«Пение – это оху…но здорово!
Если оно действительно качественное,
то это так же хорошо, как хороший секс.
У меня всегда возбуждаются соски,
когда я на сцене»
J.Osborne
Иной раз самобытному исполнителю стоит пожелать одним случайным хитом заработать себе купюр и славы, а потом, не спеша, не разбрасывая бисер, выражать себя творчески в первоначально задуманном виде. Кто и как реализует этот шанс, и кто оказывается крепче – масскульт или исполнитель – штука непредсказуемая. Давно мы о красивом не рассказывали, всё какие-то орущие мужики волосатые и апокалиптичные злобари. Шучу, конечно :0). Но из женской половины музыкального мира, действительно, давно никого внимательно не рассматривали. Пора.
Американская блюз-соул-рок-кантри исполнительница Joan Osborne – дочь генерального подрядчика и декораторши интерьеров. Её католическая семья росла и крепла в городке Anchorage в штате Кентукки, недалеко от Louisville. Джоан родилась 8 июля 1962 года под именем Элизабет, второй по старшинству среди шести детей. По собственным воспоминаниям росла довольно вздорным, незашуганным ребёнком с причудами. В первом классе заявилась после школы домой и сказала, что отныне её будут звать исключительно Джоан. Сколько себя помнит, всегда была социально сознательной и активной. В хай-скул отлично училась, была гордостью мамы, заинтересовалась панк-роком, музыкальным театром, но представляла себя скорее врачом, чем музыкантом. «Там, откуда я родом, сама идея стать профессиональным исполнителем кажется нереальной и в каком-то роде заносчивой. Я с детства любила музыку, но никогда не думала о ней, как о карьере». Голос у Джон был заточен под блюз и соул, с хрипотцой и загибами Джениз Джоплин, Этты Джеймс, Аретты Фрэнклин и Мэвиса Стэплза. Однако успехи дочери не помешали сердобольной верующей маме выгнать дочь из дома, когда узнала о том, что Джоан в 17 лет уже вкусила плодов любви по самую кочерыжку. Джоан закончила хай-скул в 1980 году и перебралась в Луисвилл, чтобы всего полтора года проучиться в театралке при местном университете. За это время пела в мюзиклах и даже непродолжительное время поработала в театре Burt Reynolds Dinner во флоридском Юпитере. В общем, кантовалась девица-активистка тут и там, пока не получила небольшую стипендию, на которую решила поучиться в киношколе при Университете Нью-Йорка, куда, соответственно и переехала, подальше от родной глубинки.
Фильммейкера-документалиста из госпожи Осборн не получилось, как показала история. В процессе учёбы, у ней «вдруг» подошли к концу отложенные баксы, и какой-то период она даже пребывала в панике по поводу своего напрочь подвешенного состояния. И вот как-то раз, в таком эмоциональном упадке друзья вытащили её из съёмной квартирки и загрузились в блюзовый караоке-бар Abilene в Нью-Йорке, где напоили, и к 3 часам ночи уговорили подняться на сцену. Здесь она сбацала классическую “God Bless The Child” Билли Холлидэя, после чего открыла в себе глубочайшую страсть к этому огромному и бездонному миру музыки. О кино она тут же забыла: «Есть в музыке некая безотлагательность, которая меня всегда цепляла, – говорит Осборн. – Когда ты работаешь над фильмом, от начальной идеи и до финального продукта, – это долгий и дорогой период, в который вовлечено много людей, техники и всё такое. А пение непосредственно и по настоящему очищающе, и это доставляет мне удовольствие». Пианист-резидент, выступавший тогда в баре, уговорил Осборн выступать с соул-блюзовыми джемами здесь каждую неделю. Оценив внутренне масштабы качественно новой обретённой любви, Джоан с головой погрузилась в творчество и решила основать на оставшиеся деньги с помощью друзей собственный лейбл Womanly Hips. Сначала она постоянно тусовалась по таким вот караоке-клубам, медленно, но верно, приобретая почитателей, а потом вошла во вкус, собрала концертную группу и выступала по пять дней в неделю. Нью-йоркская фан-база начинающей исполнительницы окрепла настолько, что в 1991 году Джоан решилась на выпуск под маркой своего лейбла Womanly Hips тиражом в 5 тысяч первого альбома, концертника “Soul Show”, а в 93 году – трехтрекового альбома “Blue Million Miles”. Сильно чувствовалось влияние Дженис Джоплин, но с большей роковой составляющей. Записи продавались везде, где только можно было, помогая Джоан расширить круг слушателей и нужных знакомств.
