«Выучите каждую ноту на всей гитаре,
каждый лад и каждый аккорд… Тогда и поговорим»
Joseph Satriani
После выпуска альбома “Extremist”, студийной помощи Alice Cooper и Spinal Tap и других проектов ни у кого уже не возникало сомнений в высококаратности Сатриани, как одного из лидеров современного гитарного инструментала широчайшего стилистического разброса. Оставалось это только тут и там закреплять и преумножать своё музыкальное наследие. Джо никогда себе не отказывал в поиске новых ингредиентов и источников вдохновения.
Ближайший альбом, судя по всему, был составлен достаточно быстро, но для фэнов представлял отличный подарок. Один диск двойного альбома “Time Machine”(1993) представлял собой компиляцию из нового материала, импортных бонусов, 16-ти минутного джема, а так же четырёх из пяти композиций, вышедших первоначально на заре сольной карьеры гитариста, на раритетном EP “Joe Satriani”(84). С полной ответственностью можно ставить высший балл всем новым композициям, включая торжественную и патетическую композицию “Time Machine”, прямолинейную “Mighty Turtle Head” и скоростную, лязгающую басом “Dweller On The Threshold”. Старый материал по качеству, конечно, проигрывал свежайшим студийным разработкам Сатриани, но, памятуя о сборной природе альбома, сетовать на это совсем не стоило. Концертная часть двойника представляла собой 14 ярчайших треков гитариста, сыгранных в лёгкой и свободной форме. Даже такой громоздкий формат альбома заработал золотой статус, и Сач с чистой совестью приступил к производству новой пластинки. Но ещё до его выпуска, в 1994 году он отметился ещё в одном культовом проекте. Легендарные Deep Purple предложили Сатриани заменить во время гастролей группы по Европе и Японии ушедшего Ричи Блэкмора. Концерты имели такой успех, что Пёплы предложили гитаристу штатную должность, но тот вежливо отказался. Скромняга сослался на незаменимость и неповторимость дядьки Блекамора; к тому же, на тот момент Джо уже успел подписать мультиальбомное соглашение с Sony Music, и его сольная карьера продолжала цвести самыми яркими красками.
Коммерческий и критический интерес к очередной работе американского гитарерро, помимо всех его уникальных трейдмарков, привлёк тот факт, что продюсингом очень зрелого альбома “Joe Satriani”(1995) занимался культовый Glyn Jones, возившийся когда-то с первоначальными версиями альбом Beatles “Let It Be”. Новым диском можно просто наслаждаться, торча от мелодий и необычного пограничного, чуть абстрактного состояния большинства мелодий и импровизационных джазовых решений. Открывающая альбом странноватая “Cool # 9” – очень хороший тому пример. Добавим сюда тягучие блюзы “S.M.F” и “Down, Dow, Down”, сумасшедший “Killer Bee Bop”, приятный коммерческий поп-номер “(You’re) My World” (был номинирован на Grammy) и медляк “Home”, которыми можно успешно оформлять различные телепрограммы для дома и быта. Самая прикольная вещь на альбоме – стёбная, кантри-лошадиная “Look My Way”, с пропущенным через обработку придурковатым вокалом. «Большая часть моей музыки приходит ко мне в виде неожиданного вдохновения, и я сразу бросаюсь это записывать на бумаге или на рекордер, пока мелодия не исчезла, – рассказывает Сатриани. – Чтобы закончить некоторые композиции, у меня уходят годы, а на некоторые тратится всего несколько часов. Песни с вокалом более сложны, потому что сочинить хороший текст – всегда сложная задача, но я до сих пор получаю от этого удовольствие».
