«Ты должен стараться быть интересным и в фокусе. Это сложно»
B.Gelotte
Забвение шведам In Flames не грозит. Самый продаваемый в мире шведский тяжмет-продукт уже с начала 2000.х является стабильным и устойчивым явлением в музыкальном мире, одинаково привлекающий внимание как верных поклонников, одобряющих любые перемены коллектива, так и противников, перед выходом каждой новой пластинки потирающие руки (ух, сейчас оторвёмся по полной, как английские бомбардировщики над Дрезденом).
Это как с эфирами Говарда Штерна, которого слушает в два раза больше людей, которые его ненавидят. Не нравится, а всё-равно интересно, что вытворит в следующий раз. На такую «любовь», впрочем, команда из высшего эшелона гётеборгской школы не рассчитывает, и продолжает методично и с максимальным посвящением удерживать уже отвоёванное под солнцем метал-пространство. Пластинки „Rerout To Remain“(2002) и „Soundtrack To Your Escape“(2004), не смотря на прогрессивность и смелось отдельных решений по отношению к прошлому, недооценили. Гитарист Bjorn Gelotte: „Это был период, когда мы в понимании людей вдруг стали sell-out группой. Мы особо ничего не меняли в музыкальном отношении; единственное что мы тогда сделали, это оправились на гастроли со Slipknot. Это всё изменило. Думаю, что альбомы „Rerout To Remain“(2002) и „Soundtrack To Your Escape“ не получили внимания, которое заслужили. Но я не обращаю особого внимания, я супер счастлив обеим пластинкам. Для нас пятерых в группе и так сложно решить, что хорошо, а что плохо. Мы постоянно развиваемся. Больше и больше людей приходят на наши концерты, мы гастролируем больше, чем когда-либо. Значит что-то мы делаем всё-таки правильно“. Считаем правильным уже то, что In Flames разрослись до нынешней величины worldwide, и как бы те два авантюрно экспериментальных альбома не хаяли сторонники заскорузлых форм, в формировании нового, облика In Flames „RTR“ и „STYE“, безусловно, сыграли ведущие роли. Кому удобно, назовите это новым коммерчески-общественным обликом.
Под воздействием противоречивых реакций на собственные экспериментаторские позывы последних лет, в 2005 году шведы стали готовить новую грелку для медведей-рецензентов. “Песни сочинялись практически так же, как и на последних пяти альбомах, – рассказывает гитарист Бьёрн. – Обычно мы с Джеспером садимся в маленькой тон-студии с протулсом и холодильником, полным пива, и начинаем обмен накопившимися рифами и мелодиями. А потом Андерс на готовый трек вешает текст и вокальные партии. Но в последнее время это стало коллективным творчеством. Стало легче работать с группой, открывать себя и позволять вмешиваться в свои идеи. Это гораздо интереснее, у каждого в команде есть своё мнение, и нам нужно прислушиваться друг к другу, чтобы в итоге получить самый настоящий звук In Flames. В этот раз мы больше внимания уделили проработке мелодий и захотели сделать альбом более скоростным и динамичным”. “Я думаю, это естественный, и в то же время осознанный процесс, что мы не хотим повторяться, – говорит басист Петер. – Мы каждый раз в рецепт In Flames пытаемся добавить как можно больше новых ингредиентов, чтобы нам самим было интересно, ведь нам потом эти песни исполнять так много раз”. Диск 2006 года был записан в кратчайшие сроки уже к осени 2005; тогда же было подписано соглашение с американской конторой Ferret Music для представления интересов In Flames за океаном. Креативные работы велись в трёх разных местах. Третий раз подряд в производстве новых песен In Flames был замешан Даниэль Бергстранд, однако запись гитар и баса группа продюсировала самостоятельно, перетащив на время свой скарб в Данию. Вокалы и барабаны записывались в домашних условиях в Гётеборге. А микшировать результат вообще отправили в мало известную шведскую студию Studio Tontechnik в северном городке Umea, где никогда до этого не были. Следить за процессом отправился вокалист Андерс Фриден: «Конечно, мы волновались, так как не знали до конца, что из этого выйдет. В конце концов, результат все услышали, и мы считаем это классной идеей, испробовать что-то новое».
