В килотоннах новых релизов и в дебрях названий новых групп, одно безумнее другого, хорошо ориентироваться не просто обламывает, но и физически непосильно. И как показывает практика, занятие это малопродуктивное и часто разочаровывающее. Хорошо ещё, что файлообменники экономят кое-какой капитал на проезд в метро ;).
Ведь к расширению стилистических рамок чего бы то ни было стремится не то что далеко не каждый, а какие-то жалкие единицы. Ведь забубённое имя придумать проще, чем отдать часть жизни ради истины. Факт – расширять такие консервативные экстремальные течения, как thrash или grind, например, крайне неблагодарно с точки зрения финансовой отдачи и из-за опасности в итоге дать всем и стать никем. Но есть другие результаты! Из ярких команд, которые в этом реально поднаторели, хочется в первую очередь отметить бэнд бывшего вокалиста The Crow “One Man Army And Undead Quartet“ и норвежскую группу “Susperia”, обладающую даже некоторым метал-очарованием.
В не таком уж далёком 1998 году за барабанной стойкой злобствующих блэк-норвегов Dimmu Borgir заседал некто Tjodalv, по пачпорту Kenneth Akesson. Помимо музицирования под известной уже в то время вывеской, Tjodalv сочинял кое-что симфоническое блэк-метальное на стороне и реализовывал в демо-версии вместе со своим другом Cyrus (Terje Andersen), концертным гитаристом групп Satyricon и Old Man’s Child. Всё что они на пару сочиняли, именовалось Seven Sins, в качестве пилотного теоретического названия для собственного коллектива. Со временем тайтл показался музыкантам банальным, и они сменили его на название кино-ужаса “Suspiria”, а позднее, чтобы не получить по жопе от правообладателей этого имени, изменили написание одной буквы. Так получилась Susperia. В марте 1999 года Tjodalv заявляет о своём выходе из состава Dimmu Borgir, не смотря на их ордена и медали, и решает поставить таки на ноги своё собственное детище. Как бы он потом не отбрёхивался от привязки к Dimmu Borgir в своей биографии, но с такой галочкой в резюме собрать новый проект было попроще, нам так кааацца. Летом 99 года во время фестивальной тусовки на Wacken Oper Air в Германии Tjodalv пересекается с вокалистом Athera (Pal Mathiensen) из норвежских команд Powerhunt и Rignevond, вручает ему наброски песен и в процессе изрядного распития дешёвого бухла объясняет политику новоиспечённой партии. Athera быстро проникся музыкальными идеями полного энтузиазма Тьёдальва и дал согласие на участие в Susperia. Более того, из своих прежних групп он привёл второго гитариста Elvorn (Christian Hagen) и басиста Memnock (Hakon Didriksen) и тем самым за раз и надолго укомплектовал состав новой команды.
Не теряя времени, к осени 99 года группа в Осло записала 5-песенное демо “Illusions Of Evil”, в создании которого принял гостевое участие клавишник Mustis из тех же Dimmu Borgir. В итоге получился перспективный замес из симфо-блэка и треша марки Bay Area с мелодическими heavy-metal перекрытиями. С помощью этой записи группа стала активно искать контракт для своей будущей деятельности; вскоре несколько крупных метал-лейблов предложили Susperia свои услуги. Музыкантам приглянулся жирный кот Nuclear Blast, с которым в начале 2000 года и был подписан контракт. Фирмачи решили вложить денег и отправили коллектив в октябре того же года записывать дебютный альбом в Типера Тагдгрену в шведские леса, в студию Abyss. В марте 2001 первенец Susperia “Predominance” появился на свет; в его трек-лист вошли три переигранных композиции с демо “Illusions Of Evil”. Впечатления от его прослушивания поначалу возникают довольно сумбурные. Со звуком полный порядок, небедное звучание, хороший баланс модных гитар и качественно прописанных бласт-битов (ближе в Old’s Man Child), но цельной картинки как-то сразу не вырисовывается, разве что цельная каша. Однозначно, что материал серьёзный, терпимо-компромиссный и с претензией на эффектные ходы. Только после нескольких проигрываний треков “I Am Pain”, “Object Of Desire” или “Vainglory” начинает вырисовываться завуалированный пока трейдмарк Susperia, а интересные риффы, аранжировочные находки привлекают заслуженное внимание. Даже кислотень есть в “Blood On My Heads”. Вокал в массе своей держался в придушенно-гоблиновских рамках black metal, но проявления чистого вокала в “Illusion Of Evil”, “Specimen” и “Journey Into Black” были кстати. В общем, ещё было над чем работать. «Когда мы начинали, мы не планировали стать блэк-метал группой, – говорит вокалист Susperia. – Мы хотели играть мощную метал-музыку со звучанием, которое нам самим нравится, со звучанием Susperia». Диск был признан критиками и пост-блэковым движением освежающим и многообещающим; Susperia в 2001 году отправилась в европейское турне в мощной связке с Nevermore, In Flames, Dimmu Borgir и Lacuna Coil. Публика принимала группу охотно, что подтверждает тот факт, что дебютанты стали хэдлайнерами португальского метал-фестиваля Extremo Open Air.
