Бывают истории и гораздо более плачевные, хотя, плакать здесь никто не будет. Наоборот, одобрям. Возможно, некая недооценённость в творчестве Benediction присутствовала в конце 90-х; всегда грустно наблюдать как в противоположные стороны расходятся пути дорожки равноценных коллективов, или кому-то очень нуждающемуся выпадает ничтожно мало внимания. Но мир тогда вообще перестал считаться с бескомпромиссностью и непримиримостью в музыке, допустив в более-менее обогреваемые места единичные и несгибаемые образцы экстремизма вроде Cannibal Corpse. Остальные остались в рядах культовых светил. Британский Benediction, имея в определённых кругах устойчивую “NO SHIT”-cлаву, попал как раз в это число. Без упоминания о бирмингемцах история европейской экстремальной музыки 90-х была бы не полной. Уже тот факт, что brutal-death-metal бэнд в этом году впервые за 8 лет не побоялся выпустить новую студийную пластинку, порицания не заслуживает.
Дата формирования Benediction чаще фигурирует как год 1989-й. Есть инфа, что годом ранее. Тем не менее, персонажи те же: вокалист Mark „Barney“ Greenway, гитаристы Darren Brookes и Peter Rewinsky, басист Paul Adams и барабанщик Ian Treacy на обломках группы Stillborn собрали в пролетарском Бирмингеме формацию Benediction. Поскольку кое-какой музыкальный опыт у молодых людей уже был, в короткие сроки было наиграно первое демо „The Dreams You Dread“, ставшее вдруг легендарным и привлёкшее внимание людей чуть дальше пределов кишащего тогда начинающими группами британского андерграунда. Приятель коллектива, ныне уже давно бывший «напалмовец» Mickey Harris помог ребятам наладить контакт с немецкой компанией Nuclear Blast и посодействовал в заключении первого контракта Benediction. Бюргеры в те годы не сильно расшвыривались деньгами и выделили на запись дебютного альбома британцев ооочень осторожный бюджет. Но энтузиазм и свежие идеи в головах музыкантов было не смыть даже отстойным английским пивом. Первым релизом стала семидюймовая сплит-винилка “Confess All Goodness” с австрийской gore-death формацией Pungent Stench. Полнометражная пластинка „Subconscious Terror“(90), кусок сырого, мрачного и напористого, прокаченного среднетемпового и скоростного с низким рёвом brutal-death-thrash metal стала эмоциональным и таким же культовым продолжением демо-ленты, что фирмачей из Nuclear Blast приободрило. Началась кропотливая концертная работа. Но тут возникло неожиданное западло в виде вокалера Барни Гринвэя. Одного коллектива для проявления своих способностей ему было недостаточно, и он во всю мощь лёгких ещё голосил в уже зарекомендовавшей себя земляческой группе Napalm Death. В какой-то момент концертные расписания двух коллективов вошли в неразруливаемый клинч, и участники Benediction с тяжёлым сердцем поставили Барни перед выбором, мол, зёма, определись всё-таки, с кем ты. А тот, с таким же тяжёлым сердцем и с прицелом на светлое будущее выбрал Napalm Death. Только недавно открывшаяся лавочка оказалась под угрозой закрытия. Не сильно весёлые мысли о поиске нового фронтмена для гастролей и новых записей дэтстеры программно стали заливать алкоголем.