Пока “Joe Satriani” завоёвывал популярность, его автор жил новым проектом, которому посвятил и ближайшие два года, и много времени после. Как-то скучно стало нашему гитарному монстру нарезать постоянно только в сопровождение своей группы, – так родилась идея проекта G3, некоей передвижной тусовки фестивального характера, в которой помимо самого Сатриани принимали бы участие ещё два гитариста. Причём, один из них – его друг и ученик Стив Вай – постоянный, а третий персонаж – сменный. Чтобы были довольны и гитаристы, и любители гитарной музыки, и чтобы это выглядело не демонстрацией умений каждого, а представляло собой партнёрский симпозиум и обмен опытом. Музыканту потребовались все свои дипломатические навыки, чтобы убедить менеджмент и организаторов в целесообразности такого мероприятия. Первое турне G3 стартовало в октябре 96 году и собрало по Северной Америке на 24 концертах более 90 тысяч восторженных фатанов. Компанию Сатриани и Ваю в Штатах составил Эрик Джонсон, а когда весной 97 года концерты G3 переметнулись в Европу, то к парочке виртуозов присоединился Эдриан Легг. На этом дело, конечно, не закончилось. В 97 году увидел свет аудио- и видео-релиз “G3 Live In Concert”, записанный как раз с Эриком Джонсом. Идея оказалась прикольной – каждый гитарист исполнил по три своих номера, а потом все трое собрались на мега-джем во время исполнения трёх треков “Going Down”, “My Guitar Wants To Kill Your Mama” и “Red House”. В какие-то момент такого обилия первоклассного гитарного сопровождения становится слишком много, но то, что это праздник для всех фэнов инструментальной музыки, да ещё и в живом исполнении – бесспорно. Концертный сингл “Summer Song” с этого альбома принёс Джо ещё одну номинацию Grammy. А турне G3 летом 97 году снова вернулось в Америку; к нему подключились Кени Уэйн Шеперд и Роберт Фрипп. В итоге, первый раунд G3 с большим успехом завершился осенью того же года, чтобы через год снова продолжиться, став ежегодным фестивалем. Сатриани, тем временем, начал оформлять свою новую студийную пластинку и успел объединиться с джазовым гитаристом Pat Martino для записи двух треков (“Ellipsis” и “Never And After”) для всезвёздной коллекции Martino “All Sides Now”.
На этот раз продюсером был взят Mike Fraser, работавший ранее с AC/DC, Metallica и тем же проектом G3. Студийными музыкантами Сатриани выбрал своих давних коллег, басиста Stuart Hamm и барабанщика Jeff Campitelli. Восьмой студийник Сатриани “Crystal Planet”(98) выдался пожёстче психоделичного предшественника; материал звучал в более привычной манере, с обязательным набором бодрых, отлично приспособленных для лайва около-метальных (“Up In The Sky”, “Lights Of Heaven”, “Train Of Angels”, “Ceremony”), блюз-грувовых (“House Full Of Bullets”, “Trundrumbalind”, “Raspberry Jam Delta-V”) и балладных треков (“Love Things”, “Z.Z’s Song”). Воздушным и зовущим в даль получился заглавный трек. При всей «привычности», мелодии – пальчики оближешь. Чистосердечно признаемся, что это на тот момент “Crystal Planet” был самый гармоничный инструментальный релиз Сатриани со времён альбома “Surfin With the Alien”. Он заслуженно попал в американский альбомный Top-50. Сам маэстро, забритый наголо, предстал в обновлённом имидже зрелого гитарного героя и придерживается его до сих пор. Пересадка волос – дело муторное, наверное. Со своим студийным составом Джо откатал в 1998 году аншлаговое американское Crystal Planet-турне (в процессе был выпущен сингл на трек “Train Of Angels”), а так же дал серию концертов формата G3 в Европе, в которых приняли участие Майкл Шенкер, Ули Джон Рот, Патрик Рондат и даже Брайан Мэй. Вес у Сатриани, всё-таки, достаточно не хил.
Затем пришло время экспериментов с электроникой. Время было смутное, творческих людей колбасило от возможностей Интернета, компьютеров и протулсов. Хорошо, что Сатриани ограничился выпуском только одного такого гибридного диска “Engine Of Creation” (2000), да и то, электроника здесь присутствовала в качестве обилия эффектов и кибер-обработок. Но простые любители «нашего парня» были отчасти разочарованы; так или иначе сама техногенность, в которой безжизненность прописана с самого начала, техно и прочие семплы отразились на настроении и душевной составляющей “Engine Of Creation”. А именно на том, что далеко не везде ключевую мелодию можно было распробовать с первого раза. Профессионалам и гитарным фрикам здесь всё было в кайф, потому что гитара Сатриани на фоне стандартных поп и рок-структур продолжала творить чудеса, а его чувство музыкального такта и умение вовремя остановится вызывали устойчивый интерес. Новый альбом попал сразу на 12 место в чарт Биллборда ”Top Internet Sales”, команда Джо поднажала на свою презентацию во всемирной паутине. Первые три трека диска за счёт семплов воспринимаются угрожающе и нахлобучивают, пока не успокаивает лирическая композиция “Until We Say Goodbye”. Вторая половина “Engine Of Creation” звучала уже более миролюбиво. Здесь достойны внимания, само собой, оригинальная пост-трайбл вещица “Champagne”, шикарный соло-голос в “Clouds Race Across The Sky”, этно-колоритный электро-блюз “Slow And Easy” и финальный заглавный композишн, жизнеутверждающий и уверенный в себе. На некоторых территориях “Engine Of Creation” выходил в виде двойного альбома с бонус-диском “Additional Creations” (где-то этот бонус-диск распространялся отдельно). Приятное дополнение содержало неизданный, сдержанный и созерцательный трек “Turkey Man” и три ремикса на номера из головного альбома. Было и японское издание с одним бонусом-треком “Slick”. Год 2000-й в декабре закончился, в рамках редко прекращающихся гастролей, парой шоу в Сан-Франциско, которые были старательно записаны и выпущены в 2001 году как “Live In San Francisco” на DVD и 2 CD.