Позже в 93 году вице-президент PolyGram Records Rick Chertoff предложил Джоан впервые подписаться на его новой рекорд-компании Blue Gorilla (подразделение Mercury), и ещё до завершения контрактных формальностей пригласил Джоан участвовать в творческом воркшопе в Katonah (Нью-Йорк) с кучей других молодых музыкантов. Здесь и укомплектовалась группа, которая записывала вместе с Осборн её первую мажорную пластинку “Relish”: Rainy Orteca (бас), Charlie Quintana (барабаны), Rob Hyman (клавишные) и бывший гитарист группы Hooters Eric Bazilian. Именно последний парниша и отвечает за создание самого мощного хита Джоан, создавшего ей инерционное движение по сей день. Были слухи, что композиция “One Of Us” была написана в соавторстве с Принсом. Говорит Джоан: «Нет, эту пеню написал именно Eric Bazilian, соавтор альбома “Relish”. Мы были в студии, сочиняя и записывая альбом, и он принёс эту песню, как нечто, что сочинил для себя. Он записал демо, прокрутил нам и спросил, что мы по этому поводу думаем. В ней было что-то от Леонарда Коэна, она была мрачноватой, какой-то печальной. Продюсер услышал песню и сказал: «О! какая красивая песня! Джоан, почему бы тебе не попробовать спеть её?» Я была не против, но не хотела подавать песню в таком виде. В тот момент мы много сочиняли в стиле Аппалачей, типа “hillbilly”, так что я постаралась привнести это в песню, – более светлый оттенок, в высоком регистре. В итоге на альбоме появилась более нежная версия песни. Я представила себя ребёнком, спрашивающим: «А что если Бог – один из нас?», как обычно дети задают вопросы, на которые на самом деле нет ответов». Принсу, кстати, песня понравилась очень, он даже решил исполнять её на своих концертах. А вот те самые строчки “What if God is one of us…” на тот момент вызвали неоднозначные реакции служителей церкви и ряда верующих. Мол, как это так, представить Бога простым пассажиром автобуса, пытающемся просто доехать до дома… С тех пор изменилось многое, и режиссёра и сценариста фильма «Билл, Всемогущий» вместе с Джимом Керри и Морганом Фриманом на костре не сожгли.