Именно в питейном заведении был выкопан новый вокалист молодого британского коллектива. В пабе Costermongers Pub участники Benediction познакомились с Dave Ingram и после опохмельной репетиции решили, что он самая подходящая кандидатура для продвижения своих музыкальных идей. «Мне пришлось всё-таки побороться, чтобы попасть в группу, – вспоминал потом Инграм. – Я думаю, что группа увидела, насколько я хотел этим заниматься. Возможно, увидела огонь в моих глазах». Инграму не удалось посидеть без дела; быстро отрепетировав имеющийся материал с новым участником, Benediction отправились в европейского турне с Autopsy, Bolt Thrower и подающими надежды Paradise Lost, следом в ещё в одно турне с Nocturnus и Bolt Thrower. Параллельно с этим велась работа над второй пластинкой “The Grand Leveller”(91). Примечательно, что ещё до её выхода, не имея на руках свежего материала, группе зарядили ещё одно турне по 12 странам Европы, но уже в качестве хэдлайнера. Об интересном эпизоде указывают некоторые биографии Benediction. Во время этого турне они давали концерт в ныне бывшей Югославии. Сразу после концерта группе пришлось в срочном порядке покидать страну, так как именно в этот момент в стране начался известный всем конфликт. Только после всех разъездов и приключений в бирмингемской студии Silverbitch Studios инженер и продюсер Paul Johnston закончил работу по приведению в приличный вид “The Grand Leveller”. По качеству и эффективности сочетания рифов релиз был на голову выше предшественника, влияние первых пластинок Death стало ощутимее, не считая тупых слейеровских соло. Да и звук был приближен к шедевру американцев 90 года “Spiritual Healing”. Вдруг появилась сбалансированная ритм-секция и столь необходимые низы. Отметим и нового фронтмена Benediction, чей примечательный низкий регистр производил на ещё неизбалованную публику желаемый грубый мясной эффект и отлично подходил к атональным жужжалкам и танковым рифам в пику коллегам из Bolt Thrower. Кстати, тогдашний вокалер Bolt Thrower Karl Willetts принял участие в записи песни “Jumping At Shadow” на новом альбоме. Отметим характерную монотонность, присущую большинству релизов британцев, заглавный трек, песню “Graveworm” и кавер Celtic Frost “Return To The Eve”. Выход диска поддержала серия концертов по Англии и Германии в спайке с Dismember и Massacra. Бирмингемцы поднимали голову всё выше и выше, что, увы, не избавило группу от постоянных траблов с составом. В конце 91 года резко потерял интерес к группе басист Пол Адамс, и для ближайших гастролей Benediction с Bolt Thrower и Asphyx пришлось воспользоваться поддержкой сессионного басиста Simon Harris, которого по дружбе привёл барабанщик Йен. Речь шла уже об осенних разъездах 1992 года, когда бирмингемцы выпустили миньон “Dark Is The Season”(92), где партии баса взял на себя гитарист Даррен. Новые треки демонстрировали крепнущие технические данные Benediction и зреющий подход к сочинению материала. Несколько интересных рифов в “Foetus Noose”, массивный кавер Anvil “Forget In Fire”, тягучий заглавный трек с психотропными пассажами: всё, чем это хозяйство запомнилось. В 92 году Nuclear Blast ещё выпустили лимитированный виниловый сингл “Experimental Stage” с перезаписанной версией песни из дебютного альбома. Осенние гастроли группы были омрачены трагедией – во время перемещения коллектива по Испании разбился автобус с оборудованием. В аварии погиб техник Michael ‘Spike’ Hall. Группа прервала концерты, чтобы похоронить товарища в Англии, после чего в память о Спайке продолжила гастроли.
Пора было ковыряться с новыми песнями, но приглашение отыграть в 1993 году три концерта в Голландии, Бельгии и Израиле никак нельзя было пропустить. В качестве басиста с группой поехал бывший участник Frank Healy. Его-то и удалось уговорить примкнуть к Benediction на постоянной основе. Говорят, что концерт в Израиле прошёл с таким успехом, что владелец клуба в Тель-Авиве предложил музыкантам отыграть ещё один концерт на следующий день, и те, переодевшись в арабов, рубили там во второй вечер культовые рок-кавера Nirvana, Judas Priest, Thin Lizzy вперемешку со своим творчеством. Израильский промоутер, кстати, посодействовал концертным съёмкам выступления Benediction, в результате чего на первой части популярной видео-компиляции Nuclear Blast “Death is just the beginning” появился концертный клип на трек “Foetus Noose”. Новый студийный опус Benediction так же оформлял Пол Джонстон, придав альбому “Transcend The Rubicon”(93) целостность и агрессивность, неизменно ценящуюся среди поклонников death-metal. Треки “Unfound Mortality”, “Nightfear” и другие смашеры с этого альбома числятся среди лучших композиций британцев. Кроме того были переработаны две композиции с дебютного альбома, получившие адекватное звучание. Содействовало раскрутке диска интересное совместное турне с Atheist и Cemetary, после чего всё надоело барабанщику Ian Treacy и его ненадолго заменяют старым приятелем коллектива Paul Brookes. Его боевое крещение состоялось в январе 94, года Benediction дал свой первый концерт в Португалии. Вскоре подоспел и новый пятитрековый EP “The Grotesque/Ashen Epitaph”, на котором имелось две неизданные песни, соответственно “The Grotesque” и “Ashen Epitaph”. На мощных, с полированным трешевым звуком, аккуратных песнях ещё слышно игру Ian Treacy. Их дополнили тремя концертными классическими треками, записанными Benediction уже с новым барабанщиком в небольшом клубе в Бирмингеме. Студийные песни обзавелись видео-версиями, которые в старые добрые времена крутили по MTV, видео “Ashen Epitaph” вошло в состав сборника “Death is just the beginning 3”. Пол вроде обжился в группе; британцы при поддержке нового менеджмента отправились с Bolt Thrower в американское турне, дав пару концертов в Мексике, а так же выступив на крупнейшем американском метал-фесте в Милуоки. Посреди тура некие обстоятельства вынудили Bolt Thrower вернуться в Англию, но их земляки с достоинством откатали гастроли в Америке до конца, собирая своим авторитетом непримиримой, не идущей на музыкальные компромиссы death-metal формации неплохую кассу и наполняя клубы.