Альбом 2002 года “Strange Beautiful Music” Сатриани продюсировал сам в калифорнийской студии The Plant, при содействии John Cuniberti и Eric Caudieux, подыгравших ему во время записи на перкуссиях и клавишных. «Это очень сложная штуковина – продюсировать самого себя, – сказал между делом Джо. – Я согласен с продюсером Гленом Джонсоном, сказавшим мне как-то: «Чувак, это не твоя работа – решать, что понравится людям». За барабанами сидел всё тот же Джеф Кампителли, а специальным гостем альбома стал гитарист Robert Fripp, знакомый общественности, кроме прочего, по активности G3. Музыка пластинки расширяла рамки используемых Джо рок-форматов до world music и кантри в качестве полноценных культур, и создавала в итоге некий универсальный продукт для потребления в любой части света, где есть электричество. Слова маэстро по этому поводу: «Честно говоря, альбом “Engines…” был большей частью музыкальным отступлением. Диски “Live in S.F.” и “Strange Beautiful Music” гораздо больше имеют отношение к моей настоящей натуре». Это он верно заметил, кое какой материал новой пластинки вызывал к памяти все ранние альбомы. Баллада “Starry Night” смахивала на попытку сочинить вторую часть “Always With You, Always With Me”, например. Но это всё мелочное ворчание, на самом деле. И стартовый этно-рок “Oriental Melody”, и балканский “Belly Dancer”, и “Chords Of Life” в традициях Мальмстина, и грязноватый “Mountain Song” и медленный джем “What Breaks A Heart” – всё было на своих местах. Оригинально и свежо на альбоме прозвучал кавер “Sleep Walk” Santo and Johnny, большой хит из далёкого 1959 года. Бонус-трек “Eight Steps” напоминал времена “Fly In A Blue Dream” и где-то даже Dire Straits, только с фонтанирующим осмысленными соляками Сатриани. Раскачивать “Strange Beautiful Music” Джо отправился в турне с Dream Theatre и King’s X”, затем отдельно в Азию, обратно в Америку и на юг. Концертная карусель сопровождалась очередными выступлениями G3 со Стивом Ваем и Ингви Мальмстином и студийно прерывалась только в 2003 году на участие Сатриани в записи лидер-гитар для альбома The Yarbirds “Birdland” и подготовку новых сочинений. Кроме того, появилась двойная компиляция лучших сочинений Сатриани на этот день (“An Electric Joe Satriani: An Antology”), включая один неизданный трек и редкий японский бонус.