На душе было зашибись, и Susperia стала быстро собирать материал для новой пластинки.
“Vindication”, появившийся в 2002 году было, категоризировать оказалось ещё сложнее. Рекорд-сессии снова проходили в Abyss Studio, так что за качество и здесь можно было не волноваться. Впрочем, звуковая окантовка стала резче, исчезла рыхлость первого альбома. Породистость музыкального материала заметно повысилась, появилась цельность, сентенции из Death, Testament и прогрессивных thrash-metal групп. Практически всю музыку для альбома сочинил Cyrus, а текстуарием в Susperia занимается вокалист: «Я никогда не пишу текстов о политике или напрямую о религии. Я задаю вопросы, но никогда не вмешиваюсь или осуждаю. Просто не хочу следовать всей этой истерии, окружающей многие веры и множество богов». Athera рассказывает дальше: «Не то чтобы мы после первого альбома садились и планировали что-то изменить и всё в таком духе. Мы просто продолжили писать музыку, так же как и раньше, стараясь сделать её лучше. На альбоме “Vindication” мы ещё больше приблизились к нашему представлению о лучшем звучании. Думаю, основные изменения к лучшему – это мои вокалы. Вместо того чтобы выблёвывать типичные блэк-метал звуки, я постарался найти свой собственный голос, которой мог бы в дальнейшем развивать». Первые же три трека диска – круто замешанные “Cage Of Remembrance”, “The Bitter Man” и “Anguished Scream (For Vengeance)” – свидетельствуют о повысившемся композиторском уровне группы и курсе на самобытный, и в то же время, универсальный метал-мьюзик. Но на беду коллектива, у лейбла Nuclear Blast приоритеты были расставлены совсем не в пользу Susperia. В поддержку “Vindication” было организовано всего несколько концертов, а продвижение самой пластинки проходило с таким скрипом, что группа решила разорвать отношения с таким, казалось бы, солидным партнёром. Кому творчество, кому бизнес – что тут скажешь. Susperia смогла полюбовно решить вопросы выхода из под контракта и стала самостоятельной.
Потеря контракта и разочарование подобного рода – не самое приятное состояние для полноценного, действующего коллектива. Но Тьёдальв и его команда не стали сидеть без дела, организовали своё участие в некоторых европейских фестивалях, и даже смогла выбраться на известный американский метал-фестиваль в Милуоки. «За всю нашу карьеру мы смогли выступить в США один единственный раз, это катастрофично, – сетует Атера. – Те 20 минут выступления на Milwaukee Metal Fest стали чем-то вроде культа, и я предполагаю, что существует бутлег-DVD нашего шоу, снятый местной телекомпанией. Но я его никогда не видел. Ирония заключается в том, что, даже не имея ни одного турне по Америке, здесь продаётся больше всего наших альбомов!» Сложная эмоциональная ситуация после разрыва с Nuclear Blast нашла единственно верный выход – больше песен, хороших и разных! В начале 2003 года группа решила уединиться и отправилась в домашнюю студию басиста Мемнока, в глубокие норвежские леса. Атера: «Нам нужна была терапия. Три песни, которые были сочинены во время той сессии: “Devil May Care”, “Home Sweet Hell” – помню в пять утра был настолько пьян, что еле держал в руках гитару, пытаясь наиграть первый рифф, – и “Chemistry”. И это самые популярные песни, по мнению наших фэнов, которые мы за всю карьеру сочинили. Так что мы нашли свою формулу, и она сработала». Формула сработала не сразу; сначала в 2003 году был подписан контракт с норвежской фирмой TABU – подразделением TUBA Records, крупнейшим дистрибьютером рок-музыки в Норвегии. После этого сочинение материала для уже зарезервированной новой пластинки на хате у Мемнока под воздействием алкоголя продолжилось. Сама же запись новых и злобных сгустков метал-энергии осуществлялась в норвежской студии Subsonic Studios и шведской Fredman. «Смена обстановки после Abyss Studio, конечно, существенна, – признаётся Мемнок. – После Тагдгрена нам пришлось многому учиться самим. У Ларса – продюсера Subsonic Studios – не так много опыта, у Петера, но условия, возможности и качество были теми же». Дабы напомнить публике о существовании Susperia, группа была отправлена в пару небольших концертных поездок, в том числе в Великобританию и Мексику. А уже потом в марте 2004 появился “Unlimited”, мощнейший, зрелый и серьёзный продукт, попавший на 43 место в норвежском альбомном чарте и получивший номинацию в категории “Metal” местной музыкальной премии Alarm. С не меньшим успехом альбом крутили американские рок-радиостанции. Memnock: «По сравнению с предыдущими двумя альбомами в “Unlimited” много trash/black/death. Он экстремальнее и вариативнее, тем более, что вся группа принимала участие в процессе