Общественность насторожилась, когда релиз альбома передвинули на полгода, якобы для проведения максимально качественной рекламной кампании, и в процессе сменилось название. Не иначе как фирмачи приготовили очередной эксперимент! Первоначально пластинка носила тайтл “”Crawl Through Knives”, позже сменилась на более компактное название “Come Clarity” и появилась в итоге в феврале 2006 года. Впрочем, в сеть материал просочился задолго до официальных дат выхода. “Come Clarity” впервые в истории группы возглавил шведский хит-парад, а так же удостоился первого места в соседней Финляндии и шестого места в Германии. К лимитированному диску прилагался халявный DVD с видеосъёмкой исполнения почти всех композиций альбома на репточке (звук смонтирован). Экспериментов на диске и правда оказалось меньше; знакомый олд-скульный стакатто-риффинг и барабанный чёс комбинировались с соревнованиями гармонизированных гитар и мелодичными металкор-припевами. “Take This Life”, “Vacuum”, “Scream” и “Versus Terminus” своей интенсивностью и усовершенствованным подходом к уже имеющейся версии In Flames не оставят равнодушным верного и открытого фэна группы. Пара отклонений имелась, например участие в треке “Dead End” попсовой шведской певички-песенника Lisa Miskovsky, соавторши песни Backstreet Boys “Shape Of My Heart”. «Она популярна у нас, и поёт совсем не то, чем мы занимаемся, – делится Бьёрн. – Мне было забавно узнать, что она слушает тяжёлый рок, и при этом любит In Flames. Сначала возникла идея написать для неё целиком новую песню. Может что-то вроде акустической песни? Но это было бы уже совсем не In Flames, слишком просто. Так что мы остановились на нашем традиционном треке, подинамичнее». И ещё один номер стал явным отклонением от «нормы» – заглавная баллада “Come Clarity”, разумеется, баллада в понимании In Flames. Каюсь, песня лично меня зацепила в своё время надолго, по кайфовости один припев перевешивает половину мелодий остального альбома. Побольше бы такого вкусного мэйнстрима! После релиза последовал практически го непрерывных гастролей. Только в США в поддержку “Come Clarity” группа откатала четыре турне, не говоря уже обо всех мыслимых фестах 2006 года.
В 2007 году In Flames позволили себе большую роскошь и мечту любой серьёзной группы – собственную звукозаписывающую студию IF в родном Гётеборге. Группа за полцены приобрела то, что раньше именовалось Fredman Studio (та переехала в пригород), переделала большую часть помещений для группы, кухню, коридор и всё такое, а так же значительно обновила оборудование. Теперь осуществилось страстное желание участников коллектива проводить больше времени дома, поскольку студия расположена в центре города, и каждый инфлеймовец может после дневной студийной сессии или репетиции спокойно оттопыриться дома перед телеком с пивом и чипсами в обнимку со своей гёрлой. «Студия открыта для любой группы, изъявившей желание там записаться. Это не репетиционное помещение, переоборудованное в студию, а настоящая звукозаписывающая студия». Под шумок Бьёрн и Джеспер замутили боковой проект All Ends (www.allends.com), выпустив в мае 2007 года епишку “Wasting Life”. «Музон тяжёлый, – рассказывает Бьёрн. – Частично метал, но death-metal мало. В группе две вокалистки, но это не готик. Не то, что типа Evanescence или Within Temptation, ничего подобного. Собственно, мы с Джеспером сочиняем для группы музыку. Однако группа укомплектована музыкантами и гастролирует». Как раз с весны 2007 года начались работы над новой студийной пластинкой. Весь процесс записи In Flames решили афишировать с помощью Ютьюба, постепенно выкладывая в сеть 12 видеороликов. Social-web рулит! Чего же было ожидать на это раз – взрывного экстрима или комфортного death-easy listening? «Мы, если честно, никогда не задумываемся о чьих-либо ожиданиях, – признаётся Бьёрн. – Мы счастливы с альбомом, и для нас это самое важное. Когда он сделан – это большой вздох облегчения. На что я лично надеюсь, что мы осуществим все турне, запланированные после выхода пластинки». Чего-чего, а этого добра у такой популярной группы как In Flames навалом, можно не волноваться. Для студийных работ по созданию “A Sense Of Purpose”(2008) в Гётеборг пригласили двух продюсеров: старого знакомого Daniel Bergstarnd и Roberto Laghi. Мастерил их микшерские усилия Stephen Marcussen в Marcussen Mastering Studios, что в Голливуде. Здесь маcтерились Metallica, Kiss, Slayer и Korn.
