с полки каждый его новый альбом Джо Сатриани, не боясь быть разочарованным. Релизов Сатриани уже нахватали более 10 миллионов экземпляров. Но мы отвлеклись.
В 1985 году гитарист за свои деньги записывает материал для первого полноформатного альбома “Not Of This Earth” и пытается с помощью своего приятеля и бывшего ученика Стива Вая выпустить его под лейблом Relativity. Карьера Стива в 1986 году как раз шла в гору за счёт успешных гастролей в составе группы David Lee Roth, и Вай при каждом удобном случае упоминал в интервью о мастерстве Джо Сатриани. В ожидании решений сальных пальчиков сам Сатриани вписывается в гастрольный тур поп-рокера Greg Kihn; всё в итоге заканчивается благополучно, фирмачи подписывают контракт и выпускают пластинку “Not Of This Earth” в ноябре 1986 года – через 15 месяцев после её записи. На следующий месяц Сач уже приступает к комплектации демо-записей второй пластинки, ставшей его пропуском на большую сольную сцену и поводом для общественного признания. “Not Of This Earth” имел не очень насыщенный продюсинг; Сатриани только нащупывал едва уловимый баланс между возможностью отдельной композиции удержать внимание слушателя и того момента, когда слушатель почувствует, что кое-кто просто выпендривается, и ему, ничего не ведающему просто тупо пилят по ушам. Но уникальный тон, удачное построение композиций и профессиональный уровень было невозможно не заметить. От тихой, задумчивой “Rubina”, к холодному дарковому груву в “Driving At Night” и витиеватой “The Snake” до прямолинейной роковой “Not Of This Place” и гремучей “Hordes Of Locusts” – на любой вкус. Просыпающийся интерес к творчеству Satriani раз и навсегда разбудил релиз восхитительной для профессионалов и простых потребителей музыки пластинки “Surfin With The Alien”(87). Разбудил так, что 10-трековый альбом за короткое время стал глобальным феноменом гитарной инструментальной музыки, получил платиновый статус и разошёлся тиражом более миллиона штук. Диск являл собой более чёткую разработку гитарных находок в рамках отдельно взятой композиции, более компактный и гладкий звук. Здесь и далее Сатриани утвердил ещё один свой индивидуальный козырь – стилистическое разнообразие и старательно подобранный к каждой песне звук соло-гитары. Бегущие заглавный трек и “Crushing Day” с блюзовым оттенком, восхитительный, поселяющий мурашек медляк “Always With Me, Always With You” с «говорящим» мажором и минором соло, кокетливый рокешник “”Lords Of Karma”, шикарная мелодия в “Circle” с напористым запилом в драйвовой хард-роковой части посреди трека, и конечно же чуть прогрессивная, полная красоты финальная вещь “Echo”. Короче, люкс. В активе музыканта появились радио-хиты, а на такой высоте в национальных чартах США давно не фигурировало полностью гитарного инструментального альбома, cо времён альбома Джеффа Бека “Wired”. Довольная физиономия Джо появилась на обложках дюжины интернациональных музыкальных изданий, включая Guitar World и Guitar Player, а фирма Relativity в феврале 88 года, обнаружив, что первый тираж “Not Of This Earth” давно распродан, по горячим следам допечатала новый, с новой обложкой.
Сатриани оказался не только в центре внимания прессы и любителей музыки, но и был втянут в насыщенное всеамериканское Surfing турне. «Однажды у меня между концертами был выходной, и я маялся вечером в номере отеля в техасском Остине, – вспоминает Джо. – Мне позвонил вокалист Steve Perry из группы Journey. Сказал, что он мой фэн, очень счастлив моему успеху и попросил разрешения дать мне совет. Я прикололся и говорю: «Давай!». «Сейчас, именно в этот период тебе нужно научиться расслабляться. Если у тебя свободный вечер, – никуда не ходи. Запрись в номере, ложись в постель, посмотри кино, только не делай НИЧЕГО. Научись не двигаться, если тебе не нужно ничего делать». Тогда это показалось мне странным, но в последующем мне его совет пригодился. Я довёл своё ничегонеделание после концертов со временем до совершенства, восстанавливая себя после концерта, и готовясь к новому шоу, чтобы отдать себя на все сто процентов. Вкусно ем, стараюсь много спать». Ну и с девочками, соответственно – ни-ни.