написания песен. Классные барабаны, классные басовые линии и соло, а вокальный перформанс Атеры вообще великолепен. К тому же у нас было достаточно студийного времени, чтобы поработать над каждой песней. На мой взгляд, на этом релизе нет слабых мест, нет ни одного момента, который не «Вау!» Альбом действительно прокатывает легко, песни эффектные, с меланхоличными акустическими переборами, с большим концертным потенциалом. Выделим, кроме перечисленных выше “Devil May Care”, “Chemistry” и “Home Sweet Grave”, ещё “The Coming Past” и красивую стартовую мелодию в “Years Of Infinity”. Брутальных вокалов осталось очень мало. В музыке, кстати, ощутился явный привкус альбома Testament “The Gathering”, а голос Атеры во многих местах стал сильно напоминать харизматичную подачу оклемавшегося после онкологии Чака Билли. «Нет повода скрыватьтот факт, что я был фанатом Testament с самого детства, – признаётся вокалист Атера. – Группа повлияла на меня как музыкально, так и эмоционально». На трек “Chemistry” сняли клип, который ротировался в США в рамках Headbanger’ Ball по MTV. Бизнес-ситуация в Susperia быстро выровнялась. Группа провела девятинедельное европейское турне, доказав лишний раз свою концертную состоятельность. Заметным карьерным достижением для Susperia явилось приглашение в 2005 году поучаствовать в турне по Европе американской треш-легенды Testament, и качество “Unlimited” и стилистические аналогии этому как нельзя лучше способствовало.
В сентябре 2005 Susperia выдала мини-альбом “Devil May Care”. Ход не самый популярный среди метал-хедов и на фоне кризиса с продажами дисков, но в данном случае музыканты и лейбл не прогадали. Пластинка с одним новым, напористым thrash-death треком “Venting The Anger”, сразу тремя кавер-версиями, записанными в разное время (на хиты W.A.S.P, Death и A-HA), и двумя видеоклипами в официальном норвежском “Хит-листе” достигла 19 места, став первым норвежским метал-релизом, попавшим в Топ 20. Васповский “Wild Child” сыгран достаточно близко к аналогу, а вот кавера Death и A-HA звучат в исполнении Susperia своеобразно. 2006 год прошёл в относительно регулярных выступлениях и гастрольных поездках по Скандинавии, Англии и прочим не заокеанским местам. Осенью 2006 года начались работы по сборке очередной студийной пластинки. Студийная комплектация проходила в столице Норвегии, на базе Strand Studio (продюсер Marius Strand), а микшированием занимался великолепный Daniel Bergstrand в студии Dug Out. Сначала планировалось свести диск в студии Fredman, но она оказалась надолго занятой, и было решено выбрать шведскую студию Dug Out, известную старой аналоговой школой. Гитарист Cyrus: «Мы искренне верим, что это наш лучший альбом, хоть это и звучит как клише. Работать с Бергстрандом просто здорово, от него столько всему учишься. Он придал нашим песням человеческий вид, мощный и тяжёлый, но вместе с тем теплый и более органичный. В них есть аналоговое ощущение, это как раз то, как Даниэль работает». Диск назвали “Cut From Stone”(начало 2007), в США он был выпущен летом по лицензии Candlelight Records. На нём Susperia глубоко копнула перепаханные поля экстремального рока. Раскопки привели к тому же смешанному, хоть и более сдержанному в плане необузданной агрессии и хмури “Unlimited” материалу. Экстрима в нём значительно поубавилось, впрочем, тяга к музыке Testament времён последних релизов сохранилась. Если в трешовых “More” и “The Clone” есть смачные заявочки, то песни “Distant Memory” или “Release” со своими красотами и Атерой, стабильно дающим мэйнстрима, вообще выдались в духе помпезного german power metal. Из трека “Under” при желании можно было намутить балладу. Но шарм, о котором говорилось в самом начале, незримо присутствовал, и в акустических вступлениях, и в вокальных раскладах, и в целом в обращении с имеющимися идеями.
“Cut From Stone” вполне ожиданно и заслуженно получил 18 место в национальном альбомном чарте. Весной 2007 года, как раз перед гастролями с WASP по Норвегии и Швеции и туром с Onslaught и Evile по Англии барабанщик Tjodalv сломал лодыжку, поскользнувшись на льду, и на пять месяцев выбыл из обоймы. На время гастролей его заменил Anders Haave из группы Blood Red Throne. 2 октября того же года Susperia уже отыграла отдельное шоу в Осло в полном составе. Сейчас о будущих планах коллектива известно немного. По словам вокалиста Атеры имеется уже несколько готовых песенных структур: «Но они звучат многообещающе! На будущем релизе мы рассчитываем на более сырой и хлёсткий звук». «Да, у нас есть амбиции по поводу мирового турне», – добавляет Мемнок. Об остальном узнаем позднее.
Ян Федяев
Сайт: www.susperia.net