Шведы снова впечатлили публику оригинальностью артворков (очередная смена логотипа), Alex Pardee создал красочный комиксный концепт в рамках идеи альбома. Она основана на том, что люди чаще всего не задумываются о причинах и истинных целях своих поступков. К чему привело решение любителя тяжёлой музыки отстегнуть несколько денег на новый альбом шведов? К тому, что в его музыкальной коллекции появился ещё один опус In Flames, который будет не скучно слушать и через несколько месяцев активного запиливания. Скоростная накачка сохранилась примерно на том же уровне, что и на предыдущем диске; треки In Flames сконструированы так, что большинство композиций можно начать с эффектного скоростного рубилова, обламывающего через пару квадратов или угарного куплета переходом в среднетемповую альтернативную смесь из хеви, пауэр, собственных наработок и modern-radio metal с выходом на стадионный припев, далее к стартовому рифу, и куда мысль потянет. Так досадно теряется энергия в “Disconnected”, “Sober And Irrelevant” и “March To The Shore”. Освежает песня “I’m The Highway”, выполненная как раз по обратной схеме, и “Drenched In Fear”, как законченный образец мэйнстримовой версии In Flames. Перед основным лонгплеем появился мини-альбом “The Mirror’s Truth”; к радости поклонников к ведущему треку было добавлено сразу три песни, изданные эксклюзивно только в рамках EP. Песня “Anbegation”, хоть и выходила годом ранее на компиляции “Viva La Bands, Vol.2”, но на сингле представлена в перемикшированном виде и с перезаписанными вокалами. Отмечу за приличную скорость боевик “Eraser”. В этом треке всё тютелька в тютельку, его легко можно было бы поменять на пару середнячков из основной программы. Чувствуется, сколько труда вложено в продюсирование вокалов; на двух последних релизах вокалист Фриден просто поливает слушателя разнообразием подачи и вариативностью в своём узком спектре. Трек, который напрочь выпадает из всей обоймы пластинки – мелодичная тягучая размазня “The Chosen Pessimist” на 8 минут. Андерс утверждает, что это то, чего пластинке до последнего момента не хватало. Петер, говорит, мол, хотели сделать зрелую песню, чтобы под неё можно было отдохнуть и расслабиться. Пока мало кто из рецензентов оценил этот затянутый, но эмоционально заряженный, тоскливый композишн, больше подходящий для пост-думовой группы, чем для таких шустрых парней. Итак, границы modern-metal и death-metal практически отсутствуют, а In Flames, продавших на сегодняшний день более 2 миллионов пластинок, не выбить из высшего эшелона тяжёлой музыки.
Американский лейбл группы сменился на Koch. Там, по словам участников группы, им предложили наиболее интересные промо-мероприятия. «У нас был открытый контракт, и мы могли продолжать сотрудничество с Ferret. Но времена меняются, – говорит Бьёрн. – Особенно, что касается различных средств массовой информации и донесения своей музыки. Нам нужны клёвые идеи, чтобы оставаться на слух и на виду людей. Koch в итоге оказались наиболее оригинальными». Ещё одна оригинальность нового альбома проявилась в специальной ограниченной версии альбома, распространяемой только через мэйлордер Nuclaer Blast: дигипак-версия диска (с DVD бонус диском почти на 160 минут съёмок) упакована в деревянный игрушечный лабиринт с металлическими шариками с тисненым логотипом In Flames. Японцы получили версию “A Sense Of Purpose” с добавленными тремя треками из сингла “The Mirror’s Truth”.
Этим летом шведы откатали европейские фесты и несколько дат в США и Канаде (хвост весеннего турне по Штатам), осенью следует мощное европейское турне при поддержке Godjira и Sonic Syndicate, а следующей весной уже поджидает очередная гастроль. По словам Андерса Фридена, коллектив не собирается делать значительный перерыв в нынешнем устоявшемся расписании, учитывая, что после издание “A Sense To Purpose” нужно отработать около 18 месяцев гастролей. Андерс Фриден: «Действительно тяжело, постоянно находиться в разлуке с любимыми людьми. Но с другой стороны, путь, по которому мы идём, мы сами выбрали. Это то, что мы всегда делали, и что нас, в конце концов, сделало теми людьми, которыми мы сегодня являемся».
Сайт группы : www.inflames.com