Как ни странно, сама Осборн до конца не была уверена в уместности песни на альбоме. Она существенно отличалась от всех остальных песен, и именно поэтому многие люди обломались, купив альбом целиком. Именно поэтому два последующих сингла “Right Hand Man” и “St.Teresa” по сравнению с самой коммерчески привлекательной “One Of Us” просвистели как фанера над Парижем. Всё-таки уроженка Кентукки давала больше блюза, госпела и соул с рок- и фолк-кантиком и личной харизмой. Но было поздно; успех был грандиозный, альбом “Relish”(95) стал трижды платиновым (всего пять миллионов проданных единиц), сам трек “One Of Us” попал в Top 5, последовали шесть номинаций Grammy (не досталась ни одна), а концертная и промоутерская жизнь Джоан завертелась в чумовом режиме. Журнал Rolling Stone поместил её на свою обложку и назвал “sexy and earnest”, хит “One Of us” позднее стал тематической песней сериала “Joan Of Arcadia”. Энергетические выступления Джоан энд зе бэнд и её крепнущий вокальный перформанс вызывали неизменный интерес во время масштабного турне 97 и 98 годов Lilith Fair. Тот, кто млел от Tori Amos и Sarah McLachlan, легко воспринимал и Джоан Осборн, искреннюю, открытую, по-своему сексуальную и харизматичную. Джоан, устав от необходимости пиарить себя, вообще занялась собственными душевными позывами: «Чем я горжусь помимо прочего, это тем, что смогла поехать в Индию и выступить перед Далай Ламой на концерте в поддержку тибетских беженцев. Я также немного смогла поучиться музыке qawaali у Нусрат Фатех Али Хана, что оказало на меня сильное воздействие». Ещё записала песню “Baby Love” для саундтрека к фильму “For Love Of The Game”. Чтобы компенсировать отсутствие полноценного альбома, лейбл Mercury Records решил переиздать самые первые записи Джоан под названием “Early Recordings” (96), разные по качеству, но в целом честно отражающие ранние концертные таланты и косяки певицы. Когда шум и гам вокруг “Relish” закончился, Джоан приступила к записи второй студийной пластинки с рабочим названием “Curds&Whey”. Но тут в умах руководства Mercury что-то случилось, и они, задвинув на полку наполовину записанный материал, разорвали с Джоан контракт.
Пришлось Джоан собирать волю в кулак и на собственные деньги записывать новый альбом сначала, на собственные средства. “Righteous Love”(2000) представлял собой уравновешенную смесь рок-электрики и акустического блюза, обильно приправленного эмоциональным пением и этно-звуками тут и там. Можно от души порекомендовать “Running Out Of Time” с ситарным бэком, “Safety In Numbers” с би-джизовским душком, красивый поп-блюз-госпельный медляк “Angel Face”, а так же комбинацию кельтики и ближневосточных витиеватостей в “If I Was Your Mаn”. Из “Grand Illusion” можно было сделать позитивный дорожный трек, но нет, – надо было поумничать. Всё равно диск получился добротным и сочным. Чартовый провал “Righteous Love” по сравнению с “Relish”, как можно легко предположить, нашу героиню нисколько не колыхнул, и она быстро озадачилась новой записью. На очереди был альбом соул-перепевок “How Sweet It Is”, на создание которого и настроение во многом повлияла небезызвестная успешная атака на Торговый центр в Нью-Йорке. «Я хотела петь песни, которые отражают это переоценку отношения друг к другу, которое у людей появилось…. отражают этот дух единства, назовите это как хотите. Я много работала над балансом. Мы не живём в вакууме, а живём в определённое время, где происходят определённые вещи. Я хотела обратиться этим любым, самым маленьким способом». Джоан вообще весьма охотно всегда исполняла и исполняет чужие песни. «Я много чего сочиняю, в том числе и совместно, и на своих альбомах. Думаю, что сочинительство для меня самое большое открытие. Не скажу, что для меня это нечто естественное, как для некоторых людей, для меня это тяжёлый труд. Но если тебе удаётся что-то, что тебе очень нравится, то это всегда удовлетворяющее ощущение. Но я люблю петь песни и других людей. Не хочу ограничивать себя вещами, которые могу сама продюсировать как автор. Вокруг столько потрясающих песен других людей, которые я бы хотела спеть. Так что мне нравится и то и другое».