Подготовив половину нового студийного альбома и забукировов своё участие в гастрольном фестивале Nuclear Blast Festival, запланированном на начало 95 года, коллектив снова остаётся без барабанщика. Paul решил зарабатывать на хлебушек звукорежиссёрством. К радости Benediction им быстро подвернулся талантливый 18-летний парняга Neil Hutton, игравший в базирующейся в Бирмингеме группе Warlord. Он не только качественно записал новый диск “The Dreams You Dread”(95), но и подержал все концерты Benediction, включая все фестивали (11 концертов Nuclear Blast Festival), турне с заездами в Германию, Голландию, Австрию, Чехию, тусовки с Merciful Fate, Machine Head, Pro-Pain, оригинальным составом Venom, и официальное европейское турне с группой Death. Кстати, с Чаком Шульдинером у группы были очень тёплые отношения. Ему была симпатична дэтовая “no-shit” постановка британцев, и он сам тогда выбрал Benediction своим саппортом в Европе. Очередная пачка новых песен в течение шести недель снова записывалась в Rhythm Studios под руководством Paul Johnston, очевидно накрепко сросшимся с коллективом. Звук его руки был узнаваем и ассоциировался с Benediction слету. «Мы пробовали разные технологии, имеющиеся в студии, и никогда не форсировали запись. – сказал вокалист, комментируя полуторагодовой процесс сочинения диска. – Тебе нужно время на запись. Если ты спешишь, побыстрее записываешь альбом на пленку, и он оказывается дерьмовым, то он там навсегда». Не смотря на название альбома “The Dreams You Dread”, повторяющее название самой первой демо-ленты группы, все песни на альбоме новые, а название, по словам участников, служило знаком благодарности своим фэнам за многолетнюю поддержку. Новый диск соединял прошлое и настоящее Benediction, как в звуке, так и в композиторстве. Инграм рассказывает: “Мы тогда получали много просьб от наших европейских и американских фэнов, сделать что-то вроде “Subconscious Terror”, поскольку этот альбом сразу всплывает в голове, когда думаешь о Benediction. Мы сели всей группой в студии и решили сделать альбом back to the basics, и не парить никого супертехникой. Для кого-то это как бы шаг назад, но это эволюция для Benediction”. Из-за названия ведущей композиции нового альбома – “Down On Whores (Leave Them All For Dead)” – на которую был снят клип, MTV America отказалась его транслировать; европейцы пару раз увидели. Практически два года с перерывами коллектив выступал в поддержку “The Dreams You Dread”, пока надолго не вернулся в Англию, чтобы спокойно поработать над новым студийником.