В 2004 году сначала появился двойник “G3 Live: Rockin’ In The Free World” с DVD версией и очередной студийный альбом продуктивного гитариста “Is There Love In Space?”. Здесь Джо в паре песен подал голос (анти-гламурной “Lifestyle” и рок-байкерской “I Like The Rain”), что делал не так часто с момента “Flying In A Blue Dream”. «Да, это был такой стиль записи – рок пересекается с блюз-роком, и я подумал, что несколько вокальных треков только улучшат альбом, – рассказывает Сатриани. – К тому же, я и играл по другому в вокальных треках, так что они были как бонус». Релиз являлся логическим продолжением “Strange Beautiful Music” с использованием испытанных формул придания разнообразия, может, подинамичнее и посветлее за счёт “Up In Flames”, “Hands In The Air” и “If I Could Fly”(5 баллов). Здорово приспособлен квакер в “The Souls Of Distortion”, напрягает массивный, хмурый хардовый инструментал “Searching” на 10 минут, освежают традиционные медляки: “Just Look Up” и “Is There Love In Space?” в узнаваемой манере Джо, с вытягивающими остатки души высокими нотами. Японцы получили бонус “Dog With Crown & Earring”, а в честь онлайн-продаж, для iTunes был предоставлен бонус “Tumble”. Наш бродяга продолжал поддерживать проект G3; в 2005 году по результатам аншлаговых концертов в Японии с участием парочки Сатриани-Вай и Джона Петруччи, был выпущен очень успешный DVD и CD релиз “G3 – Live in Tokyo”. Под именем Joe Satriani был выпущен двойной альбом “Live From Anaheim”. От этих концертных пластинок и бесконечных гастролей можно было бы уже захлебнуться и камнем пойти на дно, если бы диски серии G3 не были наполнены такой радостью жизни и интересными интерпретациями классических рок-творений, а лайвовые работы Сатриани не предоставляли всякий раз новый взгляд на свои же популярные композиции.
Год 2006 – снова тонна релизов и студийных прыжков от неугомонного Джозефа. Гитаристу нужно было достойно отметить 50-ти летний юбилей. «После 15 месяцев гастролей, я решил на пару недель отложить гитару. А когда вернулся из отпуска, понял, что хочу отправиться в студию сам, подумать над другими аранжировками, другими тонами и другими возможностями создания инструментальной гитарной записи. Я провёл два с половиной месяца в своей домашней студии, фактически инжинеря сам себя, записывая гитары, бас и клавишные. Только после этого позвал в помощники Simon Philips, Jeff Campitelli, Mike Fraser и Eric Cauidieux». Да, знакомые лица создали пластинку “”Super Colossal”. «Основной идеей было сочинение треков с более интересной перспективой, чтобы каждый гитарный звук рассказывал, о чём идёт речь в каждой конкретной песне. Иногда это означает быть очень нежным, иногда – очень помпезным». И что-то неуловимо новое добавилось в общую звуковую картинку диска. В мелодиях стало больше пространства и оригинальности, насколько это вообще возможно в контексте творчества зависающего на поиске новых решений Satriani. “Just Like Lightnin’”, “It’s So Good”, “The Meaning Of Love”, “Made Of Tears” – мягкий инструментал-рок вне конкуренции, чувственный, оживлённый уникальными эмоциями, идущими от пальцев гитариста. Понятное дело, что без надёжных хард- и глэм-рок тем не обошлось, ведь надо тащить на чём-то все эти красивые изыски. Для этой цели сгодились треки “Redshift Riders”, “Movin’ On”, и, конечно же, мощный клаппинг и гитара, разговаривающая с публикой в заводной песне “Crowd Chant”. Интересно, что музыкант хотел использовать в этой композиции (первое название “Party On The Enterprise”) семпл из теле-шоу Star Trek, но не смог решить вопрос с законностью его использования. Программу на год дополнил двойной CD/DVD диск “Satriani Live” и участие юбиляра Джо в записи сольного альбома Ian Gillan “”Gillan’s Inn”. Полтинник был отмечен.
Год назад отмечался 20-летний юбилей самой значительной пластинки Сатриани “Surfin With Alien”. В честь этого, ремастированные треки оригинала были дополнены DVD-диском с неизданным ранее концертом американского виртуоза в рамках джазового фестиваля Montreaux летом 1988 года. Сам маэстро в это время не прохлаждался, а собирал последствия инспиративных приходов для нового альбома. По прежнему, чувства и эмоции ставились гораздо выше технических способностей, которые такому челу и его именным Ибанезам с человеческим голосом вообще некому доказывать. Диск “Professor Satchafunkilus And The Musterion Of Rock”(2008) оказался энергичной комбинацией линейных рокешников и фанковых и блюзовых заигрываний. Слушать: развитие мелодий в “Musterion” и “Revelation”, тяговую “Overdriver”, трогательную блюзовую “Come On Baby”, теппинг в “Asik Vasel” и гитарное этно в “Andalusia”. А потом переслушивать все альбомы подряд.
Когда следующий юбилей, Сач? Что будешь делать дальше? «Я могу только обещать, что буду следовать зову своего сердца и продолжу в будущем меняться и развиваться». Вот такие у Джо планы.
www.satriani.com