Совет был дельным, ведь гастрольное сумасшествие в 1988 году продолжалось. Своё собственное турне гитарист дважды (февраль-март, сентябрь-октябрь) за год прерывал ради концертов в Австралии и Новой Зеландии с группой Мика Джаггера. Губастый роллинг как раз выпустил первый сольный альбом и шумиха вокруг такого гитарного таланта, само собой, привлекла его внимание. Кроме того, этот год увидел ряд новых релизов в участием Джо. Он записался со своим бас-гитаристом Stuart Hamm на его альбоме “Radio Free Albemuth”, отметился на диске Blue Oyster Cult “Imaginos”, кое-что продюсировал, и наконец, во время Surfing-Tour записал несколько концертных треков, которые были выпущены в том же 88 году в виде EP “Dreaming #11”. Его студийную основу составила неизданная композиция “The Crush Of Love”, ставшая одной из самых популярных среди фэнов Сатриани. Оригинально она была записана для гибкой пластинки, дополнившей одно из изданий журнала Guitar Player. EP был укомплектован тремя вышеозначенными концертными треками, и, кстати, принёс гитаристу золотой статус и вторую номинацию Grammy (после “Surfin With The Alien”, конечно).
После такого круговорота событий и разнообразной деятельности можно было немного отдохнуть и сконцентрироваться на следующей студийной пластинке. Joseph “Satch” Satriani на «проблемном» третьем альбоме постарался превзойти себя по всем фронтам. Развёрнутый и сияющий отличным звуком “Flying In A Blue Dream”, вышедший в октябре 1989 года, имел ряд существенных отличий от предшественника. Во-первых, на альбоме было сразу 18 треков, и продолжительность программы радовала уже сама по себе. Во-вторых, у маэстро прорезался голос, и его можно услышать сразу в 6 композициях. Сатриани, не Паваротти, ясен перец, а тексты просты и невинны, но в контексте своей музыки он очень хорошо укладывался в инструментальный рельеф. Музыкально фантазия Джо достигла забавных скоропостижных кантри-фигулек с гитарой, звучащей как губная гармошка, вроде “Headless”, и банджо – “The Feeling”, довольно странного сочинения “Strange”, эпического композишена “The Forgotten” о двух частях, активного слэпового номера “The Bells Of Lal” с тибетской прелюдией и практически патриотического финала “Into The Light” – хоть флаги доставай и снимай в замедленной съёмке национальное счастье. Но понятными прелестями альбома были с хард- и блюз-роковыми основами, прикольным грувом, с летящими мелодиями, байкерской романтикой и интересными акцентами: “Flying In A Blue Dream”, “Mystical Potato Head groove Thing”, “One Big Rush”, увесистая хардовая “Big Bad Moon” и спидовая “Can’t Slow Down”. И не забудем про трогательную полуакустическую балладу “I Believe”. И хотя миллионный рубеж продаж “Flying In A Blue Dream” тогда преодолеть не смог (свыше 750 тысяч), в коллекции Джо появилась третья номинация Grammy, а сама пластинка и сейчас наполнена таким количеством разноплановой музыки, что стоила трёх. Трек “One Big Rush” вошёл в саундтрек к фильму “Say Anything” Камерона Кроу, номер “The Forgotten, part 2” использовался в канадской рекламе, а песня “Big Bad Moon” в конце 89 года достигла статуса локального хита – одного из немногих с голосом Сатриани.
После этого гитарист увлёкся разработкой именной модели гитары совместно с компанией Ibanez. Несколько лет ушло на разработку серии JS Series, и появление нового инструментального шедевра от Джо Сатриани отложилось до 1992 года. Вернее, затянулась работа по его созданию, поскольку материал полностью инструментальной пластинки “The Extremist” сочинялся и записывался в течение двух лет. Альбом оказался ещё одним коммерчески успешным предприятием, дебютировав на 24 месте в Биллборде, заработав «голду» и предоставив для рекламы Sony Walkman энергичную и яркую композицию “Summer Song”. При всей простоте ритмических конструкций куплет-припев-куплет, и курса на симбиоз рок-гитарного инструментала с легкоусвояемыми поп-мелодиями, американскому гитарному гуру во всём своём разнообразии снова удалось не повторить себя. “The Extremist” отличался и по настроению (почти без соплей, товарищи) и жирнющим звуком (и денег прибавилось, и опыта стало нереально много). Как и во всех остальных случаях с альбомами Джо Сатриани, курс лечения один – слушать материал от начала до конца: зарубаться в колее мощных грувовых треков “The Extremist”, “War”, “Summer Song” и “Motorcycle Driver”, утирать скупую слезу во время “Tears In The Rain”, томно вздыхать под певучие соляки в “Cryin’”, оттягиваться в бородатом баре по пивку под солидную блюзовую вещь “New Blues”. Что ещё нужно меломану в поисках разнообразия? А впереди было ещё так много Джо Сатриани…
www.satriani.com