Пришло время менять рубашку. Музыкальный ландшафт, в том числе метальный подвергался стремительным изменениям, и лейблы стали очень капризно относиться к звучанию новых записей своих подопечных. Новый диск Benediction “Grind Bastard” продюсировал набирающий вес и моду Andy Sneap, гитарист группы Sabbath. Потому результат звучал как никогда современно за всю историю Benediction. Максимальная плотность гитар, никакой стадионной размазанности и супер-пространств, квантованные барабаны, песни-конфетки. Может фэнам первой волны будет не в кайф, но замечу, что группе давно нужно было так звучать, чтобы все их фишки, энергетические заявы, прямолинейные двухчетвертные трешовые срывы имели такой эффект и проявились так ярко, как в death-хитах “Magnificat”, “Agonised” или “Deadfall”. Многого стоит кавер Judas priest “Electric Eye” и хумпа “Carnicoma Angel” с гармониями Death! Nuclaer Blast организует отличный концертный замес с участием Hypocrisy, Benediction, Kovenant и Children Of Bodom. Увы, но летнее выступление британцев на Wachen Open Air в 98 году стало последним с вокалистом Dave Ingram в составе. У того возникли личные причины, по которым он ненадолго перешёл в Bolt Thrower, пока туда не вернулся прежний вокалист Karl Willetts, а потом занялся своими проектами. Потребовалась срочная замена. Ведь на повестке дня были новые гастроли с легендой Death. Они оказались особенно памятными, так как стали последними гастролями Чака Шульдинера (RIP). В этих концертах, а так же в последующей связке с Immortal на месте нового вокалиста Benediction фигурировал новичок Dave Hunt, голосящий ещё в Mistress и Anaal Nathrakh. Записанный с ним в 2001 году диск “Organised Chaos” можно смело назвать продолжением “Grind Bastard”, только с менее причёсанным, old-school звуком (тумблерами и языком снова щёлкал Andy Sneap), и с преимуществом среднетемповой рифовой каши (лучший грувовый образец “Diary Of A Killer”). Зато есть “Suicide Rebellion” и “I Am The Desease” – угарное скоростное молотилово, “Temple Of Set” – отличный дэт-хардкор, “Suffering Feeds Me” тоже подойдёт для безумных клубных «котлов». Dave Hunt старается только поначалу напоминать Инграма, но в процессе альбом даёт больше металкора и не лезет сам себе в глотку.
После этого начинается затяжной период разброда и шатания по боковым проектам и неурядиц в составе. 2002-2003 годы прошли относительно насыщенно, Benediction с удовольствием принимали на фестивалях, имело место ещё одно турне с Bolt Thrower, прошедшее без мордобоя. Ряды группы в направлении Stampin’ Ground оставил барабанщик Neil Hutton, и у него в 2005 году появляется просто чумовая замена – Nikolas Barker (ex. Cradle Of Filth и Dimmu Borgir). Боссам из Nuclear Blast такой факт понравился, и группе продлили контракт на выпуск нового альбома. Активность Benediction была заметной, и в 2006 году все ждали появления чего-то на CD. Но с Баркером оказалось не всё на мази. Сначала Баркер повредил лодыжку во время загадочного «инцидента в Эстонии», и работы над новой пластинкой отложились. Потом Николас получил заманчивое предложение поработать с Testament над их новым альбомом и в концертной программе. И пока он при согласии обеих команд рубился с кумирами молодости, в текущих концертах и в подготовке новых песен Benediction выручал всё тот же Neil Hutton. В 2007 году британцы отметились в составе участников фестиваля в честь 20-летия Nuclear Blast. Кроме того, вокалист Dave Hunt записывал альбомы и выступал с двумя другими своими группами Mistress и Anaal Nathrakh, а бас-гитарист Frank Healy принял участие в реформировании Cerebral Fix. Над новыми треками трудилась только неизменная парочка гитаристов Daz и Rewy. В общем, поступили Benediction по-человечески, и как водится часто в таких случаях, себе во вред. Наконец, все собрались, и всё срослось, – новый диск “Killing Music” выходит в августе этого года, с парой кавер-версий хардкоровых команд Broken Bones и Amebix впридачу. Лимитированная версия получила ещё две бонус-песни и DVD. Продюсировал свежий материал босс Anaal Nathrakh Mick Kenney; в записи нового альбома такой исторической группы приняли участие гости Karl Willets (Bolt Thrower ), Kelly Shaefer (Atheist), Billy Gould (ex-Faith No More), The Fog (Frost), владелец Nuclear Blast Records Markus Staiger и даже журналист Thorsten Zahn из немецкого журнала Metal Hammer. Басист Frank Healy: «Что касается звука, то получилось миленько и грубо. Нас тошнит от всех этих «полированных» альбомов». Про песни же можно сказать, что “Killing Music” мог быть второй частью “Organized Chaos”, выпущенной в то же время, семь лет назад. Впрочем, для британского коллектива это имеет эффект виски.
Новый альбом, откровенно говоря, не подскажет, надолго ли бирмингемцы снова появились. Сдаётся, что абсолютно новой группе с такой музыкой в наше время будет трудно добиться такого статуса, каков сейчас у Benediction. Зато фанаты группы в Европе снова увидят своих любимцев в рамках хэдлайн-турне “No Reunion Needed” в сентябре-октябре 2008 года, с Holy Moses и Nominion. На весну/лето 2009 года Benediction замахиваются на американское турне и надеются разрулить все бюрократические трудности с получением виз.
Сайт: www.myspace.com/benediction.uk