Творческая жизнь шла своим чередом. И хоть мега-прорывов в карьере Осборн больше не случалось, без дела дама не сидела. После издания “How Sweet It Is”(2002) певица решила при поддержке Compendia Media Group восстановить работу своего лейбла Womanly Hips и ежегодно проводить под этим же названием фестивали. Кроме того, Джоан участвовала в работе нескольких благотворительных женских проектов, а в 2003 году была вовлечена в запись альбома в помощь больным СПИДОМ и запись трибьютной пластинки в честь госпел-звезды Sister Rosetta Tharpe “Shout, Sister, Shout”. В 2002 году она появилась в документальном фильме “Standing In the Shadow Motowns”, при этом не стеснялась экспериментировать, продолжая вписываться в крупные гастрольные проекты – с Funk Brothers, The Dixie Chicks и рок-ветеранами The Grateful Dead. Не говоря уже о регулярных собственных концертах. В 2003 открыто заявила о своей бисексуальности, мол, если дамочка красивая, и я ей взаимно нравлюсь, то почему бы и нет? Впрочем, подчёркивается при этом, что историй с мужчинами в её жизни гораздо больше. Само собой, в декабре 2004 года Джоан родила первого ребёнка, дочку. Предположительно, отцом ребёнка является давний участник The Grateful Dead, – турне значит прошло не зря. Имя и фотографии дочери никогда в прессу не просачивались. В 2005 году увидели свет сразу две пластинки с именем Джоан: “One Of Us” (банальный “The Best”) и “Christmas Means Love” (коллекция из 12 классических рождественский перепевок), а пока они усваивались, певица готовила новую студийную пластинку – очередной сюрприз для поклонников её многогранного таланта и неуёмной энергии.
“Pretty Little Stranger”(2006) стал целиком кантри записью Осборн, как она сама выражается, её Американой. Диск записывался в Нэшвиле с продюсером Steve Buckingham, собравшем пару блюграсс-альбомов Долли Партон. Не сказать, чтобы в кантри было какое-то откровение со стороны Джоан; ну чем бы душа не тешилась. По крайней мере, запись на фоне сотен подобных релизов воспринимается гармонично и классически, с приятными мотельными “What You Are” и “Please Don’t Tell Me How The Story Ends”, придорожными “Pretty Little Stranger” и “Shake That Devil” и чуть роковой “Dead Roses”. «Было очень интересно окунуться в традиционную кантри-культуру. Я слушала много материала из 50-х и 60-х годов, George Jones, Tammy Wynette, Willy Nelson и всё в таком роде». В связи с появлением дочери у певицы появились планы записать альбом колыбельных песен, дело до которого пока не дошло. Дошло дело до новой студийной пластинки в 2007 году “Breakfast In Bed”, где Джоан решила продемонстрировать интимные способности своего голоса и отдалась на волю так хорошо удающемуся ей соулу. Снова в ход пошли кавер-версии, глубинно-прочувствованные и адекватно записанные: “Ain’t No Sunshine”, “Sara Smile”, “Kiss And Say Goodbye” и прочие драгоценности. Между ними удачно устроилась парочка собственных треков “Cream Dream” и “Heart Of Stone” – настолько душевных и сладких, что ими мог бы обрасти полноценный собственный релиз госпожи Осборн. За бонусы сойдут лайвовые треки, завершающие “Breakfast In Bed”.
Что публика восприняла с повышенным энтузиазмом, так это работу над полностью новым диском “Little Wild One”, для записи которого декаду спустя Джоан собрала тот же состав, что записывал “Relish”. Настроение у альбома получилось смешанным в самом хорошем смысле слова – от поп-рока в “Sweeter That The Rest” и нежной с придыханием “Little Wild One” до хиппи-блюза “Rodeo” и кантри-оды, которую уроженка Кентукки посвятила музыкальной родине Нью-Йорку – “Bury Me On The Battery”. Качество материала авторства старой команды тоже оказалось покрепче, оно читается с первого же прослушивания, выдавая явное удовольствие от исполнения в и без того обожающей петь Джоан. Проведя несколько разогревочных выступлений в знаменитом Cutting Room в Нью-Йорке, Осборн с вновь обретённой командой планирует совершить турне по Америке. А дальше – куда кривая вывезет. «Живые выступления – моя любимая вещь. Но сейчас я не выступаю так много, как делала раньше, потому что ездить по гастролям с дочерью – достаточно утомительно. Но всё равно, я несколько раз в году устраиваю гастроли. Не по месяцам, конечно, иначе я схожу без дочери с ума».
Сайт: www.joanosborne.com